Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии Сергея Есенина.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кириллова Олеся Михайловна

«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа «50» г. Дно

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Тема:

                                                       Автор разработки:

                                                      Кириллова Олеся Михайловна

учитель русского языка и литературы

                                                  МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                 школа № 50» г. Дно

   

                         

Тема:  Односоставные предложения (обобщающий урок).

             Место односоставных предложений в поэзии    С.А.Есенина.

Цель: Определение уровня овладения обучающимися  теоретическими  знаниями и способами познавательной деятельности по теме "Односоставные предложения".

Задачи:

  1. Повторить материал по теме, увидеть своеобразие односоставных предложений;
  2. Развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
  3. Расширить представление о личности С.А.Есенина, его роли в развитии русской литературы;
  4. Формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

Оборудование:

- портрет С.А.Есенина, фонограмма песен на стихи поэта;

- компьютер;

- мультимедийная установка

Тип урока:  интегрированный

Ход урока

1. Организационный момент (визуальная проверка готовности класса к уроку)

Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на экран и прочитайте слова, ко-торые являются эпиграфом к нашему уроку.  Каждый читает про себя, а ……… вслух.

(СЛАЙД 2)

                        Не стыдно не знать,        

                        Стыдно не учиться

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

                             

Учитель. Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

(СЛАЙД 3)

2. Сообщение темы и целей урока.                                   

Тема нашего урока:  Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии Сергея Александровича Есенина.

(СЛАЙД 4)

Цель урока: Обобщение материла, изученного в разделе «Односоставные предложения».   

(СЛАЙД 5)

Задачи урока:                                                             

- Повторить материал по теме, увидеть своеобразие односоставных предложений

- Формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения,  опреде-лять их тип;

- Расширить представление о личности С.А.Есенина, его роли в развитии русской литера-туры;

- Закрепить навыки синтаксического разбора односоставных предложений и правила упо-требления односоставных предложений в устной речи.

3. Работа с классом:

1. Синтаксическая пятиминутка (устно)

Учитель: прочитайте выразительно стихотворение, которое вы видите на экране. Как  на-зывается это стихотворение. И кто его автор? ("Берёза", С.А. Есенин).

 (СЛАЙД 6)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

-  Выполните устный синтаксический разбор предложения.

- Прежде чем мы приступим непосредственно к теме нашего урока  нам необходимо вспомнить о самом Сергее Есенине.

- Краткую биографическую справу об этом поэте для нас приготовила Галя.

(СЛАЙД 7)

                   Сергей Александрович ЕСЕНИН  великий  русский поэт начала 20 века.

         Родился он в Рязанской губернии в семье  крестьянина. С  отличием закончил учи-лище и получил профессию учителя.  В 1912 он переехал в Москву, где с отцом работает в мясной лавке. После конфликта с отцом он уходит из лавки  и работает в книгоизда-тельстве, а затем в типографии.

         Стихотворения Есенин начал писать с раннего детства, но успех к нему пришёл пос-ле сближения с Блоком и Клюевым. Их совместные выступления со стихами и частушка-ми, стилизованными под «крестьянскую» манеру, имели большой успех. Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках.

         Самые известные произведения С. Есенина: «Радуница»,  «Сорокоуст». «Москва ка-бацкая»; поэмы «Анна Снегина», «Пугачёв», огромное количество стихотворений о де-ревне, России,  природе и любви. Многие стихотворения насквозь пропитаны религиоз-ными чувствами.

         Последние 2 года жизни Есенина были самыми несчастливыми и неудачными. Он  попадает в психоневрологическую клинику, а чуть позже  в состоянии глубокой душев-ной депрессии в гостинице он покончил с собой.

Учитель. Несмотря на то, что Сергей Есенин прожил недолгую и нелёгкую жизнь, он су-мел  создать  огромное количество литературных шедевров. И мы сегодня воспользуемся некоторыми из них для закрепления нашей темы.

         Но сначала мы повторим всё,  что знаем об односоставных предложениях.    

1. Что такое односоставные предложения, и чем они отличаются от двусоставных?

2. На сколько групп делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым? Как они называются?

3. Сколько групп односоставных предложений с главным членом подлежащим вам изве-стно. Как она называется?

          Из всех ваших ответов можно составить такую схему классификации односостав-ных предложений                (СЛАЙД  8)

4. Прочитайте на слайде высказывание  М.В. Ломоносова об одном из видов односостав-ных предложений. Определите, о каком виде односоставных предложений говорит Ломо-носов?                                             (СЛАЙД 9)

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.

                        (Это высказывание об определенно-личных предложениях)

- Что такое определённо-личные предложения?

5. О каких односоставных предложениях говорит известный лингвист Пешковский?                            

                                                            (СЛАЙД 10)

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.

                      (Верно. Речь идёт о неопределённо-личных предложениях)

- Что такое неопределённо-личные предложения?

6. Что вы знаете о безличных предложениях? Чем может быть выражено сказуемое в без-личных предложениях?

7. Что вы знаете об обобщённо-личных предложениях? Приведите примеры.

8. Что такое назывные предложения?

А теперь мы от теории переходим к практической части урока. Мы  повторим все виды односоставных предложений с помощью стихотворений Сергея Есенина.

