2.Мотивация учебной деятельности
| Сегодня к нам пришли еще гости, не совсем обычные, большая семья по фамилии Морфология, и самый её деятельный представитель, имя которого, я уверена, вы мне сейчас назовёте. Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду - всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт. -О какой части речи идёт речь? Почему? -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Верно, тема нашего урока «Повторение изученного по теме «Глагол». (слайд 1)
Прочитайте высказывание Алексея Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. (слайд 2)
"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится3 самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!” Такую яркую характеристику глаголу дал писатель. -Как вы понимаете их смысл?
Именно глаголы делают нашу речь живой, придают ей динамичность.
Сегодня урок мы проведем в «Музее Русского языка», где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня залы, посвященные Глаголу. |
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы.
О глаголе, т. к. он обозначает действие предмета.
Повторение изученного по теме «Глагол»
Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое. Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка |
3 Формулирование цели и задач урока. | Я должна вам сообщить, ребята, что в нашем музее произошло трагическое событие - нарушилась целостность эксклюзивного музейного шедевра - портрета глагола. Какие цели мы поставим перед собой на урок?
Путешествуя по залам, рассматривая экспонаты музея, мы повторим признаки глагола, которые помогут нам восстановить целостность портрета. Запишите число и тему урока. Рядом с темой на полях запишите оценку, на которую, как вы считаете, уже знаете тему «Глагол». Давайте вспомним, по каким критериям мы оцениваем свою работу (слайд 3): Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) Я ничего не понял. (2 балла)
|
Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме: «Глагол», вспомним грамматические признаки глагола, закрепим навыки морфологического разбора глагола.
|
5. Актуализация и обобщение.
| Давайте начнем реставрацию его портрета. (поместить Глагол) Перед вами слова: дело, веселый, двадцать, летит, с нами, первый. (слайд 5) Найдите среди них глагол?
Скажите, ребята, как мы с первого взгляда определили, что перед нами глагол? Что же обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы?
Я приглашаю вас в первый зал «Постоянных грамматических признаков» (приложение №2) -Среди грамматических признаков, расположенных на доске назовите только те признаки, которые являются постоянными Спряжение, род, падеж, вид, наклонение, переходность-непереходность, число, лицо, склонение, время, возвратность- невозвратность, степень сравнения.
Я прошу выйти к доске _____________, найти названные нами постоянные признаки и разместить их на портрете. Итак, обратите внимание, что назвав постоянные признаки глагола, мы видим, что портрет приобретает узнаваемые черты.
Для того, чтобы перейти в следующий зал, я прошу вас в тетрадях выполнить следующие задания.
Давайте вспомним, что такое спряжение?
Задание 1: Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, давайте вспомним алгоритм работы: (слайд 6)
Какая морфема помогла вам образовать неопределённую форму глагола? Ко 2-му спряжению относятся: 1. Все глаголы на -ить: клеить, любить, строить…Искл.: брить, стелить. 2. Глаголы-исключения: 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать; 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.
Проверочная работа с использованием перфокарт. Е – и в окончаниях глаголов ( 3 лицо, ед. число) Стелет | Лает | Строит | Клеит | Колет | Рубит | Ненавидит | Полюбит | Кусается | Увидит | Дышит | Растает | Проведите взаимопроверку |
| Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются? (хотеть, бежать) В чем их особенность спряжения глаголов дать, есть?
|
|
Какого вида бывают глаголы? Как можно определить вид глагола?
Задание №2 (слайд 7) Определите вид глагола и образуйте видовую пару: Играть (н.в.) - поиграть (с.в.) Пою (н.в.) – запою (с.в.) Заплела (с.в.) – плела (н.в.) Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)
Задание № 3. Какие глаголы называются переходными?
Какие непереходные?
Работа по вариантам (слайд 8) Составьте и запишите словосочетания, ответив на вопросы. I вариант – с переходными глаголами, II вариант – с непереходными глаголами.
Строить (что?); помогать (кому?); возводить (что?); руководить (кем?); подавать (что?); не чувствовать (чего?); вспоминать (о ком?); гордиться (чем?).
Какие глаголы называются возвратными?
