Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный журналист"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Гудкова Татьяна Александровна

В основе содержания и структуры программы внеурочной деятельности по русскому языку «Юный журналист» заложена идея профориентационного образования. Она способствует расширению лингвистического кругозора, воспитанию стилистического чутья, стремлению к речевому самосовершенствованию и формированию ответственности за языковую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_zhurnalist.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия имени Заслуженного учителя Российской Федерации Сергея Васильевича Байменова города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области

Пояснительная записка

Актуальность. В основе содержания и структуры программы внеурочной деятельности по русскому языку «Юный журналист» заложена идея профориентационного образования. Она способствует расширению лингвистического кругозора, воспитанию стилистического чутья, стремлению к речевому самосовершенствованию и формированию ответственности за языковую культуру.

Место и роль курса в основной образовательной программе. Предлагаемый курс внеурочной деятельности позволяет расширить знания и представления учащихся в области филологии посредством формирования  следующих метапредметных результатов: 

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-владение устной и письменной речью, сознательной организации и регулирования своей деятельности;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

-планирование и регуляция своей деятельности;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации;

Цель: формирование представления о журналистике как области литературного творчества и профессии, играющей социально-значимую роль в жизни общества.

Задачи:

-формирование умения осуществлять сбор и классификацию информации для газетного издания;

- формирование умения создавать тексты публицистического стиля речи в газетных жанрах с использованием специфических языковых средств выразительности;

-формирование умения редактировать, править и рецензировать текст;

- формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты;

- формирование практических навыков компьютерной верстки газеты при выпуске школьного печатного издания «Гимназические вести»;

Данный курс предназначен для обучающихся 9 классов, изучающих систематический курс русского языка в средней школе четвёртый год, уже  имеющих представление о родах, жанрах, средствах выразительности русского языка и речи. Данный курс призван расширить представления обучающихся в данной области филологии и активизировать их творческие способности.

Основные принципы отбора и структурирования материала. В основе отбора деятельностно-ценностный подход, предполагающий знакомство обучающихся со способами деятельности для успешного освоения языка журналистики на разножанровых текстах публицистики.

Методы, формы и средства реализации программы. Разворачивание содержания в процессе изучения курса предполагает теоретические занятия и практическую деятельность обучающихся. Основными формами практической деятельности выступают сбор и структурирование информационного материала для создания собственных текстов в газетных жанрах публицистического стиля речи, редактирование текста.

Курс рассчитан на преподавание 1 раз в неделю, на 34 часа в год.

Предполагаемые результаты. Предполагается, что изучение данного курса внеурочной деятельности позволит обучающимся достичь следующих результатов обучения:

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные и письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты публицистического и художественно-публицистического стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Способы оценки результатов. Способом оценки результатов деятельности будет создание  творческих работ: презентаций, проектов, текстов в заданном жанре, зачётный выпуск газеты.

Учебный план

№ разделов

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

Форма контроля

1

Журналистика как профессия.  

1

1

презентация

2

Основы редактирования.

6

1

5

проект

3

Журналистский текст.

6

1

5

проект

4

Структура журналистского текста.

6

1

5

проект

5

Жанры журналистики.

6

1

5

Жанровый текст

6

Работа над номером школьного издания

8

8

Зачётный номер «ГВ»

Итоговое занятие

1

1

презентация

Итого

34

5

29

Содержание    программы

  Раздел 1.Журналистика как профессия  

            Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Из истории зарождения науки о журналистике.

 Принципы журналистики (правдивость и объективность, народность, гуманизм и др.), их взаимодействие. Функции журналистики: информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.  Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.

  Требования к журналисту:

компетентность;

объективность;

соблюдение профессиональных этических норм;

глубокое знание в области литературы, философии и др.

владение литературным языком.

Обучающиеся должны знать:

общие сведения о журналистике (принципы, функции), особенности профессии, нормы поведения и культуры общения,  профессиональную  этику  журналиста.

