Технологическая карта урока по развитию речи. Форма проведения- урок- мастерская " За что спасибо?"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

 Гайдукова Татьяна Михайловна

Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе.  На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, который. взят из материалов для подготовки к ГИА. Данный урок способствует умению работать с текстом, аргументированно выражать своё мнеиие.  Знания и умения, полученные на этом уроке будут   актуальны при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок- мастерская " За что спасибо?"37.74 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ   РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Технологическая карта урока

Учитель русского языка и литературы: Гайдукова Татьяна Михайловна

                                           Организация: муниципальное автономное   общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Усть-Илимск, Иркутская область.

Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе.  На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, который. взят из материалов для подготовки к ГИА. Данный урок способствует умению работать с текстом, аргументированно выражать своё мнеиие.  Знания и умения, полученные на этом уроке будут   актуальны при подготовке к ОГЭ.

Тема

    «За что спасибо?»

Цель:

- Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, показать роль деталей предмета в художественном тексте.

Задачи:

- формировать личность ребенка (нравственные ценности, уважительное отношение к своей семье и окружающим людям);

- развивать умения школьников в написании сочинения- рассуждения, определении типа текста, его основной мысли;

- способствовать развитию умений составлять план текста, аргументированно выражать своё мнение по тексту.

Формируемые УУД

Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, умение самостоятельно организовывать свою деятельность;

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

Коммуникативные УУД: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев, представлять результат своей работы.

Планируемые предметные результаты обучения

Уметь создавать текст – рассуждение на заданную тему

Основные понятия

Типы речи, рассуждение как тип речи

Формы работы на уроке

Наблюдения над языком текста, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование, обеспечение

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока выполненная учителем
  2. художественный текст – рассказ Бориса Екимова,
  3. раздаточный материал (приложения №1,2,3,4)
  4. Толковый словарь Ожегова С. И.
  5. «билетики»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

0..Подготовительный  этап

Конструирование  урока в соответствии с его целями и задачами .

Разрабатывает структуру урока, продумывает деятельность учащихся на уроке , подбирает необходимые  материалы по теме урока , готовит презентацию  по теме урока.

Готовят словарь нравственных понятий: благодарность, заботливость, доброта, Находят нужную информацию, оформляют её.

Л: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение; обладание учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

П: Работа с информацией,  преобразование одного вида информации  в другой (текст, схема, список); умения поиска и выделения необходимой информации;

1.Организационный

Создание благоприятного климата на уроке

При входе в кабинет учащимся раздаются билетики  разного цвета для поездки на электричке.  

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. Сообщает о том, что этот урок пройдёт в импровизированной электричке  и просит представить себе её.

 

ребята рассаживаются на места, соответствующие цвету билета, таким образом формируются группы для работы на уроке.

.Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место, рассаживаются по группам

Л: психологическая готовность учащихся к уроку,

обладание учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

2.Индуктор

создание эмоционального настроя, включение в творческий процесс

 Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Спасибо»

https://www.youtube.com/watch?v=fNcparnxQ3U

 Смотрят и слушают предложенный учителем видеоролик

Л.  Анализировать  и характеризовать своё эмоциональное состояние

Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных  состояний,т.е.формировать операционыый опыт

3.Социоконструкция

Индивидуальное создание гипотезы , схемы, текста, рисунка

 - Какие чувства вы испытывали при просмотре видео?

 - А часто ли мы с вами говорим слово «СПАСИБО»?

- Умеем ли быть искренне благодарными?

- Работа с Толковым словарём (Ожегова С.И.З значение слова, история слова): Какую информацию нашли?

1) Слова благодарности, признательности за что-л. 2) Выражение благодарности, признательности за что-л. 1) Употр. при выражении вежливого согласия на что-л. (запись в словарь нравственных понятий)

- Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их по необходимости

 

 Отвечают на вопросы

записывают в словарик  нравственных понятий

4.Деконструкция  и реконструкция

 Работа с текстом, деление его на смысловые части, вопросы для осмысления текста

Учитель организует работу по группам.

 Задание: прочитать предложенные тексты и ответить на вопросы.

 Для первой группы: 1 часть текста   (приложение №1):

 Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, лёгкий мороз. В середине ноября, когда уезжал я из Волгограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся – за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, людские селенья – всё в снегу.

Живи и радуйся.

 А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться.  Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне.  Потом – слякотный перрон, под ногами – жижа. Городские зимние угрюмые сумерки.

 Молчаливый людской поток несёт тебя ко входу в метро.  Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах...

Потом – больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания...  К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.

Снова – метро, его подземелья. Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню.

Так и текла моя московская жизнь: за днём – день, за неделей – другая.

Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. Ничему не рад, даже зиме и снегу.

-Каким вы себе представляете рассказчика?

- Какое настроение вызывает начало рассказа?

- Предположите, что было дальше.

 Для второй  группы предлагается прочитать  продолжение рассказа  ( приложение №2)

Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. Уселся, газету развернул для порядка. Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили...

Вечерний поезд, усталые люди. )3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается.

Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты – словом, учёба. Потом Новый год вспомнили.

– Подарки пора покупать... – сказала одна из них. – А чего дарить? И всё дорого.

- В чём повезло рассказчику?(подтвердить текстом)

  - Что вы можете сказать о таком везении?  (лёгкая ирония)

 -  «А , правда, что дарить?»- такой вопрос  есть в тексте. И правда… что дарить накануне Нового года…

 Задание  для третьей группы : Текст  часть 3)

– Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка. – Когда же ты успеешь?!

– А ты?..

– Ой, у меня почти всё готово...– восхищённо застрекотала девчушка. – Маме я ещё осенью купила домашние тапочки на войлоке. У мамочки ноги болят от резины... А там – войлок. Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек.

