Формирование УУД в ходе нестандартных форм уроков русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Применение нестандартных форм и методов - одно из важных средств обучения, в связи с тем, что они образуют у учащихся стабильный интерес к обучению, снимают напряжение и скованность, свойственные многим учащимся, помогают создавать навыки учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое чувственное воздействие на учеников, благодаря чему у детей образуются более прочные,  более углубленные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД        5

1.1.        Характеристика универсальных учебных действий        5

1.2.        Характеристика и сущность нестандартных форм уроков        11

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НАСТАНДАРТНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ        20

2.1. Использование нестандартных форм урока на занятиях по русскому языку и литературе        20

2.2. Конспект урока нестандартной формы        24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        33

Список литературы        34


ВВЕДЕНИЕ

Организация учебно-воспитательной деятельности в современных технологиях от современного учителя требует улучшения практической деятельности с помощью поиска новых приоритетов в выявлении целей и содержания видов и методов построения обучающей деятельности учеников.

Применение нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, в связи с тем, что они образуют у учащихся стабильный интерес к обучению, снимают напряжение и скованность, свойственные многим учащимся, помогают создавать навыки учебной деятельности. Нестандартные занятия оказывают глубокое чувственное воздействие на учеников, благодаря чему у детей образуются более прочные, более углубленные знания.

В подготовке подобных занятий  принимает участие и учитель, и ученик, в связи с тем, что значительное время на подобном уроке отведено представлению домашних наработок. Возникает возможность дифференцировать обучение, увеличиваются рамки учебного плана, возрастает авторитет даже наиболее слабого ученика. В зависимости от задач определенного урока и особенности темы формы занятий будут различны. Чтобы избавиться от однотипности структуры занятия, чтобы преодолеть шаблонность в обучении, занятия сделать радостным и увлекательными, учитель планирует, формирует урок соответственно своему опыту, темпераменту, настроению. Все вышесказанное определяет необходимость применения нестандартных форм уроков русского языка и литературы, при этом замечается недостаточное методическое обеспечения данного вопроса в науке педагогики, что и определяет актуальность темы настоящего исследования.

Цель исследования – изучить особенности формирования УУД в ходе нестандартных форм уроков русского языка и литературы.

Объект исследования – методика обучения русскому языку и литературе.

Предмет исследования - формирования УУД в ходе нестандартных форм уроков русского языка и литературы.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику УУД;
  2. Изучить особенности нестандартных уроков;
  3. Выявить содержание нестандартных уроков в курсе русского языка и литературы;
  4. Составить конспект нестандартного урока.

Методы  исследования: теоретический анализ научной литературы, педагогическое моделирование.

Структура работы: введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ УРОКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

  1. Характеристика универсальных учебных действий

Одной из основных целей современной системы образования в настоящее время считается развитие у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих современному подростку умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие способности и готовности обучающихся осуществить универсальные учебные действия позволит значительно повысить результативность образовательного процесса.

        Мировоззрение людей создается и развивается на протяжении всей их сознательной жизни. Но особенно активно этот процесс протекает в школьный период, в пору постоянного приобщения к основам наук и опыту общественной жизни. Развитие личности ребенка, критического мышления, философского представления об окружающем мире во все времена было и остается одной из основных задач школы [5].

        Формирование личности в системе образования обеспечивается, ранее всего, через развитие универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной базой образовательного и воспитательного процесса. УУД формируют у школьников способность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, навыков и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Что же подразумевают под понятием «универсальные учебные действия»? В широком понимании термин «универсальные учебные действия» значит умение учиться, то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и интенсивного присвоения нового социального опыта.

        В узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно охарактеризовать, как комплекс приемов действий школьника, развивающих его способность к самостоятельному освоению новых знаний и навыков, включая организацию этого процесса [7].

        В фундаменте Федерального Государственного Образовательного Стандарта заложен системно-деятельностный метод, который направлен обеспечивать:  

 развитие у школьников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  

планирование и конструирование социальной среды формирования   учащихся в системе образования;

интенсивную учебно-познавательную работу школьников;

 организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников [18].

Рассмотрим виды универсальных учебных действий (УУД).

Индивидуальные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую направленность обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, знание моральных принципов и умение определить нравственный аспект поведения) и направленность в социальных ролях и межличностных взаимоотношениях [16].

Применительно к учебной работе необходимо выделить два типа действий: действие смыслообразования, то есть установление обучающимися связи между задачей учебной работы и ее мотивом.

Подросток должен спрашивать о том, какое значение, смысл имеет для него обучение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на этот вопрос; процесс нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и индивидуальных ценностей, обеспечивающий индивидуальный моральный выбор.

Индивидуальные действия разрешают сделать учение осмысленным, обеспечивают школьнику важность решения учебных задач, увязывая их с существующими жизненными целями и ситуациями. Разрешают подростку сформировать свою жизненную точку зрения в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего [7,8].

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию обучающимися своей учебной работы.

