Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Риторика"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Гудкова Татьяна Александровна

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Риторика» способствует  овладению обучающимися законами правильной речи, развитию их творческих способностей, приобщению к лучшим образцам художественной литературы, воспитанию культуры речи.

Специфика риторики как учебной дисциплины определяется её особым положением: риторика связана со всеми предметами, ибо активизирует речемыслительную деятельность. При освоении сведений по каждому учебному предмету учащиеся должны осмысленно воспринимать содержание любого текста и уметь создавать и произносить собственные высказывания, опираясь на законы и правила риторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Риторика»

               

Актуальность. Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Риторика» способствует  овладению обучающимися законами правильной речи, развитию их творческих способностей, приобщению к лучшим образцам художественной литературы, воспитанию культуры речи.

Специфика риторики как учебной дисциплины определяется её особым положением: риторика связана со всеми предметами, ибо активизирует речемыслительную деятельность. При освоении сведений по каждому учебному предмету учащиеся должны осмысленно воспринимать содержание любого текста и уметь создавать и произносить собственные высказывания, опираясь на законы и правила риторики.

Место и роль курса в основной образовательной программе.

Предлагаемый курс внеурочной деятельности позволяет расширить знания и представления учащихся в области филологии посредством формирования  следующих метапредметных результатов: 

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- сознательной организации и регулирования своей деятельности;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, проект, презентация, текст собственного сочинения в заданном жанре);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

-планирование и регуляция своей деятельности;

Цель: формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании.

Задачи:

- сформировать умение эффективно выражать мысль в словесной форме;

-сформировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;  

-сформировать  умение  определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

-сформировать умение анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

- сформировать умение понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- сформировать умение оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-сформировать умение опознавать различные выразительные средства языка;

-сформировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

-сформировать умение синтезировать, анализировать, прогнозировать высказывание;

-сформировать умение структурировать и реализовывать собственную устную  и письменную речь;

 - сформировать умение передавать определённое эмоциональное состояние в процессе произнесения речи, используя необходимые мимику и жесты;

-сформировать умение подбирать слова и выражения с учетом различных целей, задач, ситуаций общения при подготовке собственного высказывания;

-сформировать умение оценивать эффективность, целесообразность, уместность предложенной публичной речи.

Данный курс предназначен для обучающихся 5 классов.

Методические особенности построения курса: в программе выделяются два смысловых раздела: «Общение» и «Речевые жанры».

Первый раздел  «Общение» даёт представление  о сути взаимодействия между людьми, о речевой ситуации и её компонентах; о видах общения, о коммуникативной деятельности и  её структуре; о коммуникативных качествах речи, которые формируют  привычку и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.

  Второй раздел  «Речевые жанры»  даёт представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Речевой жанр – это дидактическая единица, которая определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативной задачи и т.д., анализ типичных недочетов в речевом оформлении данного жанра, создание его отдельных фрагментов и, наконец, самостоятельное создание жанра на определенную тему.

Основные принципы отбора и структурирования материала. В основе отбора и структурирования содержания программы лежит методологический подход, предполагающий раскрытие особенностей научного метода познания на литературном материале.

Методы, формы и средства реализации программы. Разворачивание содержания в процессе изучения курса предполагает комбинированные занятия со включением теоретических сведений по теме и  и практическую деятельность обучающихся. Основной формой  практической деятельности является поисково-исследовательская и творческая деятельность.

Курс рассчитан на преподавание 1 раз в неделю, на 34 часа в год.

 Предполагаемые результаты. Предполагается, что изучение данного курса внеурочной деятельности позволит обучающимся достичь следующих результатов обучения:

  - анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;    

 - реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;    

- захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;    

- адекватно реагировать на коммуникативные помехи;    

- гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;    

- анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации.

– различать устное и письменное общение;  

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п.  в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.п. применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;  

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять тексты на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов, данной темы и проблемы;

–исполнять тексты, подбирать цитаты;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в ситуациях общения.

