Изобразительно-выразительные средства языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цхай Ирина Александровна

Изобразительно-выразительные средства языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

18.09

Конспект урока русского языка

 «Изобразительно-выразительные средства языка»

 Цели и задачи урока:

Цели:  

Образовательные:

   - повторить, обобщить и систематизировать знания об основных видах изобразительно-выразительных средств языка;

- совершенствовать  навыки  и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;

-уметь применять знания, умения и навыки   на практике при решении тестовой части ОГЭ;

Развивающие:

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;

- развивать и совершенствовать  у учащихся языковое чутье ;

Воспитывающие: 

- воспитывать любовь к  русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи:

- повторить теорию по средствам  выразительности языка;

- используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;

- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока урок-практикум

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, оценочные листы для уч-ся в двух вариантах

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня у нас соревнуются две команды. Задача игроков – правильно выполнить как можно больше заданий. Каждая команда получает оценочный лист, куда нужно вносить правильные ответы. Работу команд оценивает компетентное жюри.

Задачи членов жюри:

  • внимательно следить за ходом игры;
  • после каждого задания оценивать участников игры;
  • определить победителя.

Правила для участников:

  • Принимать активное участие в игре;
  • соблюдать культуру речи и тактичность;
  • соблюдать регламент;
  • работать дружно, согласованно;
  • уметь слушать другого;
  •  за другую команду не отвечать;
  •  выслушать задание до конца;
  • отвечать громко, но не хором.

II. Изучение нового материала.

Сообщение учащимся темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.

  Чтобы успешно сдать ОГЭ, мы сегодня повторим основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
- При решении какого задания ОГЭ нам понадобится знание стилистических средств языка?

- Знание каких именно изобразительно - выразительных средств языка на потребуется при выполнении этого задания?

  1. Эпитет        

Перед вами фрагмент стихотворения С.А. Есенина:

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.
-
Какими средствами выразительности являются выделенные слова?

(Балл получает та команда, которая первой назовет средство выразительности)

- Что такое эпитет?  (ЭПИТЕТ - это образное определение)

(Балл получает та команда, которая первой назовет определение эпитета)

- Чем чаще всего выражены эпитеты? (Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

- Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?                                                                                     

Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга

(За каждый эпитет команда получает один балл)

- Каковы же функции эпитета? (балл получает та команда, которая наиболее полно ответит на вопрос

-Усиливают выразительность, образность языка произведения;
-Придают художественную, поэтическую яркость речи;
-Обогащают содержание высказывания;
-Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-Создают живое представление о предмете;
-Оценивают предмет или явление;
-Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

2.Олицетворение

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

- Вашему вниманию предлагается иллюстрация по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и предложение к ней«Месяц величаво поднялся на небо…»                          

-Почему автор использовал именно это слово?  Что это за средство выразительности? (эпитет)

-Как называется приём, использованный в этом предложении? (олицетворение)

-Что такое олицетворение? (перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные,
наделение предметов признаками и свойствами человека),

Найдите олицетворения:                                                      

1. Ты вел мечи на пир обильный

2. Как чайка, парус там белеет в вышине.

3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.

4. Улыбнулись сонные березки

5. Плачет дождь, воет вьюга.

6. Забормотал спросонок гром

(Ответ:4,5,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

-  Каковы функции олицетворения? (делают речь более образной и интересной)

3.Метафора

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

-Какое средство выразительности иллюстрирует данный

В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)

-Что такое метафора? (перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).                                                           

Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте

1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.

2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?

3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?

4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.

- Найдите метафору:                                                            

1.Солнце смеется.

2.Бродячая толпа облаков…

      3.Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

   4. В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

5.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

6. Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.

 (Ответ:2,3,4,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

- Какова функция метафоры в речи? (служит для создания яркого, образного описания)

- В жизни мы часто сталкиваемся с метафорой, порою этого даже не замечая.  Пример тому – привычная и надоевшая телевизионная реклама:                                                                                      

Nestle for men. Нежность в тонком переплете.

-«Мотиллиум» – мотор для вашего желудка.

-Chibo. Из самого сердца Бразилии.

-«Лада» - ключ к дорогам России.

-Майонез «Ряба» – вкусная сказка

4. СРАВНЕНИЕ

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу

- Какое средство выразительности здесь  используется?

-Что такое сравнение?

-Найди сравнение:

1.Как лань лесная, боязлива.

2.Город стреляет в ночь дробью огней.

3. И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки.

4. Здесь даже камни плачут…

5. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

6. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

- Попробуйте придумать сравнения по заданному началу. Лучшими окажутся те сравнения, которые помогут точно представить предмет, будут отличаться точностью и неожиданностью.       

1. Он бежал так быстро,   …….

2. Звук был такой громкий,   …

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

-Какова функция сравнения в речи?(служат для выделения важного признака и эмоционального воздействия)

5. Лексические средства языка. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

(Балл получает та команда, которая первой  правильно ответит на вопрос)

-Что такое фразеологизм?                                     

1.Задание: отгадайте фразеологизм по картинке и объясните его значение. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

2. Подберите синонимы.                                  

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

ПРОВЕРКА       

3.Выбери нужное слово и объясни значение фразеологизмов. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)                                   

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь);

4.Творческий диктант. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)                     

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми  …; водить за …; не разольёшь …;  вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …;  ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …;  гроша медного не …;  днём с огнём не …;   палец о палец не … .

5. Отгадай фразеологическую загадку. (Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скрести, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх.  (Душа.)

«Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека» (Голова.).

