Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». (Урок по русскому языку в 6 классе.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Уницаева Нина Павловна

На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.

Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной деятельности. Используя для этого раздаточный материал, карточки, деформированные тексты.

Способствовать воспитанию интереса к русскому языку, используя игровые моменты.

Урок выстроен с использованием элементов дифференцированного подхода и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.

 Целеполагание осуществляется совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организуется с помощью беседы.

Содержание вполне соответствует теме и цели урока.

Осуществлён правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность, творчество учащихся в их выполнении.

работа над проблемными вопросами способствует развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.

На уроке используются индивидуальная форма работы, работа в парах, по вариантам, фронтальный опрос.

применяемые методы и приёмы обучения соответствуют содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oboshcheniya_po_prilagatelnomu.docx35.27 КБ
Файл obobshchenie_po_prilag.pptx467.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

(Урок по русскому языку в 6 классе.)

Провела:

Уницаева Нина Павловна

учитель

МБОУ школа № 96 г. Самара

Цели: 1)обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.

           2)способствовать развитию мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы.

           3)воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

-К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам!

2. Сообщение темы и цели урока.

 - Ребят, на доске написана загадка. Давайте прочитаем и отгадаем, что же это такое.

 Определяю я предметы.

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.  ( имя прилагательное).

- Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Сегодня мы с вами повторим и закрепим изученные орфограммы по данной теме.

-Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Имя прилагательное».

-У нас будет необычный урок. Мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное».

3.Основная часть. (по презентации)

  1. Интеллектуальный марафон (2 слайд)

  • Что называют прилагательным?
  • Какими членами предложения могут быть прилагательные?
  • Что могут обозначать качественные прилагательные?
  • Докажите, что прилагательное красивый является качественным.
  • Что вы знаете об относительных прилагательных?
  • На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные?
  • Подберите прилагательные к существительным гусь, кофе, лебедь.

 

  1. Игра «Кто быстрее и точнее». ( 3 слайд, 4, 5, 6)

Нужно распределить прилагательные по столбикам. Вставить пропущенные буквы. Объяснить написание. Какая это орфограмма?  (Самостоятельная работа и оценивание)

Темная туча,  деревя…ая ложка, вчерашний хлеб,  волчий хвост,  собачий лай,  каме…ый дом, великолепный день, мами…о платье, грустный взгляд, соловьи…ая песня, городской автобус, талантливый человек, лисий хвост, гнедая лошадь, белый гусь.

Проверь себя.

Качественные

Относительные

Притяжательные

Тёмная туча

Деревянная лошадь

Волчий хвост

Великолепный день

Вчерашний хлеб

Собачий лай

Грустный взгляд

Каменный дом

Мамино платье

Талантливый человек

Городской автобус

Соловьиная песня

Белый гусь

Гнедая лошадь

Лисий хвост

О ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Более 5 ошибок – «2»

- Давайте прочитаем каждую группу слов. Над какой орфограммой вы работали? ( ответы учеников)

 - Кто напомнит правило? Одна н пишется в суффиксах…. Примеры….

 Исключения… ( ответы Учеников) 

Две нн пишется в двух случаях…

Примеры….

Исключение ( ответы учеников)

  1. Игра «Четвёртое лишнее» ( 7 слайд)

  • Сезон…ый, редакцион…ый, организацион…ый, композицион…ый.
  • Бульон…ый, закон…ый, бессон…ый, реакцион…ый,
  • Неугомон…ый, комиссион…ый, наклон…ый, шаблон…ый.
  • Хорош, пригож, наш, горяч

  1. Вставьте одну или две буквы  н. Распределите слова двум колонкам.  ( слайд 8-9) 

Станцио…ый, лекцио…ый, соломе…ый, торжестве…ый, карма…ый, звери…ый, со…ый, гуси…ый, оловя…ый,  кожа…ый, глиня…ый, деревя…ый, стекля…ый, телефо…ый, журавли…ый, революцио…ый, урага…ый, сезо…ый, гости…ый, лебеди…ый, пусты…ый, серебря…ый.

Проверь себя.

нн Станционный, лекционный, соломенный, торжественный, карман +ный, оловянный,, деревянный, стеклянный, телефон+ный, журавлиный, революционный, ураган+ ный, сезон+ ный, пустын +ный.

н звериный, совиный, кожаный, глиняный, гусиный, гостиный, лебединый, серебряный

  1. Физкультминутка.

