Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Предложение. Текст»
план-конспект урока по русскому языку

 Симонян  Анаит Рафиковна

Цель:  вырабатывать умения и навыки самостоятельно, в комплексе (паре, группах) применять полученные знания по теме «Предложение и текст» на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_4_klass.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме «Предложение. Текст»

Цель:  вырабатывать умения и навыки самостоятельно, в комплексе (паре, группах) применять полученные знания по теме «Предложение и текст» на уроках русского языка.

Задачи: 

  1. Задачи,  направленные на формирование личностных результатов:
  • помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость получения новых знаний;
  • воспитывать самостоятельность.
  1. Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов (регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД, личностные УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение, пытаться предлагать способ его проверки;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться, находить общее решение;
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать ее, приводя аргументы.

Познавательные УУД:

  • отличать новое от уже изученного с помощью учителя;
  • ориентироваться в словаре:
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схемы, иллюстрации);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составление предложений по схеме и из набора слов;
  • приводить свои примеры, отличительные от других;
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • учить сравнивать цель и результат.

Личностные УУД:

  • положительно относиться к учению, познавательной деятельности;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать интерес к изучению родного языка.
  1. Задачи, направленные на формирование предметных результатов:
  • закреплять знания учащихся о предложении и тексте;
  • вырабатывать умения применять полученные знания на практике:

- устанавливать связь слов в предложении из 3–4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;

- составлять предложения из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;

- составлять предложения по схеме и соотносить их;

  • вырабатывать каллиграфическое письмо;
  • развивать орфографическую зоркость.

Тип урока: комбинированный, урок-экскурсия

Методы обучения: наглядные (иллюстрации, презентация), словесные (беседа), практические (практические задания, задания на дифференциацию).

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, мел, карточки с заданиями, карточки-подсказки.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые

гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок

он нам несет! Улыбнитесь друг другу и гостям, чтобы улыбка

и хорошее настроение сопровождали нас в течение

всего урока!

- Садитесь!

Приветствуют учителя и гостей.

Л, П

2. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Сегодняшний урок мы проведем в форме экскурсии. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете из моего небольшого рассказа:

Берёза вся трепещет на ветру зелёными листочками.

Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен.

Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы и

клейкие листочки, посмотришь на серёжки,

послушаешь скворца — станет тебе легко и

радостно.

- Итак, куда же мы с вами отправимся?

- Верно.

Ребята, а что вы сейчас прослушали?

-Что же такое текст?

Давайте поиграем, а заодно вспомним, что мы знаем о тексте. Я говорю вам начало предложения, а вы его заканчиваете.                                                           1. Текст состоит из… (предложений, связанных по смыслу.  )                                                                   2. Предложения в тексте имеют… (определенную последовательность).

3. К тексту можно… (придумать заглавие.)

4. В тексте всегда… (о чем-то или о ком-то говорится)

Из чего состоит текст?

Что такое предложение?

Молодцы, ребята!

-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Ребята, а эта тема вам знакома?

-А почему мы тогда будем ее изучать?

-Что мы с вами будем делать на уроке? Какую цель перед собой поставим?

- Пригодятся ли вам в жизни знания по этой теме?

- Где именно?

-Хорошо. А теперь отправляемся на экскурсию.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

В березовую рощу.

Текст

Из предложений.

Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу.

Предложения и текст.

Ответы детей.

- Да

Ответы детей

Р, Л, П, К

3.Минутка чистописания

Откройте тетради, запишите число, классная работа. В своих тетрадях мы будем записывать с вами наши наблюдения.

- Ребята, в моем рассказе было такое предложение: Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен.

Скажите, а каких птиц вы знаете?

На доске:

квкокркокнкак,

чсчичнчичцчач,

аваоараоабаеайа

Посмотрите на доску. Перед вами набор букв, ваша задача убрать лишние буквы, чтобы получились слова.

- Какие слова зашифрованы?

- Что это за слова?

- Что нужно сделать с этими словами?

- Запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву, которую необходимо запомнить.

Ответы детей

Ворона, синица, воробей.

Словарные.

Запомнить.

Записывают в тетрадях.

Л, К, П, Р

4.Актуализация знаний.

- Составьте предложение, используя все эти словарные слова.

Запишите предложение:

Весной  в лесах на деревьях сидят синицы, вороны и воробьи.

- Разберите его по членам, подпишите части речи.

- Давайте вспомним  алгоритм  разбора предложения и разберём записанное предложение. (устно)

- Какое это предложение (по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения, по грамматической основе, есть ли в этом предложении однородные члены)?

Алгоритм разбора предложения (памятка)

1. Цель высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Интонацию предложения (восклицательное или невосклицательное)..