Формы организации занятий: экскурсия в Информационно-издательский центр г.Похвистнево, встреча с интересными людьми.

  Раздел 2. Основы редактирования

            Культура речи как необходимая составляющая профессии журналиста. Слагаемые письменной речи. Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом,  его совершенствование.

Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля текста; литературная правка. Органическая связь литературного редактирования с практической  стилистикой и лингвистикой текста.

Приемы и техника правки написанного. Корректурные знаки. Логические ошибки и способы их устранения. Речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматические и стилистические.

Практикум: Взаимное редактирование рукописей. Выполнение упражнений по культуре речи.

Обучающиеся должны знать: типы ошибок: речевые, грамматические,

логические, фактические.

уметь:

- владеть различными нормами литературного языка (лексическими, грамматическими, стилистическими);

-  находить и исправлять речевые и грамматические ошибки.

Формы организации занятий: творческая мастерская.

 Раздел 3. Журналистский текст

    Информация. Основные методы сбора информации. Наблюдение. Изучение документов. Эксперимент. Интервью. Пресс-конференции. Личный архив. Техника работы. Проверка сведений.

Литературные заготовки. Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

 Практикум. Статьи для анализа. Собирание материала о последних школьных новостях.

 

Раздел 4.Структура журналистского текста.

Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста.

Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов.

Основная часть и подпись.

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).

Практикум.  Статьи    для анализа. Подбор заголовков к предложенному материалу. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении). Совершенствование написанного.

Обучающиеся должны знать: методы сбора информации, структуру

журналистского текста.

уметь:

- собирать материал для статьи;

-  находить и исправлять композиционные ошибки.

Формы организации занятий: творческая мастерская.

  Раздел 5. Жанры журналистики

    Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Новости в журналистике.

Начало текста. Структура новостного сообщения в прессе.
Заголовки. Объявления. Тематика новостей.  Несколько советов.
Статьи для анализа.

Практикум:  «Пишем новость/ заметку». Редактирование работ.

  Интервью, особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Подготовка. Техника интервью. Поведение во время беседы. Личная культура. Диалог. Направленность вопросов.

Практикум. Собирание материала. Формулировка вопросов для интервью у педагогов. Изложение материала в форме интервью. Ролевая игра «Интервью

с известным человеком».

    Статья, роль статьи в газетах и журналах. Газетный жанр,  предназначенный для анализа актуальных,  общественно значимых процессов. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Как определить актуальность темы. Заглавие в тексте. Организация публицистического материала. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Практикум:  Анализ материалов периодической печати (нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики). Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи. Обзор газет. Чему надо уделять внимание. Подготовка статьи на актуальную тему.

   Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей. На что обращать внимание. Как себя вести, как разговаривать

с людьми. Цитаты. Слово героя. Объективность позиции.

Практикум. Экскурсия на школьное мероприятие.

Подготовка репортажей по поводу увиденного.

  Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности,  умения анализировать поведение людей,  критически оценивать их. Очерки портретные, событийные и путевые. Описание природы,  обстановки и внешности человека и т.д. Особенности публицистического стиля. Документальность воспроизведения материала.

Практикум. Встреча с интересным человеком. Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге, о летних экскурсиях. Редактирование работ.

    Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Юмор и сатира.

Практикум. Анализ фельетонов из периодической печати, выявление признаков принадлежности к данному жанру.

Обучающиеся должны знать: особенности различных жанров журналистики;

уметь:

- писать на тему и раскрывать основную мысль,

- собирать и систематизировать газетный материал,  

- строить текст в определенной композиционной форме,

- править написанное;

 - создавать собственные тексты различных жанров публицистического

стиля.

Формы организации занятий: творческая мастерская.

  Раздел 6.Работа над номером газеты «Гимназические вести» (8 ч)

      Макет газеты. Проект «Гимназические вести».  Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Формирование стиля издания. Концепция издания. Определение рубрик. Дизайн газеты, ее объем и формат. Композиционно- графическая модель. Макет газеты  - фундамент издания. Оформление заглавной  части,  логотип. Заголовочный комплекс. Размещение фотографий и иллюстраций.