К ним причисляются:  

целеполагание как постановка учебной цели на базе сопоставления того, что уже известно и усвоено школьником, и того, что еще неизвестно;  

планирование – определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного итога;

составление плана и последовательности действий;  

прогнозирование – предвидение итога и степени усвоения, его

 временных характеристик;  

контроль в виде сопоставления метода действия и его продукта с заданным эталоном, с задачей определения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение требуемых дополнений и исправлений в план и метод действия в случае отличия эталон от реального действия и его результата;  

оценка – выявление и осознание обучающимся того, что уже изучено и что ещеподлежит изучению, осмысление качества и степени изучения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

 способность к волевому усилию – к выбору в случае мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [13].

Познавательные универсальные учебные действия содержат в себе:  

общеучебные, логические, знаково-символические,  действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выявление и формулирование познавательной задачи;  поиск и выявление требуемой информации; использование способов информационного поиска, в том числе посредством компьютерных средств;  структурирование знаний; осмысленное и произвольное построение речевого высказывания в устном и письменном виде;  выбор наиболее результативных приемов решения задач в зависимости от определенных условий;  рефлексия методов и условий действия, контроль и оценка процесса и итогов работы;  постановка и формулирование вопроса, самостоятельное формирование алгоритмов работы при решении вопросов творческого и поискового характера.

Знаково ‒ символические действия: моделирование – перевоплощение объекта из чувственной формы в модель с определенными существенными характеристиками объекта (пространственнографическая или знаково-символическая модель); перевоплощение модели с задачей выделения общих законов, характеризующих данную предметную область.

Универсальные логические действия содержат в себе:  изучение объектов с задачей выявления признаков (существенных, несущественных)  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно доделывая, дополняя недостающие составляющие;  выбор баз и критериев для сопоставления, классификации объектов;  подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений,  доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:  формулирование проблемы;  самостоятельная разработка приемов решения проблем творческого и поискового характера [9].

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет точек зрения других людей, умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и выстраивать продуктивное взаимопонимание и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Цель личностно ориентированного обучения – формирование личности учащегося, стремления к саморазвитию, самопознанию, самоопределению, к выбору индивидуальной ориентации обучения. Развитие интереса к собственному «я»: кто я на самом деле, могу ли я, если захочу, быть успешным, не хуже других, именно в математике. То есть осознание себя как индивида математической учебной работы, самостоятельный выбор учебных целей, задач и форм учебной деятельности, проявление своего творческого развития в учебных заданиях и учебных ситуациях.

Одна из главных составляющих психологического комфорта в математической работе – это постоянное чувство радости от преодоления сложностей [22].

Федеральный государственный стандарт координирован на формирование индивидуальных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):  любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, почитающий свой народ, его культуру и духовные ценности;  понимающий и принимающий значение человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;  интенсивно и заинтересованно познающий мир, осознающий значение труда, науки и творчества;  желающий учиться, понимающий важность образования и самообразования для жизни и работы, стремящийся применять полученные умения на практике;  социально активный, чтящий закон и правопорядок, сопоставляющий свои поступки с нравственными ценностями, признающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;  уважающий окружающих, стремящийся вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих итогов деятельности;  осмысленно соблюдающий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и природы;  ориентирующийся в мире профессий, сознающий значение профессиональной работы для субъекта в интересах устойчивого формирования общества и окружающей среды [8].

Основной из важнейших целей преподавателя, считается выстраивание учебной работы таким образом, чтобы у школьников развилась потребностьв реализации творческого преобразования учебного материала с задачей овладения новыми знаниями. Поэтому, для того чтобы развить у школьников любое УУД в образовательной схеме, предложен следующий путь, который преодолевает каждый учащийся:  сначала, при изучении различных учебных предметов у школьника развивается первичный опыт выполнения УУД и побуждение к его самостоятельному выполнению;  опираясь на имеющийся опыт, обучающийся усваивает знания об общем методе выполнения этого УУД;  затем, изученное УУД вводится в практику обучения на уроке, формируется самоконтроль и, при потребности, коррекция его осуществления;  в заключении выстраивается контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое применение в образовательной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной работе.

Совокупность стандартов и интересов учащегося возможно при индивидуально координированном обучении. В такой ситуации, даже рутина может быть превращена преподавателем в творчество, когда даже сама природа урока, его содержательная и методическая наполненность не только вооружат обучающихся определенными знаниями и умениями, но и возбудят у учеников неподдельный интерес, искреннюю увлеченность, активируют развитие их творческого сознания [9].

Овладение учащимися универсальными учебными действиями осуществляется в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что четкой градации по развитию конкретного вида УУД в ходе изучения определенного предмета нет, и не может быть. Но развитие УУД в ходе изучения различных предметов, приводит к формированию личности. Развитие универсальных логических действий, то есть логической грамотности обучающихся, осуществляется на всех учебных предметах. Однако, если языковая грамотность в первую очередь развивается на уроках русского языка, то логическая грамотность – в ходе изучения математики. Развитие всех четырёх типов УУД одновременно можно наблюдать на примере учебной работы по усвоению математических понятий [12].

