Урок в 5 классе "Корень слова и однокоренные слова"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока для 5 класса "Корень слова и однокоренные слова" по учебнику А.Д. Шмелева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova_i_odnokorennye_slova_tehnologicheskaya_karta.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе

 «Корень слова и однокоренные слова»

Пенза, 2020

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Тема урока

Корень слова и однокоренные слова

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): знать определение КОРНЯ СЛОВА (в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов), ПОНЯТИЕ «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА» (могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи); уметь правильно выделять корень слова, находить однокоренные слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различающиеся по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов с указанными корнями.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Формы работы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Оборудование урока

Интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал, аудиоприложение к учебнику

УМК

Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 [ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я.Шмелева]; под.ред. А.Д.Шмелева.-М.: Вентана Граф, 2019.

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Формы организации деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Фронтальная

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя.                                       Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. 

Вступительное слово.

- Добрый день ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.

Слушание, участие в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку.

П: осознают учебно-познавательную задачу.

Р: планируют необходимые действия, операции.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Фронтальная

- Вспомните, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфемику.)

- Продолжите  предложения (слайд 2):

  • Морфемика –  это…
  • Морфема – это. . . 
  • Я знаю морфемы: . .

- Молодцы!  Морфемика с радостью открывает двери перед вами!

Отвечают на вопрос учителя.

Смотрят презентацию.

Продолжают предложения.

П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результаты своего труда, сопоставляют с эталоном.

К: отвечают на вопросы других

3. Постановка учебной задачи

 

Парная

1.   Работа в парах. Проблемная ситуация.

- Составьте из морфем слова.

(Раздать на каждую парту раздаточный материал).

-Получились ли  у Вас слова?

1 ряд

под      ник     (окон)

без       н   ый  (дар)

при      н  ый  (двор)

за         к   а     (пис)

2 ряд

пере     ок        (лес)

на          н   ый  (столь)

пере      н   ый  (лёт)

под       ник       (вод)

3 ряд

под        ник   (снеж)

при        ок     (гор)

с             к   а  (дел)

за           к   а  (дум)

- Вы, ребята, смогли составить слова из данных морфем? Почему? Чего не хватает?  

Учитель добавляет необходимые морфемы для каждого ряда.

-А теперь попробуйте заново составить слова. Какие слова получились? (слайд 3)

-Какой можно сделать вывод?

-Какие Вы испытывали затруднения? С помощью какой морфемы Вы это преодолели?

   

-И, действительно, ребята  корень- это главная значимая часть слова.

Учащиеся выполняют задание в парах.

Проверяют получившиеся слова.

Отвечают на вопросы.

Л:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания;

осуществляют для решения учебных задач логические операции – анализ объектов с целью выделения признаков.

Р: участвует в целеполагании, планирует достижение поставленной цели,  выдвигает свои версии, находит и исправляет ошибки;

К: организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают в паре: находят общее решение; излагают свое мнение, строят небольшие монологические высказывания,  участвуют в диалоге, используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

4. Выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения

Индивидуальная, фронтальная

- Ребята, отгадайте загадку (слайд 4).

Я у дуба, я у зуба,
  Я у слов и у цветов.
       Я упрятан в темноту,
          Я не вверх, а вниз расту.

- Что это? (Корень)

- Правильно.

- Итак, какая же тема сегодняшнего урока?.

- Запишите тему урока в тетрадь «Корень слова и однокоренные слова» (слайд 5).

Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного  корня. Во многих словах корни спрятаны, как и в дереве, мы их не видим.

- Давайте попробуем выполнить следующее задание. Ребята, перед вами слова (слайд 6), запишите их в тетрадь:

Котелок, кошка, котище, кошачий, котик.

- Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Почему?

- Как называются слова с одинаковыми корнями?

- Выделите в тетради одинаковые корни.

Учащиеся отгадывают загадку.

Выполняют задание в тетради.

Отвечают на вопросы.

П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: задают вопросы, отвечают на вопросы других

5. Первичная проверка изученного материала

Индивидуальная, фронтальная

- Обратимся к учебнику на стр. 158.

Работа по формулированию теоретического материала, сопоставление выводов с материалом учебника, выполнение упр. 39 (слайд 7).

формулируют определение термина «Корень слова». Сопоставляют с правилом в учебнике.

Выполняют тренировочное упражнение №39.

Л: Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

П: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материале учебника.

6. Этап углубления знаний.

Индивидуальная, фронтальная, групповая

- Многие слова в современном русском языке исторически являлись однокоренными. Со временем значения этих слов изменились. Узнать истинное происхождение и историю слов нам поможет Этимологический словарь и наука Этимология - (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов (слайд 8).

- Я предлагаю вам прочитать по ролям удивительную историю и выяснить, какие же слова исторически были однокоренными (слайд 9).

Однажды словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо, Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками.

Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьём, Колесо — с Кольчугой, Лопата — с Лопухом... Он не знал, почему Копейка и Копьё, Лопата и Лопух, Колесо и Кольчуга родственники, и попросил их рассказать ему об этом. Вот что рассказали слова.

К о п е й к а. Я произошла от слова копьё, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из первых русских монет был изображён всадник с копьём. Копьё является моим отцом-батюшкой.
К о л ес о. Кольчуга — моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга — это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники.
Л о п а т а. Лопух — мой брат. У нас один родитель — существовавшее в старину лоп — плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса -ат, а Лопух — с помощью суффикса -ух.

(И. М. Подгаецкая)

- Итак, какие же слова изначально являлись родственными (слайд 10)?

Смотрят презентацию.

Читают по ролям.

Отвечают на вопрос.

П: Извлекают необходимую информацию.

К: Строят монологическое высказывание.

Р: Планируют групповую работу, определяют свою роль в группе.

7. Закрепление

Индивидуальная, фронтальная

- Предлагаю вам выполнить упражнение 40 на стр. 159. Для этого вам нужно разделить страницу на 2 столбика, внимательно прослушать аудиозапись и записать слова в нужный столбик.

- Проверяем правильность выполнения упражнения по цепочке.

Ученики слушают аудиоприложение, делают выбор.

Отвечают по цепочке.

Л: приобретают новые знания, умения, совершенствуют  имеющиеся.

П: слушают, извлекая нужную информацию.

Р: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.  

Индивидуальная, фронтальная

- Какие знания помогли вам сегодня справиться с работой?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Для чего необходимо знать этимологию слова?

- Что на уроке было самым интересным? - Самым трудным? (слайд 11)

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей.

Записывают домашнее задание.

Л: оценивают содержание усваиваемого материала.

П: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Р: самостоятельно планируют необходимые действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

К:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Домашнее задание

Индивидуальная

- Продолжите работу дома, выполните домашнее задание:

стр. 158, §5,  упр. 43 (слайд 12)

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Приложение

Раздаточный материал

1 ряд

под

окон

ник

без

дар

н

ый

при

двор

н

ый

за

пис

к

а

2 ряд

пере

лес

ок

на

столь

н

ый

пере

лёт

н

ый

под

вод

ник

3 ряд

под

снеж

ник

при

гор

ок

с

дел

к

а

за

дум

к

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Конспект урока закрепления знаний корне и однокоренных словах в 5 классе

План - конспект  урока обобщения знаний корне и однокоренных  словах. Работа по восстановлению деформированного  текста....

Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова"

Самостоятельная работа по теме: "Формы слова и однокоренные слова" (2 варианта)...