Результаты работы по Программе "Языковой кейс: мастерская речи"
проект по русскому языку (11 класс)

Фиалковская Вероника Петровна

Отчёт состоит из нескольких разделов:

1 кейс – введение в задачу 

Формирование групп и изучение критериев оценивания сочинения-рассуждения по русскому языку

Ссылка  на презентацию по написанию сочинения и критериям оценивания:

https://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/03/30/master-klass-dlya-uchashchihsya-11-klassov-napisanie

Деление на рабочие группы по 5 человек, в которых есть «ведущий» (он организует обсуждение вопроса), «аналитик» (он подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатель» ( он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного текста для обсуждения (текст у всех групп одинаковый).

2 кейс – сбор информации по кейс-задаче

Типы проблем, поднятых автором текста

Что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).

3 кейс – принятие решений

Структура написания сочинения

5 кейс – сравнительный анализ

Речевые клише

6 кейс

 

Презентация, обсуждение и публикация эталонных текстов

7 кейс – Эфемерида проблем

Проблема – вопрос к тексту.

Авторская позиция – ответ на вопрос по тексту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 кейс – введение в задачу 

Формирование групп и изучение критериев оценивания сочинения-рассуждения по русскому языку

Ссылка  на презентацию по написанию сочинения и критериям оценивания:

https://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna 

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/03/30/master-klass-dlya-uchashchihsya-11-klassov-napisanie

Деление на рабочие группы по 5 человек, в которых есть «ведущий» (он организует обсуждение вопроса), «аналитик» (он подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатель» ( он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного текста для обсуждения (текст у всех групп одинаковый).

IMG-20200623-WA0014.jpg

Изучение содержания текстов

Приблизительный список тем:

  • Природа
  • Культура
  • Наука
  • Человек и общество.
  • Человек и история.
  • Образование.
  • Семья.
  • Война
  • Любовь
  • Дружба

Критерии оценивания сочинения (по наивысшему количеству баллов)

Содержание сочинения

К1 (формулировка проблемы) – 1 б.;

К2 (комментарий к сформулированной проблеме:

1-ый пример + комментарий, 2-ой пример + комментарий, их сопоставление) – 5 б.;

К3 (отражение авторской позиции) – 1 б.;

К4 (отношение к позиции автора и его обоснование) – 1 б.;

Речевое оформление сочинения

К5 (смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения текста) – 2 балла;

К6 (точность и выразительность речи – высший балл по этому критерию можно получить только, если имеется высший балл по критерию К10 – отсутствие речевых ошибок) – 2 балла;

Грамотность

К7 (отсутствие орфографических ошибок или одна негрубая)– 3 б.;

К8 (отсутствие пунктуационных ошибок или 1 негрубая)– 3 б.;

К9 (отсутствие грамматических ошибок)– 2 б.;

К10 (отсутствие речевых ошибок или не более 1)– 2 б.;

К11 (отсутствие этических ошибок)– 1 б.;

К12 (отсутствие фактических ошибок)– 1 б.;

 Итого: 24 б. (объём сочинения: 150-300 слов, не менее 150 слов!!!) 



Предварительный просмотр:

2 кейс – сбор информации по кейс-задаче 

Типы проблем, поднятых автором текста

Что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).

IMG-20200623-WA0012 (1).jpg

Проблема – вопрос к тексту.

Авторская позиция – ответ на вопрос по тексту.

IMG-20200623-WA0011.jpg

Типы проблем

Философские

Социальные

Политические

Нравственные

Экологические

Эстетические

самые общие

вопросы

развития

общества,

природы,

человека

устройство

и жизнь

общества

деятельность

государственной

власти

духовная

жизнь человека,

взаимоотношения

людей

взаимодействие

человека и

окружающей

среды

восприятие

человеком

прекрасного

-смысл жизни

-познание и

 самопознание

-свобода и  ответственность

-человек и

 история

-человек и

 культура

-социальная

справедливость/

несправедливость

-создание

правового

государства

-соблюдение

прав человека

-прогресс и

общество

-наука и

 общество

 

-политика

государства

-гражданское

 общество

-демократия

-международные

 конфликты

-разоружение

-терроризм

-национализм

-шовинизм

-эгоизм и

гуманизм

-доброта и

жестокость

-духовность и

бездуховность

-честь и

бесчестье

-дружба и

предательство

-любовь и

ревность

-конфликт

поколений

(отцы и дети)

-взаимосвязь

человека и

природы

-глобальная

экологическая

катастрофа

-потребительское

отношение

к природе

-экология

культуры

-экология языка

-восприятие

искусства

-воспитание

эстетического

вкуса

-духовность в

искусстве

-чтение

-массовая

культура,

телевидение,

Интернет

В чём смысл жизни?

Что такое ответственность?

В предложенном мне тексте автор поднимает проблему справедивости. Она является актуальной во все времена.

Что такое гражданское общество? Именно этим вопросом задаётся автор предложенного мне текста. Она показалась мне важной и интересной.

В чём состоит конфликт поколений? На этот вопрос пытается найти ответ автор предложенного мне текста.

Как выстраиваются отношения между людьми?

Что такое дружба?

Каково влияние человека на природу?

Почему люди потребительски относятся к природе?

В чём проявляется духовность человека?



Предварительный просмотр:

3 кейс – принятие решений 

Структура написания сочинения

IMG-20200623-WA0010.jpg

1. Вступление

2. Два комментария  и их сопоставление

3. Авторская позиция

4. Собственная позиция и её обоснование

5. Вывод



Предварительный просмотр:

5 кейс – сравнительный анализ 

Речевые клише

IMG-20200623-WA0012 (1).jpg

Выступление «протоколиста» каждой группы с предложением своей проблемы, выбор общей проблемы и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем, определение авторской позиции, её аргументация и построение выводов.

Шаблон сочинения-рассуждения по русскому языку

1 абзац – проблема;

2 абзац – комментарии к проблеме с обоснованием и сопоставлением (его можно разбить на 3 отдельных абзаца);

3 абзац – позиция автора;

4 абзац – собственная позиция и её обоснование;

5 абзац – вывод

Берётся предложенный для работы текст (каждой группе разные варианты), выбирается из предложенных формулировок правильный вариант или определяют правильность выбранной кем-то проблемы.