Способы оценки результатов. Способом оценки результатов деятельности будут сообщения, доклады, мини-проекты по темам занятий , устный и письменный пересказ, редактирование текста, выразительное чтение поэтических и прозаических текстов художественной литературы, создание собственных текстов в жанрах: объявление, рассказ, сказка, биография.

Учебный план

№ разделов

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

Форма контроля

Тем.

Раздел 1. Общение

1-2

Общение и его виды

2

1

1

доклад

3

Главный секрет Демосфена

2

1

1

проект

4

Речь правильная и хорошая

4

1

3

проект

5

Учимся писать-редактировать

4

1

3

правка текста

6

Учимся слушать

2

1

1

конкурс чтецов

7

Учимся читать

3

1

2

аудирование

Раздел 2. Речевые жанры

1-2

Текст. Строение текст. Вторичный текст

3

1

2

изложение

3

Речевой этикет

2

1

1

проект

4

Объявление

2

1

1

объявление

5

Рассказ

4

1

3

рассказ

6

Спорить или ссориться

2

1

1

правила

7

Сказка

2

1

1

сказка

8

Биография

2

1

1

биография

Итого

34

13

21

Содержание.

Раздел 1.Общение

Тема 1. Что такое общение. Что значит общаться. Объекты и субъекты общения. Цели общения. Коммуникативная задача.  

Тема 2. Виды общения. Один – немного – много. Словесное и несловесное общение. Виды несловесного общения.

Тема 3. Главный секрет Демосфена. Голос – качество голоса. Дыхательная гимнастика – постановка речевого дыхания. Скороговорки и докучные сказки; кричалки – их роль.  

Тема 4. Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок – соблюдение речевой нормы. Орфоэпические нормы. Правильная речь и речь хорошая – сходства и различия. Богатство языка и богатство речи. Тавтология. Точная речь.

Тема 5. Учимся писать - редактировать. Правка текста: вычленение и устранение ненужного; замена ненужного нужным; включение недостающего – дополнение.

Тема 6. Учимся слушать. Слышать – слушать – внимать – оценивать. Кто и как слушает: правила для собеседников.  

Тема 7. Учимся читать. Роль чтения в жизни человека. Качество чтения. Правила чтения. Интонация. Восстановление прочтенного текста по памяти – развернутый пересказ; закончить текст (мысль); извлечение смысла – краткий пересказ.  

Формы организации занятий: познавательные беседы, диспуты,  библиотечные уроки,  творческие марафоны,  олимпиады, творческие и научно-исследовательские  проекты, творческие мастерские.

Раздел 2.Речевые жанры

Тема 1. Речевые жанры. Что такое текст? Строение текста. Основная мысль текста. Тема – микротема. Речевые жанры. Что такое визитная карточка.  

Тема 2.Вторичные тексты. Что такое вторичный текст. Изложения (пересказы). Виды изложений. Способы сокращения текста.  

Тема 3. Давайте говорить друг другу комплименты. Что такое комплимент. Что не может считаться комплиментом. Похвала и похвальба. Вежливость. Основы вежливости. Этикет.  

Тема 4.Объявление. Что такое объявление. Где и когда оно используется. Устные и письменные объявления. Виды объявлений. Объявления в прошлом и настоящем. Глашатаи и зазывалы. Афиша и объявление.  

Тема 5. Что такое рассказ? Как строить рассказ. Основные части рассказа. Эффективность рассказа. Сочини и запиши свой рассказ.  

Тема 6. Спорить или ссориться. Спор и его особенности. Ссора – ее особенности. Секреты успешного выхода из ссоры. Что такое убедительные доводы и где их применять.  

Тема 7.Сочиняем сказку. Что такое сказка? Каковы ее особенности? Строение сказки. Сказочные элементы, с помощью которых создается чудесный мир сказки. Основные сказочные действия. Сказочный язык. Сказочные герои. Пробуем сочинить свою сказку.  

