задание 2 Русский язык ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Патрушева Мария Андреевна

Теория к заданию 2 ЕГЭ по русскому языку - алгоритм решения, теория и практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2_ege.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

На ЕГЭ в 2019 году  изменена формулировка задания № 2.

Посмотрим, что нового появилось в задании №2.

2018 год.

2019 год.

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

С другой стороны,

Ведь

Напротив,

Хотя

Несмотря на это,

Ответ: ___________________________.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: ______________.

 

Как видим, теперь необходимо самим подобрать пропущено слово, варианты ответа предлагаться НЕ будут.

Это, конечно, делает задание сложнее.

Однако вам, ребята, всё же будет даваться подсказка.

Например, в демоверсии нужно подобрать подчинительный союз.

Какие слова могут быть пропущены в задании № 2?

  • Подчинительные союзы и союзные слова.
  • Сочинительные союзы.
  • Вводные лова.
  • Частицы.
  • Слова других частей речи.

Алгоритм выполнения задания № 2.

  • Внимательно прочитайте занятие. Поймите, какое именно слово вы должны вставить (союз, вводное слово и т.д.)
  • Внимательно прочитайте предыдущее предложение , чтобы понять, какое именно слово может соединять его и данное в задании.
  • Помните, что многие слова имеют СИНОНИМЫ, то есть близкие по значению слова. Это облегчит вам поиск слова.
  • Если вам кажется, что подходят ДВА -ТРИ слова, то подумайте, какое будет точнее. Запишите его. Хотя, я думаю, при проверке будут учитываться синонимы.

  

Предлагаю таблицы, в которых предложены слова — синонимы. Конечно, это не все слова, которые могут быть ответами в задании №2. Всё зависит от текста, от его содержания. Но и данные таблицы  помогут вам при подготовке к ЕГЭ.

Синонимичные союзы и союзные слова.

 

Союзы и союзные слова.

Значение.

Подчинительные союзы и союзные слова.

что, чтобы, будто бы

изъяснительные

когда, как только, пока, по мере того как, как, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь;

временные

ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что;

причинные

чтобы, чтоб, дабы, для того чтобы, с тем чтобы;

целевые

если, ежели, если бы, , ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз;

условные

хотя, хоть, пусть, пускай, несмотря на то что, хотя бы, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что;

уступки

так что;

следствия

как, как будто, будто, словно, как бы, будто бы, словно как, точно.

сравнительные

Сочинительные союзы.

и, да (= и), тоже, также, не только, но и, и, да(=и), ни-ни, тоже, также;

соединительные

 а,но, да (= но), зато, однако;

противительные

или (= либо), то … то, не то … не то, то ли … то ли, ли … ли.

разделительные

 

Синонимичные вводные слова.

 

Значения вводных слов.

Вводные слова- синонимы.

Неуверенность.

Наверное, кажется, возможно, пожалуй,

по-видимому, скорее всего, надо думать, надо полагать и т.д.

Уверенность.

Именно, конечно, очевидно, естественно, разумеется, и т.д.

Мнение автора, чувства.

К сожалению, хочется верить, надеемся, думается и т.д.

Иллюстрация примеров сказанного.

Например, так, к примеру, иногда.

Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему.

Тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот.

Вывод, итог, завершённость сказанного.

Итак, значит, таким образом, словом, одним словом, так сказать, иными словами, наконец, значит, заметим, отметим и т.д.

Следствие.

Следовательно.

 

Частицы.

Значения частиц.

Частицы.

Усиление значения

Даже, лишь, уже, и, ведь

Выделение, ограничение.

Только, лишь, лишь только, хоть (бы), всего, просто, исключительно, единственно.

Вопрос.

Разве, неужели.

Восклицание.

Что за, как, просто, ну и, прямо.

Утверждение.

Да, точно, так.

Сомнение.

Вряд ли, едва ли.

Призыв к действию.

Да, давай, давайте, пусть, пускай.

  

 

Предлоги.

Значения.

Предлоги.

Исключение.

За исключением, кроме.

Включение.

Кроме того.

Причина.

Ввиду,  из-за, вследствие.

Время.

В течение, в продолжение.

 

Другие части речи.

 

Значения.

Примеры слов.

Добавление к сказанному.

Помимо, к тому же.

Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему.

Тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот.

Факты и явления существуют и происходят одновременно.

Всё равно, само собой, только, вместе с тем.

Последовательность изложения мыслей.

Сначала, вначале, затем, потом, прежде всего и т.д.

Усиление значения.

Всё-таки.

Уточнение

Точно, почти, как раз

 

1. Самостоятельно подберите местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (22) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1) Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. (2) <…> классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. (3) Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. (4) В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). (5) Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.


2. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите этот союз.

(1) В 376 году вестготы, спасаясь от гуннов, вновь перешли Дунай и получили у римлян позволение поселиться к югу от него, в Нижней Мезии. (2) Два года спустя, недовольные римскими чиновниками, вестготы подняли мятеж, разбили императорскую армию в битве при Адрианополе и убили императора Валента. (3) Феодосию I удалось замирить вестготов, и они разместились на территории империи в качестве мирных поселенцев и союзников-федератов, <…> после смерти Феодосия в 395 году, когда империя была разделена между его сыновьями, Аркадием и Гонорием, вестготы во главе с Аларихом совершили опустошительный набег на Грецию.

 3. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

(1) От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью. (2) Во II–I вв. до н.э. происходит отход от коллективизма, усиливается индивидуализм, личность противопоставляет себя государству, переосмысляются и даже критикуются традиционные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям. (3) <…> эти черты отразились в римском искусстве и литературе.

4. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.