3. Наличие второстепенных членов предложения (распространённое или нераспространённое предложение).

4.Граматическая основа (простое или сложное предложение)

5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

А теперь поработаем немножко в группах.

- Вам нужно выполнить морфологический разбор слов. Дайте определение, что такое морфологический разбор?

Итак,

1 гр. -  весной

2 гр. – на деревьях

3 гр. – сидят

4 гр. – воробьи

Если затрудняетесь, вам поможет памятка в конце учебника стр.139-141.

- Время на работу 3 минуты. Приступаем.

- Теперь определите, кто будет в вашей группе характеризовать слово. Проверим.

- Молодцы, вы справились с заданием.

Ученики составляют предложения. Одно предложение записывают в тетрадь.

Ученик выполняет разбор предложения, другие ученики дополняют ответ.

- Это предложение: повеств., невоскл., распр., простое., есть однородные подлежащие.

Выполняют задание в группах.

МР – это характеристика слова как часть речи.

1.Весной – нареч., когда?, неизм., обстоятельство

2. на деревьях – сущ., на чем? Н.ф. деревья, нариц., неодуш., мн.ч, П.п., вт.член

3. сидят – гл. что делают? н.ф сидеть- 1 спр., н.в., 3 лицо, мн.ч., сказуемое.

4. воробьи-сущ., кто? Н.ф. воробьи, нариц., одуш.,мн ч., И. п., подлежащее.

Р, Л, П, К

5.Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем.

Поморгаем

И работать продолжаем

Выполняют упражнения.

Л, Р

6. Работа по теме урока.

Ребята, скажите, а чем питаются птицы?

У меня есть для вас задание. Я предлагаю вам побыть в роли редакторов. А кто такие редакторы? Давайте сверим ваш ответ со словарем.

Смотрите, вот мое задание. Перед вами текст, но в нем некоторые предложения «рассыпались».

Подумайте и соберите предложения. Выбирайте наиболее удачный порядок слов. Если нужно, замените имена существительные местоимениями.

Предлагаю поработать в парах.

Озаглавьте текст и запишите его в тетрадях.

Я тихо шел по березовой роще. (Я, дятла, вдруг, заметил.) Дятел уселся на стволе старого дерева. (Стал, сухую, звонко, дятел, долбить, кору.) Далеко был слышен стук дятла. (Дятла, возле, вертятся, синицы, шустрые.) Синицы подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.

Пара, которая первая справилась с заданием, давайте проверим какой текст у вас получился.

- У кого выполнено это задание правильно, то поставьте себе на полях знак «+», если есть недочеты, то «+-», если все неправильно знак «-».

- Ребята, скажите, что вы сейчас учились делать?

Ответы детей.

Выполняют задания в парах.

Л, К, Р, П

7.Самостоятельная работа.

Теперь поработаем немножко самостоятельно.

У вас на партах лежат листочки с разными цветными квадратиками:

- У кого красные квадратики, вам нужно из набора слов составить предложения. Из предложений построить текст и записать его.

1. Летом, нашли, ребята, журавленка, крохотного.

2. Была, у, сломана, него, нога.

3. Домой, дети, найденыша, принесли.

4. На, сделали, веранде, для, гнездо, они, него.

5. Взрослые, наложить, шину, на, помогли, ножку.

6. Журка, на, поселился, дворе, с, и, утками, курами.

7. В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

8. Но, больная, не, нога, позволяла, с, ними, Журке, лететь, вместе.

9. Так, и, дворе, прожил, журавль, зиму, всю, на.

 У кого желтые квадратики, вам нужно составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

У кого зеленые квадратики, вам нужно составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Проверка со слайда.

- У кого выполнено это задание правильно, то поставьте себе на полях знак «+», если есть недочеты, то «+-», если все неправильно знак «-».

Л, П, Р

8.Закрепление по изученной теме.

- Ребята, а можно ли составить предложения по их схеме?

- Давайте проверим ваше предположение.

Придумайте предложения к схемам:

[  - =].  

    = и =].

[мест гл. прош.вр ]?

Запишите по одному предложению к каждой схеме, вместе со схемой. Подчеркните грамматическую основу.

- Итак, ребята, можно ли составлять по схеме предложения?

Ответы детей.

-Записывают предложения.

- Да

Л, Р, П

9. Домашнее задание

Написать рассказ о Весне, весенних каникулах.

Записывают в дневники д/з.

Р, К

10. Итог урока

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Что и кого можно встретить в березовой роще?

- Ребята, скажите, нужно ли беречь природу?

- Как мы можем это сделать?

- Продолжите фразы:

• Мне было интересно…

• Мы сегодня разобрались….

