Сказка на уроках русского языка в 5-м классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Комолова Татьяна Ивановна

Использование сказок в качестве дидактического материала, особенно при изучении разделов "Лексика", "Словообразование", "Морфология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v5_kl.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

                 Сказка  на уроках русского языка в 5-м классе.

        При изучении любой темы в 5-м классе сказки могут использоваться в качестве дидактического материала, но особенно эффективны они при изучении таких разделов, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология».

        Во время изучения  раздела «Лексика» на материале примеров из сказок строится знакомство учащихся с лексическим значением слова., с явлением многозначности, с употреблением слова в переносном значении, с синонимами и антонимами. Возможны следующие задания:

   Задание №1.  К  выделенным словам найдите в предложениях правого столбца слова, близкие по смыслу.

1.Иван Быкович тем временем вылез  из  земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец.

2.Слетел ворон с дуба, ударился оземь и обернулся добрым молодцем.

3.Завыл колодец, заревел дурным голосом.

                           1. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-      

                               юду три головы.

                           2. –Вот я,- говорит меньшая, напущу голод, сама выйду на до-

                               рогу да сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблоч-        

                               ками.

                           3. Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел

                               в путь-дорогу.

   Задание 2. Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно объяснить значение выделенных сочетаний.

  1. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
  2. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства – такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
  3. – Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?

                     1.  -Что, хозяин, кручинишься, а мне правды не сказываешь?

                     2. Царевичи принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас

                         остановила их.  

                     3.– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый

                         мост.  

            Большинство слов в русском языке многозначно. И в этом его богатство, гибкость и неограниченные возможности выразительности. На примере слова красный учащиеся знакомятся с явлением многозначности в сказках.

     Задание 3. Слово красный в древнерусском языке имело значения «красивый», «нарядный», «парадный», «ласковый», «добрый».  Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

  1. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор  и упала у красного крыльца.
  2. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры.
  3. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

        Нередко  в сказках действия людей приписываются к неживым предметам, и тогда глаголы, сочетаясь с неодушевлёнными существительными, приобретают переносное значение. Употребление глаголов в переносном значении в сказках является средством создания образности.

     Задание 4. Какие действия человека приписываются в сказке «Вазуза и Волга» неодушевлённым предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?

                                                Вазуза и Волга.

        Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почёта. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело.

        - Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придёт к морю Хвалынскому, тот из нас и умнее, и сильнее, и почёту достойнее.

        Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе и потекла.

        Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её к себе на руки и снести в море Хвалынское.

        А всё-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.

         Знакомство учащихся с синонимическим богатством русского языка можно также проводить на материале сказок.

        Задание 5.  Найдите синонимы в следующих предложениях Какова их роль?

  1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырём поехал на неприятеля: стали биться, рубиться, изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно описать ту или иную картину, событие).
  2. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий,  такой знойный.   ( Синонимами, расположенными рядом, часто передаётся степень проявления признака или интенсивности действия).

         В сказках часто встречаются слова с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными), поэтому при изучении раздела «Словообразование» учитель даёт учащимся следующие задания.

       Задание 6. Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?  

         1). Старичок-пестун встаёт поутру ранёхонько, умывается белёхонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку.  2). Тут весёлым пирком да за свадебку. 3). Терешечка был мужичок, не дурачок.

          4). Нет же! Будь ты Ванька, а я буду Иван-царевич. 5). Отец осерчал, прикрикнул на дочь: «Эка дурища безрукая! Хоть бы чёрт тебя взял».

6). Скажи, злая Дунька, куда девала моих братьев?.

          7). Иван-царевич захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. 8). Вдруг прилетело чудище великое, село на старый дуб – дуб зашумел и погнулся.

На примерах из сказок можно показать и чередование в корне.

       Задание 7.  Объясните значение выделенных слов, найдите в них общий корень и отметьте в нём чередование звуков.

  1. Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал. Положил каравай на золотое блюдце, понёс отцу.
  2. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать  да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
  3. Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена.

        Один из параграфов темы «Имя существительное как часть речи» знакомит учеников с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. В этом параграфе нет ни одного упражнения, в котором бы неодушевлённые имена существительные выступали как  одушевлённые, т.е. неодушевлённые предметы наделялись бы признаками живого существа. В русских народных сказках  этот приём встречается очень часто, выступает очень ярко. Он помогает сказочникам создавать яркие, живые и выразительные картины, поэтому учитель даёт следующее задание.

     

           Задание 8. Найдите в сказке «Грибы» неодушевлённые имена существительные, которые выступают в ней как одушевлённые.

                                                          Грибы.

          Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

         - Приходите вы, белянки, ко мне на войну.

Отказали белянки:

         - Мы грибовые дворянки, не идём на войну.

         - Приходите рыжики, ко мне на войну.

Отказались рыжики:

         - Мы богатые мужики, неповинны на войну идти.

         - Приходите вы, волнушки, ко мне на войну.

Отказалися волнушки:

         - Мы господские стряпушки, не идём на войну.

         - Приходите вы, грузди, ко мне на войну.

         - Мы, грузди, ребятушки дружны, пойдём на войну!

Это было как царь-горох воевал с грибами.

     Таким образом, сказка является одним из путей развития интереса учащихся к урокам русского языка. В сказке можно найти богатый материал, который даст учителю возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного язы...

Лингвистическая сказка на уроках русского языка

Как показывает мой практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков и одновременно вызывающей трудности у школьников, является морфология. Име...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычн...

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, т.к. подача материала в такой форме вполне соответствует воз...

Лингвистическая сказка на уроках русского языка.

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль...

Лингвистическая сказка на уроке русского языка

Каждый учитель в своей педагогической деятельности сталкивается с различными трудностями, например, со сложностями усвоениями определенных тем всеми учениками класса. И здесь на помощь может прийти ли...