Речевые клише сочинения-рассуждения по русскому языку

1 абзац – формулировка проблемы

ФИО, автор прочитанного текста поднимает проблему… Она показалась мне важной и интересной.

ИЛИ

Сформулировать проблему можно в форме вопроса. Далее:   Именно эту проблему поднимает автор в предложенном тексте. Она показалась мне важной и интересной.

2 абзац – комментарии к проблеме с обоснованием и сопоставлением (его можно разбить на 3 отдельных абзаца) 

Автор обращает наше внимание на то, что… В качестве первого примера приведу следующие слова: «Цитата». Из них следует, что…

Вторым примером может послужить фраза: «Цитата». Я понимаю это так: …

Сопоставив два примера и комментарии к ним, я пришёл /пришла к выводу: …

3 абзац – позиция автора

Позиция автора мне предельно ясна: он считает, что …

4 абзац – собственная позиция и её обоснование

Я полностью согласен с мнением автора /писателя / ФИО и тоже думаю, что …

Далее пример из художественной литературы /жизни

5 абзац – вывод

Таким образом, я пришёл к выводу: …

Конкретизация обоснования собственной позиции

4 абзац – собственная позиция и её обоснование

Я полностью согласен с мнением автора /писателя / ФИО и тоже думаю, что …

Далее пример из художественной литературы /жизни

Эта же проблема рассматривается в русской /зарубежной  классической  литературе. Так, в произведении… повествуется о … Как созвучна проблема, поднятая в предложенном тексте, тем вопросам, которые обозначает …

/Эта же проблема поднимается в средствах массовой информации.   …

5 абзац - вывод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 кейс Презентация, обсуждение и публикация эталонных текстов

Слайд 2

Представляем Вашему вниманию некоторые тексты сочинений, доработанные индивидуально и в группах.

Слайд 21

Продолжение следует…



Предварительный просмотр:

7 кейс – Эфемерида проблем 

Проблема – вопрос к тексту.

Авторская позиция – ответ на вопрос по тексту.

IMG-30fd3d2ecaf1bec904c2707502e46085-V.jpg

Что такое проблема?

Как выявить проблему текста?

 Как сформулировать проблему текста?

Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Практическая работа по определению проблемы текста, выявлению авторской позиции и обоснованию собственной позиции с опорой на пример из жизненного опыта или художественной литературы

Шаг 1. Чтение текста.

Шаг 2. Формулировка проблемы (выбираем один из предложенных здесь вариантов):

- задаем к прочитанному тексту вопрос: он и будет являться проблемой, а ответ на этот самый вопрос – позицией автора;

- смотрим, есть ли в тексте вопросы: они могут содержать в себе формулировку проблемы;

- находим в тексте абстрактные имена существительные (совесть, дружба, смысл жизни, доброта, бесстрашие и др.): использование данных слов при формулировке проблемы обеспечивает правильный выбор и получение балла по данному критерию.

IMG-819328a691eef8fa4d051e9b0eac1ad9-V.jpg

Шаг 3. Определение способов формулировки проблемы, использование слов-подсказок, подбор типовых конструкций при формулировании проблемы.

Проблему можно формулировать следующими способами, предварив постановку проблемы введением  в суть повествования (2-3 предложения перед обозначением проблемы):

- в форме вопроса, который находим в тексте;  

- в форме вопроса, который формулируем сами: В чём заключается смысл жизни? Именно эту проблему поднимает автор предложенного мне текста…;

- в форме вопроса с использованием абстрактных существительных:  Что такое дружба? Именно этим вопросом задаётся автор прочитанного мною текста.     ЛИБО    Какую роль играет дружба в жизни человека? Эту проблему поднимает автор прочитанного мною текста. Она является важной и интересной…;

- в форме тезиса: В предложенном тексте автор поднимает проблему совести. Она показалась мне важной и интересной.

Шаг 4. Составление эфемериды основных проблем (дополнить список ключевыми понятиями, примерами обоснования собственной позиции)

№ п/п

Ключевое понятие

Текст

Формулировка проблемы

Авторская позиция

Обоснование собственной позиции

Пример из  собственного жизненного опыта

Пример из художественной литературы

1

Честь

Верность слову

Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский писатель, автор множества романов, повестей, эссе, очерков.

 «(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия…»

1. Проблема сохранения в современном мире понятия «честь». (Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?)

2. Проблема верности своему слову. (Как соотносятся верность своему слову и чувство чести?)

1. Чувство чести — это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека.

2. Для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом и проявляется его чувство чести.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что каждый уважающий себя человек поступает по чести и совести. Докажу справедливость своих слов на примерах из русской классической литературы. В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв, попадая на службу, начинает осознавать ответственность за свои поступки. Во время бунта он предпочитает умереть, но не отступить от велений чести и долга. Так в подобных ситуациях ведут себя только сильные личности.

2

Жизненный поиск

Мудрость

Родной язык

Искусство

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954 гг.) — русский писатель, автор произведении о природе.

«— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть…»

1. Проблема активного жизненного поиска. (Каким образом человек может достичь своих жизненных целей?)

2. Проблема овладения богатствами родного языка. (Каковы пути овладения богатствами родного языка?)

3. Проблема восприятия языка как друга. (Почему можно воспринимать язык как друга?)

4. Проблема определения силы искусства. (В чём заключается сила искусства, сила творчества?)

5. Проблема возможности «соавторства» писателя с читателем. (Когда писатель может считать своего читателя соавтором?)

6. Проблема преодоления писателем своего одиночества. (Как писатель преодолевает своё одиночество?)

7. Проблема определения писателем своего жизненного пути. (Что представляет собой жизненный путь писателя?)

8. Проблема определения мудрости. (В чём состоит человеческая мудрость, мудрость писателя?)

1. Чтобы прийти в жизни к ожидаемым результатам, необходимо искать пути достижения поставленной цели, долгое время находиться в активном поиске.

2. Понимание законов родного языка передаётся каждому человеку от матери, от своего народа, во время обучения в школе, но, чтобы стать мастером слова, необходимо «встретить свой родной язык, как друга.

3. Язык спасает человека «от тяжёлого молчания», позволяет человеку установить контакт с другими людьми и окружающим миром в целом.