Универсальность УУД метапредметного характера обеспечивают стадии усвоения учебного материала и развития психологических способностей обучающегося лежат в базе организации и регуляции любой работы обучающегося, независимо от ее специально-предметного содержания, преемственность всех уровней образовательного процесса. целостность общекультурного, индивидуального и познавательного формирования и саморазвития личности.

  1. Характеристика и сущность нестандартных форм уроков

Огромное значение в приобретении учащимися более обширных познаний играет организация учебного процесса школьников на занятиях. Нестандартный урок – учебное занятие импровизация со свободной формой. Этот урок может быть и занятием, на котором знакомятся с новым материалом, и занятием, на котором повторяют уже пройденную, и обобщающим,, а тук же уроком комбинированного вида. Подобные занятия появились из-за того что у школьников постепенно теряется интерес к занятиям.

Цель нестандартных уроков – обогатить учебную деятельность, что будет  в итоге повышать  интеллектуальную активность школьников, а следовательно, и эффективности урока [Виситова Л. С., 2015., 6 ].

Нестандартные уроки в работе педагога занимают важное место. Это связано с возрастом школьников младших классов.

Среди самых распространённых нестандартных занятий выделяют несколько типов: интегрированные уроки, деловые игры, уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки- праздники, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки- экскурсии и другие. При разработке занятий педагоги преследуют и реализуют определённые цели:

  поощрение познавательного интереса

 формирование осмысленного отношения к урокам

 формирование творческих способностей школьников

 улучшение нестандартных навыков учебной работы

 совершенствование осмысленного отношения к урокам [Савинова С.В. , 2012., 77].

Выделим плюсы от применения этого вида обучения:

отказ от стереотипа увлечение и занимательность и как база эмоционального тона занятия развитие коммуникативных умений максимальное вовлечение школьников в активную работу.

В выборе традиционных уроков нужна мера. Ученики осваивают необычные способы работы: пропадает интерес, и соответственно заметно снижается успеваемость.

Место нетрадиционных занятий в общей системе определяется самим преподавателем в зависимости от определенной ситуации, условий содержания занятия и индивидуальных свойств детей и самого преподавателя. Необязательно на протяжении всего времени занятие должно быть нестандартным, возможно дополнение его различными частями, которые могут обучение сделать более активным. Это можно добиться, вводя в урок конкурсы, головоломки, шарады, кроссворды, игры, ребусы, загадки [Виситова Л. С., 2015., 7].

Игра процесс обучения на занятиях по русскому языку делает занимательным, улучшает познавательную активность, мышление и наблюдательность. На подобном уроке благодаря героям сказок поддерживается интерес к материалу, который изучается, уменьшается утомление у школьников.

В качестве нестандартного приема можно применять этапы урока с составляющими театрализации. На таких занятиях вводятся герои сказок: Буратино, Мальвина и т.д. Нужно сказать, что в эру высоких технологий урок нельзя провести без помощи информационно – коммуникационных технологий.

Основным из достоинств нестандартных уроков с применением средств ИТ является его чувственное воздействие на школьников, которое ориентировано на формирование у учащихся личностного отношения к уже изученному, на развитие разных сторон психической деятельности школьников.

На подобных уроках у детей младших классов формируются навыки и желание учиться, улучшается мышление, закладываются познания и навыки не лишь определенного учебного предмета, но и навыки владения средствами ИТ, дальнейшее обучение без которых нереально. Уже на занятиях по информатике дети изучают компьютерные программы. В связи с тем, что многие учащиеся могут сами создать простейшие презентации, которые демонстрируют на уроках по окружающему миру, или истории города, или литературного чтения [Савинова С.В. , 2012., 79].

Нестандартные формы урока осуществляются, как правило, по окончании изучения какой-либо темы или нескольких тем, эти занятия выполняют функции контроля обучения. Такие занятия проходят в необычной, нестандартной обстановке. Такая смена обычной обстановки целесообразна, так как она формирует атмосферу радости при выяснении результатов проделанной работы, снимает психический барьер, который возникает в обычных условиях из-за опасения совершить ошибку. Нестандартные формы урока реализуются при участии всего группы/класса, а также осуществляются с обязательным использованием средств зрительной и слуховой наглядности. На подобных уроках удается уяснить самые разные задачи педагогического, методического и психологического характера, которые суммировать можно таким образом:

- выполняется контроль знаний, умений и навыков школьников по какой-либо теме;

- осуществляется деловая, рабочая обстановка, серьезное отношение школьников к уроку;

- предполагается минимальное участие учителя на занятии.

К недостаткам нестандартных уроков, которые снижают обучающую эффективность процесса обучения, отнести можно:

Стихийность и бессистемность применения.

Исключение являются только занятия лекционно-семинарской системы, которые пришли из практики высшей школы и следовательно сравнительно полно мотивированные. Но данная система применяется как правило старшими классами;

Отсутствие прогноза положительных изменений — увеличение качества умений и знаний, сдвигов в совершенствовании школьников. Не все преподаватели могут определить основную идею занятия, его развивающие возможности;

Доминирование репродуктивных технологий обучения.

