Урок по русскому языку. Тема наречие. 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc51.5 КБ
Office presentation icon zadanie.ppt35 КБ

Предварительный просмотр:

Наречие как часть речи

Цели урока:

.дать понятие о наречии как о части речи;

.показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

.формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

. воспитывать у учащихся интерес к изучению  русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:1)карточки с индивидуальными заданиями; 2) материалы презентации, выполненные в  программе-------------

Межпредметные связи: связь с информатикой, литературой, историей.

 

                                        Ход урока

1.Сообщение темы, цели урока.

1.Слово учителя:

 На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные  Части речи, многие из которых вам хорошо знакомы. Назовите их?

-Правильно, это глаголы, имена существительные прилагательные ,предлоги, частицы, междометия и, конечно, наречия.

Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

2.Словарная работа.

- Обратимся к  «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.

-Запись на доске.

1.Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие)

2)Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда)

Объяснение нового материала.

1. «Будем знакомы»  Знакомство с понятием наречие.

Слово учителя.

Самый трудный я, друзья,

И воспитать меня нельзя,

Знайте: с кем не поведусь,

Все равно не изменюсь.

(наречие)

Почему оно так называется?

-Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

2. Выступление мальчика в роли Наречия ( или выразительное чтение текста)

 - Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь-. Он был известен еще в древнерусском языке.. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

    И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

   Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

   Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен  в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

-Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

3.Работа с иллюстрацией.

Наречие      

                 Нарекать

       РЕЧЬ

Речистый

                Изречение

-Запишите однокоренные слова к слову наречие?

-Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

4.. Работа с учебником. Чтение теоретического материала стр.-----

-Что не рассказал о себе господин Наречие?

-_Какие морфологические признаки есть у наречия?

Закрепление нового материала.

Предупредительный диктант.

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

1.Наречие – это (неизменяемая) часть речи.

2.Наречие никогда не (изменяется).

3.У наречия никогда не бывает (окончания.)

4.В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).

2.Вопросы к наречию.

Задание. От глагола лепить поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.

Лепить (когда?) сегодня, утром.

Лепить (где?) здесь.

Лепить (как?) быстро, медленно.

Лепить(зачем?) специально.

 -Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола? Чтобы лучше запомнить, повторите их несколько раз в следующем порядке:

Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

 Задание. Составьте и запишите 2 предложения, используя как можно больше различных наречии.

Тренировочные упражнения.

1. Работа с текстом.

  Если вы спишите текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность.

    Д-вным-д-вно части речи р-шили нав-сти порядок в своих г-р-дах и пр-гл-сили на помощ мудрую в-лшебницу М-рфологию. Чтобы р-бята не путали их, М-рфология пр-дл-жила каждой части речи выбрать в-просы, которые более всего ей подход-т. Существительное сразу выбрало самые к-роткие в-просы кто? и что?.Прилагательное в-жливо п-пр-сило в-просы какой? и чей?, гл-гол что делать? и что сделать?.Н-речие же поздно спохватилось и, запых-вшись, пр-бежало п-следним. Оно жадно переб-рало в-просы как? когда? где? зачем? и другие и, как ни ст-ралось, не м-гло выбрать по-ходящий. Тогда Морфология о-дала ему все в-просы, которые еще остались. Вот и расплач-вается теперь Н-речие за оп-здание и жадность.

        

2.Работа по вариантам. Диффиринцированный подход.

Вариант 1.

1.Укажите неверное утверждение.

А.Наречия могут обозначать признак признака, признак действия.

Б.Наречия изменяются по числам.

В.Наречия могут сочетаться с существительными.

Г.В предложении наречия бывают сказуемыми.

Ответ:(Б,В)

Вариант 2.

1.Какое определение наречия как части речи наиболее  точно отражает сущность данной категории?

А.Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.

Б.Наречие- это часть речи, включающая несклоняемые слова, которые обозначают признак действия или признак признака.

Ответ: (А)

3. «Наречия заблудились».Подберите к данным глаголам наречия. Составляем словосочетания.

Говорить – вслух, дружно, спокойно, вежливо, внятно.

Бежать- быстро, медленно, со страха ,вперед, назад, вниз, впереди.

4.Прочитайте и запишите пословицы, найдите наречия.

1.Бог высоко, а царь далеко.

2.В долг брать легко, да отдавать тяжело.

3.Береги платье снову, а честь смолоду.