Подготовка текстов.   Работа над материалами для номера. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста. Параметры страницы. Деление полос на колонки.  Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки. Стиль форматирования.. Колонтитулы.

Практикум: Систематизация материала по рубрикам для школьного издания. Совершенствование написанного: приемы правки рукописей. Оформление рукописей.  Форматирование текста и символов.

Работа с графической информацией.

     Основы работы с графической информацией. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Анализ газет с точки зрения визуальной журналистики. Роль фотографии в газете.  Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

Практикум. Самостоятельный подбор на выбранную тему иллюстраций и фотографий для оформления газеты, вставка в текст. Выведение материала на принтер.

Формы организации занятий: творческие проекты.

Итоговые занятия

Презентация творческих работ

Итоговое анкетирование

Тематический план

№ разделов

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические работы

Форма контроля

1

Раздел 1.Журналистика как профессия.  Требования к журналисту

1

1

презентация

2

  Раздел 2. Основы редактирования Культура речи как необходимая составляющая профессии журналиста.

1

1

проект

3

Литературное редактирование как литературная обработка языка и стиля текста; литературная правка. Органическая связь литературного редактирования с практической  стилистикой и лингвистикой текста.

1

1

4-7

Приемы и техника правки написанного. Корректурные знаки. Логические ошибки и способы их устранения. Речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматические и стилистические.

4

4

8-10

Раздел 3. Журналистский текст. Информация. Основные методы сбора информации. Наблюдение. Изучение документов. Эксперимент. Интервью. Пресс-конференции. Личный архив. Техника работы. Проверка сведений.

3

1

2

проект

11-13

Литературные заготовки. Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение. Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.

3

3

14-15

Раздел4.Структура журналистского текста.

Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста.

Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов.

2

1

1

16-17

 Основная часть и подпись.

Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.   

2

2

18-19

 Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического,грамматическогооформления концовки (средства завершенности).

2

2

20

Раздел 5. Жанры журналистики .Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

1

проект

21

Интервью, особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью -зарисовка; коллективное интервью;анкета.Подготовка. Техника интервью. Поведение во время беседы. Личная культура.Диалог.

Направленность вопросов.

1

1

заметка

22

Статья, роль статьи в газетах и журналах. Газетный жанр,  предназначенный для анализа актуальных,  общественно значимых процессов. Статьи проблемные, аналитические, обличительные.

1

1

статья

23

Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

1

1

репортаж

24

Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности,  умения анализировать поведение людей,  критически оценивать их. Очерки портретные, событийные и путевые.

1

1

очерк

25

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Юмор и сатира.

принадлежности к данному жанру.

1

1

фельетон

26-27

Раздел 6.Работа над номером газеты «Гимназические вести» Макет газеты

2

2

Зачётный номер «ГВ»

28-31

Подготовка текстов.   Работа над материалами для номера. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста. Параметры страницы. Деление полос на колонки.  Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки. Стиль форматирования.. Колонтитулы.

4

4

Материал к

Зачётному номер «ГВ»

32-33

Работа с графической информацией.

     Основы работы с графической информацией. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Анализ газет с точки зрения визуальной журналистики. Роль фотографии в газете.  Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

2

2

Зачётный номер «ГВ»

34

Итоговое занятие

1

1

презентация

Итого

34

5

29

Учебно-методическое  обеспечение

1.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001

2.Корконосенко С.Г.. Основы творческой деятельности журналиста.   СПб., 2000.

3.Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

4.Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

5.Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.

6.Головин Б.Н. Основы культуры речи – М.,  1988 г.

7.Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

8.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

9.Равенский Ю.И.,  Богданова Г.А. Развивайте дар слова. – М.,  1990 г.

10.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

11.Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация»

    Задачи и особенности программы. Программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элемен...