Внимание обращается как правило на форму организации процесса обучения, а не на содержание. Это отражается на объеме и содержании умозаключений и выводов, итоговых видов деятельности;

Перегрузка некоторых занятий учебным материалом, часто фактологическим. В основном это можно отнести к интегрированным занятиям, учебным конференциям, иногда занимательным формам уроков. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна.

Нестандартные формы уроков используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты, семинары, решение кроссвордов и др). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.

При подготовке и использовании нетрадиционных уроков необходимо учитывать ряд требований:

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нестандартному уроку предшествовать должна тщательная подготовка и самое главное разработка комплекса конкретных целей воспитания и обучения;

4. При определении форм нестандартных уроков преподавателю нужно учитывать особенности своего темперамента и характера, уровень подготовки и специфические качества класса в общем и некоторых учащихся;

5. Объединять усилия преподавателей при подготовке общих уроков, полезно не только в пределах предметов цикла естественной математики, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нетрадиционных уроков руководствоваться правилом «с детьми и для детей», ставя одной из главных задач воспитание школьников в атмосфере творчества, добра, радости.

Дидактические нормы к нестандартным урокам.

  • На занятии ученик должен получать определенную количество знаний, а также ощущать поэзию этой важнейшей науки.
  • Занятие должно увеличивать глубину знаний школьников, которые были получены на других уроках.
  • Занятие должно увеличивать интерес к предмету, любознательность, стимулировать работоспособность школьников.                                                                                                      
  • Учителю урок должен помогать в изучении индивидуальные качеств учеников, определять среди них одаренных школьников.
  • Занятие не должно отвлекать школьника от основного содержания школьной программы при расширении и углублении их познаний.
  • На уроке школьника ставить нужно в условия исследователя, который отыскивает закономерности, которые важны в творческом либо практическом отношении.
  • Урок должен совершенствовать и развивать школьника на основе комплекса добровольной деятельности и обязательного ее исполнения.
  • В состав занятия включены должны быть элементы занимательности, необходимые для жизнерадостной деятельности.
  • Материал, который предлагается на уроке должен быть понятен учащимся, соответствовать их развитию.

Действия учащихся и преподавателя.

  • Проводится доскональная подготовка этих уроков.
  • Продумывается процесс урока с учетом качеств класса.
  • Уделяется огромное внимание активизации работы всех школьников.
  • Учащимся раздаются предварительные задания, разъясняется построение урока, подготавливаются наглядные пособия.
  • Обсуждается последовательность действий на занятии, проверяются конкретные задания некоторых учеников.
  • В какой-либо вид деятельности на занятии включаются «слабые» и «сильные» ученики, а также «равнодушные» и «трудные».

Классификация, т.е. разделение по разрядам, может помочь выделить общие основания, наиболее необходимое, интересующее из того обилия форм уроков, которое на сегодняшний день существует.

Можно выявить следующие группы занятий:

1. Уроки, которые отражают современные общественные течения: урок, который построен на инициативе школьников, урок-диспут, урок — общественный смотр знаний, урок с использованием компьютеров.

2. Занятия с применением игровых ситуаций: урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-ролевая игра, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с применением дидактической игры, урок-театрализованное представление.

3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок—выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

На основе форм и методов их проведения выделить можно следующую классификациюзанятий.

• уроки с измененными методами организации: лекция-парадокс, урок-лекция, защита идей, защита знаний, урок-встреча, урок вдвоем,;

• уроки, которые опираются на фантазию: урок творчества, урок-сказка, урок изобретательства, урок-сочинение, комплексно-творческий отчет,урок-творческий отчет, урок выставка, занятие -"удивительное рядом", урок — подарок от Хоттабыча;

• уроки, которые имитируют какие-либо виды работ или занятия: прогулка, экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие по стране, путешествие в прошлое (будущее), урок-экспедиция, поездка на поезде, защита туристических проектов;

• уроки с игровой соревновательной базой: урок-игра: "Придумай проект", урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа: "Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок - "Что? Где? Когда?", урок эстафета, урок-футбольный матч, урок-тест, урок-игра для родителей, урок-ролевая игра: "Семья обсуждает свои планы";

• уроки, которые предусматривают изменение стандартных методов организации: экспресс-опрос, парный опрос, защита оценки, урок-зачет, урок-консультация, урок-семинар, урок-практикум, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Можно выделить 3 периода: подготовительный, т.е. урок, а также его анализ.

1. Подготовительный

В нем принимают активное участие преподаватель и учащиеся. Если во время подготовки к традиционному занятию такую деятельность ведет только преподаватель (написание плана-конспекта, выполнение наглядных пособий и раздаточного материала т. п.), то в другом случае в большей степени задействованы и школьники. Их разделяют на две группы (команды, экипажи), и потом им дают или набирают задания, которые нужно выполнить до начала занятия: подготовка сообщений по теме будущего урока, составление викторин, вопросов, кроссвордов, изготовление нужного дидактического материала и т. д.

2. Собственно урок (выделяется 3 главных этапа):

Первый этап. Он считается предпосылкой образования и развития мотивационной сферы школьников: ставятся задачи, выясняется уровень готовности для их решения, для нахождения способов достижения целей урока. Замечаются ситуации, когда участие в них позволит найти решение развивающим, познавательным и воспитательным задачам.

