Дистанционное обучение
статья по русскому языку (11 класс)

статья посвящена актуальному на сегодняшний день дистанционному обучению. Цель работы – поделиться опытом организации дистанционного обучения на уроках русского языка и литературы. В статье описаны разные формы работу с учащимися, указаны интернет-платформы, на которых работает учитель. Новизна работы в том, что дается опыт описания работы как с детьми среднего звена, так и с выпускниками школы, которых нужно подготовить к ЕГЭ. В результате было определено, что посредством дистанционного обучения возможно успешное усвоение материала и качественная подготовка к государственному экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбова Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 49»
г. Курган, Россия

Возможности использования дистанционных образовательных технологий в современном образовательном процессе

Аннотация: статья посвящена актуальному на сегодняшний день дистанционному обучению. Цель работы – поделиться опытом организации дистанционного обучения на уроках русского языка и литературы. В статье описаны разные формы работу с учащимися, указаны интернет-платформы, на которых работает учитель. Новизна работы в том, что дается опыт описания работы как с детьми среднего звена, так и с выпускниками школы, которых нужно подготовить к ЕГЭ. В результате было определено, что посредством дистанционного обучения возможно успешное усвоение материала и качественная подготовка к государственному экзамену.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-формат, видеоуроки, образовательные платформы

Список литературы

  1. https://infourok.ru/statya-distancionnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii-4567055.html
  2. https://infourok.ru/statya-o-rabote-s-obrazovatelnoy-platformoy-yaklass-3776838.html
  3. https://урок.рф/library/ispolzovanie_interaktivnoj_tetradi_skysmart_na_ur_111714.html

В современных реалиях в условиях дистанционного обучения важно обеспечить учащихся качественным образованием. Дистанционное обучение предполагает осуществление учащимися и учителем разнообразных универсальных действий: освоение теоретического материала интернет-уроков, выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов, выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера, участие в онлайн-уроках, работа над индивидуальными и групповыми проектами.

Весной 2020 года учителя России смогли приобрести бесценный опыт организации дистанционной формы обучения. Конечно, вопросов было больше, чем ответов, но постепенно обучение на расстоянии приобрело систему. В МБОУ г.Кургана «СОШ №49» каждый учитель продумывал проведение уроков на расстоянии, давал информацию порционно для лучшего усвоения материала. Большинство уроков проходили в онлайн-формате на платформах Дискорд и ZOOM, некоторые темы давались учащимся для самостоятельного изучения (ссылки на видеоуроки).  Общение участников образовательного процесса происходило в информационной системе на платформе Дискорд, в режиме личных сообщений ВКОНТАКТЕ, посредством электронной почты.

Для учителя русского языка и литературы  на разных образовательных платформах содержится много  электронных средств обучения: текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате, аудиотексты, художественные и учебные видеофильмы, цифровые иллюстрации и фотографии, видеоуроки; видеоэкскурсии,  интерактивные задания, электронные контрольные работы и тесты. Поделюсь некоторыми информационно-образовательными ресурсами, используемыми мною на уроках во время дистанционного обучения. Например, в 7 классе знакомство с темой  «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» проходило следующим образом: первый урок – обязательная видеоконференция с актуализацией теоретического материала учителем на платформе Дискорд. На этапе введения в тему важно четко представить материал для работы, лучше всего сделать это в виде таблиц и схем, не перегружая слайды информацией (Приложение 1).

 Далее шло закрепление темы самостоятельно. Здесь предлагала ребятам обратиться  к видеоуроку на сайте «Российская электронная школа»(https://resh.edu.ru/subject/lesson/2642/main/).  На следующем уроке на платформе Дискорд проводила словарную работу по изучаемому правилу, в ходе которой ребята в личных сообщениях записывали словосочетания и сразу отправляли их учителю. После урока проверяла эту работу, выясняла, кто из ребят не понял тему, назначала индивидуальные консультации в сети Дискорд и вновь давала подобное задание. Нужно отметить, что администраторы, организовавшие обучение детей на данной платформе, создали комфортные  условия для проведения занятий: объединение детей по классам, возможность демонстрации экрана, обратная связь учитель-ученик.  После изучения предметного материала организовывала промежуточный контроль по теме на платформе ЯКЛАСС.