6. Конкурс художников. Проиллюстрировать фразеологизм так, чтобы соперники «узнали» его. (1 балл – если узнали)

 Команде соперников – объяснить значение фразеологизма.

7. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словами «УШИ» и «Руки». за каждый фразеологизм команда получает 1 балл)

УШИ: Держать ушки на макушке, Держать ухо востро, В одно ухо влетает, в другое вылетает, Медведь на ухо наступил, Режет ухо, Вешать лапшу на уши, Тугой на ухо, До ушей краснеть, Слушать вполуха (одним ухом), По уши в грязи, За уши не оттащишь, Влюблен по уши, За ушами трещит, Уши вянут, Не видать, как своих ушей ,Навострить ухо, Греть уши, Прожужжать все уши и др.

РУКИ: Золотые руки, Рукой подать, Горит в руках, С протянутой рукой, Нечист на руку, Умывать руки, Чужими руками загребать жар, Сходить с рук, Махнуть рукой, На скорую руку, Опускать руки, Положа руку на сердце, Сидеть, сложа руки, Отбился от рук, Руки чешутся, Подвернуться под руку ,Не покладая рук, Рука не поднимается, С пустыми руками, Разводить руками и др.

III. Подведение итогов

  1. Задание: Укажите
  2. соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.                                       

1.МетАфора

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

2.ФразеологИзм

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

3.ЭпИтет

Резкое преувеличение

4.СравнЕние

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

5.ОлицетворЕние

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

6. Гипербола

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

  1. Проверка задания
  2.  Произведите анализ средств изобразительности в тексте. 
  3. Символ моей родины.

          Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

           Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

          Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

          Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

4.Вывод: Для чего в нашей речи служат средства художественной выразительности?

Лист ответов

Команда _____________________________________

Задание 1.

Был ____________  _____________ день, но вдруг набежала _____________ тучка.  Из нее посыпался _____________ дождь,  а солнце продолжало светить.  _____________капли падали на землю.  Скоро __________  дождь кончился, и через все небо протянулась ________________радуга.

Задание 2.

1. Он бежал так быстро, __________________________________________.

2. Звук был такой громкий,  _______________________________________.

Задание 3.

Соедини линией фразеологизмы-синонимы.

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел

Задание 4.

Придумайте как можно больше фразеологизмов со словом «УШИ».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Проиллюстрируйте фразеологизм «Сесть в лужу»

Задание 6.

 Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.

1.МетАфора

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

2.ФразеологИзм

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

3.ЭпИтет

Резкое преувеличение

4.СравнЕние

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

5.ОлицетворЕние

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

6. Гипербола

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

Задание 7.

Символ моей родины.

          Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

           Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

          Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

          Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

белоснежные лепестки   __________________________________________

 лепестки точно солнечные лучики       ______________________________

середины, похожей на бархат  _____________________________________

они (цветы) выглядывают из травы   _______________________________

выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки______________

роса,  как россыпь бриллиантов   ____________________________________

Лист ответов

Команда _____________________________________

Задание 1.

Был _________    _____________ день, но вдруг набежала _____________ тучка.  Из нее посыпался _________ дождь,  а солнце продолжало светить.  _____________капли падали на землю.  Скоро __________  дождь кончился, и через все небо протянулась ________________радуга.

Задание 2.

1. Он бежал так быстро, __________________________________________.

2. Звук был такой громкий,  _______________________________________.

Задание 3.

Соедини линией фразеологизмы-синонимы.

1) хоть пруд пруди                                

1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                              

2) в двух шагах

3) как снег на голову                            

3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                              

4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                            

5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут  

6) ни то ни сё

7)  ни кровинки в лице                      

7) приводить в бешенство

8) доводить до белого каления            

8) как мел

Задание 4.

Придумайте как можно больше фразеологизмов со словом «РУКИ».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Проиллюстрируйте фразеологизм «Смотреть на мир сквозь розовые очки»

Задание 6.

 Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.

1.МетАфора

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

2.ФразеологИзм

Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении.

3.ЭпИтет

Резкое преувеличение

4.СравнЕние

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

5.ОлицетворЕние

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

6. Гипербола

Скрытое сравнение, перенесение значения по сходству

Задание 7.

Символ моей родины.

          Я хочу описать чудесный цветок – ромашку. Говорят, эти цветы похожи на солнце. Ее белоснежные лепестки точно солнечные лучики, собранные вокруг желтой середины, похожей на бархат. Нельзя пройти мимо этих цветов, они словно выглядывают из травы, как любопытные мышата из норки.

           Хороша ромашка ранним утром, когда роса, как россыпь бриллиантов, переливается от первых солнечных лучей. А завороженные насекомые кружат вокруг цветка, будто танцуют. Эти цветы стройные, высокие, нарядные, скромные, как девочки-первоклассницы.

          Ромашки словно смотрят в небо, шевеля от ветра белыми густыми ресничками. Пахнут они летом, утром, хорошим настроением. Хочется собрать целую охапку цветов, они как будто тянутся к тебе. Но нельзя, такую красоту должны видеть все.

          Ромашка – символ чистой России, а значит символ моей родины, любимой и неповторимой.

кружат вокруг цветка, будто танцуют  _________________________________

цветы стройные, высокие, нарядные, скромные   ________________________

скромные, как девочки-первоклассницы  ______________________________

Ромашки словно смотрят в небо,  шевеля от ветра белыми густыми ресничками  ______________________________________

хорошим настроением  ______________________________________________

они как будто тянутся к тебе _________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...