4. Сила искусства состоит в способности породнить всех людей на земле, сила творчества выводит одного человека навстречу другому.

5. У писателя бывают особенные творческие удачи, и этими удачами он в определённой мере обязан встречам с другими людьми и своим читателям, если, обращаясь к ним через своё творчество, Он в каждом из них видит друга.

6. Обращаясь в своём творчестве к читателю, писатель преодолевает своё одиночество.

7. Жизненный путь творца — это путь к другому человеку, к другу, которого писатель видит в каждом.

8. Настоящая мудрость состоит не в присвоении прекрасного, не в стремлении сделать его своей собственностью, а в демонстрации этого прекрасного людям.

3

Доброта Сострадание

Сочувствие

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

мыслитель.

«(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины…»

1. Проблема внешнего и внутреннего проявления доброты. (Может ли за грубой внешностью(поведением), скрываться доброе сердце?)

2. Проблема оценки личности. (Всегда ли можно судить о человеке по его внешнему облику и поведению?)

3. Проблема способности к состраданию, сочувствию, поддержке. (Кто способен сострадать (сочувствовать) другим? Умение сострадать (сочувствовать) присуще только образованным людям?)

4. Проблема отношения к преступникам (Как относиться к преступникам? Бояться и ненавидеть их или 5. Проблема значимости человеческого сочувствия, проявленного по отношению к ребёнку (Какое значение имеет вовремя оказанное ребёнку со стороны взрослого сочувствие, сопереживание? Какое влияние это будет иметь на ребёнка?)

1. Сердце грубого, невежественного человека может быть наполнено глубочайшей добротой и нежностью.

2. Нельзя судить о человеке, оценивая лишь его внешние качества (облик и поведение). Нужно уметь заглянуть в человеческое сердце, где может жить доброта, умение сочувствовать и любить.

3. Сострадать (сочувствовать) способны люди, у которых есть сердце. И неважно, насколько образован и воспитан человек.

4. Нужно уметь видеть человека во всех, даже в преступниках.

5. Очень важно вовремя проявить сочувствие к ребёнку, выразить ему своё сопереживание: это благотворно скажется на детской душе, положительно отразится на ребёнке в будущем.

4

Любовь

Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

«(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её».

1. Проблема поиска любви. (Почему каждый человек стремится обрести любовь?)

2. Проблема отношения к любви. (Как нужно относиться к обретённой любви?)

3. Проблема сущности любви. (Что такое любовь? Когда начинается любовь?)

4. Проблема сохранения любви. (Нужно ли удерживать любовь? Как можно удержать любовь? Как можно использовать власть, которую люди обретают над теми, кто их любит?)

5. Проблема существования законов любви. (Существуют ли законы любви?)

Люди стремятся обрести любовь, чтобы уйти от одиночества и получить душевную опору, разделить с человеком свою жизнь: сделать общими не только радости, но и обиды, и огорчения.

Обретённую любовь нужно сохранять, лелеять и бережно взращивать, а не разрушать, бездумно используя власть над любимым.

Любовь – это трудная душевная работа, которая не каждому под силу. Любовь начинается тогда, когда люди понимают, что всё выдержат и всё перетерпят ради любимых.

В совете удерживать любовь заключается житейская мудрость. Чтобы удержать любовь, нужно разумно пользоваться той властью, которую человек имеет над тем, кто его любит, и не требовать от любящего невозможного, а постепенно приручать его и позволять ему приручать себя.

У любви есть свои законы, и главный и неоспоримый её закон – добровольность: люди делают для любимых что-то хорошее, потому что сами получают от этого радость, потому что они не могут жить иначе.

5

Смысл жизни

Иван Александрович Ильин (1883–1954) – известный религиозный философ, писатель и публицист русского зарубежья

«(1)Жил однажды чудак… (2)Он был очень богат…»

1. Проблема поиска смысла жизни. (Нужно ли человеку искать смысл жизни? Зачем человеку нужно искать смысл жизни?)

2. Проблема опасности познания, лишённого духовности. (Чем опасно познание, лишённое духовности?)

3. Проблема истинных и ложных ценностей. Проблема духовного богатства. (В чём сущность истинных ценностей? Что является истинным богатством?)

4. Проблема духовного кризиса человечества. (В чём причина духовного кризиса современного человечества?)

5. Проблема пользы и вреда современных технических изобретений. (Полезны или вредны технические изобретения последних столетий?)

1. Человеку необходимо искать смысл жизни, чтобы понимать, куда движется человечество и как ему следует употреблять свои познания.

2. Познание, лишённое духовности, в современном мире обладает огромной разрушительной силой.

3. Истинные ценности — это не материальные блага, а духовные искания. Истинное богатство — это обретение смысла жизни.

4. Причина духовного кризиса современного человечества заключается в отсутствии смысла жизни, в отсутствии самой потребности обретения смысла жизни.

5. Польза и вред технических изобретений зависят от того, с какой целью их применяют.

6

Старость

Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

«(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести».

1. Проблема отношения к старости.

(Как нужно относиться к старости?)

2. Проблема отношения старых людей к своим болезням и несчастьям. (Как в старости относиться к своим болезням и бедам?)

3. Проблема отношения молодого поколения к старым людям (людям престарелого возраста). (Как молодому поколению нужно относиться к людям преклонного возраста?)

1. Старость — необходимая ступень жизни, у неё есть своя красота и смысл. Нужно уметь принять старость, а не бояться или ненавидеть её.

2. Нужно со здоровой иронией относиться к горестям и болезням, которые настигают человека в старости.

3. Молодым не стоит считать старых людей «побеждёнными» жизнью. В старости человек, спокойно созерцая жизнь, проявляет ум и терпение к себе и другим.

7

Чтение

Выбор книги

Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009) — русский советский писатель, публицист.

«(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать…»

1. Проблема чтения. (Что значит уметь читать? В чём состоит смысл чтения?)

2. Проблема выбора книги для чтения — (Какие книги вызывают наибольший интерес у читателей? Что влияет на выбор той или иной книги?)

3. Проблема подвижничества русских писателей, (В чём заключаются нравственные традиции русской классической литературы?)

1. По мнению великих творцов, вдумчивое чтение книг — это длительный и непрерывный процесс, потому что, читая ту или иную книгу, человек осмысливает окружающую жизнь и себя в этой жизни. Чтобы по-настоящему понять автора книги, нужен опыт чтения и жизненный опыт.

