Конкурсное задание "Методическая мастерская" в рамках заочного регионального этапа конкурса "Учитель года России"
методическая разработка по русскому языку

Сустаева Ирина Борисовна

Пояснительная записка  к конкурсному испытанию "Методическая мастерская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_masterskaya_poyasnitelnaya_zapiska.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»                                                                                                                                                        

Сустаева Ирина Борисовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Больше-Череватовская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы для развития интеллектуальных способностей учащихся»

                                Актуальность и перспективность опыта

   Восстановление, сохранение и обеспечение роста интеллектуального богатства России в интересах как нынешнего, так и будущего поколений -это первостепенная задача, которая возлагается на нынешнюю систему образования. Современный человек живёт в сложном социальном и научно-техническом мире. Чтобы выжить в нём, разобраться, добиться успеха, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных способностей.

Проблема разработки эффективной системы развития интеллектуальных способностей особенно актуальна для образовательной  сферы, для области профессиональной деятельности и, наконец, для области самосовершенствования. Поэтому современная школа должна быть ориентирована на совершенствование уровня развития интеллектуальных возможностей каждого ученика.

Подобное развитие можно осуществлять , в частности, посредством использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Использование краеведческого материала призвано решить важные задачи: развитие коммуникативных умений через освоение социокультурного пространства, обеспечение преимущественного внимания к изучению культуры своего края, воспитание любви к Родине. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринуждённое общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и интеллектуальные способности.

    Но хочется отметить противоречия, которые позволили выделить проблему обучения: низкое развитие интеллектуальных способностей, невысокий уровень самореализации школьников. Для решения этой проблемы необходимо осуществить следующую идею: создать систему форм проведения уроков и внеурочных занятий на основе краеведения, которые позволили бы привлечь интерес обучающихся к содержанию образовательных областей «русский язык» и  «литература», дать возможность школьникам с разным уровнем подготовки развить свои интеллектуальные способности в созданных на уроках и во внеурочное время условиях.

Ведущая идея педагогического опыта  заключается в развитии интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с помощью методов и приемов краеведческой работы.

Цели и задачи профессиональной деятельности.

Целью профессиональной деятельности является повышение уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся при изучении русского языка и литературы посредством использования материалов по краеведению.

   Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1)изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом внедрения в процесс обучения, изучить основные методологические принципы, на которых строится управление интеллектуальной деятельностью учащихся;

2)создать условия для приобретения учащимися учебных умений, необходимых для дальнейшего образования, развития интеллектуальных способностей, содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе интереса к краеведению;

3)внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы интеллектуальному развитию учеников, стимулировала бы на самообучаемость школьника;

4)развивать коммуникативные умения сотрудничества, создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.

Теоретическая база опыта

Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.

1. В современном информационно насыщенном мире учебник все реже остается единственным и важнейшим источником информации. «Сухой» научный и научно-популярный язык не всегда выглядит в глазах ребенка выигрышно по сравнению с обширной мультимедийной информацией. Как следствие – снижение интереса к предмету и к уроку в целом.

2. При анализе учебного материала, решении проблемных ситуаций у школьника могут возникать затруднения с аналитической работой, с выделением причинно-следственных связей. Вызвано это, прежде всего, несоответствием объема информации, которую должен освоить ребенок, и отводимым на это учебным временем в условиях концентрического подхода; уровнем материала и его адаптированности соответствующему возрасту. Как результат – перегруженность детей, бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления участников образовательного процесса.

Анализируя возникшие проблемы и противоречия, мы опираемся на технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса ребенка; на теорию поэтапного формирования умственных действий, созданную в работах П.Я.Гальперина и его последователей; на принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности; на технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленную на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

Новизна опыта

    Новизна моего опыта заключается в разработке содержания уроков с использованием краеведческого материала, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников, формирование их позитивной учебной мотивации, развитие интеллекта, творческого мышления по русскому языку и литературе в урочное и  внеурочное время с обязательным выходом на «результат».При этом основной задачей является создание условий для формирования и развития системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только языковые, лингвистические, культурологические и другие проблемы, но и обнаруживать межпредметные связи, выходить на уровень надпредметного, философского решения проблемы.

Технология опыта

    Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому её обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителя в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, учатся самостоятельно добывать знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения интеллектуальных задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения и системное мышление.

    В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Работа ведётся по трём направлениям:

  1. краеведческие уроки-исследования разных типов;
  2. использование отдельных элементов краеведения на различных этапах урока при организации групповой и самостоятельной работы учащихся, при выполнении домашнего задания и т.п.;
  3. краеведческая работа с детьми во внеурочное время (кружок, экскурсии, викторины, встречи и т.д.).

Для решения введения краеведения в курс русского языка использую следующие методы:

1)репродуктивный(воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, словарях и т.д.)

2)проблемно-поисковый (как ведущий);

3)коммуникативный, опирающийся на живое общение.

  1.Краеведческие уроки–исследования, в основе которого лежат различные источники знаний, материал учебника, рассказ учителя.

    На уроке данного типа создаются условия для тренинга основных мыслительных операций, умственных действий. Краеведение создаёт условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников, способствует развитию интеллекта. Поскольку включает в себя массу мыслительных процессов: анализ, синтез, решение задач, поиск подхода, выбор оптимального варианта, фильтрация лишних данных, запоминание.

