План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Айдарова Светлана Николаевна

План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_6_povtorenie_po_teme_glagol.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 188.

Повторение изученного по теме «Глагол»

Цель:  повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи

Задачи:

Обучающие:

Совершенствовать умения определять грамматические признаки глаголов (вид  глагола,  спряжение, наклонение), выполнять морфологический разбор слова.

Развивающие:  

  развивать  у учащихся умение высказываться на грамматическую тему,    сопоставлять, анализировать, логически мыслить,

 формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать у учащихся доброжелательность по отношению друг к другу,  умение слушать.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:  умения применять полученные знания на практике, 

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД:  умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы;                                                                                                                                                                                  Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи  и отношения, выявляемые в ходе работы.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку; карточки (3 цветов; жёлтый, зелёный, красный); КИМы, тест 27.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

На наших гостей вы сейчас оглянитесь,

доброй улыбкою всем улыбнитесь!

Много сегодня работы у нас,

 Всем я желаю успехов сейчас!

-Занимайте свои места.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя и гостей.

2.Мотивация учебной деятельности

Сегодня к нам пришли еще гости, не совсем обычные, большая семья по фамилии Морфология, и самый её деятельный представитель, имя которого, я уверена, вы мне сейчас назовёте.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

-О какой части речи идёт речь? Почему?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Верно, тема нашего урока  «Повторение изученного по теме «Глагол».  (слайд 1)

Прочитайте высказывание Алексея Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. (слайд 2)

"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и

яркая. В глаголе струится3 самая алая, самая свежая,

артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –

выражать само действие!”

Такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

-Как вы понимаете их смысл?

Именно глаголы делают нашу речь живой, придают ей динамичность.

Сегодня урок  мы проведем в «Музее Русского языка», где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня залы, посвященные  Глаголу.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

О глаголе, т. к. он обозначает действие предмета.

Повторение изученного по теме «Глагол»

Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка

3 Формулирование цели и задач  урока.

Я должна вам сообщить, ребята, что в нашем музее произошло трагическое событие - нарушилась целостность эксклюзивного музейного шедевра - портрета глагола.

 

Какие цели мы поставим перед собой на урок?

Путешествуя по  залам, рассматривая экспонаты музея, мы повторим признаки глагола, которые помогут нам  восстановить целостность портрета.

Запишите число и тему урока.

Рядом с темой на полях запишите оценку, на которую, как вы считаете, уже знаете тему «Глагол». Давайте вспомним, по каким критериям мы  оцениваем свою работу (слайд 3):

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

Я ничего не понял. (2 балла)

Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, закрепим навыки морфологического разбора глагола. 

4 . Работа со словарем.

Мы начинаем работу по сбору информации с целью восстановления облика Его Величества   глагола. А вы знаете, что означает  и с какого языка к нам пришел термин «глагол»?  (слайд 4)

Отвечают на вопрос.

В «Этимологическом словаре русского языка»

Глагол- речь, слово у Пушкина «Глаголом жги сердца людей»

Термин «глагол»  - это перевод с греч. языка, что означает «речь».

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова

Глаголать- говорить, высказывать.

Глаголь- Старинное название буквы «г»

5. Актуализация и обобщение.

Давайте начнем реставрацию его портрета. (поместить Глагол)

Перед вами слова: дело, веселый, двадцать, летит, с нами,  первый.  (слайд 5) 

Найдите среди них глагол?

Скажите, ребята, как мы  с первого взгляда определили, что перед нами глагол?  

Что же обозначают глаголы?

На какие вопросы отвечают глаголы?

 

Я приглашаю вас в первый зал «Постоянных грамматических  признаков» (приложение №2)

 

-Среди грамматических признаков, расположенных на доске назовите только те признаки, которые  являются постоянными 

  Спряжение, род, падеж, вид, наклонение, переходность-непереходность, число, лицо, склонение, время, возвратность- невозвратность, степень сравнения.

Я прошу выйти к доске _____________, найти названные нами постоянные признаки и разместить их на портрете.