Совершенствование мотивационной сферы выполняется тем эффективнее, чем результативнее выполнен период подготовки: качество выполнения учениками предварительных заданий оказывает влияние на их интерес к будущей работе. При проведении урока преподаватель учитывает отношение школьников к оригинальной форме занятия; степень их подготовленности; психологические и возрастные особенности.

Второй этап.                                                                                                          

Сообщение нового материала, образование знаний школьников в разных "нестандартных" формах мыслительной активности и их организации.

Третий этап.

Этот этап посвящен созданию навыков и умений. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.

3. Анализ

Во время анализа этих уроков целесообразно давать оценку итогам обучения, воспитания, совершенствования школьников, а также картине общения — эмоциональный тонус занятия: не только в процессе общения преподавателя с учащимися, но еще и в общении школьников друг с другом, а также некоторых рабочих групп.

Следовательно, можно прийти к выводу, что от мастерства учителя верно организовать урок и правильно сделать выбор той или иной формы проведения урока зависит эффективность процесса обучения.


ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НАСТАНДАРТНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Использование нестандартных форм урока на занятиях по русскому языку и литературе

На занятиях русского языка огромное внимание уделено работе со словарем. Если постараться разнообразить методы проведения работы со словарем, то у школьников не будет падать интерес к данному этапу занятия, да и готовиться к словарной работе дома, по-моему, у них желания будет больше.

  • Преподаватель читает загадки, а школьники их пытаются отгадать. Отгадки – это словарные слова, которые школьники записывают в тетрадь, выделяя при этом не проверяемые буквы и ставя ударение.
  • «Определить предмет по описанию». Преподаватель дает  описание, ученики называют предмет - слово из словаря, записывают его.
  • Игра «Закрой форточку». Преподаватель демонстрирует карточки с форточками (буквы, которые необходимо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Школьники говорят, какую необходимо вставить букву и форточка «закрывается» и недостающая  буква возвращается на свое место.
  • «Картинный диктант». Преподаватель показывает картинки, на которых с изображены предметы – слова из словаря. Можно их разделить по темам (фрукты, овощи, школа…). данный диктант проводить можно разными способами: в качестве комментированного письма. самостоятельной работы, в качестве диктанта - молчанку…
  • Разгадать ребусы, кроссворды, которые составлены преподавателем из слов словаря,
  • Игра «Разлетевшиеся шары». Слова написаны на доске с пропущенными орфограммами, а справа за чертой размещены разноцветные шары с буквами написанными на них. Школьники выходят к доске, отыскивают необходимый шар и крепят его к слову.
  • Грамматическая эстафета с соревновательными элементами. На доске выписаны в 3 столбика слова с пропущенными орфограммами. Школьники  делятся на 3 группы, по сигналу вместе выходят к доске и добавляют в слово недостающую орфограмму. Побеждает тот ряд, который справляется с заданием быстрее, при этом сделав наименьшее число ошибок.
  • Работа по перфокартам. Преподаватель раздает школьникам карточки со словами из словаря, где пропущены буквы. Дети раскладывают их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.
  • Преподаватель показывает карточки с открывающимися окошками, а школьники  показывают карточку с буквой, которую необходимо вставить и тогда окошко «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.
  • Преподаватель показывает картинки с рисунком предметов – слов из словаря. Их можно разделить по темам - фрукты, цветы и овощи. Данный диктант проводить можно по - разному: в виде комментированного письма, самостоятельной работы, диктанта [Виситова Л. С., 2015., 8].

Огромное значение в организации занятия имеет его начало. Необходимо их настроить на рабочий лад. Только для этого использовать можно прием начала урока в нестандартной форме.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

В качестве нетрадиционного приема можно применять этапы  занятия с элементами театрализации.

  • Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
  • Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
  • Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
  • Словознайка. Различная работа с текстом.
  • Поиграйка. Грамматические игры.
  • Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.
  • Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.
  • Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.
  • Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.
  • Узнавайка. («Знаете ли вы?»). Знакомство с правилами русского языка, краткие сведения в связи с темой урока.

Современное занятие нельзя провести без использования информационно – коммуникационных технологий. Главным из достоинств нестандартных уроков с применением средств ИТ считается его эмоциональное влияние на учащихся, которое ориентировано на формирование у учеников личностного отношения к полученному материалу, на развитие разных сторон психической работы школьников. На таких занятиях у младшеклассников образуются умения и желание обучаться, формируется алгоритмический стиль мышления, закладываются навыки и знания не только определенного учебного предмета, но и овладения средствами ИТ.

Презентация – могущественное средство наглядности, улучшение познавательного интереса. Использование мультимедийных презентаций дает возможность сделать уроки более занимательными, включает в процесс восприятия слух, зрение, а также воображение, эмоции, помогает ученикам глубже погрузиться в исследуемый материал, сделать обучение менее однообразным и скучным.

Для совершенствования интереса к  занятиям русским языком применяют презентации, графический планшет. Школьникам предлагаю творческие упражнения, которые выражаться могут: в создании кроссворда по теме, записи слов, выделении частей слова, подчеркивании орфограмм, поиске грамматической основы и второстепенных членов предложения.