Пока мы выполняем следующее задание, 3 ученика выполнят задания по карточ-кам. (Карточки с тестами для 3 человек)

 (СЛАЙД 11)

На экране вы видите два четверостишия С. Есенина. Перепишите  их, проанализи-руйте и подчеркните грамматические основы. Встретились ли в них односоставные предложения?  К доске вызвать:

1)   Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу…

2) Снежная равнина, белая  луна,

    Саваном покрыта  наша сторона

   

Задание 2. Учитель. Выборочное списывание         (СЛАЙД 12, 13, 14)

         Из стихотворений  на экране выпишите только грамматические основы и дайте ха-рактеристику предложению.

1) Нет любви ни к деревне, ни к городу,

    Как же смог я её донести?

    Брошу всё. Отпущу себе бороду

    И бродягой пойду по Руси.

2) Разбуди меня завтра рано,

    Засвети в нашей горнице свет.

    Говорят, что я скоро стану

    Знаменитый русский поэт...


3)  
Пишут мне, что ты, тая тревогу,

     Загрустила шибко обо мне,

     Что ты часто ходишь на дорогу

     В старомодном ветхом шушуне…(Что это такое)

ШУШУН и. такая ж женская шубейка,  телогрейка,  душегрейка -  диалектизм  

4) Топи да болота, синий плат небес.

                                   (С. Есенин)

5) Грустно… Душевные муки

Сердце терзают и рвут,

Времени скучные звуки

Мне и вздохнуть не дают…

6) Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Задание 3.      Выполните синтаксический разбор 1 предложения.

(Слайд 15)

(Заранее написать на доске)

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую…
                                                                     

- Какая синтаксическая особенность есть во 2-ом предложении. Это односоставное или двусоставное предложение?

А теперь немного отдохнём  и поиграем в игру «ДА – НЕТка».  Я задаю вопрос. А вы отвечаете: да или нет.

1) Односоставные предложения – это предложения,  которые состоят только из одного слова? (Нет)

2) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

3) Односоставные предложения могут входить в состав сложных? (ДА)

4) Может ли сложное предложение состоять только из односоставных предложений.

5) Сергей Есенин  –  первоклассный мастер по созданию односоставных предложений?

V. Вывод:

Учитель: Ну, что ж наш урок подходит к концу, и давайте подведём итоги урока.

 - Какую тему мы с вами повторяли на сегодняшнем уроке?

- Что вам показалось интересным?

- Узнали ли вы что-нибудь новое на сегодняшнем уроке?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Учитель.

В заключение урока я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на то, что сегодня нашими  помощниками  были стихотворения С.А.Есенина. И, я думаю, каждый из вас знает, что  многие стихотворения Есенина положены на музыку и с успехом вот уже не один год исполняются знаменитыми русскими певцами. А причина такой популярности – необыкновенная музыкальность, мелодичность и лиричность поэзии Есенина. И в какой-то степени это заслуга односоставных предложений.  Я предлагаю завершить нашу встре-чу на замечательной ноте, прослушав фрагмент романса «Не жалею, не зову, не плачу…» на стихи Сергея Есенина.              (Слайд 16)

VI. Домашнее задание.  Упр. № 279 (сочинение-миниатюра с использованием односос-тавных предложений на тему «Зимний лес»)               (Слайд 17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Дно Интегрированный урок по русскому языку в 8 классе по теме «Односоставные предложения» Учитель: О.М. Кириллова

Слайд 2

Не стыдно не знать, Стыдно не учиться!

Слайд 3

Тема урока: Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии Сергея Есенина.

Слайд 4

Цель урока Обобщение материала, изученного в разделе «Односоставные предложения»

Слайд 5

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

Слайд 6

С.А.Есенин (1895-1925)

Слайд 7

Односоставные предложения с главным членом c казуемым Определённо- личные Неопределён- но-личные Безличные Обобщённо- личные с главным членом подлежащим Назывные

Слайд 8

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». М.В. Ломоносов

Слайд 9

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое» А.М. Пешковский

Слайд 10

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу… С. Есенин Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона… С. Есенин

Слайд 11

Нет любви ни к деревне, ни к городу, Как же смог я её донести? Брошу всё. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. С.Есенин

Слайд 12

Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт... С.Есенин Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне… С.Есенин

Слайд 13

Топи да болота, синий плат небес. (С. Есенин)

Слайд 14

Грустно… Душевные муки Сердце терзают и рвут, Времени скучные звуки Мне и вздохнуть не дают… С.Есенин

Слайд 15

Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. Сердцу приятно с тихой болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет. С.Есенин

Слайд 16

Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую… С.Есенин

Слайд 17

*** Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым, Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым… Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь.. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. С.Есенин

Слайд 18

Задание на дом: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Зимний лес» с включением в него односоставных предложений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина"

Данная презентация содержит слайды - иллюстрации к стихам Сергея Есенина о Родине, о природе....

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

У каждого великого поэта есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня....

Мини-проект "Поэзия Сергея Есенина" 11 класс

Данная методическая разработка представляет собой материалы для организации работы учащихся 11 класса  в форме мини-проекта.Сегодня на уроке как никогда важно,чтобы ученики не  просто "...

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....