Научная работа "Мы будем грамотными"
проект по русскому языку (8 класс)

Мезинова Татьяна Юрьевна

Научная работа ученицы 8 класса. Основные моменты - выяснить, что засоряет нашу речь, как можно избежать этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_budem_gramotnymi.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мы будем грамотными!

                                                            Автор:

Власова Станислава Сергеевна

Россия, Липецкая область, г. Липецк                                          

                                                     МБОУ СШ № 33,  9"Б" класс

                                         
                                                                                       Научный руководитель:

                                                                            Мезинова Татьяна Юрьевна
учитель русского языка и литературы

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..………3

2. Основная часть

2.1.Письменность и литература Древней Руси…………………………... 5

2.2. Что интересовало людей Древней Руси? Какие книги они читали?...6

2.3.  Становление письменности………………………………………..…. 7

3.Практическая часть ………..…................................................................8

5.Почему надо быть грамотным? ……………………................................ 10

6.Заключение………..…………………………………………………..… 12

7. Литература………………………………………………………………..13

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

    

ВВЕДЕНИЕ 

«Жизнь могут двигать только

очень грамотные люди….» 

Максим Горький 

  

Актуальность: Быть грамотным и начитанным,  было модно и востребовано всегда.  Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. Интернет погряз в  орфографических ошибках, люди перестали его использовать в учебных целях.  Когда – то Советский Союз был самым читающим государством в мире!  Куда делась жажда знаний?  Ответ прост:  избыток информации погубил  тягу к ней!

В  настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда ученики стали мало обращать внимание на ошибки в переписке в социальных сетях, а различные объявления и рекламные плакаты пестрят грамматическими ошибками.

Мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провёл опрос среди своих одноклассников. Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат, а вот ответ на последние вопросы некоторых почему-то поставил в тупик. И я решил провести своё исследование.

Гипотеза исследования: Если учить правила и читать больше полезных книг (классическую, художественную, литературу, энциклопедии, Словари, Справочники и другую подобную литературу), то можно стать  образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.

Цель Проекта: узнать, зачем в современном мире необходимо  быть грамотным.

Задачи проекта:

- Иметь представление о развитии грамотности и истории появления первых правил на Руси;

- Провести опрос среди одноклассников, диктант на контроль грамотности;

- Провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского язык

- Содействовать изменению и улучшению языкового образа учеников моего класса.

Методы исследования: социологический опрос среди обучающихся моего класса, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку,   и учат ли они их;  провести социологический опрос «Модно ли быть грамотным?», проанализировать  результаты опроса; провести диктант в своём классе для определения самого грамотного ученика,  собрать и обобщить информацию по теме. 

 

Работа над проектом состоит из следующих этапов: 

1 этап 

На первом этапе проекта при помощи социологического опроса  я определил, модно ли быть грамотным в нашем современном мире у обучающиеся нашей школы и у работников школы. Исходя из этих данных, я выстроил примерный маршрут грамотного человека (в чём хотят быть грамотными современные школьники). 

2 этап 

На втором этапе проекта мною был произведен замер грамотности обучающихся нашей школы при помощи письменных тестов. Исходя из этих данных, я попробовал составить схематичный портрет грамотности современного школьника и продолжить работу. 

3 этап 

На третьем этапе проекта - проведение тотального  диктанта, где определился самый грамотный ученик класса. 

Планируемые результаты проекта: 

_ объединение детей разных классов и появление заинтересованности в 

саморазвитии и самосовершенствовании; 

_ улучшение взаимоотношений среди обучающихся разных классов; 

_ повышение уровня грамотности среди участников проекта; 

_ улучшение грамотности речи, увеличение словарного запаса участников 

проекта. 

  

  

  

  

  

  

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

 

Я задал себе вопрос, почему в современном мире так важно быть грамотным?

Казалось бы, вопрос этот риторический. Но снова и снова, читая газеты, слушая радио, общаясь с людьми, мы с горечью замечаем: язык оскудевает, он семимильными шагами идет к своему вырождению. И мало кто борется за чистоту языка.

Уже и в печатных изданиях допускаются глупые орфографические и пунктуационные ошибки. Складывается впечатление, что статьи для газет и некоторых журналов пишут не журналисты и филологи, а выпускники пятых классов, и то троечники. Простейшие правила правописания часто нарушаются, а среди читателей мало кому это бросается в глаза. Вот что страшно!

В интернете и тем более никто не задумывается над правильностью написанного им. Скорость написания зачастую отражается на качестве. Нелепые, а подчас и намеренные ошибки – все это атрибуты нашей виртуальной жизни. Но, начав писать так нестарательно и быстро, мы и в реальность переносим эту манеру. Мы думаем, что понимаем друг друга, что говорим четко и ясно. Но, увы, это не совсем так.