2. В разные периоды жизни человеку нужны разные книги, поэтому, меняясь, он ищет ответы на вопросы в книгах, помогающих ему осознать себя на новом жизненном этапе. Наибольшее влияние на душу читателя оказывают книги, проникнутые любовью к жизни и людям.

3. Истинно художественные произведения, повествующие о добре и зле, создавались писателями, чья жизнь была примером служения людям

Трудно не согласиться с его мнением. Размышляя о прошедших годах, я начинаю сомневаться, что уделила чтению каждой из книг должное внимание. В погоне за количеством я забывала о мелких деталях, мыслях автора и скрытых посланиях. В нашей семье чтению книг придают огромное значение. Я искренне рада этому. Мои родители постоянно пополняют нашу библиотеку произведения русской и мировой классики. Ответы на все важные вопросы можно найти в лучших образцах художественной литературы.

8

Природа

Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

«(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны…»

1. Проблема бережного отношения к природе (следует ли думать о природе?).

2. Проблема роли пейзажа (что говорит пейзаж о народе, который живет на этой территории?)

1. Следует думать о природе, так как она — мир, в котором мы живем, наш дом.

2. Ландшафт — визитная карточка народа. «... в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет»

9

Деревенский уклад

Язык

Речь

Валентин Григорьевич Распутин (1937–2015) — русский писатель и публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

«(1)Моё детство прошло в глухой ангарской деревне, в четырёхстах километрах от Иркутска. (2)Жили мы бедно, и не мы одни…»

1. Проблема влияния деревенского уклада на душу и судьбу человека. (В чём заключается особенность деревенского уклада? Влияет ли бедность деревенского быта на богатство души?)

2. Проблема особенностей деревенской речи. (В чём заключается особенность деревенской речи? В чём её ценность?)

3. Проблема «несовременности» деревенского языка. Проблема замены деревенского языка «городским». Проблема «своего» и «чужого» в языке. Проблема обогащения языка. Проблема сохранения «досельного русского языка». (Почему происходит замена деревенского языка «городским»? Почему люди, вышедшие из деревни, стыдятся своего языка? Что происходит, когда люди отказываются от «досельного русского языка» и заменяют его более современными «словечками»? Как следует относиться к искоренению «досельного русского языка»? Нужно ли сохранять «досельный русский язык»? Нужно ли заменять деревенский язык на более «современный», «городской»?)

4. Проблема отличия диалектов от «досельного русского языка». Проблема использования диалектов в литературе.

(Чем диалект отличается от «досельного русского языка»?)

5. Проблема взаимосвязи языка, речи и личности.

(Как связаны личность человека и особенности его языка, речи?)

1. Деревенский народ не гонится за «современностью», он живёт в естественном ритме, в беспрестанных трудах, является хранителем традиций. Деревенская бедность быта никак не влияет на богатство души. Деревенские судьбы незаурядны, богаты, интересны.

2. Речь деревенских жителей богата, образна, она меткая и точная, в ней масса пословиц и поговорок, это «досельный» русский язык, который удерживает человека «в отчих пределах».

3. Люди часто не понимают, каким богатством является исконный деревенский язык, считают его несовременным. А сами деревенские жители, попадая в город, зачастую начинают стыдиться своего языка, пытаются избавиться от него, стремятся активно использовать в своей речи современные «словечки». Это лишает язык естественности, делает его вычурным. Автор осуждает это. Нельзя зарывать «корневую породу» родного языка и брать только «чужое», «валом повалившее из “красивых” стран». Когда мы говорим об обогащении языка, нужно вести речь именно об обогащении, а не о его замене.

4. Диалект – это «местные прибавки к языку», пользоваться ими нужно разумно. Но деревенский, «досельный русский язык» не исчерпывается только диалектизмами. За ним стоит «корневая порода», отличающаяся образностью, красками. «Досельный русский язык» – это живой язык, точный и меткий, пришедший к нам из древности, прошедший через поколения, без «наростов».

5. Язык, особенности речи являются отражением личности человека. Попытка самобытного писателя из деревни «подстроить» свою речь под нормы «современной моды» приводит к неестественности. В художественном произведении невозможно в полной мере передать характер героя, исказив его язык.

Я полностью согласна с мнением В.Г. Распутина и тоже считаю, что народная речь поражает своей простотой и точностью. Докажу свою точку зрения примером из собственного жизненного опыта. На уроках русского языка мы изучали пословицы и поговорки, раскрывали их значение. Я была поражена тому, насколько русский язык точен и многогранен. Простые выражения содержат в себе неимоверное количество мудрости, терпения и открытости. Именно эти черты присущи деревенской речи. Она вобрала в себя всё величие и неповторимую открытость простой русской души.

Я полностью согласна с мнением Распутина и тоже думаю, что народная речь дала людям незаменимое и неповторимое богатство. Докажу справедливость своих слов на примере из читательского опыта. В произведении Солженицына «Матренин двор» особенность образа главной героини проявляется в использовании ею народного языка. Речь Матрены эмоциональна, точна и естественна. Она включает в себя просторечные слова и тем самым уносит читателя в атмосферу дружной и спокойной деревенской жизни.

10

Москва

Родная история

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

«(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней…»

1. Москва − город особый для русского человека.

2. Как надо относиться к родной истории?

1. В Москве каждый камень говорит о величии русского народа, о его славной истории, вот почему Москва вызывает особый трепет в сердце русского человека.

2. Великую историю своей Родины надо знать и чтить. Нам есть чем гордиться. Мы должны стать достойными наследниками великих свершений наших предков.

Я полностью согласна с мнением Лермонтова и тоже думаю, что прошлое нашей Отчизны очень важно для каждого человека. Докажу справедливость своих слов на примере из личного опыта. В одной газете я прочитал статью учителя истории. Он утверждал, что разрушение Москвы продолжается, несмотря на все благостные заявления городских властей. Учитель призывает нас остановить разрушение того, что осталось в историческом центре, объявить статус особой территории культурного назначения, потому что архитектура и памятники – это великая ценность, которую мы должны оберегать, ведь она хранит историческую память нашей страны.

11

Жизнь

Неравнодушие

Равнодушие

Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».

