«Имя существительное как часть речи»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Зайнулина Гузель Ривальевна

Урок русского языка «Имя существительное как часть речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Имя существительное как часть речи»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Зайнулина Гузель Ривальевна


Цели урока:

  • Знать лексические значения имени существительного, его морфологические признаки, синтаксическую роль;
  • Учить отличать существительное от других частей речи;
  • Уметь доказывать принадлежность слова к имени существительному.

Задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученных за курса начальной школы.

Развивающие: развивать критическое мышление, внимание, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки,

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • Знать определение понятия «Имя существительное»;
  • Уметь доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения
  • Знать лексические значения имени существительного, его морфологические признаки, синтаксическую роль;
  • Находить в тексте существительные

Метапредметные:

Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций, работать в группе.

Личностные:

  • Планировать и выполнять поставленные задачи;
  • Стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и уважения;
  • Формировать интерес к русскому языку, осознавать эстетическую ценность языка.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения. 

Оборудование: мультимедийный доска, компьютер, учебник, флипчарт.

    Ход урока

I этап. Организационный. 1 мин.

Цель этапа: мотивация к учебной деятельности.

 Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: « Каждое слово – особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно». 

       Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок – исследования русского языка. Хотели бы вы побыть самыми настоящими исследователями?
Любое научное заведение имеет своё название. Мы будем называться научно-исследовательский класс. Научно – потому, что русский язык – это наука, исследовательский – так как мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное. 
Итак мы сегодня будем сотрудничать с академией наук. Все задания и инструкции по выполнению мы будем получать из академии наук. Будем проводить исследования в лабораториях . У нас несколько лабораторий. Результатом наших исследований станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык. 

II этап. Актуализация знаний и постановка цели. 3 мин.

Цель этапа: создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока.

 Слайд 1. Прочитайте отрывок из романа А.С Пушкина «Евгений Онегин», в котором автор рисует приезд Татьяны Лариной, героини романа, в Москву.

-В чем необычность построения этого стихотворения?  

-Какие слова помогают читателю представить Москву начала 19в?

-Назови часть речи, к которой они относятся.                                  

 

      …вот уж по Тверской                                                                                                                                                                                                                      Возок несѐтся чрез ухабы

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

 ( В этом отрывке широко используются  существительные, которые конкретно помогают представить Москву 19в)

-Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.)  Слайд.2                                              -Что значит изучить слово «как часть речи»?

 (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).

Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы. Цели.

Знать понятия … «имя существительное», отличать его от других частей речи, находить в тексте, закрепить полученные знания

Задачи: изучить правило, законспектировать, обратимся к учебнику,  выполнить упражнения

Слайд 3. Итак запишите дату и тему урока.

III этап. Включение в систему знаний и умений. 5 мин

ИССЛЕДОВАНИЕ 1.

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи ( т.к. является членом предложения, употребляется со служебными частями речи и   обозначает предмет). Что знаем из курса русского языка начальной школы?

-Разве слова - доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Существительное обозначает только предмет?

Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы. Проведем наблюдения в окружающем мире. Узнаем значения существительных.

5 слайд. 1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)

6 слайд. 2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)

7 слайд. 3группа названия веществ (крупа, мука, сливки)

8 слайд. 4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),

9 слайд. 5 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)

10 слайд. 6 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)

11 слайд. 7 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)

12 слайд. 8 группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород)

-Какой вывод мы можем сделать? Слайд 13

(Общее лексическое значение существительного – предмет, а значения существительных…).

-На какие вопросы отвечает существительное? Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных.

Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.

Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Запишем о результатах исследования в наш лингвистический паспорт.

ИССЛЕДОВАНИЕ 2. 10 мин.

-На что же будет направлено второе исследование? (Наше исследование  будет направлено на морфологические признаки существительного).

Следующее задание предполагает работу в группах. У вас есть кружочки на партах, по которым вы сможете соорентироваться, в какой группе вы будете находиться.

14-15 слайд. 1 группа. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Вспомните и запишите склонения. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь,

16 слайд.2 группа – распределите имена существительные по числам: множественное и единственное. Как определить ? Сделайте вывод. Муравей, лес, муха, воробьи, день, жуки, кошка, столы, девочка, яблоки.

17 слайд. 3 группа. Распределить слова в два столбика. Соедини словосочетания с нужным падежом. Запишите вопросы падежей.

1. Вижу Москву  1. Т.п.

2. Сижу на крыше  2. В.п.

3. Пишу ручкой  3. Д.п.

4. Сижу около двери  4. П.п.

5. Озеро расположилось  5. Р.п.

6. Мчится по улице  6. И.п.

И.п.Кто, что

Р.п. кого, чего

Д.п. Кому, чему

В.п.кого, что

Т.п. кем,чем

П.п. о ком, о чем

Запишем о результатах исследования в наш лингвистический  паспорт.

Физминутка. 3 мин. Я называю существительные. Ваша задача встать в такое круг. Если это первое склонение-вы встаете по одному, если второе-по два, третье-по три.

Машина 1, картина1, мама1, дядя1, олень2, мороз2, печь3, ночь3, кров2, солнце2, небо2, земля1, тень3, день2, дружба1, вода1, пень2, облако2, ручей2.

ИССЛЕДОВАНИЕ 3. 8 мин. Синтаксическая роль в предложении. Работают с раздаточным материалом.
- А теперь следующие задания вы получите от старших товарищей, которые учились в нашем классе, а теперь работают в академии наук лаборантами. Упр.477. Прочитайте задание и заполните таблицу.

Слово

Род

Склонение

Число

Падеж

Синтаксическая роль

Часть речи

Покой

М.р.

2 скл

Ед.ч

И.п.

Подлежащее

Сущ

На досуге

М.р

2 скл

Ед.ч

П.п.

Обстоятельство

Сущ

Детворы

Ж.р.

1 скл

Ед.ч

Р.п.

Дополнение

Сущ

Переезд

М.р

2 скл

Ед.ч

И.п.

Подлежащее

Сущ

Неровностей

Ж.р.

3 скл

Мн.ч

Р.п.

Дополнение

Сущ

Во-первых, обозначает предмет, что? вьюга,

Во-вторых, женского рода, 1скл, употреблено в ед.числе, родительном падеже,

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Самопроверка. Слайд 18

-Как определить роди склонение существительного во множественном числе (поставить в ед.ч и И.п.)

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного. Запишите результаты исследований. Слайд 19

Итак, подведем итоги. 2 мин.Что же у нас получилось? Как получить имя существительное в лабораторных условиях? Вы мне сейчас поможете.

Перед нами лабораторные колбочки с реагентами.

  1. Лексическое значение
  2. Морфологические признаки : род, число, падеж.
  3. Синтаксическая функция

Колбочка «Имя существительное»

Мы вспомнили, углубили и систематизировали знания об имени существительном: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Для чего?

(По этим признакам мы можем узнать и доказать принадлежность слова к имени существительному и отличать его от других частей речи).

Рефлексия.5мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....