Есть такое выражение: «Грамотность - следствие стандартизации и упрощения». То есть, люди должны говорить грамотно, чтобы их поняло наибольшее количество людей, а не только ближайшие собеседники, с которыми он общается. Ведь сегодня он общается с друзьями во дворе на лавке, а завтра ему придется устраиваться на работу. А встречают не только по одёжке, но и оценивая речь человека. Особенно если знакомство происходит заочно.

Давайте же вместе заботиться о нашем языке! Пусть это будет работой не только лингвистов и филологов, а каждого человека. И тогда речь наша будет более грамотной, правильной и чистой. Тогда мы с вами донесём родной язык нашим потомкам, как величайший дар.

 

2.1. Письменность и грамотность Древней Руси.

  

Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…». Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово –это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек. Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого. Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык. Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Считается, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Эта официальная версия просуществовала очень долгое время. Но есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до принятия христианства Русью. В1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла, позднее ставшего вместе с братом Мефодием, основоположником славянской азбуки. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. Он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

2.2. Что интересовало людей Древней Руси? Какие книги они читали? 

В основном, это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник»1073 года. По сути, это не просто словарь, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов есть трактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философского содержания, притчи и даже загадки. Кроме этого, в силу того, что не существовали тогда авторские права, в большом количестве переписывались летописи, свидетельствующие, русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящими родства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля». Существовала и научная литература. 

«Моление Даниила Заточника» с элементами сатиры, направленное  против духовенства и бояр, - это не что иное, как публицистика XIII века. И, конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственным творением автора (в чем можно сомневаться), у него, наверняка, были и предшественники, и последователи.

Как книги попадали на Древнюю Русь? Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом в 968 году.

В Киево-Печерской лавре один одержимый бесом чернец заговорил на нескольких языках. Стоящие рядом монахи свободно определили «бесерменския языци»: латынь, древнееврейский, греческий, сирийский. Как видим, знание этих языков не было среди монастырской братии  редкостью. Поэтому попавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга, или рукопись не пропадала - ее читали, переводили и переписывали. Практически в Древней Руси могла ходить вся мировая литература того времени. Как видим, Русь не была ни темной, ни забитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие. 

  

2.3.Становление письменности.   

Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие. Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв Ъ и Ь, прописных букв, а также написания слитные и через дефис(черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др. Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». 

 Первый академический словарь русского языка был издан в1784—1794 гг. Позднее изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е.передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е, на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д.

Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).   Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.

В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.   

Практическая часть.

  

 Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране 8 сентября 1965 года. Тем не менее уровень образования в России падает. В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на 3-е место в мире. К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27-е место.

Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

 У меня возник вопрос , что же  означает — уметь грамотно писать? Грамотностью можно считать знаниe исключений из правил. И чем раньше мы начнем изучать правила для того, чтобы узнать обо всех исключeниях, тем правильнeе мы будем писать впоследствии.
Сегодня, в 21 веке, быть грамотным — значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности.
Зачем нужно уметь грамотно писать?
Причина № 1. Чтобы прaвильно, а не двояко, понимать друг друга.
Причина № 2. Для тoго, чтобы увaжать и сохранять законы, традиции и культуру русского языка и своего народа.
Причина № 3. Грaмотность — это мощный инструмент, с помощью котoрого можно управлять.
Причина № 4. Для тoго, чтобы тебя взяли на хoрошую работу.
Причина № 5. Первoе впечатление о челoвеке.

 Задача каждого, кто считает себя носителем языка, - осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.  Знание родного языка позволяет человеку понять и принять собственные исторические корни, а владение иностранными языками помогает открыть и узнать мир. Знания и поступки делают человека успешным и счастливым. В настоящее время многие подростки и взрослые люди хотят не только грамoтно говорить, но и грамотно жить, найти верный путь собственного развития. Всем хорошо известнo, что измeнения в политической и экономической жизни общества влекут за сoбой изменения языковой ситуации в стране. Ярким подтверждением этому может служить современное состояние языка: изменениям в соотношении нормированного и ненормированного в речи нашего сoвременника. Существование жаргонов есть непременный признак всякого живoго языка. Жаргон, особенно молодёжный, часто отражает намечающиеся тенденции развития. В наше время жаргон стали употреблять очень часто. Порою, когда человек использует жаргон , его понимают не все. Что уж говорить о тех, кто с ним разговаривает.

Также в наше время встала другая проблема. Многие люди не могут выразить свою мысль четко и внятно без: а-а-а, м-м-м, э-э-э. Такого человека не только не поймешь, но и не захочешь с ним разговаривать. Мне кажется, что все это из-за того, что люди мало читают.
Я провела опрос в своём классе читают ли они книги помимо школьной литературы :

Читают

35%

Не читают

45%

Затруднились ответить

20%

По результатам опроса я сделала вывод: многие в классе читают редко . Это говорит о том, что их речь хуже, чем у читающих.      