  Увеличивают интеллектуальный и творческий потенциал школьников уроки - викторины, расширяющие и закрепляющие полученные познания.

Одним из видов познавательной деятельности считается игра.

Игровой вид занятий можно применять на разных этапах занятия Определение места дидактической игры в составе урока и сочетание частей игры и учения зависят во многом от верного понимания учителем задач дидактических игр, а также их классификации. Самое важное, коллективные игры нужно разделять по дидактическим целям урока.  Прежде всего, это игры обучающие, обобщающие, контролирующие.

Следовательно, можно прийти к выводу, что от навыка учителя верно организовать урок и верно выбрать какую либо форму проведения урока зависит во многом польза учебного процесса.

Необычные формы проведения занятий дают возможность поднять интерес школьников к изучаемому предмету, а также совершенствовать их творческую самостоятельность, учит работе с разными источниками знаний. Все перечисленные приемы и виды работы формировались постепенно в на протяжении многих  лет работы, часть из них взята из опыта работы других преподавателей, часть - из книг и пособий.


2.2. Конспект урока нестандартной формы

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Путешествие Машеньки и Медведя в страну ОРФОГРАФИЮ».

Цель урока: в игровой форме отработать написание чередующихся гласных в корнях, ы-и после приставок, з-с на конце приставок, написание приставок пре-, при-, подготовиться к проверочной орфографической работе.

Задачи:

Личностные: формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и  сотрудничестве  со сверстниками в процессе урочной деятельности; формирование основ орфографической зоркости.

Метапредметные: умение  ставить цели и планировать деятельность для их достижения; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Познавательные:

умение  анализировать  и  выбирать  главное  для  решения  поставленных  задач;

приобретение орфографических знаний.

Коммуникативные: высказывать свои мысли; довести свою точку зрения до других учащихся; уметь слышать и слушать.

На экране дети смотрят отрывок из мультфильма  до появления названия мультфильма. (15 секунд)

1.Слово учителя, целевая установка урока:

-Много на свете разных стран, но ту страну, в которой мы сегодня побываем с Машенькой и Медведем, вы не найдёте на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке русского языка. Эта страна называется орфографией, а её жителей зовут орфограммами.

Сегодня мы попытаемся не запутаться в орфографических следах.

Преодолеем лабиринт с чередующимися гласными.

Разгадаем тайну букв Ы-И в корнях после приставок.

Решим  головоломки с буквами З и С на конце приставок.

Повстречаемся с сёстрами- соперницами, приставками ПРЕ-, ПРИ-.

И в конце нашего путешествия оденем в лиственный наряд орфографическое дерево. А что это такое, пусть для вас это будет  загадкой.

2.(Класс делится на 2 группы: девочки-команда Машенек, мальчики-команда Медведей. Раздаются маски)

-Отправляемся в путешествие. А как в дороге обойтись без песни!

(Все вместе поём под музыку один куплет песни «Следы невиданных зверей»

-Мы с вами оказались перед орфографическими воротами. Но войти в эти орфографические ворота не так- то просто.

3. Учитель читает стихотворение:

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнувшись тесно-тесно в ряд.

А путь откроют лишь тому,

Кто знает толк в правописании.

Опрос.

  1. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия суффикса? А после корня?

( -кос---кас-, -бер---бир-,-пер---пир-,-дер---дир-,-тер---тир-,  -мер---мир-, -стел---стил-,-блест---блист-, -жег---жиг-, -чет---чит-.)

2.В каких корнях чередующиеся гласные зависят от ударения?

(-гор---гар-, -клон---клан-, -твор---твар-, -зор---зар-.)

3. В каких корнях чередующиеся гласные зависят от наличия или отсутствия согласной в корне?

(-раст---ращ---рос-, -лаг---лож-)

-Молодцы! Теорию знаете. Путь в орфографическое государство открыт.( За правильные ответы выдаются накопительные призы –бумажные листья)

4.Работа у доски(по цепочке дети выходят к доске, записывают слова, объясняют орфограммы)

Угоришь, коснёшься, затворишь, озаришь, заблестишь, изложишь, предлагаешь, поклонился, прорастаешь, подросла, ростовщик, выращенный, разжигаешь, озарённый , подстилаешь,изложение.

(Выдаются накопительные призы.)

-Продолжаем путь. Но что это?! На пути преграда: синтаксическая речка разлилась на пути, нужно разобраться со структурой предложения, расставить знаки препинания и объяснить графически и схемой.

5. У доски работает один ученик(расставить знаки препинания, объяснить структуру предложения, доказать).

Предложение для работы:

Когда Маша поднялась на холм, стало видно, где дорога делает поворот к домику Мишутки.

Представитель другой команды чертит схему данного предложения

(Когда…),       ,(где….).

(Раздаются накопительные призы)

-Погода хорошая, мы продолжаем путь. Но что это? Только что дул тихий ветерок, играя с редкими  оставшимися листочками. А теперь РАЗ(Ы,И)грался сильный ветер. (на доске записано слово РАЗ(Ы,И)ГРАЛСЯ.