Ссылка на работу отправлялась каждому учащемуся, по которой можно было перейти на сайт и приступить к выполнению заданий. Нужно сказать о том, что задания на этой платформе можно создавать разноуровневые, учитывая возможности выполнения каждого ученика.  Работу в таком формате можно организовать практически по любой изучаемой теме на уроках русского языка.

Что касается уроков литературы, то здесь важно погружение в эпоху создания произведения, знакомство с биографией писателя, знание текста учащимися. Например, изучение творчества И.С.Тургенева в 7 классе начинали с вирутальной экскурсии в Спасское-Лутовиново    https://yandex.ru/video/preview?text=видео%20экскурсия%20в%20спасское%20лутовиново&path=wizard&parent-reqid=1606061999484684-608583053225967354100330-prestable-app-host-sas-web-yp-55&wiz_type=vital&filmId=9686268486302098807 

Учащиеся не только знакомятся с материалами экскурсии, но и записывают тезисы в тетрадь, делают выводы. На следующем занятии ребята анализируют рассказ «Бирюк». В ходе видеоурока  https://yandex.ru/video/preview?text=видеоурок%20И.С.Тургенев.%20Рассказ%20«Бирюк».%20Изображение%20быта%20крестьян%2C%20авторские%20раздумья%20о%20жизни%20народа&path=wizard&parent-reqid=1605773519963051-1680188020248812680600109-production-app-host-sas-web-yp-55&wiz_type=vital&filmId=8104133544813664600 отвечают на предложенные вопросы письменно  (1.В какой стране было создано большинство рассказов цикла «Записки охотника»? 2. По какой причине Тургенев уехал из России?  3. Какова основная идея сборника «Записки охотника»?   4. Какая жизненная история лежит в основе рассказа «Бирюк»?    5. По плану опишите героя (социальный статус, внешность, описание жилища, поступки, черты характера), работы отправляют учителю личным сообщением на платформе Дискорд. После того как все учащиеся сдали письменное задание, выкладываю правильные ответы в группу класса, прошу выполнить взаимопроверку и оценить по эталону работу одноклассника. Возможно у ребят проверить знание текста посредством теста на платформе skysmart. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart позволяет заниматься удаленно по школьной программе. Задания подготовлены на основе рабочих тетрадей, разработанных издательством «Просвещение», соответствуют требованиям ФГОС и подходят к учебникам из федерального перечня.

Стоит отметить,  что один из основных содержательных компонентов занятия в рамках дистанционного обучения — тренажеры и тесты. Они помогают учащимся быстрее и глубже усвоить учебный материал, позволяют учителю проводить контроль уровня усвоения учебного материала. И это было особенно важно для учащихся 11 класса, которых нужно было качественно подготовить к ЕГЭ. Конечно, опыт выполнения заданий на образовательных платформах был. Например, на сайте Решу ЕГЭ 11-классники выполняли задания и во время очных занятий. Но необходимо было организовать и теоретическое повторение экзаменационного материала. Уроки и индивидуальные консультации проводила в Дискорде, а еще ребятам было предложено заниматься на сайте stepik (приложение 2).

На этой платформе после повторения теоретического материала ребятам предлагаются тестовые задания по изученной теме. Выпускники могут общаться в чате с другими учащимся и преподавателем курса, попросить комментарий на то или иное задание. По окончании курса каждому участнику выдается сертификат с указанием успешности выполнения заданий учеником (приложение 3)

Поэтому занятия в Дискорде, общение ВКонтакте, тест на платформах ЯКЛАСС, Решу ЕГЭ помогли 11 –классникам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку (77- средний балл).

Безусловно, есть и свои минусы в дистанционном образовании, с этим трудно спорить. Но нужно уметь быстро находить решения в создавшихся новых реалиях, адаптировать их для себя, осуществлять постоянный поиск, поскольку образование — процесс непрерывный, и останавливать его нельзя.

приложение 1

приложение 2

        

приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...