Методическая разработка "Готовимся к устному собеседованию по русскому языку"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Лукьянченко Юлия Николаевна

Методическая разработка в форме методических рекомендаций включает анализ методов и приемов подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Особое внимание я уделила обучению правилам устной речи: в методическую разработку включены практические задания и упражнения по отработке навыков организации звучащей речи, трудных случаев чтения слов, правильного интонирования фраз. С опорой на технологию «Дебаты» раскрыты методы аргументированного ответа на поставленный вопрос, охарактеризованы способы преподнесения речи. Даны советы по решению организационных вопросов подготовки к устному собеседованию по русскому языку: как разнообразить план подготовки к устному экзамену, определены этапы подготовки, принципы работы, включающие системность, алгоритмизацию, обучение контролю времени, отслеживание собственных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Готовимся к итоговому собеседованию

по русскому языку»

направленность: социально-педагогическая

возраст обучающихся: 8-9 класс,

срок реализации: 1 год

Автор – составитель:    

Лукьянченко Юлия Николаевна,

учитель русского языка МАОУ СОШ № 25/11

\

Таганрог – 2021

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле коммуникативные способности важны для личностного развития, получения профессиональной адаптации в социуме.

Чтобы отследить уровень развития коммуникативной компетенции школьников в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы было введено итоговое устное собеседование по русскому языку.

Проведенный мною анализ результатов сдачи итогового собеседования 2019 года выявил ряд проблем. Основной сложностью является влияние непривычной обстановки при сдаче экзамена. Современным детям не так часто приходится отвечать устно, при этом их ответ фиксируется на аудионосителе. Есть проблемы и в обучении, и немалые: однообразие построения грамматических конструкций, неумение создать цельный текст, небольшой объем монологического высказывания, большое количество неоправданных пауз в речи. Сказывается недостаток чтения.

Чтобы решить эти проблемы и была создана мною методическая разработка «Готовимся к устному собеседованию по русскому языку». Данную разработку, апробировав в течение 3-х лет, представила на рецензию. По оценке Шкунова Владимира Николаевича, Доктора педагогических наук, Доктора исторических наук, заслуженного учителя школы РФ, Члена Экспертного совета при правительстве РФ, методическая разработка имеет ряд достоинств: «…грамотность обоснования исходных методологических и теоретических подходов, логичность и последовательность изложения материала… привлекает внимание своей наглядностью, практическим обоснованием специфики темы. Все основные разделы методической разработки разработаны полно и методически грамотно» (приложение 1).

Методическая разработка в форме методических рекомендаций включает анализ методов и приемов подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Особое внимание я уделила обучению правилам устной речи: в методическую разработку включены практические задания и упражнения по отработке навыков организации звучащей речи, трудных случаев чтения слов, правильного интонирования фраз. С опорой на технологию «Дебаты» раскрыты методы аргументированного ответа на поставленный вопрос, охарактеризованы способы преподнесения речи. Даны советы по решению организационных вопросов подготовки к устному собеседованию по русскому языку: как разнообразить план подготовки к устному экзамену, определены этапы подготовки, принципы работы, включающие системность, алгоритмизацию, обучение контролю времени, отслеживание собственных результатов.

Рабочая программа  курса «Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку» для 9  класса  составлена в соответствии с:

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
    С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв.  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования". С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования «Русский язык».
  •  Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №25/11 г.Таганрога, 5-9 класс;
  • Собственной авторской образовательной программой внеурочной деятельности «Дебаты», 7-11 класс
  • учебного плана МАОУ № 25/11 г. Таганрога на 2020- 2021 учебный год.

Цель изучения дисциплины:

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • подготовка девятиклассников к успешному выполнению заданий итогового собеседования по русскому языку: обучение  созданию монологического высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительное чтение текста  вслух, устное изложение  текста с привлечением дополнительной информации.

     

Отличительные особенности программы:

Программа подготовки к устному собеседованию по русскому языку создана с опорой на собственную  авторскую программу «Дебаты», которая способствует формированию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации.   Практическая направленность данной программы позволит современному подростку, молодому человеку быстрее решать задачи в процессе развития общих компетенций: адаптации, социализации, индивидуализации, интеграции в социум. Это способствует формированию лидерских качеств для жизни в  обществе.