Итак, обратите внимание, что назвав постоянные признаки глагола, мы видим, что портрет приобретает узнаваемые черты.

Для того, чтобы  перейти в следующий зал, я прошу вас в тетрадях выполнить следующие  задания.

Давайте вспомним, что такое спряжение?

Задание 1:

Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, давайте вспомним алгоритм работы:

(слайд 6)

Какая морфема помогла вам образовать неопределённую форму глагола?

 

Ко 2-му спряжению относятся:

1. Все глаголы на -ить:

клеить, любить, строить…Искл.: брить, стелить.

2. Глаголы-исключения:

4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать;
7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.

Проверочная работа с использованием перфокарт.

Е – и в окончаниях глаголов ( 3 лицо, ед. число)

Стелет                      

Лает                      

Строит

Клеит

Колет

Рубит

Ненавидит

Полюбит

Кусается

Увидит

Дышит

Растает

 Проведите взаимопроверку

Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются? (хотеть, бежать)

В чем их особенность спряжения глаголов дать, есть?

 Какого вида  бывают глаголы? Как можно определить вид глагола?

Задание №2  (слайд 7)

Определите вид глагола и образуйте видовую пару:

Играть (н.в.)  -  поиграть (с.в.)

Пою (н.в.) – запою (с.в.)

Заплела (с.в.) – плела (н.в.)

Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)

Задание № 3.

 Какие глаголы называются переходными?

Какие непереходные?

Работа по вариантам (слайд 8)  Составьте и запишите словосочетания, ответив на вопросы.

I вариант – с переходными глаголами,

II вариант – с непереходными глаголами.

 Строить (что?);  помогать (кому?); возводить (что?); руководить (кем?);  подавать (что?); не чувствовать (чего?); вспоминать (о ком?); гордиться (чем?).

Какие глаголы называются возвратными?  

Задание № 4 (слайд 9)

Из группы слов выберите  и выпишите глаголы, имеющие следующую морфологическую характеристику: возвратные глаголы настоящего времени 2 лица.

Улыбаешься,             бегать,        веселишься,              

сказал,                          учишься,    сияет,

вышла,                        напишу,       одеваешься,    мыслю.

 Выполнив это задание, мы можем продолжить работу по восстановлению портрета Его Величества Глагола.

Какие элементы мы можем добавить к портрету нашего героя?

Мы  вспомнили постоянные признаки глагола. А какие признаки помогут нам завершить работу по восстановлению портрета?

Так мы перешли в зал «Непостоянных морфологических признаков».  

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому давайте немного  отдохнем.

 На столах опорные листы для заполнения (приложение №1)

Глагол

Общее значение:                 Синтаксическая роль:

Отвечает на вопросы:

Что делать?

Что сделать?

Морфологические признаки:

Постоянные:                        Непостоянные:

Вид                                    Наклонение

Спряжение                          Время

Переходность                      Лицо

Возвратность                       Число

                                            Род

Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)

– поставить глагол в начальную (неопределенную) форму;
– выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли глаголом-исключением;
– определить спряжение глагола;
– вспомнить личные окончания глагола в этой форме.

окончание -ть.

У учащихся на столах лежат заготовленные трафареты для работы, в которые записывают только гласную окончания.

(приложение №3)

Взаимопроверка

Отвечают на вопросы.

Переходными называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, т. е. дополнение, выраженное именем существительным или местоимением (иногда числительным) в винительном падеже без предлога.

Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже без предлога:

если действие охватывает часть предмета: положить (чего?) сахар;

если при глаголе имеется отрицание: не знать (чего?) правила.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения. Они обозначают действие, которое прямо не переходит на предмет: работать на компьютере.

Составляют и записывают словосочетания.

Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь.

 

(возвратность, время, лицо)

(Непостоянные признаки).

6.Физминутка

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

Дружно все за парты сели.

Ребята, а вы обратили внимание,  глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении?

А какие еще наклонения есть у глагола?

Повелительного

7. Систематизация знаний по теме: «Глагол»

.

Давайте закрепим наши знания. У вас на столах лежат карточки.

Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда прозвучит глагол вашего наклонения.