-В край какой орфограммы мы пришли? (Ы,И после приставки)

-Расскажите, когда пишутся буквы Ы-И после приставок(После приставок на согласные пишется буква Ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются с буквы И.После приставок дез-, сверх-,меж-, контр-, транс- пишем букву И. Слово-исключение: взимать)

-Только что принесли два конверта, по одному-каждой команде с заданием объяснить пропущенные орфограммы (Индивидуальные задания представителям команд)

(Задание Медведю : вставь пропущенные орфограммы, объясни.:

Без..дейный, с..гранный коллектив, дез..нформационная статья,свех..нтересная история,раз..грать друга, меж..нститутское собрание.

Задание Машеньке: Вставь пропущенные орфограммы, объясни.

С..грать в игру,интереснаяконр..гра, сверх..зысканное кушанье,пред..стория рассказа, небез..нтересный попутчик,под..тожить.)                              

6. Работа у доски: два ученика распределяют слова в 2 столбика: с приставкой пре- и при-.

Слова для работы: предыдущий,небезызвестный,сверхизысканный,предыстория,контригра, сыграешь, дезинформация, межинститутский, розыгрыш, сверхинтересный.

Проверка работ- накопительные призы.

Слушаем ребят, которые работали индивидуально с заданиями-письмами.(призы)

-Ребята, прислушайтесь. Кто это ссорится?  Сестрёнки-соперницы, две приставки пре-, при-. Что они не поделили? Послушайте сказку об этих приставках

«В одном из городов страны Орфографии жили сёстры –приставки при-, пре-. Приставка при- была добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.

И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты.» Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра продолжала: «Почему ты слово «ПЕРЕДАТЬ»переделала и получилось слово «ПРЕДАТЬ»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется»

Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова  превосходной степени: «прекрасный», «прелестный».

Перевоспиталась приставкаПре- , осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше».

-Понравилась вам сказка? Давайте вспомним написание приставок пре- и при-

(Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней  пишется буква И (это приставка ПРИ-). Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или к приставке ПЕРЕ-, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ-).

7. Конкурс стихов о приставках ПРЕ-, ПРИ-.

Стихотворение от команды Машенек

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной-

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт,

Пишется ПРИ-, несомненно.

(э. Успенский)

Стихотворение от команды Медведей:

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой-

ПРЕ- мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь- не преграда,

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,

Там только ПРЕ- ставить надо.

(Э.Успенский)

За конкурс стихов –накопительные призы.

8. Командная работа у доски в два столбика с приставками ПРЕ-,ПРИ-.

(На откидных досках работают по одному представителю от каждой команды)

Слова для работы: приморский, прежадный, преодолеть, присесть, приплывёт, прескучный, препятствие,  приказать, превратить, пригодиться, присмотреться, презирать.

Проверка детей, работавших у  доски – накопительный приз)

9. Групповая работа: каждой команде выдаются карточки с идентичным заданием- исправить ошибки в написании приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Текст карточек. (Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит- местность незнакомая. Прикрикнул щн на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень, призадумался.)

Проверка карточек-накопительные призы.

10. Работа с интерактивной доской.

Тренажёр «Написание приставок ПРЕ-, ПРИ-»(проверка по ходу работы –накопительные призы)

-Машеньки и Медведи, что за шум?! Понял: нам сейчас предстоит решить головоломки, которые нам подготовили буквы З и С. Кто знает, какое орфографическое правило оказалось у нас на пути?

(Этот написание З и С на конце приставок.)

-Спорят З и С о том, когда  они должны писаться на конце приставок. Без нашей помощи им не обойтись. Напомните им правило о написании З и С на конце приставок.

(Дети отвечают-накопительный приз)

-Друзья, вы напомнили правило, а спор не прекращается между буквами. Оказывается, они не знают звонкие и глухие согласные, а без этих знаний эти буквы никак нельзя расставить по своим местам. Помогите! Как легко запомнить глухие согласные?

(-Стёпка, хочешь щец?

Фи!)

-А сейчас решим окончательно головоломку с буквами З и С в тренажёре.(Интерактивная доска.Отвечают дети « по цепочке» -накопительные призы, отметить лучшие работы).

-А вот мы подошли к ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ДЕРЕВУ.

(учитель открывает откидную доску. Перед взором детей предстаёт нарисованное дерево. У него 4 ветки, каждая из которых нарисована мелками разного цвета: зелёный цвет-это Буквы Ы-И после приставок, синий-чередующиеся гласные в корнях, красный- З-С на конце приставок, жёлтый-приставки ПРЕ-, ПРИ-).

Помните, когда мы с вами подходили к  буквам Ы-И после приставок, поднялся ветер и сорвал практически все орфографические листочки. Наша задача- повесить листочки на  свои места. Игра называется «Чья команда повесит больше листочков?» Я читаю слова, вы на слух определяете орфограмму, выбираете листочек нужного цвета, объясняете и приклеиваете к нужной ветке.