«(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое…»

1. Проблема неравнодушного отношения к жизни, умения человека удивляться. (Какую роль играет неравнодушное

отношение к жизни, умение удивляться в науке и творчестве? Какое

место оно занимает в общем

прогрессе человечества? Как взаимосвязаны умение удивляться и

способность сделать открытие?)

2. Проблема взаимосвязи способности удивляться и полноты жизни

человека. (Какое место занимает умение удивляться в жизни конкретного человека? Можно ли ощутить полноту жизни без способности

удивляться?)

3. Проблема равнодушного отношения к жизни, неумения человека удивляться. (К чему ведёт равнодушие человека, неумение и нежелание удивляться?)

1. Все открытия – от научных до

творческих – происходят от нерав-

нодушия человека, от его умения

удивляться. Если человек не умеет

удивляться, он ничего не сможет

создать в жизни. Удивление важно

в любой сфере человеческой жизни

2. Без умения удивляться жизнь

скучна, мир воспринимается одно-

боко, без полноты красок; человек

без этого умения обрекает свою

жизнь на скучное, безрадостное,

бесполезное существование, где нет

мечты, лишает себя прекрасного,

возможности развития

3. Равнодушные люди, которые не

умеют удивляться, не могут ощутить

полноту жизни; их жалко, за них

стыдно .

12

Война Человечность

Взаимоотношения людей

Солоухин Владимир Алексеевич (1924—1997 гг.) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.

«(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное…»

1. Проблема проявления личностных качеств людей в условиях военного времени. (Как проявлялись личностные качества людей в условиях военного времени?)

2. Проблема сохранения человечности в годы войны. (как в годы войны удалось выстоять тем, кто ковал победу в тылу?)

3. Проблема отношения к личной собственности другого человека. (Можно ли воспользоваться личной собственностью другого человека без его на то разрешения?)

1. Личностные качества людей в годы войны проявлялись в поступках. В проявлении самоотверженности во имя блага товарищей или, наоборот, в стремлении приобрести выгоду за счет бедствия других людей.

2. Тем, кто ковал победу в тылу, удалось выстоять за счет ощущения надежной поддержки товарищей и твердого убеждения, что товарищи также нуждаются в честном отношении и дружеской поддержке.

3. Представление о неприкосновенности чужой собственности вырабатывалось у человека веками, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции. Это представление не менялось и в суровое военное время, и должно было произойти нечто из ряда вон выходящее, чтобы кто-либо осмелился посягнуть на чужую собственность, даже с учетом ироничного «разрешения» ею воспользоваться.

13

Художественное творчество

Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

«(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой…»

1. Проблема значимости художественного творчества в жизни самого художника. (В чём заключается польза. спасительная сила художественного творчества? Способно ли художественное творчество помочь человеку выжить, спасти человека?)

2. Проблема осмысления такого явления, как художественное творчество. (Что такое художественное творчество? Есть ли границы у творчества? Где рождается художественное творчество?)

3. Проблема реального и фантастического в художественном творчестве. (На чём должно основываться художественное творчество: на реальности или на фантазии?)

1. Художественное творчество — не просто способ самовыражения, оно способно принести огромную пользу: оно духовно освобождает человека, даже если он находится в заключении. помогает избавиться от тяжёлых воспоминаний. преодолеть трудности, погружает человека в иную реальность.

2. Художественное творчество — это то, что человек переносит из своей головы, из души, из сердца на бумагу. Творчество не знает границ, не требует особых инструментов. Истинное творчество может родиться как в светлой мастерской художника, так и на крохотном клочке бумаги.

3. Для художественного творчества неважно, изображает человек реальность или фантазию. Оно остаётся творчеством, великая сила которого поистине безгранична.

Я полностью согласна с мнением Тишкова и тоже думаю, что искусство позволяет человеку внутренне освободиться и выплеснуть все свои эмоции.  Докажу справедливость своих слов на примере из читательского опыта. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой описывает ситуацию, когда Николой Ростов теряет большую сумму денег. Он воспринимает  крупный проигрыш Долохову, как конец света: «Пулю мне в лоб,»- восклицает герой. Однако, возвратившись домой и услышав чудное пение Наташи, герой  успокоился и осознал, что долг, Долохов и другие обстоятельства являются вздором в сравнении с прекрасным голосом сестры. Творчество родного человека помогло Ростову освободиться  от переживаний и негативных мыслей. Мой пример подтверждает, что сила искусства велика.

14

Бережное отношение к старине

Ответственность

Леонид Аронович Жуховицкий (род. в 1932 году) - русский писатель, публицист, педагог.

«(1)Гора Спящий лев, или Омулёвка, представляет собой высокий утёс, расположенный на правом берегу реки Селенги…»

1. Проблема бережного отношения к старине.

2. Проблема ответственности человека перед будущими поколениями.

1. Узнавать свою историю можно по памятникам зодчества, которые нужно беречь и восстанавливать, ведь без прошлого не может быть настоящего, а значит и будущего.

2. Каждый человек ответственен за то, что останется после него. Наше варварство по отношению к своей истории, своей культуре вряд ли станет предметом для гордости за нас наших детей. Нужно задуматься об этом, пока не поздно, и с полной ответственностью перед будущими поколениями сделать всё возможное для сохранения и преумножения истинных ценностей.

Я полностью согласна с мнением Жуховицкого и тоже думаю, что данная проблема является острой и актуальной на сегодняшний день, ведь мы действительно не ценим наследие ушедших лет. Докажу справедливость своих слов на примере из жизненного опыта. Летом я путешествовала по России и, конечно же, была в главных городах нашей страны – Москве и Санкт-Петербурге. Петербург называют культурной столицей России. Я думаю, это не случайно. Петербург, в отличие от Москвы, является хранителем старинных традиций, обладателем множества дворцов, исторических памятников. Здесь вы не увидите такое большое количество небоскребов, как в Москве, вместо них веками гордо стоят особняки, памятники великим правителям, историческим деятелям и писателям. Мой пример подтверждает, что сохранение архитектуры, исторических памятников позволяет нам не забывать историю и традиции нашего государства.

15

Наука

Евгений Павлович Велихов (род. в 1935 г.) — российский учёный, физик-теоретик.