Выполняем вместе команды: хлопаем в ладоши, если прилагательное с не пишется слитно, разводим руки в стороны, если пишется раздельно.

(не)ряшливый вид;

(не)широкая, а узкая канава

(не)брежный человек

(не)глубокая , а мелкая речонка

(не)красивый поступок

 (не)взрачная картина

 

  1. А сейчас мы поиграем в игру «Цветик-семицветик». Условия просты: прочитать вопрос и записать словосочетание «Прил.+сущ.». Выделите суффиксы прилагательных. ( слайд 12)

1.Как называется книга, предназначенная для детей?

2.Какими войсками командовали фашисты?

3.Как называется житель города?

4.Как называется искусство Древней Руси?

5.За каким станком работает ткач?

6.В каком болоте вязнут ноги?

7.В каком поселке живут рыбаки?

 -Ответы запишите в тетрадь, выделите суффиксы там, где нужно.

Проверь себя:  Детская книга (суф ск), немецкими войсками ( суф. к), фашистскими ( суф. ск),  германскими ( суф. ск), городской житель ( суф. ск), древнерусское искусство, ткацкий станок ( суф. к), вязкое болото ( суф. к), рыбацкий посёлок ( суф. к).

Доп. Задание ( если есть время). Слайд 13- 14

Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами –к-,-ск-

Русь, Кавказ, Англия, киргиз, Бессарабия,  Свислочь, Казань, Путивль, Брест, Барановичи, Абхазия, Углич, Пруссия, немец, эскимос, ненец, Слоим, Березина, конь, октябрь, май, Польша.

 

Проверь себя.

Русский, Кавказский, Английский, киргизский, Бессарабский,  Свислочский, Казанский, Путивльский, Брестский, Барановичиский, Абхазский, Угличский, Прусский, немецкий, эскимосский, ненецкий, Слоимский, Березинский, конский, октябрьский, майский, Польский.

  1. Исправьте речевые ошибки.
  • Это был самый ближайший путь.
  • Ты выбрал наиболее сложнейший способ решения.
  • Самая высочайшая гора Земли – Эверест.
  • В мировом океане нет более наиглубочайшего места, чем Марианская впадина.
  • Его родители более старше, чем мои.

Проверь себя: самый ближний или ближайший, наиболее сложный или сложнейший, самая высокая или высочайшая, наиглубочайшее или самое глубокое, старше.

  1. Итог урока.

Итак, вот и подошло к концу наше путешествие. Можно подвести итоги. Посчитайте, сколько смайликов с улыбками вы собрали, сколько без улыбок. Давайте подведём итоги. ( по желанию можно организовать небольшую викторину по рядам и выполнить несколько дополнительных заданий устно)

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему ««Игрушка»

Приложение.

Карточка № 1

(Не) широка, а узкая река, ничуть (не) лёгкая ноша, (не) вежливый, (не) здоровый, (не) добрый.

Карточка № 2

(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не) здоровый человек, (не) взрачный вид, (не) интересный фильм.

Дополнительные задания.

  1. Эстафета «Степени сравнения прилагательных»
    Образуйте простую форму сравнительной степени.
    Кто быстрее? ( слайд 15-16)

Простой,  резкий,   легкий, сладкий, гладкий, тонкий, строгий, частый, чистый, крутой, жесткий, густой, сухой, яркий, жаркий, тихий, богатый, добрый.

Проверь себя: Проще, более простой;  резче, более резкий;  легче,  более лёгкий; сладще, более сладкий, глаже,  более гладкий; тоньше, более тонкий; строже, более строгий; чаще, более частый; чище, более чистый; круче, более крутой;  гуще, более густой; суше,  более сухой; ярче, более яркий; жарче,  более жаркий; тише,  более тихий; богаче более богатый; добрее, более добрый.

  1. Образуйте простую превосходную степень ( слайд 17-18)
    Мелкий, глубокий, редкий,  красивый, легкий,  тонкий,  тихий,    высокий,  добрый,  бедный.

Проверь себя: Мельчайший, Самый мелкий, мельче всех; , глубочайший, самый глубокий, глубже всех; редчайший, самый редкий;  красивейший, самый красивый, устар. наикрасивейший; легчайший, самый лёгкий, легче всех; тончайший, тоньше всех, самый тонкий;  тишайший, самый тихий, тише всех; высочайший, самый высокий;  добрейший, самый добрый, добрее всех, беднейший, беднее всех, самый бедный.

  1. В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качественные? ( устно. Слайд 21)

а) металлический лист,  б) металлический голос.