Раздел II. Место курса в структуре основной образовательной программы

       Элективный курс  включен в компонент образовательной организации Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Общая трудоёмкость дисциплины  

     На изучение элективного курса ««Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку» для 9 класса   отводится 34 часа из расчета 1  час в неделю.

Формы контроля

Проведение пробного собеседования по русскому языку.

Раздел III. Планируемые результаты изучения элективного курса:

 Личностные результаты:

Формирование личностных УУД на уроках русского языка осуществляется в процессе работы с текстами через личностную оценку прочитанного, аргументацию своего отношения к событиям, представленным в текстах, создание устных творческих высказываний через:

  • рациональное использование времени при подготовке выступления; соблюдение регламента выступления;
  • проектирование собственной самостоятельной деятельности; систематизация полученной информации;
  • сбор доказательной базы и грамотную организацию материала.

 Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка
  • усвоение базовых понятий лингвистики;
  • овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, стилистическими) и использование их в своей речевой практике при создании устных высказываний;
  • опознание и анализ текстовых единиц языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации общения;
  • осознание эстетической функции русского языка.
  • умение создавать монологические высказывания на разные темы,
  • умение вести (поддерживать) дискуссию (диалог),
  • выразительное чтение текста вслух,
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации (цитаты).
  • слушание и восприятие собеседника; доброжелательность и уважение к оппоненту, интерес к диалогу; аргументирование своей позиции; убедительный диалог в ходе перекрестных вопросов; устойчивое стремление к диалогу);

     

 

Метапредметные  результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

  • понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

Раздел IV. Содержание учебного предмета

Содержание данного курса ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
-извлекать информацию при аудировании и чтении;

-адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

-создавать в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

-соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

     Устное собеседование по русскому языку в 9 классе состоит из 4 заданий:

Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 – участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

       Работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы). Система оценивания отдельных заданий и работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка.

        Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

    Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Раздел V. Содержание  курса

1.Введение. Знакомство с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

2. Задание1.Критерии  оценивания  чтения  вслух.

Признаки  выразительного  чтения. Правильность чтения. Знаки  препинания. Техника чтения. Интонирование.

3. Задание 2. Критерии  оценивания  пересказа  текста  с включением  приведенного   высказывания (цитаты). Критерии  оценивания  правильности  речи. Виды цитирования. Способы компоновки цитат.
4. Задание 3.Публичное выступление. Критерии  оценивания  монологического  высказывания. Составление монологического  высказывания различных типов речи. Способы преподнесения речи. Техника выступления. Регламент речи.

5. Задание 4. Дискуссия. Критерии оценивания  диалога. Составление   диалога (по выбору  учащегося). Аргументация собственной позиции по выбранной теме. Виды доказательств.

6.Проведение пробного устного собеседования.

Учебно-тематический план.

Название тем, разделов

Всего часов

В рабочей программе

Теоретическая

часть

 

Практическая часть

Теоретическая

часть

Практическая часть

Введение.

1

1

Задание1.Чтение текста.

2

4

2

4

Задание 2.Пересказ текста с включением приведенного   высказывания (цитаты).

1

2

1

2

Задание 3.Характеристика публичного выступления. Составление монологического высказывания.

3

6

3

6

Задание 4. Дискуссия. Аргументированный ответ. Виды доказательств.

1

6

1

6

Задание 5. Работа с цитатой

2

4

2

4

Проведение пробного устного собеседования.

2

2

ИТОГО:

10

24

10

24

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

           Тема                                              

Кол-во часов

Вид деятельности

1.

Структура  работы. Знакомство с демонстрационным вариантом .

1

Лекция.

2.

Критерии  оценивания  чтения  вслух.

Признаки  выразительного  чтения. Правильность чтения. Знаки  препинания.

1

Составление  памятки  к  выразительному  чтению научно-популярного текста.  

3.

Отработка  навыка   выразительного   чтения.