«(1)Развитие науки не раз ставило перед учёными важнейшие этические проблемы. (2)Сегодня они связаны с ответственностью…»

1. Проблема этики в науке.

2. Проблема назначения научных открытий.

1. Этические проблемы, возникающие с развитием новых направлений научных исследований, непосредственно связаны с ответственностью ученых перед человечеством. Поэтому так важно не переступить грань, за которой стираются моральные нормы.

2. Научные открытия должны быть направлены во благо человека. Настоящий ученый должен быть гуманистом.

16

Дружба

Рэй Брэдбери (1920-2012) — американский писатель, автор более 800 разных литературных произведений, среди которых несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений.

«(1)На седьмой странице был некролог: «(2)Тимоти Салливан. (3)77 лет».

1. Роль врагов в жизни человека. (Какую роль играют враги в жизни человека?)

2. Сущность настоящей дружбы. (Что такое настоящая дружба? На что готов человек ради своего друга?)

1. Враги зачастую становятся «двигателем» жизни человека, они заставляют идти вперёд, стремиться быть лучше, сильнее, успешнее своего врага.

2. Настоящая дружба – это готовность помогать своему другу любыми способами, поддерживать его. Иногда человек готов стать даже врагом своему другу, если это необходимо, чтобы помочь ему.

17

Книга

Чтение

Владимир Яковлевич Лакшин (1933—1993), русский литературный критик, литературовед, прозаик, мемуарист, автор известных телевизионных программ о русских классиках.

«(1)В современном обществе целый океан проблем. (2)Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают…»

1) Проблема чтения в современном обществе (почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге?)

2) Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (может и телевидение стать альтернативой книге?)

3) Проблема воспитания вкуса (что помогает воспитывать вкус к чтению?)

1) Книга всегда была большой ценностью для подрастающего поколения, но под влиянием условий жизни (в частности, нервного ритма жизни, неразумного использования телевидения) читать стали меньше, что привело к размыванию понятия истинно художественного произведения;

2) Книга всегда была и останется источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека, поэтому очень важно сегодня понимать предназначение книги как ориентира в духовных поисках современных молодых людей, осознавать, что телевидение не может заменить книгу;

3) Необходимо воспитывать вкус на высоких образцах искусства, в том числе — на лучших произведениях отечественной классической литературы.

18

Сила духа

Стойкость

И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) —русский прозаик, советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, доктор технических наук, профессор.

«(1)Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус и думала о своих пациентах.

– (2)Кира Петровна! (3)О чём вы так задумались?»

1. Проблема стойкости, силы духа. (Как нужно относиться к жизненным проблемам, ударам судьбы?)

2. Проблема схожести жизни природы и жизни человека. (В чём проявляется сходство жизни природы и человека?)

3. Проблема отношения к инвалидности. (Как следует относиться к собственной инвалидности?)

1. Важно сохранять силу духа даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях, потому что всё в руках человека. Нужно уметь выстоять в череде жизненных неурядиц, сохранив при этом умение не обвинять всех вокруг, не обижаться на весь мир.

2. Как человек способен выстоять даже после серьёзных ударов судьбы, так и природа – растение – показывает удивительную жизнеспособность и стойкость вопреки всем внешним факторам.

3. Инвалидность – это не приговор. Узнав о страшном диагнозе, можно и нужно продолжать жить дальше.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже думаю, что при любом жизненном «ударе» нужно уметь выстоять, сохранив при этом мастерство не обвинять всех вокруг, не обижаться на жизнь. Докажу справедливость своих слов на примере из читательского опыта. Писатель А.И.Солженицын прошёл на родине множество испытаний. Он был лишён гражданства СССР, отправлен за пределы Советского Союза, определённый  период своей жизни провёл в ссылке, преодолел смертельную болезнь. Этот человек никогда не сходил с пути правды и всегда боролся за то, чтобы она существовала.

19

Выбор

Честь

Ошибки в жизни человека

Совесть

Раскаяние

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

«(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном…»

1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?)

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести.

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

20

Нравственный выбор

Война

Долг

Ответственность

Патриотизм

Самопожертвование

Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) – русский советский писатель, один из основоположников отечественной детской и юношеской литературы.

«(1)Немецкие миномёты били по всей равнине, взметая снег вместе с комьями земли. (2)Вчера ночью через эту смертную зону…»

1. Проблема нравственного выбора человека на войне; проблема оправданности самопожертвования. (На что способен человек ради победы, ради того, чтобы помочь боевым товарищам? В каком случае самопожертвование – это оправданный выбор?)

2. Проблема (воинского) долга, ответственности, патриотизма. (Что движет бойцами, которые готовы добровольно отправиться на верную смерть?)

1. Ради победы, ради спасения боевых товарищей человек способен пожертвовать своей жизнью, заведомо выбрать смерть. И такое самопожертвование, такой смертельный риск оправданны и вызывают восхищение и благодарность у тех, кто остался в живых.

2. Чувство долга перед Родиной, перед другими бойцами у истинного патриота оказывается выше страха за собственную жизнь.

21

Духовность

Интерес к культуре

Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский писатель, автор множества романов, повестей, эссе, очерков.

«(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах…»

1. Проблема истинного и показного в человеке.

2. Проблема духовного обнищания, потери интереса к культуре.

1. Не всегда первое впечатление правильное. Порой за показным, напускным можно не рассмотреть настоящего лица человека.

2. Ценен не тот, кто интересуется культурой, отдавая дань моде или в угоду собственным амбициям, а тот, кто искренне интересуется культурным наследием, получает удовольствие от знакомства с новым, неизведанным, прекрасным.

22

Родина

Любовь к Родине

Источник вдохновения

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, классик отечественной литературы.

«(1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал…»

1. Проблема обретения человеком чувства Родины. (Как к человеку приходит чувство Родины?)

2. Проблема взаимосвязи любви к природе и любви к Родине. (Как взаимосвязаны любовь к природе и любовь к Родине?)

3. Проблема источника вдохновения для художника. (Что является источником вдохновения для художника?)

4. Проблема влияния любви к Родине на творчество. (Как любовь к родному краю влияет на творчество?)

5. Проблема влияния обретения чувства Родины на жизнь человека. (Как влияет обретение чувства Родины на жизнь человека?)