а) золотой характер,   б) золотой перстень.

а) стальной стержень,  б) стальной взгляд.

а) железная болванка,  б) железная воля.

а) ватное одеяло,    б) ватные ноги.

а) весенняя погода,  б) весеннее настроение.

4. Образуйте  притяжательные прилагательные от данных существительных. Поставьте  их в формы ед.ч. м.р. и ж.р. ( слайд22-23)
Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.

Проверь себя: Бараний, беличий, бычий, Верин, волчий, заячий, коровий, кошкин, лисий, лягушечий, мамин, материн, Мишин, овечий, Олежин, отцов, папин, рыбий, сестрин, Танин, человечий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное 6 класс учитель русского языка и литературы Уницаева Н.П. Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь.

Слайд 2

Интеллектуальный марафон Что называют прилагательным? Какими членами предложения могут быть прилагательные? Что могут обозначать качественные прилагательные? Докажите , что прилагательное красивый является качественным. Что вы знаете об относительных прилагательных? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные ? Подберите прилагательные к существительным гусь, кофе, лебедь.

Слайд 3

Игра « Быстрее, точнее » . Нужно распределить прилагательные по столбикам. Вставить пропущенные буквы. Объяснить написание. Какая это орфограмма? (Самостоятельная работа и оценивание) Темная туча, деревя … ая ложка, вчерашний хлеб, волчий хвост, собачий лай, каме … ый дом, великолепный день, мами …о платье, грустный взгляд, соловьи… ая песня, городской автобус, талантливый человек, лисий хвост, гнедая лошадь, белый гусь

Слайд 4

Проверь себя Качественные Относительные Притяжательные Темная туча великолепный день грустный взгляд талантливый человек Белый гусь деревянная ложка вчерашний хлеб каменный дом городской автобус Гнедая лошадь волчий х вост собачий лай мамино платье соловьиная песня Лисий хвост О ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 5 ошибок – «2»

Слайд 5

Внимание: Орфограмма! Давайте прочитаем каждую группу слов. Над какой орфограммой вы работали?

Слайд 6

Правописание н и нн в прилагательных . Кто напомнит правило ? Одна н пишется в суффиксах…. Примеры…. Исключения : Две нн пишется в двух случаях… Примеры…. Исключение:

Слайд 7

Игра «Четвертое лишнее» Сезон… ый , редакцион … ый , организацион … ый , композицион … ый . Бульон… ый , закон… ый , бессон … ый , реакцион … ый , Неугомон … ый , комиссион … ый , наклон… ый , шаблон… ый . Хорош, пригож, наш, горяч

Слайд 8

Вставьте одну или две буквы н Распределите слова двум колонкам Станцио … ый , лекцио … ый , соломе… ый , торжестве… ый , карма… ый , звери… ый , со… ый , гуси… ый , оловя … ый , кожа… ый , глиня … ый , деревя … ый , стекля… ый , телефо … ый , журавли… ый , революцио … ый , урага … ый , сезо … ый , гости… ый , лебеди… ый , пусты… ый , серебря… ый .

Слайд 9

Проверь себя нн Станци о нн ый , лекци онн ый , солом енн ый , торжеств енн ый , карм ан + н ый , олов я нн ый,, дерев я нн ый, стекл янн ый , телеф он+ н ый , журавл ин ый , революци о нн ый , ураг ан+ н ый , сезо н+ н ый , пустын + н ый . н звер ин ый , сов ин ый , кож ан ый, глин ян ый, гус ин ый, гост ин ый , лебед ин ый , серебр ян ый .

Слайд 10

Физкультминутка Выполняем вместе команды: хлопаем в ладоши, если прилагательное с не пишется слитно, разводим руки в стороны, если пишется раздельно. (не) ряшливый вид; (не)широкая, а узкая канава (не) брежный человек (не)глубокая , а мелкая речонка (не)красивый поступок (не) взрачная картина

Слайд 11

Внимание: орфограмма! Найдите еще одну орфограмму в таблице с разрядами по значению. Расскажите правило. Назовите примеры .

Слайд 12

А сейчас мы поиграем в игру «Цветик- семицветик ». Условия просты: прочитать вопрос и записать словосочетание « Прил .+сущ.». Выделите суффиксы прилагательных . 1.Как называется книга, предназначенная для детей? 2.Какими войсками командовали фашисты? 3.Как называется житель города? 4 .Как называется искусство Древней Руси? 5.За каким станком работает ткач? 6.В каком болоте вязнут ноги ? 7.В каком поселке живут рыбаки ?

