Глагол как часть речи. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Иванова Карина Геннадьевна
Конспект урока в 5 классе на тему "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_5klass.docx206.08 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5

Урок № 106

Тема: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цель: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

Планируемые результаты:

Предметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

-обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;

-отличать глаголы от слов других частей речи;

-работать с различными источниками информации;

-использовать знания о глаголе.

Метапредметные:

В результате занятия обучающиеся смогут:

-сформулировать цели своей учебной деятельности;

-планировать и регулировать свои действия;

-совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;

-продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение;

-продолжить совершенствовать навыки языкового анализа и построения рассуждения на основе причинно-следственных связей.

Личностный результат:

В результате занятия обучающиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.

УУД личностные:  - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные:- целеполагание и планирование своей деятельности;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной   форме;

– контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: –проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;- определяют основную и второстепенную информацию;

- строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

– действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: раздаточный материал по теме, фотография фасада здания, картинка Чемодана Знаний и Умений

Ход урока

1.Эмоциональный настрой на урок

Цель: создание положительной атмосферы на уроке

Игра «Доброе утро»

Я скажу слова «Доброе утро» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой, - значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

Доброе утро всем, кто сегодня будет стараться хорошо работать на уроке!

2.Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Языковая разминка

- Четвёртая буква алфавита (Г).

- Раздел языкознания, изучающий лексику (Лексикология).

- Слова, противоположные по значению (Антонимы).

- Модель земного шара или небесной сферы, обычно вращающаяся на особой подставке (Глобус)

- Слова, которые одинаково звучат, пишутся, но имеют совершенно разные лексические значения (Омонимы).

- То, что обозначает слово (Лексическое значение).

        -Из начальных букв слов-ответов составьте слово (Глагол)

3.Тема урока. Целеполагание

Цель: формулирование с учащимися  темы и цели урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

-Сформулируйте тему урока

-А я её определила вот так: Глагол как часть речи.

- Вы согласны?

-Запишите число и тему урока в тетрадь.

-Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему уроэ÷ка, сформулируйте цели урока.

-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».

-Нам просто необходим план нашего путешествия. Что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели?

План урока:

1.Найти информацию о глаголе.

2. Выполнять упражнения, чтобы научиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

4.»Открытие» нового знания

Чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан. У нас вами будет необычный чемодан – Чемодан Знаний и Умений. Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока.

4.1.Актуализация опорных знаний

Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения

Составление кластера 

-Что мы знаем о глаголе?

(Учащиеся вспоминают всё, что знают о глаголе, учитель начинает оформлять кластер)

                                        

Глагол

4.2.Лингвистическая сказка о глаголе

        Свеж утренний воздух над Глаголией. Под крышами Дворца Времён на фасаде большого здания на шёлковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: «Мы обозначаем действие».

        Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдёт глагол в одну дверь глаголом будущего времени, в другую дверь выйдет глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмёт под руку подлежащее, станет сказуемым – и пошёл по дорожкам предложений.

        Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: «Да на вас лица нет!»

-Прочитайте сказку.

Словарная работа. Работа с толковым словарём

Фасад –наружная лицевая сторона здания (Демонстрация фотографии фасада здания)

-Какую информацию мы почерпнули из этой сказки о глаголе? (дополнение кластера – ученики)

- На какой вопрос нам необходимо найти ответ?

4.3. Работа по учебнику

Стр.53, правило (Ответ на вопрос: глаголы в каком времени не имеют лица?)

4.4. Сообщение обучающегося «Интересное о глаголе»

(Опережающее задание из сети Интернет)

                - Ребята, а что мы положим в Чемодан Знаний и Умений, что вы сейчас делали?  (Умение работать с информацией)

5.Первичное закрепление

Цель: закрепление усвоенных новых знаний

Взаимоопрос по теме. Работа в паре (Оценивание в листе самооценки)

                - Что ещё мы положим в наш Чемодан Знаний и Умений?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: создание условий для снятия напряжения, смены деятельности

Если глагол – приседаем, если другая часть речи – поднимаем руки вверх

6. Практические задания        

Цель: организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой

6.1. «Четвёртый лишний»

Читают, думает, решает, записывает.

Прибежал, построили, посмотрю, подчеркнула.

Поняла, начала, приняла, размышлял. (Внимание на орфоэпические нормы слов из последнего ряда)               (Самооценивание)

Морфемный разбор  

Читают, посмотрю            (Самооценивание)

-Обращение к слайду-картинке

-Какой суффикс имеют глаголы прошедшего времени?

6.2.Упр.371 стр.53 (Работа в паре)

Составить словосочетания глагол+сущ, учитывая лексическую сочетаемость (самооценивание)

                -Чем ещё пополнился наш Чемодан Знаний и Умений

6.3.Работа по карточкам (Учащиеся выбирают задания)

А) Допишите глаголы «Кто что делает»

Музыкант - ...(играет)

Композитор -…(сочиняет, пишет)

Модельер -…(придумывает, создаёт)

Портной- ...(шьёт)

Художник - ...(рисует, пишет)

Парикмахер - ...(стрижёт)

Маляр -…(красит)

Пекарь-…(печёт)

Б). Дополните текст глаголами. Запишите его. Глаголы подчеркните как члены предложения

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.

(В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.

7.Итог урока. Оценивание

-Чем наполнен Чемодан Знаний и Умений?

Оценочный лист ученика(цы)___________________________________

Поставьте себе оценку на уроке. Она будет складываться из суммы оценок по следующей шкале

Оценка за задание «Четвёртый лишний

Оценка за выполнение морфемного разбора

Оценка за выполнение упр.371

Оценка за выполнение задания на выбор

Итоговая оценка за урок

8.Д/З:

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 -п.49 (составить опорную схему);

        - упр 370 (зад.4, 5) или творческое задание (упр.373)

9.Рефлексия

Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия

C:\Users\lenovo\Desktop\УРОК\начало и конец урока\img9 (1).jpg

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

Открытый урок в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»

Тип урока: проблемное исследованиеЦель: повторить сведения о глаголе как части речи; выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлят...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...