1. Чувство Родины иногда зреет в человеке годами, и нужен толчок, чтобы понять не только разумом, но и сердцем свою неразрывную связь с родным краем.

2. Красота природы способна

пробудить в человеке чувство любви к Родине, установить с ней неразрывную связь.

3. Источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.

4. Любовь к родному краю, его

природе способствует творчеству и дарит вдохновение.

5. Обретение чувства Родины

обогащает жизнь человека, наполняет её теплом, светом, истинным

смыслом, делает прекрасной.

23

Война

Подвиг

Человечность

Любовь к людям

Преодоление трудностей

Поддержка

Галина Галлер (род. в 1964 г.) — журналист, врач, научный работник.

«(1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке…»

1. Проблема преодоления суровых трудностей в годы Великой Отечественной войны. (Что помогало людям преодолевать тяжелейшие испытания в жестокие военные годы?)

2. Проблема совершения каждодневного человеческого подвига в годы Великой Отечественной войны. (В чём состоял подвиг людей в годы войны?)

Примерный круг проблем

3. Проблема сохранения человечности в годы войны. (Удалось ли людям в годы войны сохранять человечность перед лицом смертельной опасности?)

4. Проблема проявления любви к людям. (В чём проявляется истинная любовь к людям?)

5. Проблема влияния незаурядной личности на жизненные устремления людей, на их умонастроение. (Какое влияние может оказать незаурядная человеческая личность на формирование характеров людей, на выбор ими жизненных ориентиров, на умонастроение людей?)

6. Проблема потребности подростка в поддержке со стороны взрослых. (Какое влияние может оказать неравнодушный человек, педагог на выбор подростком жизненного пути?)

1. Суровые испытания, выпавшие на долю людей в годы Великой Отечественной войны, им помогала преодолевать взаимная поддержка, внутренняя сила таких людей, как бабушка рассказчицы: способных самоотверженно оберегать окружающих от страшной опасности и внушать им бодрость духа; людям помогала выстоять и неутраченная способность испытывать простые человеческие чувства.

2. В годы Великой Отечественной войны люди, подобные бабушке рассказчицы, не думали о спасении своей жизни, обеспечивая безопасность других, и даже перед лицом смертельной опасности люди сумели сохранить человечность и способность испытывать глубокие чувства. 3. Проблема сохранения человечности в годы войны. (Удалось ли людям в годы войны сохранять человечность перед лицом смертельной опасности?)

З. В годы войны люди не утратили своих лучших человеческих качеств и всегда стремились подбодрить и поддержать друг друга даже перед лицом смертельной опасности.

4. Истинная любовь к людям проявляется в активной деятельности, направленной на их благо, в стремлении поддержать их в трудные периоды, в способности пожертвовать собой ради спасения человеческих жизней.

5. В самых сложных жизненных ситуациях яркая, незаурядная личность способна вселить в окружающих надежду и веру в лучшее, создать атмосферу доверия и спокойствия.

6. Подростки нуждаются в поддержке со стороны неравнодушного взрослого человека, педагога, который способен помочь подростку поверить в свои силы, почувствовать в себе скрытые возможности, направить взрослеющего человека на верный путь и оказать ему помощь в следовании по этому пути.

24

Учитель

Роль учителя

Долг

Отношение учеников к учителю

Владимир Ильич Амлинский (1935—1989) — советский писатель, журналист. Автор повестей и рассказов о жизни молодёжи.

«(1)Все мы любили «классного», хотя нельзя сказать, чтобы очень уважали. (2)У нас была странная черта: мы уважали тех, кого боялись…»

1. Проблема отношения учеников к учителю. (Всегда ли ученики могут по достоинству оценить учителя?)

2. Проблема долга. (Что побуждает человека по собственному желанию идти на войну?)

3. Проблема роли учителя в жизни человека. (Какую роль играют учителя в нашей жизни?)

4. Проблема внутреннего и внешнего в человеке. (Как раскрывается сущность человека?)

1. Ученики не всегда добры и справедливы к тем, кто их учит. Многие из них только с возрастом способны по достоинству оценить учителя.

2. Чувство долга, желание быть полезным своему Отечеству побуждает человека идти на фронт.

3. Учителя являются для своих учеников примером. Слова и поступки учителей становятся для учеников жизненным ориентиром.

4. Внутренние, сущностные стороны человека раскрываются в его поступках, в его поведении.

25

Культурное наследие

Любовь к поэзии

Искусство

Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) - советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.

«(1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой…»

1. Проблема незнания культурного (литературного) наследия, низкого уровня образованности (литературной грамотности и безграмотности) среди молодёжи. (В чём кроется причина того, что некоторые представители современной молодёжи не знают известных поэтов и писателей?)

2. Проблема отношения к культурному, литературному наследию у представителей одного и того же поколения. (Всегда ли схоже отношение к искусству, литературе, поэзии у представителей одного поколения?)

3. Любовь к поэзии как признак душевной зрелости. (Как связаны любовь к поэзии и душевная зрелость?)

1. К сожалению, в молодёжной среде можно встретить людей, для которых имена известных поэтов и писателей ничего не значат: они их просто-напросто не знают. И причина этого зачастую остаётся загадкой. Возможно. причина кроется в низком качестве современного образования или в отсутствии желания изучать поэзию. Ясно только, что дело не в социальном статусе и не в степени образованности родителей.

2. Люди одного и того же возраста могут совершенно по-разному воспринимать окружающую действительность, иметь совершенно разные идеалы и ценности.

3. Умение ценить поэзию, понимать, чувствовать сердцем — признаки душевной зрелости, мудрости.

26

Мечта

Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.

«(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека».

1. Не каждый человек может осуществить свою мечту.

2. Проблема зависимости человека от обстоятельств, условностей, для преодоления которых необходима решительность.

1. Каждый из нас строит свою жизнь самостоятельно. Нужно, чтобы мечта превратилась в цель, тогда реально будет её осуществить.

2. Жить как все – привычная позиция обывателя. Сначала ты свыкаешься с жизненной рутиной, постепенно забываешь о детских мечтах. Но «смотреть в небо» никогда не поздно, нужно захотеть и воплотить в жизнь свою мечту.

27

Война и мир

Историческая память

Мужество

Стойкость

Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.