Слайд 13

Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами – к-,-ск -. Русь , Кавказ, Англия, киргиз, Бессарабия, Свислочь, Казань, Путивль, Брест, Барановичи, Абхазия, Углич, Пруссия, немец, эскимос, ненец, Слоим, Березина, конь, октябрь, май, Польша.

Слайд 14

Проверь себя . Рус ск ий, Кавказ ск ий, Англий ск ий, киргиз ск ий, Бессараб ск ий, Свислоч ск ий , Казан ск ий, Путивль ск ий , Брест ск ий, Барановичи ск ий , Абхаз ск ий, Углич ск ий , Прус ск ий, немец к ий, эскимосский, ненец к ий, Слоим ск ий , Берез ин ский, кон ск ий, октябрь ск ий, май ск ий, Польский.

Слайд 15

Эстафета «Степени сравнения прилагательных» Образуйте простую форму сравнительной степени. Кто быстрее? Простой, резкий, легкий , сладкий, гладкий , тонкий , строгий, частый, чистый, крутой, жесткий, густой, сухой, яркий, жаркий, тихий, богатый, добрый

Слайд 16

Проверь себя Проще, более простой; резче, более резкий; легче, более лёгкий; сладще , более сладкий, глаже, более гладкий; тоньше, более тонкий; строже, более строгий; чаще, более частый; чище, более чистый; круче, более крутой; гуще, более густой; суше, более сухой; ярче, более яркий; жарче, более жаркий; тише, более тихий; богаче более богатый ; добрее, более добрый

Слайд 17

Образуйте простую превосходную степень. Мелкий Глубокий Редкий Красивый Легкий Тонкий Тихий Высокий Добрый Бедный

Слайд 18

Проверь себя Мельчайший, Самый мелкий, мельче всех ; , глубочайший, самый глубокий, глубже всех; редчайший, самый редкий; к расивейший, самый красивый, устар. наикрасивейший; легчайший, самый лёгкий, легче всех; тончайший, тоньше всех, самый тонкий; тишайший, самый тихий, тише всех; высочайший, самый высокий; добрейший, самый добрый, добрее всех, беднейший, беднее всех, самый бедный.

Слайд 19

Исправьте речевые ошибки. Это был самый ближайший путь. Ты выбрал наиболее сложнейший способ решения. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. В мировом океане нет более наиглубочайшего места, чем Марианская впадина. Его родители более старше, чем мои.

Слайд 20

Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени: звончее слаже красивее менее интереснее более лучший прочней более уверенный благороднее

Слайд 21

В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качественные? а ) металлический лист, б) металлический голос. а) золотой характер, б) золотой перстень. а) стальной стержень, б) стальной взгляд. а) железная болванка, б) железная воля. а) ватное одеяло, б) ватные ноги. а) весенняя погода, б) весеннее настроение.

Слайд 22

Образуйте притяжательные прилагательные от данных существительных. Поставьте их в формы ед.ч. м.р. и ж.р. Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.

Слайд 23

Проверь себя Баран ий , белич ий , быч ий , Вер ин , волч ий , заяч ий , коров ий , кошк ин , лис ий , лягушеч ий , мам ин , матер ин , Миш ин , овеч ий , Олеж ин , отц ов , пап ин , рыб ий , сестр ин , Тан ин , человеч ий .

Слайд 24

Образуйте от данных слов прилагательные. Укажите способ образования. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного. Без опасности, при вокзале, без имени, матрос, белорус, январь, Брест, Рогачёв, камыш, привет.

Слайд 25

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему ««Игрушка»

Слайд 26

Молодцы! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме: " Имя прилагательное"

Закрепляются материалы:определение им. прилаг., степени сравнения, синтаксическая роль имен прилаг-х и проч....

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"

Урок разработан с учетом  обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе...

Презентация к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное в 6 классе»

Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме имя прилагательное»2 урока по данной теме  в 6 классе.Данная презентация поможет педагогу в интересной игровой форме провести обобщение и сис...

Урок по русскому языку в 6 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное".

Тип урока: обобщение На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном. Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков сам...

Обобщение и систематизация знаний по теме: " Имя прилагательное"

Закрепляются материалы:определение им. прилаг., степени сравнения, синтаксическая роль имен прилаг-х и проч....

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме Имя прилагательное"

Тема:Обобщение изученного по теме: «Имя прилагательное». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели:- обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных учащимися при и...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация  знаний по теме "Имя прилагательное"...