Задание № 4 (слайд 9) Из группы слов выберите и выпишите глаголы, имеющие следующую морфологическую характеристику: возвратные глаголы настоящего времени 2 лица.
Улыбаешься, бегать, веселишься, сказал, учишься, сияет, вышла, напишу, одеваешься, мыслю.
Выполнив это задание, мы можем продолжить работу по восстановлению портрета Его Величества Глагола. Какие элементы мы можем добавить к портрету нашего героя?
Мы вспомнили постоянные признаки глагола. А какие признаки помогут нам завершить работу по восстановлению портрета? Так мы перешли в зал «Непостоянных морфологических признаков». Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому давайте немного отдохнем. | На столах опорные листы для заполнения (приложение №1) Глагол
Общее значение: Синтаксическая роль: Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Морфологические признаки:
Постоянные: Непостоянные: Вид Наклонение Спряжение Время Переходность Лицо Возвратность Число Род
Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
– поставить глагол в начальную (неопределенную) форму; – выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли глаголом-исключением; – определить спряжение глагола; – вспомнить личные окончания глагола в этой форме.
окончание -ть.
У учащихся на столах лежат заготовленные трафареты для работы, в которые записывают только гласную окончания. (приложение №3)
Взаимопроверка
Отвечают на вопросы.
Переходными называются глаголы, которые имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, т. е. дополнение, выраженное именем существительным или местоимением (иногда числительным) в винительном падеже без предлога. Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже без предлога: если действие охватывает часть предмета: положить (чего?) сахар; если при глаголе имеется отрицание: не знать (чего?) правила. Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения. Они обозначают действие, которое прямо не переходит на предмет: работать на компьютере.
Составляют и записывают словосочетания.
Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь.
(возвратность, время, лицо)
(Непостоянные признаки). |
7. Систематизация знаний по теме: «Глагол» . | Давайте закрепим наши знания. У вас на столах лежат карточки. Вы поднимаете сигнальную карточку тогда, когда прозвучит глагол вашего наклонения.
Работа в парах. Изъявительного наклонения – красного цвета (что обозначают глаголы изъявительного наклонения?) Условного наклонения – зеленого цвета (что обозначают глаголы условного наклонения?) Повелительного наклонения – желтого (что обозначают глаголы повелительного наклонения?)
Читай, шью, сделал бы, объяснял, отвори, приехали, пишите, нарисовал бы, отстань, мог бы, задумаюсь, нарисуй.
Вы справились и с этим заданием, что мы добавим к портрету? (3 наклонения) Какие глаголы называются безличными?
Что обозначают безличные глаголы?
Посмотрите еще раз на грамматические признаки, найдите те, которые относятся к признакам глагола. Спряжение, род, падеж, вид, наклонение, переходность-непереходность, число, лицо, склонение, время, возвратность- невозвратность, степень сравнения.
Ребята, мы прошли с вами по основным залам музея русского языка, посвященным глаголу, и составили портрет нашего героя Глагола. Посмотрите внимательно, что мы перед собой видим?
Глагол
Общее значение: Синтаксическая роль: Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Морфологические признаки:
Постоянные: Непостоянные: Вид Наклонение Спряжение Время Переходность Лицо Возвратность Число Род
Рассмотрев портрет Его Величества Глагола, я прошу вас дать полное определение этой необыкновенной, огнепышущей части речи. Кто желает попробовать свои силы в роли экскурсовода?
Все эти признаки нам нужны в разборе, который называется… Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова.
|
Наклонение реальное.
мечтательное наклонение.
любит повелевать.
Такие глаголы-сказуемые, которые называют действие без участия действующего лица, называются безличными. Безличные глаголы могут обозначать явления природы (светало); внутреннее состояние человека или животных (не спится); указывать на случайность, внезапность поступка, порой в ущерб себе (угораздило).; могут определять меру или необходимость чего-либо (хватит, недостаёт); может входить в состав фразеологизма (пришло в голову)
число, род, время, лицо
Кластер
Один ученик систематизирует все записанное
морфологическим 1 ученик у доски Струится – глагол. I. (что делает) струится. II. Н.ф. – струиться Пост. - несов. в., неперех, возврат, 2 спр., непост - изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед.ч. III.Кровь (что делает) струится. |