• Я сегодня понял, что…

• Мне было трудно…

• Завтра я хочу на уроке…

Ответы детей

Р, Л, П, К

11. Рефлексия

А теперь, проверим на сколько вы поняли сегодняшнюю тему урока. У вас на партах лежат листочки разных цветов (красный, желтый и зеленый). Давайте оформим нашу березку вашими листочками.

Если у вас на уроке все получалось, с легкостью выполняли задания, вы поняли тему урока, то приклейте зеленый листочек.

Если у вас были небольшие затруднения, не до конца усвоили тему, то приклейте желтый листочек.

Если у вас ничего не получалось, вы не усвоили тему урока, приклейте красный листочек.

- По парам, с первого ряда, начнем приклеивать листочки.

- Спасибо, ребята за урок! Вы большие молодцы! Урок окончен.

Р, Л, П, К

Из набора слов составить предложения. Из предложений построить текст и записать его.

1. Летом, нашли, ребята, журавленка, крохотного.

2. Была, у, сломана, него, нога.

3. Домой, дети, найденыша, принесли.

4. На, сделали, веранде, для, гнездо, они, него.

5. Взрослые, наложить, шину, на, помогли, ножку.

6. Журка, на, поселился, дворе, с, и, утками, курами.

7. В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

8. Но, больная, не, нога, позволяла, с, ними, Журке, лететь, вместе.

9. Так, и, дворе, прожил, журавль, зиму, всю, на.

Из набора слов составить предложения. Из предложений построить текст и записать его.

1. Летом, нашли, ребята, журавленка, крохотного.

2. Была, у, сломана, него, нога.

3. Домой, дети, найденыша, принесли.

4. На, сделали, веранде, для, гнездо, они, него.

5. Взрослые, наложить, шину, на, помогли, ножку.

6. Журка, на, поселился, дворе, с, и, утками, курами.

7. В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

8. Но, больная, не, нога, позволяла, с, ними, Журке, лететь, вместе.

9. Так, и, дворе, прожил, журавль, зиму, всю, на.

Из набора слов составить предложения. Из предложений построить текст и записать его.

1. Летом, нашли, ребята, журавленка, крохотного.

2. Была, у, сломана, него, нога.

3. Домой, дети, найденыша, принесли.

4. На, сделали, веранде, для, гнездо, они, него.

5. Взрослые, наложить, шину, на, помогли, ножку.

6. Журка, на, поселился, дворе, с, и, утками, курами.

7. В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

8. Но, больная, не, нога, позволяла, с, ними, Журке, лететь, вместе.

9. Так, и, дворе, прожил, журавль, зиму, всю, на.

Из набора слов составить предложения. Из предложений построить текст и записать его.

1. Летом, нашли, ребята, журавленка, крохотного.

2. Была, у, сломана, него, нога.

3. Домой, дети, найденыша, принесли.

4. На, сделали, веранде, для, гнездо, они, него.

5. Взрослые, наложить, шину, на, помогли, ножку.

6. Журка, на, поселился, дворе, с, и, утками, курами.

7. В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

8. Но, больная, не, нога, позволяла, с, ними, Журке, лететь, вместе.

9. Так, и, дворе, прожил, журавль, зиму, всю, на.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), подписать чем выражено каждое слово.

В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Составить из набора слов предложение, выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Летом, часто, в, рощу, ходили, дети.

Алгоритм разбора предложения (памятка)

1. Цель высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Интонацию предложения (восклицательное или невосклицательное)..

3. Наличие второстепенных членов предложения (распространённое или нераспространённое предложение).

4.Граматическая основа (простое или сложное предложение)

5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Алгоритм разбора предложения (памятка)

1. Цель высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Интонацию предложения (восклицательное или невосклицательное)..

3. Наличие второстепенных членов предложения (распространённое или нераспространённое предложение).

4.Граматическая основа (простое или сложное предложение)

5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Алгоритм разбора предложения (памятка)

1. Цель высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Интонацию предложения (восклицательное или невосклицательное)..

3. Наличие второстепенных членов предложения (распространённое или нераспространённое предложение).

4.Граматическая основа (простое или сложное предложение)

5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Алгоритм разбора предложения (памятка)

1. Цель высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Интонацию предложения (восклицательное или невосклицательное)..

3. Наличие второстепенных членов предложения (распространённое или нераспространённое предложение).

4.Граматическая основа (простое или сложное предложение)

5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Морфологический разбор слова:

1 гр. -  весной

Морфологический разбор слова:

2 гр. – на деревьях

Морфологический разбор слова:

3 гр. – сидят

Морфологический разбор слова:

4 гр. – воробьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Составление текста-повествования, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Составление текста-повествованияЦели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся по теме «текст-повествование»; совершенствование умения раб...