Сценарий игры по станциям "Люби и знай свой язык".
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Игра предназначена для учащихся 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №5 Центрального района Санкт-Петербурга

   Игра по русскому языку                                      «Знай и люби свой язык «

 для учащихся 7 «в» класса.

                             Учитель русского языка и            литературы Неклюкова Е.И.

                                  2021год.

Цели:

Образовательные: повторить и обобщить сведения из курса русского языка по фонетике, лексике,   морфологии, словообразованию.

Обучающие: закрепить навыки учащихся, выработанные в процессе изучения русского языка.

Воспитательные: активизировать интерес учащихся к русскому языку;                                                                воспитать уважение к русскому языку.                                                                                            Оборудование: классная доска, раздаточный материал.

Ход игры.

        Дорогие ребята! Перед тем, как начать игру, вы должны разделиться на две команды: «Знатоки» и «Всезнайки». Каждый из вас вытащит название своей команды. У на образовались две команды. Сейчас обе команды отправятся в путешествие. Путешествие по стране – «Знай и люби свой язык». Писатель М.А. Шолохов говорил: «Величайшее богатство народа – его язык». А наш язык особенный. Это язык А.Пушкина и И.Тургенева, язык Л.Толстого и М.Горького. Русский язык – один из шести мировых языков. Желаю вам успеха.

              Станция фонетийск.

 Задание:                                                                                                         На доске написано значение слова – МЕТАГРАММА – это загадка, в которой путём замены одной        буквы на другую можно получить новое слово.                                                        1. С буквой «Д» вперёд шагаю                                                                                От утра до вечера.                                                                                            С «П» торчу, зачем – не знаю,                                                                                С «Т» я людям помогаю                                                                                    Даже в сильный летний зной.                                                                            С «Л» всегда и всем мешаю –                                                                             Не дружите вы со мной.                                                                                                                (день, пень, тень, лень)

        2. С буквой «К» - я на болоте,                                                                                    С буквой «Б» - большой сосуд,                                                                            С «П» на дереве найдёте,                                                                                    С «Т» ищите рядом, тут.                                                                                                                              (кочка, бочка, почка, точка)

        3. С «Т» я – книга,                                                                                            С «С» я – рыба,                                                                                              С «К» - бесформенная глыба,                                                                            С «Л» - помог колоть я лёд,                                                                                    С «Д» - народ во мне живёт.                                                                                                            (том, сом, ком, лом, дом)                                                      (оценка – 1 балл за каждое слово)

                Станция «Лексикоград».

 Задание: 1) подберите синоним к слову «говорить» - ____________                                         подберите синоним к слову «вежливый» - ___________                                     2) подобрать антонимы к словам: далеко – ____________                                                                                           друг – ______________                                                                                                 прибавить –__________                                                                        правда – ____________                                                                        широкий – __________  

(оценка – 1 балл за каждое слово)

        Станция «Словотворск».

Задание. К данным словам подобрать однокоренные слова:                                            Вода -  ____________________________________________                                    Рука -  ____________________________________________                                                    Возить - ___________________________________________                                    Делать - ___________________________________________                                    Город - ____________________________________________  

(оценка – 1 балл за каждое слоо)

        Станция «Частиречинск».

Задание. Отгадайте загадку и определите часть речи.

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы
КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)        

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про …
(Глагол.)        

Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)        

Мы войдём в лесную чащу —

Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж
ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там
ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие.)

Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)

ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги — кот идёт,
У дороги — поворот.
НАД дорогой — облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом
НА попутке,
Мы
В дороге будем сутки.
Нам
С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам
В рассказе О дороге
Очень помогли…                                                                                                
(Предлоги)

Я служебная часть речи                                                                                  Связываю однородные члены,                                                                               Сложные предложения создаю,                                                                         Как его я назову…                                                                                                                (Союз)

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

Итог игры.

        Молодцы! Вы замечательно играли. Показали свои знания, умения и, самое главное, вы показали то, что вы единая команда!                                                                                                               Рефлексия.  Какое задание для вас было самое лёгкое, а какое самое трудное? Объясните своё мнение.

Таблица результатов.

команда

«Фонетийск»

«Лексикоград»

«Словотворск»

«Частиреченск»

  Итог

«Знатоки»

«Всезнайки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра "Люби и знай свой город"

Презентация выполненная в виде Своей игры. Пять категорий вопросов по истории Серпухова. Вопрос выбирается на втором слайде. При втором щелчке на слайде с вопросом появляется правильный ответ....

Сценарий игры сто к одному по родному языку (бурятский язык как государственный)

игра "Сто к одному"Сценарий игры рассчитана для учащихся 7 класса, изучающих бурятский язык как государственный....

Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"

Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена,  и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...

Игра - знатоки "Люби и знай русский язык" для 5–6-х классов

Русский язык  - один из самых богатых в мире. Поможем изучить его с помощью игры....

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА - КОНКУРС «ЛЮБИ И ЗНАЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Игра на закрепление изученных разделов русского языка...

Разработка урка-игры "Как хорошо мы знаем свои права"

Разработка урка-игры "Как хорошо мы знаем свои права"...