«(1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать Время — это значит не забывать Людей…»

1. Проблема исторической памяти. (Возможно ли понять драматизм и трагизм войны, изучая только труды историков?)

2. Проблема войны и мира; изменения в мироощущении солдата на войне. (Как меняется мироощущение человека на войне?)

3. Проблема мужества и стойкости человека на войне, (В чём проявляется стойкость и мужество человека на войне?)

1. Исторические документы, точно фиксирующие количество участников войны, ход событий, не могут показать того, как война отразилась в судьбах людей, в их сознании, душе, а без этого невозможно понять драматизм и трагизм войны.

2. Люди остро ощущают грань между миром и войной, в годы войны происходит переоценка ценностей: довоенный, мирный уклад жизни людьми воспринимается как истинная ценность. Картины смерти на войне, потеря друзей, ощущение постоянной смертельной опасности меняют человека внутренне, добавляют ощущение страдания, напряжённости и в то же время укрепляют мужество, волю к победе.

3. Мужество и стойкость на войне проявлялись в силе духа людей, преодолевающих страх смерти во имя победы: девушка-санинструктор умирает, помогая бойцам в блиндаже на передовой, бойцы преодолевают страх смерти перед танковой атакой; живые хоронят мёртвых, не оставляя их брошенными на поле боя, оставляя на дощечках имена погибших товарищей.

28

Взросление

Роль родителей

Формирование личности

Делия Стейнберг Гусман (род. в 1943 году) — аргентинский и испанский музыкант, философ, культуролог, писатель, автор множества работ, книги «Сегодня я увидела...».

«(1)Сегодня я увидела ребёнка... (2)Многие говорят, что дети сегодня стали другие…»

1. Проблема раннего взросления

детей. (Почему дети в современном мире рано взрослеют? Стоит ли взрослым радоваться раннему взрослению детей? Кто несёт ответственность за

раннее взросление детей?)

2. Проблема сохранения «детских»

качеств (чистоты, наивности, жажды познания, умения радоваться, удивляться и т. д.) в жизни (поведении)

взрослого человека. (Нужно ли сохранять такие качества в процессе взросления, во взрослом возрасте?)

3. Проблема поиска ответов на вечные вопросы. (Где можно найти

ответы на вечные вопросы?)

4. Проблема роли родителей в формировании личности ребёнка. (Какую

роль играют родители в формировании личности своего ребёнка?)

1. Наблюдаемое в современном мире раннее взросление детей часто

обусловлено поведением родителей (взрослых), которые игнорируют простые детские вопросы, радуются

потере (утрате) детской наивности. И этот негативный опыт непонимания заставляет ребёнка замолкать, прятать сокровенные мысли и вопросы в глубине души, что, в свою очередь, приводит к раннему взрослению.

2. Детское умение удивляться, неисчерпаемое любопытство и потребность в любви, чистота и наивность всё это должно присутствовать в жизни

взрослого человека. Важно уметь

сохранять это.

3. Ответы на вечные вопросы можно найти только в глубине человеческой

души, которая, увы, в современном мире спит «в ожидании лучших

времён».

4. Родители играют ведущую роль

в воспитании ребёнка: их внимание или невнимание к проявлениям детской души определяющим образом

влияет на формирование личности

ребёнка.

29

Добро и зло

Доброта

Нравственность

Счастье

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

«(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим…»

1. Проблема роли добра и доброты в жизни человека и общества. (Какую роль играет добро в жизни

человека и человечества? Как взаимосвязаны понятие «добро» и «счастье»?)

2. Проблема добра и зла. (Чем добро отличается от зла? Как добро и зло

влияют на общество?)

3. Проблема взаимосвязи понятий «добро», «нравственность», «гуманитарные ценности». Проблема необходимости изучения гуманитарных ценностей. (Как взаимосвязаны понятия «добро», «нравственность», «гуманитарные ценности»?

Зачем нужно изучать гуманитарные ценности? Как изучение гуманитарных ценностей влияет на развитие нравственности и укрепление сферы добра?)

4. Проблема личного счастья. (Как достичь личного счастья? В чём секрет счастья отдельного человека?)

1. Человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Добро и доброта — самое ценное в человеке.

Это путь к личному счастью и

к счастью человечества в целом. При этом важно, чтобы добро было «умным», целенаправленным.

2. Сфера добра, хоть и достигается труднее, чем формируется сфера зла,

более устойчива, она ближе к вечности, потому что она объединяет. А зло, напротив, дробит общество. Кроме того, сфера добра всегда очень тесно связана с традициями,

с историей, с прошлым и будущим человечества, тогда как зло строится на основе временной общности

интересов определённого круга лиц.

3. Изучение гуманитарных ценностей — таких, как изобразительное

искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и

природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, — умножает,

укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества, а следовательно — укрепляет сферу добра. На законах

нравственности, в свою очередь, строятся все остальные законы:

социальные, экономические и т. д.

4. Счастья достигает тот, кто

стремится сделать счастливым

других и способен хоть на время забыть о личных интересах, творит

«умное» добро.

Составить рэнкинг проблем: взять основные ключевые понятия, тексты для написания сочинений с платформы «СДАМ ГИА», сформулировать проблемы, позиции автора, определить наиболее распространённые ключевые понятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по сборочным работам в учебно-производственной мастерской

Методические рекомендации по сборочным работам в учебно-производственной мастерской для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации...

Самостоятельная работа. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь

Самостоятельная работа по теме "Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь", 2 варианта...

Проверочная работа по определению результата работы линейного массива

Работа помогает разобраться как работает линейный массив. Служит для подготовки к ОГЭ....

Статья. Опыт работы по организации творческих мастерских.

Математика- это трудно, интересно и требует вложения своего труда.В данной статье помогаю понять как  организовать деятельность учащихся,направленную на освоение понятия среднее арифметическое, ч...

Программа онлайн-площадки "Языковой кейс: мастерская речи"

Программа направлена на интенсивное интеллектуальное и речевое развитие выпускников. На основе кейс-метода демонстрируется теоретический материал с опорой на реальные события из жизни, осуществляется ...

Выставка-конкурс совместных работ детей и родителей "Мастерская Деда Мороза"

Выставка совместных работ детей и родителей, коллективные работы детей в группах...