 Писатель  М. Горький  писал:  «Языковая  неграмотность    является  признаком низкой культуры...»Любой грамотный человек должен стремиться повысить культуру речи.
 Это одна из проблем развития современного общества ,значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации.
Что бы речь была грамотной нужно знать пару правил:

  • Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
  • Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.
  • Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
  • В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.  

Почему надо быть грамотным? 

  

Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. И, казалось бы, зачем уделять особое внимание тому, что само собой должно быть…. Словарь Ожегова гласит – «грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова- путь к грамотности для людей нелёгок и тернист.

Способность чётко и грамотно выражать свою мысль - важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетради свои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, даже самые простые слова. Как ребёнку научиться писать без ошибок?

Раньше грамотным называли человека, который хорошо владеет родным языком, то есть может взять в руки книгу и увлечься ею. Или обратиться к справочнику и почерпнуть для себя что-нибудь полезное. Ведь грамотность - это ещё и знания, причем в совершенно разных областях. Грамотный психолог, грамотный врач - это, скорее, те люди, которые очень хорошо разбираются в своей области знаний.

В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться и дружить, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей.

С одной стороны, грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало. А в наше время общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения.

Безграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Мои одноклассники в соцсетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Современное поколение школьников, да и не только они, мало читает и много общается в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними. «Грамоте учиться - всегда пригодится», - говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота. Только к слову. 

Русский язык – это мой родной язык, на котором я говорю с детства. И меня всегда восхищали и восхищают люди, грамотно владеющие своей речью. Общаясь с людьми, мы вступаем с ними в диалог. И если вы  свободно владеете языком, грамотно строите предложения, это позволяет вам выразить любую мысль, что, в свою очередь, создает о вас хорошее впечатление.

        Владея культурой языка, вы легко сможете убедить собеседника в своей правоте. Конечно, вы можете возразить, что в наш век информационных технологий можно общаться и невербально. Но так уж устроен человек, что ему хочется быть услышанным и понятым своими современниками. И в этом нам без грамотной речи не обойтись!

А слово, бывает, и лечит, и греет... Но возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому?  Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков. 

  

Заключение .
«Безграмoтность наступает!» - может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибoк. Не мoдным стало быть грамoтным. Но мода - это проходящее, а грамотность - навсегда!

Рабoта над данным проектом пoзволила нам убедиться в том, грамотным быть модно.

Врoжденной грамотности не существует. Сущeствует врожденная способность мозга обрабатывать, запоминать внешний вид напeчатанной информации. Эта способность может быть очень хорошей, средней и даже плoхой. Про тех людей, у которых эта способность очень хорошая, говорят, что они «от природы грамотные». Это вернo, им повезло, это именно они, не зная никаких правил или не помня их, пишут без ошибок. Таких меньшинство...

Конечно, грамотность не влияет на способность быть счастливым, но, чтобы занять достoйное место в социуме, лучше быть грамотным человеком. Грамотный специалист – это надeжно, достойно и красиво. И здесь мы должны сказать еще об одном важном моменте. Хорошо, когда человек не только может грамотно записать текст, но и правильно составить его, то есть обладает навыками развитой речи. К сожалению, в школе делается упор на грамматику. Причины такого положения вещей впoлне объективные: уроки развития речи очень трудные, и развить речь сразу у тридцати учеников класса просто невозможно. Наибoлее эффeктивно это делается на индивидуальных занятиях.

Для того чтобы исправить ситуацию, нужно:

1. Иметь сильнoе желание стать грамотным (хорoшо, если такое желание будет не только у родителей).

2. Все-таки читать, причем любую литературу. Если хотите еще и вкус развить, то – классику.

3. Старaться быть внимательным на урoках руcского языка в школе.

Пoпробуйте выпoлнять некоторые советы, и вы на своем опыте сможете увидеть, что для тoго, чтобы стать грaмотнее, вовсе не обязательно иметь какие-нибудь сверхспособнoсти от рождения, главное поставить перед cобой цель и сделать все возможное для ее достижения.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек:  – М.: Флинта, 2009. – 168с. 

2. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно : пособие по русскому языку/– М.: Высшая школа, 2003. – 239 с. 

3. Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка —М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с. 

4. Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с. 

5. Трофимович, Т. Историческая грамматика русского языка. – М.: ТетраСистемс, 2011. - 208 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 7-го класса "Будь грамотным!"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 7-го класса "Будь грамотным!"...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.

Естественно-научная грамотность. 9 классТема:  «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

«Интеграция естественно-научной и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

laquo;Интеграция естественно-научной и читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» ...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...