Работа в парах.

Изъявительного наклонения – красного цвета (что обозначают глаголы изъявительного наклонения?)

Условного наклонения –   зеленого цвета (что обозначают глаголы  условного наклонения?)

Повелительного наклонения – желтого (что обозначают глаголы  повелительного наклонения?)

Читай, шью, сделал бы, объяснял, отвори,  приехали, пишите, нарисовал бы, отстань, мог бы, задумаюсь, нарисуй.

Вы справились и с этим заданием, что мы добавим  к портрету? (3 наклонения)

Какие глаголы называются безличными?

Что обозначают безличные глаголы?

Посмотрите еще раз на грамматические признаки, найдите те, которые относятся к признакам глагола.

  Спряжение, род, падеж, вид, наклонение, переходность-непереходность, число, лицо, склонение, время, возвратность- невозвратность, степень сравнения.

Ребята, мы прошли с вами по основным залам музея русского языка, посвященным глаголу, и  составили портрет нашего героя Глагола. Посмотрите внимательно, что мы перед собой видим?

Глагол

Общее значение:                 Синтаксическая роль:

                                Отвечает на вопросы:

                                Что делать?

                               Что сделать?

Морфологические признаки:

        Постоянные:                 Непостоянные:

        Вид                                    Наклонение

Спряжение                          Время

Переходность                      Лицо

Возвратность                       Число

                                         Род

Рассмотрев  портрет Его Величества Глагола, я прошу вас дать полное определение этой необыкновенной, огнепышущей части речи. Кто желает попробовать свои силы в роли экскурсовода?

Все эти признаки нам нужны в разборе, который называется…

Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова.

Наклонение реальное.

мечтательное наклонение.

любит повелевать.

Такие глаголы-сказуемые, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными.

Безличные глаголы могут обозначать явления природы           (светало);

 внутреннее состояние человека или животных (не спится);

указывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (угораздило).; могут определять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт);

может входить в состав фразеологизма (пришло в голову)

число, род, время, лицо

Кластер

Один ученик систематизирует все записанное

морфологическим

1 ученик у доски

Струится – глагол.

I. (что делает) струится.

II. Н.ф. – струиться

Пост. - несов. в., неперех, возврат, 2 спр., непост - изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

III.Кровь (что делает) струится. 

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Молодцы, ребята! Мы справились с заданием, восстановили ценный музейный экспонат.

Самостоятельно выполните тест, подытоживая всё, что повторили на уроке (слайд 10). Оцените себя,  пользуясь критериями оценивания. (приложение№5)

Учащиеся выполняют тест

(См.: КИМы, тест 27.)

 (приложение №4)

Самопроверка по эталону.

 

10.  Составление синквейна

А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о глаголе – синквейн (Слайд 11).

Поможет вам в этой работе эпиграф к уроку.

  1. Глагол.
  2. Живой, яркий
  3. Обозначает, передает, несет
  4. Глагол- основа языка.

Глаголы делают речь живой.

  1. Действие.

11. Подведение итогов.

Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи?

Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка (Слайд 12).

обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.

12. Рефлексия

 Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы с экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке (слайд 13).

1. сегодня я узнал…

2 было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5. у меня получилось…

6. мне захотелось…

7. я смог…

8.урок дал мне для жизни…

Выполняют рефлексию своей деятельности на уроке.

13.Комментирование оценок.

Спасибо всем, кто побывал у нас в музее. Мы с вами хорошо поработали.

Оценки за урок:

Рядом с оценкой, поставленной в начале урока, поставьте новую.

 «5»    Замечательными сотрудниками музея у нас сегодня были…..

«4»    Стажёрами назовём…….

«3»    А…..ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё          

           мастерство.

14. Домашнее задание

 А  домашнее задание будет сегодня на выбор (слайд 14)

  1. № 593,
  2. Составить тест по теме «Глагол»;
  3. нарисовать портрет Его Величества Глагола таким, каким видите его вы.

Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.

Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей.

- Спасибо за урок! Всем хорошего настроения!

Записывают задания в дневники

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ  «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...