Слова для игры: росточек, касаюсь, угоришь, пригоришь, сыграть, озарил, подыскать, дезинформация, презабавный, приоткрыть, приспособить, превратиться,  сделаешь, нисходить, низвергаться.

-Ребята, у меня больше слов нет, а разноцветные листочки остались. Продолжим игру в другом режиме: вы будете задавать друг другу слова. Продолжаем соревнование между командами, пока не останется листочков.

(Игра продолжается до последнего листка. Последний листок наклеен-дерево красивое получилось)

11.Подведение итогов работы.Рефлексия.

-Молодцы! Прекрасно поработали, оказывается,мы не играли, а занимались серьёзным делом.

Через игру повторили, отработали написание орфограмм. А какие орфограммы мы повторили?  (Дети называют орфограммы)

Выявляется команда-победитель по количеству накопительных призов.( Призы-эмблемы из мультика «Машенька и Медведь»

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал……

Мне показалось интересным………

Меня удивило……

-А сейчас каждый оценит свою работу на уроке. (Учитель комментирует, высказывая свою точку зрения, соглашается или не соглашается с оценками детей)

Домашнее задание: подготовиться к десятиминутной орфографической проверочной работе.

Учитель читает в заключение стихотворение:

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

-Сегодня урок мы начали песней, предлагаю ей же и закончить нашу работу.

Исполнение куплета песни из мультфильма «Маша и Медведь»

(«Следы невиданных зверей»)

Р.s. К уроку была организована  в классе выставка рисунков учащихся «По страницам мультика Машенька и Медведь»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди самых распространённых нестандартных уроков определяют несколько видов: интегрированные уроки, деловые игры, уроки- праздники, уроки-конкурсы, уроки-игры и другие. При формировании подобных уроков учителя стараются достичь определённых целей и осуществляют их в конкретных видах:

  поощрение познавательного интереса

 совершенствование осмысленного отношения к познаниям

 формирование творческих способностей школьников

 развитие нетрадиционных навыков учебной деятельности

 развитие взвешенного отношения к знаниям.

Место нестандартных занятий в общей системе определяться должно самим преподавателем в зависимости от обстоятельств, условий содержания темы и индивидуальных качеств детей и самого преподавателя. Необязательно все занятие должно быть нестандартным, возможно введение в него разных частей, которые активизировать могут обучение. Этого достигнуть можно, дополняя урок викторинами, головоломками, кроссвордами, шарадами и.т.д.

От мастерства учителя верно организовать занятие и правильно выбрать какую-либо форму проведения урока во многом зависит эффективность учебной деятельности.

Нестандартные формы проведения занятий дают возможность повысить интерес учеников к изучаемому материалу, улучшать их творческую самостоятельность, учить работе с разными источниками знаний.


Список литературы

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С18–22.
  2. Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 6-8.
  3. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  4. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №5.
  5. Жданова Ю. А. Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 76-78.
  6. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов-на-Дону, 2003. - 288с.
  7. Зябкина Е. В. Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 148-149.
  8. Истомина Н. Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- 2011.- № 3.     
  9. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№ 4.-С.13–27.
  10. Кузнецов, А. А. Академический учебник и образовательный стандарт нового поколения [Текст] / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. – 2008. – № 2.
  11. Купавцев А. В. Деятельностный аспект процесса обучения/А. В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№ 6.-С.44–66. 
  12. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
  13. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М. Т. Баранова. - М., 2001.-368с.
  14. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич — М.: Современная школа, 2010.
  15. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 3 ч. Ч. 1, 3 [Текст] / М. Ю. Демидова [ и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 215 с.
  16. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся// Управление начальной школой. – 2010. – №10.
  17. Песняева Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников//Управление начальной школой. – 2011. – №7.
  18. Программы по учебным предметам: методическое пособие [Текст] / Р. Г. Чуракова [ и др.]. – М. : Изд-во Академкнига. 2014 – 160 с.
  19. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006.
  20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
  21. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. – 2013. – №8.
  22. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование. – 2012. – № 6. – С. 12-15.
  23. Савинова С.В.  «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2012г
  24. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа.-2010.- № 2.
  25. Савельева Л. В., Гогун Е. А., Щеголева Г. С. Русский язык: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1 – М.: Издательство: Дрофа, 2014 г. – 128 с.
  26. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений : В 2 вып. Вып. 1, 2 [Текст] / А. Б. Воронцов [ и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.
  27. Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе. // Начальная школа, №2, 2008. с. 9-11.
  28. УМК «Школа России» Сборник рабочих программ «Школа России» 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
  30. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. – 160 с.
  31. Фролова Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2015. – N 3. – С. 103–115.
  32. Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач/А. А. Штец //VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. – Севастополь: «Шико-Севастополь», 2014. – С. 227–236.
  33. Яковенко Н. П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа.- 2007.- № 3.
  34. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  35. knowledge.allbest.ru›Педагогика›…_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...

Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...

Формирование речевых и лингвистических компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной статье я на примере работы учителей- словесников нашей школы хотела показать систему работы по формированию речевых и лингвистических компетенций как на уроках, так и во внеурочной деятельнос...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...