Сказка на уроках русского языка в 5-м классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Использование сказок в качестве дидактического материала, особенно при изучении разделов "Лексика", "Словообразование", "Морфология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка на уроках русского языка в 5-м классе.
При изучении любой темы в 5-м классе сказки могут использоваться в качестве дидактического материала, но особенно эффективны они при изучении таких разделов, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология».
Во время изучения раздела «Лексика» на материале примеров из сказок строится знакомство учащихся с лексическим значением слова., с явлением многозначности, с употреблением слова в переносном значении, с синонимами и антонимами. Возможны следующие задания:
Задание №1. К выделенным словам найдите в предложениях правого столбца слова, близкие по смыслу.
1.Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец.
2.Слетел ворон с дуба, ударился оземь и обернулся добрым молодцем.
3.Завыл колодец, заревел дурным голосом.
1. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-
юду три головы.
2. –Вот я,- говорит меньшая, напущу голод, сама выйду на до-
рогу да сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблоч-
ками.
3. Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел
в путь-дорогу.
Задание 2. Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно объяснить значение выделенных сочетаний.
- Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Всех выше, всех лучше царевна золотого царства – такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
- – Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
1. -Что, хозяин, кручинишься, а мне правды не сказываешь?
2. Царевичи принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас
остановила их.
3.– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый
мост.
Большинство слов в русском языке многозначно. И в этом его богатство, гибкость и неограниченные возможности выразительности. На примере слова красный учащиеся знакомятся с явлением многозначности в сказках.
Задание 3. Слово красный в древнерусском языке имело значения «красивый», «нарядный», «парадный», «ласковый», «добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
- Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
- Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры.
- Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
Нередко в сказках действия людей приписываются к неживым предметам, и тогда глаголы, сочетаясь с неодушевлёнными существительными, приобретают переносное значение. Употребление глаголов в переносном значении в сказках является средством создания образности.
Задание 4. Какие действия человека приписываются в сказке «Вазуза и Волга» неодушевлённым предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?
Вазуза и Волга.
Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почёта. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело.
- Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придёт к морю Хвалынскому, тот из нас и умнее, и сильнее, и почёту достойнее.
Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе и потекла.
Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её к себе на руки и снести в море Хвалынское.
А всё-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.
Знакомство учащихся с синонимическим богатством русского языка можно также проводить на материале сказок.
Задание 5. Найдите синонимы в следующих предложениях Какова их роль?
- Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырём поехал на неприятеля: стали биться, рубиться, изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно описать ту или иную картину, событие).
- Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. ( Синонимами, расположенными рядом, часто передаётся степень проявления признака или интенсивности действия).
В сказках часто встречаются слова с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными), поэтому при изучении раздела «Словообразование» учитель даёт учащимся следующие задания.
Задание 6. Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?
1). Старичок-пестун встаёт поутру ранёхонько, умывается белёхонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку. 2). Тут весёлым пирком да за свадебку. 3). Терешечка был мужичок, не дурачок.
4). Нет же! Будь ты Ванька, а я буду Иван-царевич. 5). Отец осерчал, прикрикнул на дочь: «Эка дурища безрукая! Хоть бы чёрт тебя взял».
6). Скажи, злая Дунька, куда девала моих братьев?.
7). Иван-царевич захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. 8). Вдруг прилетело чудище великое, село на старый дуб – дуб зашумел и погнулся.
На примерах из сказок можно показать и чередование в корне.
Задание 7. Объясните значение выделенных слов, найдите в них общий корень и отметьте в нём чередование звуков.
- Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал. Положил каравай на золотое блюдце, понёс отцу.
- Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
- Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена.
Один из параграфов темы «Имя существительное как часть речи» знакомит учеников с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. В этом параграфе нет ни одного упражнения, в котором бы неодушевлённые имена существительные выступали как одушевлённые, т.е. неодушевлённые предметы наделялись бы признаками живого существа. В русских народных сказках этот приём встречается очень часто, выступает очень ярко. Он помогает сказочникам создавать яркие, живые и выразительные картины, поэтому учитель даёт следующее задание.
Задание 8. Найдите в сказке «Грибы» неодушевлённые имена существительные, которые выступают в ней как одушевлённые.
Грибы.
Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
- Приходите вы, белянки, ко мне на войну.
Отказали белянки:
- Мы грибовые дворянки, не идём на войну.
- Приходите рыжики, ко мне на войну.
Отказались рыжики:
- Мы богатые мужики, неповинны на войну идти.
- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну.
Отказалися волнушки:
- Мы господские стряпушки, не идём на войну.
- Приходите вы, грузди, ко мне на войну.
- Мы, грузди, ребятушки дружны, пойдём на войну!
Это было как царь-горох воевал с грибами.
Таким образом, сказка является одним из путей развития интереса учащихся к урокам русского языка. В сказке можно найти богатый материал, который даст учителю возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-166266-1359742035.jpg)
Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету
Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного язы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/29/picture-232084-1364576634.jpg)
Лингвистическая сказка на уроках русского языка
Как показывает мой практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков и одновременно вызывающей трудности у школьников, является морфология. Име...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-301539-1379946423.jpg)
Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-137440-1352055948.jpg)
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Для более успешного усвоения материала, его закрепления и повторения, в 5-6 классе можно использовать систему лингвистических сказок, т.к. подача материала в такой форме вполне соответствует воз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-1213787-1580548391.jpg)
Лингвистическая сказка на уроках русского языка.
Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/25/picture-1374342-1640462686.jpg)
Лингвистическая сказка на уроке русского языка
Каждый учитель в своей педагогической деятельности сталкивается с различными трудностями, например, со сложностями усвоениями определенных тем всеми учениками класса. И здесь на помощь может прийти ли...