      Урок- исследование практикуется в 7 классе по русскому языку. Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий- это своеобразное лингвистическое исследование, направленное на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Применение данного метода можно увидеть на примере изучения темы  «Наречие». Берётся для анализа отрывок из рассказа дивеевского писателя Антона Лукина «Алёша хороший!..»:  «Алёша промолчал. Подъехал автобус. Быстренько попрощались, и Макар уехал. Алексей взял Лизу за маленькую ладошку, посмотрел на пыльную дорогу, на удаляющийся автобус и побрёл с ней в деревню. Он печально вздохнул и опустил голову:

-Алёша плохой. Плохой Алёша».

       Специально конструируются задания поискового характера, включающие задания частично поискового характера и проблемные задачи.

Традиционное задание

                       Поисковая задача

Найдите в тексте наречие и задайте к нему вопрос. Укажите его морфологические признаки и роль в предложении

Частично поисковая задача (содержит подсказку)

Проблемная задача (самостоятельный анализ)

Подчеркните наречие. В какой синтаксической роли может ещё употребляться данное слово.

   Сравните предложения: Он печально вздохнул и опустил голову. Мне печально.

Что вы можете сказать о синтаксической роли наречий в этих предложениях?

 

  При изучении раздела «Лексикология» в 6 классе можно проводить интересные занятия «Удивительная наука- этимология», на котором учащиеся знакомятся с этимологическим словарём, словарными статьями о происхождении рыб и растений нашей области. Так, например, они изучают, что слово «морошка» исконно русское. Объясняется по-разному. Очевидно, все-таки является суф. производным от той же основы, что морох «морос» (ср. моросить), укр. мороква < *morocha «болото». Родственно сущ. море . Ягода получила название по месту произрастания. Ср. нем. Moosbeere «клюква» (буквально — «болотная ягода»).

Проведение нетрадиционных уроков.(урок-конференция, урок-экскурсия, урок-виртуальная экскурсия )

     Данный вид организации учебных и внеклассных занятий помогает учащимся самореализоваться, способствует развитию их интеллектуальных  способностей.

Краеведческая работа с детьми во внеурочное время

  Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.  Мною создана и апробирована программа внеурочной деятельности «Поэты и писатели родного края» . Внедрение данной программы носит актуальный и современный характер. Занятия внеурочной деятельности помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка- это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Содержание и структура внеурочной деятельности даёт возможность системного изучения региональной литературы в школе.

Аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности  профессионального опыта.

Для оценки результативности внедрения опыта выделяются критерии результативности, исходя из её задач:

1.уровень интеллектуального развития учащихся

2.уровень обученности учащихся за три года;

3. уровень самореализации школьников.

     По первому критерию проанализирован уровень интеллектуального развития учащихся. С целью диагностики определения уровня мыслительных операций обучающихся был проведён  Школьный тест умственного развития (ШТУР) К.М.Гуревича. Диагностика позволяет  отслеживать не только результаты развития ребёнка, но и сам процесс, видеть продвижение каждого ученика по сравнению с самим собой на всех этапах обучения, предвидеть трудности, определять их причины, выделять пути и способы коррекции.

    Количественный показатель уровня умственного развития представлен в процентном отношении.

Учебный год

Класс

Кол-во обследуемых

Показали высокий уровень умственного развития (в.у)

Показали хороший уровень умственного развития (ср.у)

Не показали уровень умственного развития в соответствии с  возрастной нормой (н.у.)

2017-2018

7 класс

6  чел.

1 чел (17%)

2 чел (33%)

3 чел (50%)

2018-2019

8 класс

6 чел

1 чел (17%)

3 чел (50%)

2 чел (33%)

2019-2020

9 класс

6 чел

2 чел (33%)

2 чел (33%)

2 чел (33%)

 

Вывод: результаты исследований показывают, что уровень интеллектуального развития учащихся имеет тенденцию к повышению.

По второму критерию показателем повышения уровня интеллектуального развития учащихся является уровень обученности по предметам. Прослеживается позитивная динамика уровня обученности учащихся по русскому языку и литературе за последние 3 года.

По третьему критерию показателем явились результаты участия школьников в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Фамилия, имя учащихся

год

Класс

Название конкурсов, олимпиад

Результат

Уровень

Глушков Тихон

2017-2018

8

Научно-исследовательская конференция «Русский язык и литература в историко-культурном аспекте»

Участие

благодарность

Муниципальный

Остроумова Мария

2018-2019

8

V Олимпиада школьников «В начале было Слово…»

Участие

Сертификат

Региональный

Кудряшова Ольга

2018-2019

8

Районная конференция  «Поиск и творчество юных филологов»

Участие

Благодарность

Муниципальный

Колотвина Мария

2018-2019

9

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

III место

Диплом

Муниципальный

Вишнякова Елизавета

2018-2019

5

Районный конкурс стихов «О женщине с любовью…»

Участие

Грамота

Муниципальный

Кудряшова Ольга

2018-2019

8

Конкурс «Литературное творчество»

2 место

Диплом

Межрегиональный

Кудряшов Максим

2019-2020

5

Конкурс сочинений «Огненные годы войны»

Призёр

Грамота

Муниципальный

Заключение

      Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по использованию краеведения с целью развития интеллектуальных способностей учащихся в процессе изучения русского языка и литературы.

   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности" (заочный этап конкурса "Учитель года России 2016")

Еще  В.А. Сухомлинский в  книге «Разговор с молодым директором школы» говорил, что  «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструмент...

Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в рамках заочного регионального этапа "Учитель года России"

Презентация к методической мастерской "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы для развития интеллектуальных сособностей  обучающихся"...

Пояснительная записка "Методическая мастерская" в рамках заочного регионального этапа "Учитель года России"

Пояснительная записка к методической мастерской "Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы для развития интеллектуальных способностей обучающихся"...