Получилось – картинка. Ой, как мама обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. Лицо живое, милое.

– А дедушке я прямо в этой электричке подарок купила, – продолжался рассказ.

– Он любит читать детективы, и я ему купила целых два тома. Он будет такой довольный! – прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. – А бабушке...Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. Я уже всё разглядела. Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. Она так будет рада!

И снова – счастливый смех. Лицо девушки светилось радостью, глаза сияли.

– А папочке... У нас такой папа хороший, работящий. И я ему подарю...

Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. Опустились на колени раскрытые книги, развёрнутые листы газет. Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок...

 Вопросы к третьей части текста:

Кому и что подарит  девушка к Новому году?  Почему именно эти подарки она приготовила для своих близких? Подтвердите это текстом

- Как выбор подарков характеризует эту девушку?

Задание для 4 ой группы  ( текст-часть 4)

А тем временем электричка уже спешила к моей станции. 3десь выходит много народу. Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угадывая, какая из них? А молодая женщина, что сидела напротив, на прощанье сказала:

– Спасибо тебе, милая.

Девушка не поняла, о чём речь, улыбнулась недоумённо: за что, мол...

И в самом деле – за что?

Я вышел из вагона. Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. Спасибо той девочке, которая подарила надежду и заставила задуматься о добром.

- За что люди, выходящие из трамвая, говорили девушке : « Спасибо» ?

- Как автор отвечает на этот вопрос? (  подтвердите текстом)

Как и почему изменилось настроение рассказчик?

 

Каждая группа работает со своим фрагментом текста: Учащиеся читают текст.,  .отвечают на вопросы.

Обосновывают свои ответы.

Вопросы   для 1ой группы:

-Каким вы себе представляете рассказчика?

- Какое настроение вызывает начало рассказа?

- Предположите, что было дальше.

обсуждают в группе , предлагают свои варианты развития событий.    После обсуждения  выступает один ученик от группы, отвечая на вопрос : « Так  что же произошло дальше? Как ,по – вашему разворачивается ситуация?

2ая группа отвечает на вопросы:

- В чём повезло рассказчику?

(подтвердить текстом)

  - Что вы можете сказать о таком везении?  (ирония)

 -  А , правда, что дарить?- такой вопрос  есть в тексте. И правда… что дарить.накануне  Нового года…

 А как бы вы ответили на этот вопрос? Что бы вы подарили на Новый год своим  близким? (Предлагают свои варианты)

Третья  группа отвечает на вопросы:  

- Кому и что подарит девушка к Новому году?  Почему именно эти подарки она приготовила для своих близких? Подтвердите это текстом.

- Как выбор подарков характеризует эту девушку?

Вопросы для 4ой группы.

- За что люди, выходящие из трамвая, говорили девушке:

«Спасибо» ?

- Как автор отвечает на этот вопрос? (подтвердите текстом)

- Как и почему изменилось настроение рассказчика? (Стало тепло на душе и в сердце)

П.   читать и слушать, учиться понимать текст в общем,  отвечать на вопросы учителя, устанавливать причинно- следственные связи, делать  выводы, извлекать необходимую информацию

Р. совместно с учителем выполнять необходимые действия, операции

Л. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,выстривать свои взаимотношения  с их учётом.

6.Социоконструцкия

Вопросы ко всем

-За что спасибо вы скажете автору рассказа?

- А за что мы можем сказать СПАСИБО жизни?

- Может, вы найдёте для себя ответ в этой песне?

 Видеоролик «Спасибо, жизнь» из фильма « КАРНАВАЛ»

http://spoemdruzya.ru/pesni-iz-filma/karnaval/1030-spasibo-zhizn.html

Отвечают на вопрос

Смотрят предложенный видеоролик, отвечают на вопрос:

- А за что мы можем сказать СПАСИБО жизни?

7.Самоконструкция

Составление своего текста на заданную тему в соответствии с памяткой- инструкцией

Вам предстоит написать  сочинение- рассуждение на  одну из предложенных тем:  1.Что такое благодарность ?

2 Что такое заботливость?

Перед тем как приступить к написанию сочинения, прочитаем  рассказ  Б. Екимова полностью

Раздаёт памятки- помощники (инструкции к написанию сочинению)

 Оказывает консультативную помощь

 Пишут сочинения- рассуждения на одну из предложенных тем:

  1. Что такое благодарность
  2.  Что такое заботливость

 

 

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р: умение контролировать процесс и результаты деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

алгоритмического мышления;

Л: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению

8.Социализация и афиширование

Предъявление созданного продукта

Слушает сочинения, комментирует работы, предлагает дома отредактировать и принести для создания папки творческих работ.

 Каждая группа предъявляет  созданный продукт: зачитывает  по одному сочинению от группы.

 П.  использовать полученные знания  и умения в практической деятельности

Р оценивать свою работу, исправлять недочёты.

Л: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению

9. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности на уроке

Организация  рефлексии

 Что я открыл сегодня в себе и в окружающих? ( Можно письменно)

 

Р: умение контролировать процесс и результаты деятельности; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Технологическая карта по математике "Теорема Пифагора" для проведения урока - видеоконференция.

Данная технологическая карта позволяет провести урок-видеоконференция по теме "Теорема Пифагора"....

Конспект урока по развитию речи "Мастерская творческого письма" 6-8 класс

В данном конспекте урока по русскому языку представлена разработка на тему: «Мастерская творческого письма».В течение урока учащиеся работают со словом, подбирают к нему ассоциации, которые возникли, ...

Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.

Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя....

Технологическая карта по предмету: Развитие речи и письмо, написание письма Деду Морозу, 6 класс + анализ урока

Технологическая карта по предмету Развитие речи и письмо для 6 класса с анализом урока...