"Предложения с однородными членами" в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Кузнецова Галина Владимировна

Методическая разработка на тему "Однородные члены предложения" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx50.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная  школа

 № 333 Невского района Санкт- Петербурга

Конспект урока на тему:

«Предложения с однородными членами»

 Составил: Кузнецова Галина Владимировна,

                                             учитель русского языка и литературы

Класс: 5 

Тема: «Однородные члены предложения».

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. 

Тема: «Однородные члены предложения».

Цель: систематизировать и углубить знания учащихся об однородных членах предложения и знаках препинания при них.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные.

1. Дальнейшее освоение понятия «Однородные члены предложения».

  1. Научиться применять пунктуационные правила постановки запятой в предложениях с   однородными членами.

     3. Уметь находить в тексте предложения с однородными членами, объяснять постановку знаков препинания.

     4. Составлять схемы предложений с однородными членами предложений.

Метапредметные.

1.Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

2.Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения.

3.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с однородными членами.

Личностные. Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Основные понятия урока: однородные члены предложения, синтаксическая роль в предложении, интонация перечисления, союзная и бессоюзная связь.

Ресурсы:

Учебник - «Русский язык» автор Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; рабочий лист, возможна мультимедийная презентация.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивация.

к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организационный момент

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).

- Ушки внимательно слушают и все (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся на знание правила «Обстоятельство».

Самоконтроль и коррекция

3.

Синтаксическая работа

Подчеркнуть все члены предложения, указать чем выражен каждый член предложения, составить схему.

 

Находят главные и второстепенные члены предложения, определяют часть речи каждого члена предложения, составляют схему предложения.

4.

Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Формирование темы урока и запись ее в рабочие тетради

Ребятки, давайте с вами послушаем стихотворение.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них 
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно
, (однородными).

Слушают, участвуют в беседе, отвечают на вопрос.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

5.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.

Создание проблемной ситуации

Ребятам раздаются тексты с предложениями.

- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали?).

Растворились в темноте рощи, сады, поля. (Рощи, сады поля растворились).

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (Три подлежащих и одно сказуемое)

- На какой вопрос они отвечают? ((Сады, рощи, поля ) что сделали?)

- С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)

- Как называются подобные члены предложения? Cформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения.)

Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).

Давайте запишем в тетрадочки признаки однородных членов предложения!

Признаки однородных членов предложения:

1. Отвечают на один вопрос

2. Являются одним членом предложения

3. Относятся к одному слову

4. Обычно являются одной частью речи

5. Интонация перечисления.

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.

Проверка по цепочке, с оцениванием обучающимися устных ответов одноклассников.

За каждый правильный ответ получают жетон с надписью «Успех».

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

4.

 «Открытие нового знания»

Новый материал объясняется на примерах из учебника стр. 91.

Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а,но, и.

Прочитайте предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем второстепенные.

Прочитайте правило на стр. 94 вашего учебника. Как обозначается  пунктограмма №2 на письме?

Запишите по одному понравившемуся предложению, подчеркните однородные члены, напишите, чем они выражены, обозначьте пунктограмму №2.

А теперь рассмотрите таблицу.

Запятая в предложениях с однородными членами

Ставится

Не ставится

1.Если нет союзов (бессоюзное предложение)

2.Перед союзами а, но

1.Если союз и соединяет два однородных члена предложения

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Расскажите о постановке запятой в предложениях с однородными членами. Приведите свои примеры.

Составляют план достижения цели.

На  основе  материала  учебника

делают вывод о постановке знаков препинания   в предложениях с   однородными членами  и составляют алгоритм.

  1. Найду в предложении однородные члены.
  2. Определю, есть ли союзы при них.

Выберу нужный знак препинания.

Взаимопроверка. За правильно выполненное задание обучающиеся получают жетон «Успех».

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

5.

Первичное закрепление (4-5 минут)

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Первичное закрепление материала

Комплексная работа с текстом.

Обучающиеся получают листы с текстом.

Ветра нет, в мя..ком воздухе разлит осенний запах. Бере..ка вся золотая красиво рисуется на голубом небе. Ни..кое  со..нце уже не греет но блестит ярче летнего. Как хорош лес поз..ней осенью!

                                                       (По И. Тургеневу)

-Как его можно озаглавить? (Лес осенью)

-В чем видит красоту осеннего леса автор?

-Найдите в тексте эпитет, метафору.

-Для чего И. С. Тургенев употребляет их в тексте? Какова основная мысль данного текста?

-Скажите, пожалуйста, а предложения, записанные на доске, какой темой объединены? Можно ли их использовать для описания осеннего леса?

-Эти предложения также взяты из произведений  мастера пейзажных описаний И. С. Тургенева. Какие из них могут дополнить прочитанный текст?

-А теперь скажите, в каких предложениях пропущены знаки препинания? Запишите их в тетрадь, поставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.

Какими частями речи они выражены?

Выпишите слова, в которых пропущены буквы, обозначьте орфограммы.

1.Работают  с  учебником (упр.200). Находят однородные члены предложения, графически их выделяют, составляют схемы. Выразительно читают предложения с ОЧ, соблюдая интонацию перечисления. Разбирают по составу выделенные слова, пробуют найти сравнительный оборот, и объяснить, что с чем сравнивается в предложении.

2. Работают в паре, выполняя упр.

Записывают предложения, расставляют знаки препинания,

графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

6.

Физминутка

Учитель организует физминутку.

-Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Выполняют упражнения

7.

Самостоятельная работа с проверкой.

Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

Организует деятельность по применению новых знаний.

МашаСаша и Витя гуляли во дворе.

Лес стоял.

У меня дома живут котенок и щенок.

Текла, извивалась, блестела река.

Снег ложился на поля.

Найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

 Напишите номер нераспространенного предложения.

 

Самостоятельно работают:

1.Внимательно прочитайте текст и выполните задания на листочке.

Взаимопроверка.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

8.

Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Предлагает составить предложения на все случаи постановки знаков препинания при однородных членах

Учащиеся выполняют задание.

Регулятивные: контроль, коррекция.

9

Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

-Оцените то, как вы усвоили материал:

  • - Я не допустил ни одной ошибки.
  • - Я ошибался 1-3 раза.
  • - Я ошибался более 3 раз.
  • - Я не понял материал.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:

Параграф 40-41, упр. 205 – базовый уровень;

(дополнительно: выписать 3 предложения с однородными членами из любой русской народной сказки – повышенный уровень).

Составляют внутреннюю речь.

Работают в группах, составляют кластер, представляют его.

Используют клише для рефлексии.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...

Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс

Конспект урока повторения "Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс." содержит теоретический и практический материал....

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...