Тема 8.Начало моей биографии. Что такое биография и каковы ее особенности. Построение биографии. Примеры биографий. Начало собственной биографии.  

Формы организации занятий: познавательные беседы, диспуты,  библиотечные уроки, творческие мастерские.

Тематический план

№ разделов

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

Форма контроля

Тем.

Раздел 1. Общение

1

Что такое общение. Что значит общаться. Объекты и субъекты общения. Цели общения. Коммуникативная задача.  

1

1

2

Виды общения. Один – немного – много. Словесное и несловесное общение. Виды несловесного общения.

1

1

доклад

3-4

Главный секрет Демосфена. Голос – качество голоса. Дыхательная гимнастика – постановка речевого дыхания. Скороговорки и докучные сказки; кричалки – их роль.  

2

1

1

проект

5-6

Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок – соблюдение речевой нормы. Орфоэпические нормы.

2

1

1

7-8

Правильная речь и речь хорошая – сходства и различия. Богатство языка и богатство речи. Тавтология. Точная речь.

2

1

1

9-12

Учимся писать - редактировать. Правка текста: вычленение и устранение ненужного; замена ненужного нужным; включение недостающего – дополнение.

4

1

3

Правка текста

13-14

Учимся слушать. Слышать – слушать – внимать – оценивать. Кто и как слушает: правила для собеседников.  

2

1

1

конкурс чтецов

15-17

Учимся читать. Роль чтения в жизни человека. Качество чтения. Правила чтения. Интонация. Восстановление прочтенного текста по памяти – развернутый пересказ; закончить текст (мысль); извлечение смысла – краткий пересказ.  

3

1

2

аудирование

Раздел 2. Речевые жанры

18

Речевые жанры. Что такое текст? Строение текста. Основная мысль текста. Тема – микротема. Речевые жанры. Что такое визитная карточка.  

1

1

19-20

Вторичные тексты. Что такое вторичный текст. Изложения (пересказы). Виды изложений. Способы сокращения текста.  

2

2

изложение

21-22

Давайте говорить друг другу комплименты. Что такое комплимент. Что не может считаться комплиментом. Похвала и похвальба. Вежливость. Основы вежливости. Этикет.  

2

1

1

проект

23-24

Объявление. Что такое объявление. Где и когда оно используется. Устные и письменные объявления. Виды объявлений. Объявления в прошлом и настоящем. Глашатаи и зазывалы. Афиша и объявление.  

2

1

1

объявление

25-28

Что такое рассказ? Как строить рассказ. Основные части рассказа. Эффективность рассказа. Сочини и запиши свой рассказ.  

4

1

3

рассказ

29-30

Спорить или ссориться. Спор и его особенности. Ссора – ее особенности. Секреты успешного выхода из ссоры. Что такое убедительные доводы и где их применять.

2

1

1

правила

31-32

Сочиняем сказку. Что такое сказка? Каковы ее особенности? Строение сказки. Сказочные элементы, с помощью которых создается чудесный мир сказки. Основные сказочные действия. Сказочный язык. Сказочные герои. Пробуем сочинить свою сказку.  

2

1

1

сказка

33-34

Начало моей биографии. Что такое биография и каковы ее особенности. Построение биографии. Примеры биографий. Начало собственной биографии.  

2

1

1

биография

Итого

34

13

21

Учебно-методическое  обеспечение

  1. Школьная риторика под ред. Ладыженской Т. А., 5 – 9 классы.-
  2. изд.     Ювента (общеобразовательная программа «Школа 2100»).

2. Хазагеров Г. Г., Лобанов Н. Б. Риторика. – М., 1999.

3. Голуб И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво. – М.

4. Коровина В. Я. На подступах к риторике. – изд. Мнемозина.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»

    Задачи и особенности программы. Программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элемен...