4.Везде хорошо, где нас нет.

5.Больному все горько.

6.В болоте тихо, да жить там лихо.

7.Кошка с собакой  дружно не живут.

Творческие задания.

1.Веселый рассказ.

Задание: Составьте небольшой юмористический рассказ по рисунку, используя наречия.

2.Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Как баран на новые ворота

недоуменно

На широкую ногу

расточительно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

Веки вечные

навсегда

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Занимательный материал к уроку.

Из истории слов.

Задание. Определите, как произошли наречия авось, навзничь.

1.АВОСЬ- наречие- «может быть» ( от него произошло существительное авоська).Исконно русское авоська- плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось.

(рисунок).

2.НАВЗНИЧЬ обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. лицом к земле, лицом вниз. Тот же корень ник, нич и в глаголе никнуть – склоняется вниз.

Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает лицом вниз, навзничь – лицом вверх.

Рисунок)

Разгадайте ребусы

Подведение итогов урока, домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях. 1.Наречие – это … часть речи. 2.Наречие никогда не …. 3.У наречия никогда не бывает … 4.В предложении наречие чаще всего является …

Слайд 2

1.Наречие – это неизменяемая часть речи. 2.Наречие никогда не изменяется . 3.У наречия никогда не бывает окончания. 4.В предложении наречие чаще всего является обстоятельством .

Слайд 3

Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Слайд 4

Д а вным-д а вно части речи р-шили нав-сти порядок в своих г-р-дах и пр-гл-сили на помощь мудрую в-лшебницу М-рфологию. Чтобы р-бята не путали их, М-рфология пр-дл-жила каждой части речи выбрать в-просы, которые более всего ей подход-т. Существительное сразу выбрало самые к-роткие в-просы кто? и что? Прилагательное в-жливо п-пр-сило в-просы какой? и чей?, гл-гол что делать? и что сделать?.

Слайд 5

Н-речие же поздно спохватилось и, запых-вшись, пр-бежало п-следним. Оно жадно переб-рало в-просы как? когда? где? зачем? и другие и, как ни ст-ралось, не м-гло выбрать по-ходящий. Тогда Морфология о-дала ему все в-просы, которые еще остались. Вот и расплач-вается теперь Н-речие за оп-здание и жадность. Прилагательное в-жливо п-пр-сило в-просы какой? и чей?, гл-гол что делать? и что сделать?.

Слайд 6

Говорить – Бежать-

Слайд 7

.Прочитайте пословицы, найдите наречия. 1.Бог высоко, а царь далеко. 2.В долг брать легко, да отдавать тяжело. 3.Береги платье снову, а честь смолоду. 4.Везде хорошо, где нас нет. 5.Больному все горько. 6.В болоте тихо, да жить там лихо. 7.Кошка с собакой дружно не живут.

Слайд 8

1.Бог высоко, а царь далеко . 2.В долг брать легко , да отдавать тяжело .

Слайд 9

Составьте небольшой юмористический рассказ по рисунку, используя наречия.

Слайд 10

Занимательный материал к уроку

Слайд 11

Занимательный материал к уроку

Слайд 12

Ребусы

Слайд 13

Замените фразеологизмы наречиями Положа руку на сердце. У черта на куличках. Рукой подать. Как в аптеке. Как баран на новые ворота. На широкую ногу. Черным по белому.

Слайд 14

Замените фразеологизмы наречиями. .Битый час. Бок о бок. Веки вечные. На вес золота. Душа в душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"

Разработка урока для учащихся 7 класса  где  даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие  союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....

Урок по русскому языку в 7 классе на тему "Не с наречиями"

Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания НЕ с наречиями. На уроке используется технология дифференцированного обучения....

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе по теме «Наречие».

Урок обобщения  знаний по изученному материалу....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "В гостях у наречия "(Повторение изученного)

Проблемные вопросы , различные виды самопроверки, занимательный  языковой материал- всё это делает урок интересным  мотивирует ребят к изучению темы ....

Технологическая урока по русскому языку в 7 классе по теме "Способы образования наречий" (с презентацией)

Технологическая карта отражает основные этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке важен индивидуальный подход к ученикам: применяется индивидуальное опережающее задание, которое затем д...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Морфологический разбор наречия"

Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой час...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)

Урок русского языка в 7 классе  по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК  Л.М.Рыбченковой  (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...