1

Работа над текстами разных типов

4.

Логическое ударение. Интонирование.

1

Работа над текстами разных типов

5.

Темп речи. Громкость голоса.

1

Работа над текстами разных типов

6.

Ключевые слова текста.

1

Работа над текстами разных типов

7.

Практикум. Выполнение задания 1 КИМ устного экзамена по русскому языку.

1

8.

Критерии  оценивания  пересказа  текста  с включением  приведенного   высказывания. Критерии  оценивания  правильности  речи.

1

Лекция.

9.

Практикум   по  пересказу  научно-популярного текста с включением  приведенного   высказывания  

1

Сам. работа

10.

Виды цитирования

1

11.

Способы включения цитаты в тест.

1

Работа с текстом

12.

Место расположения цитаты в тексте

1

13.

Практикум   по  пересказу  научно-популярного текста с включением  приведенного   высказывания  

1

14.

Показательное выступление оратора игры «Дебаты» с применением афоризмов известных авторов.

Показательная игра

15.

Конкурс спикеров (технология «Дебаты»)  

1

Показательная игра

16.

Критерии  оценивания  монологического  высказывания. Синтаксические  конструкции  для  описания.

1

Упражнения  для  развития  монологической  речи

17.

Функционально-смысловые  типы  речи.

1

Упражнения  для  развития  монологической  речи

18.

Синтаксические  конструкции  для  описания.

Упражнения  для  развития  монологической  речи

19.

Практикум   по  составлению  монологического  высказывания  (описание  фотографии).  Техника выступления

1

Сам. работа

20.

Схема  построения и  синтаксические  конструкции  повествовательного  текста.  

1

Лекция. Практикум

21.

Синтаксические конструкции текста-повествования. Способы выступления.

21.

Конкурс спикеров

1

Показательная игра

22.

Схема  построения  текста-рассуждения.  Анализ тем текста-рассуждения. Тезис-аргументация-заключение.

1

Словарная работа по темам

23.

Виды аргументов. Доказательная база.

1

Лекция. Практикум

24.

25

Показательная игра «Дебаты» по теме « Современная школа н может подготовить выпускника к реальной жизни». Анализ аргументации.

2

Интеллектуаль-ная игра с последующим анализом.

26.

27.

Составление текста-рассуждения с аргументацией по различным темам.

2

Создание текстов

28.

29

Дискуссия. Критерии оценивания. Речевые  клише. Показательный раунд перекрестных вопросов технологии «Дебаты».

2

Показательная игра

30.31.

Пробный экзамен «Устное собеседование по русскому языку»

2

Контроль

32.

Практикум. Аргументация. Дискуссия.

1

Анализ выступлений

33.

Практикум. Отработка  умения  вести  дискуссию  на  заданную  тему.

1

Взаимооценка по критериям

34.

Коррекция результатов пробного собеседования.

1

Анализ выступлений

Раздел VI. Программно-методическое обеспечение:

1. Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадмаев. –

М.: Владос, 1999. – 224 с.

2. Бернов В.Ф. Культура диалога: Учебное пособие / В.Ф. Бернов. – СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2002. – 156 с.

3. Бредемайер, К. Искусство словесной атаки. Практическое руководство /

К. Бредемайер. – М., 2008. – 168 с.

4.Турик Л.А. Дебаты – это интересно // Практические советы учителю. 2003. № 3.

5.Турик Л.А. Правовое образование школьников средствами технологии дебаты // Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования: сб. науч. тр. III Всерос. науч.-практ. конф. М., 2003.

6.. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: Учебник / О.Я. Гофман,

Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная схема оценивания устного собеседования по русскому языку

Дополнительная схема оценивания устного собеседования по русскому языку  (в помощь учителю-экзаменатору)...

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....

Демоверсия устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Демоверсия устного собеседования по русскому языку в 9 классе...

Материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 9 КЛАСС (20 вариантов)...

Методическая разработка урока "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"

Цель урока: подготовиться к заданию 1 устного собеседования по русскому языку - выразительному чтению текста;Задачи: 1)отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотр...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...