(1) Свержение монархии не привело к кардинальным изменениям в государственном устройстве Рима. (2) Место пожизненного царя заняли два избираемых центуриатными комициями на один год из числа патрициев претора («впереди идущие»); с середины V в. их стали называть консулами («совещающимися»). (3) Они созывали и руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. (4) Правомочными были <…> их совместные решения.

5. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите это наречие.

 

(1) В XVIII веке, до прихода европейцев, в Австралии насчитывалось около 300 тысяч аборигенов, говоривших не менее чем на 200 языках. (2) В ходе европейской колонизации XIX – начала XX века, нередко сопровождавшейся прямым геноцидом, их численность резко сократилась. (3) И <…> насчитывается не более 70 тысяч носителей австралийских языков, в основном людей старшего поколения.

6. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором  предложении текста. Запишите этот союз.

(1) Термин «новая история» появился в европейской общественно-политической мысли в эпоху Возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трёхчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. (2) С тех пор это понятие прочно закрепилось в исторической науке, <...> его содержание с течением времени постоянно уточнялось и трансформировалось под воздействием новых исторических концепций. (3) К настоящему моменту большинство учёных под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений, которые легли в основу современной западной цивилизации.

7. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором  предложении текста. Запишите этот союз.

(1) Греческое слово «философия», введённое в обиход Пифагором, не оставившим после себя никаких письменных сочинений, впервые встречается в трудах Гераклита и буквально переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. (2) <…> стремление к мудрости характерно не только для философов, но и для учёных, писателей, священников. (3) Специфика же философской мудрости состоит в её нацеленности на смыслы максимально общей и вместе с тем фундаментальной значимости, на поиск универсальных, не знающих исключений принципов, в рамках которых существуют и изменяются бытие и мышление.

8. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором  предложении текста.

Запишите это слово.

(1) Построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец, уникальный архитектурный памятник, который символизирует величие французской короны, обязан своим появлением черте характера, недостойной короля. (2) Дело в том, что в 1661 году министр финансов Николя Фуке, пользовавшийся особым расположением Людовика XIV, организовал в честь монарха торжественный приём в своём собственном замке Во-ле-Виконт, лучшем на тот момент частном дворце Франции, <...> был построен по проекту известных мастеров своего времени. (3) Томимый завистью, Людовик уехал с праздника, не сказав ни слова благодарности, и вскоре Фуке был арестован и заключён под стражу, поместье конфисковано, а архитекторы Во-ле-Виконт были направлены на строительство нового королевского дворца в Версале, чьё великолепие должно было затмить красоту замка опального министра финансов.

9. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором  предложении текста. Запишите этот союз.

(1) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. сell – «клетка, сота»). (2) <...> в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3) Это положение было принято наукой лишь в 1839 году, когда в результате исследований Матиаса Шлейдера и Теодора Шванна выяснилось, что все ткани растительного и животного организмов имеют клеточное строение.

10. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите этот союз.

(1) В некоторых моделях современных автомобилей раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях автоматически блокируется. (2) Дело в том, что срабатывание подушек, происходящее с огромной скоростью, сродни сильному удару. (3) <...> тело непристёгнутого человека в момент аварии не будет зафиксировано ремнём и сместится в сторону, то подушка не только окажется плохим помощником, но и сама может стать причиной серьёзной травмы.

11. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите этот союз.

(1) Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2) Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3) <...> в наше время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

12. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором  предложении текста. Запишите этот союз.

(1) Степень развитости родительского (прежде всего материнского) инстинкта у животных, безусловно, в первую очередь определяется гормонами и генетическими факторами. (2) <...> у природы есть ещё один очень важный механизм обучения птиц и млекопитающих родительским навыкам – это положительные эмоции, которые родители испытывают при общении со своим потомством. (3) Неслучайно детёныши выглядят, как правило, умилительно и трогательно: их внешний вид способствует возникновению положительных эмоций и тем самым даёт толчок к проявлению родительского инстинкта.

13. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1) Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2) Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3) <...> передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам; очень похожи по форме тéла китообразные и рыбы; сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.

14. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите это слово.

(1) В отношении городского благоустройства Великий Новгород оставлял позади себя многие средневековые города Западной Европы. (2) В Западной Европе первые мостовые появляются лишь в конце XII века, а в Новгороде уже в XI веке деревом мостили все улицы, а также дворы внутри усадеб. (3) Кроме того, знаменитое Ярославово дворище в Новгороде имело первый в Северной Европе водопровод, по <...> в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода.

15. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите этот союз. 

(1) Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2) В 1895 году этот элемент был найден и на Земле. (3) Причём оказалось, <...> на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место.

16. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите этот союз в поле для ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1) Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. (2) Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др. (3) Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, <…> является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

17. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем  предложении текста. Запишите это наречие.

(1) Язык – прежде всего средство общения; общение наше, однако, происходит в разных местах, в разное время и с разными собеседниками. (2) Легко заметить, что в зависимости от ситуации мы используем возможности языка по-разному. (3) … одна из важнейших задач лингвистики – выяснить, как люди применяют язык в процессе коммуникации.

18. Прочитайте текст и выполните задание. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это наречие.

(1) Катализаторами биохимических реакций в организме человека являются ферменты, они запускают реакции распада и образования веществ в клетке и увеличивают их скорость. (2) Однако для того, чтобы стать активными и начать действовать, ферментам необходимы помощники, в роли которых выступают витамины: входя в состав большинства ферментов, витамины регулируют и ускоряют важнейшие реакции в клетках нашего организма, иными словами, выполняют каталитическую функцию, и в результате наш организм насыщается энергией, растёт и развивается. (3) <…> следует, что значение витаминов в питании очень велико, так как они помогают нам усваивать все жизненно необходимые вещества, содержащиеся в пище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание русский язык 9 класс

Систематизация знаний по теме "Сложные предложения"...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...