Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Губанова Лидия Владимировна

 

Рабочая (учебная) программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:

Ø      Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;

Ø      Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 ;

Ø      Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством просвещения РФ (приказ № 345 от 28.12.2018);

Ø      Примерной основной образовательной программы основного общего образования, (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15);

 

Ø Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5-9_rus_programma.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

с. Калмантай   Вольского района Саратовской области»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей Протокол №_____от   __________________

Руководитель МО

___________Губанова Р.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________Таймашова И.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  школы

Приказ №  _____

 от __________20__ г.

________Милютина И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для ___5-9__классов

Уровень образования –основное общее образование

Срок реализации – 2018 – 2023г.

                                                                         Составитель программы:

                                                                         Губанова Л.В.                                                                                                                                                 

                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                               

                  первой квалификационной категории

 Рассмотрено  на заседании  

педагогического совета школы

 протокол №____   от _______                                        

                                 

                                                     

                                                                 

                                                                    2018 год

Содержание рабочей программы

                                                                                                            Стр.

Пояснительная записка………………………………………………..     3…

.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса…….…4.

Содержание учебного предмета, курса……………….…………………7  

Тематическое планирование …………………………………………….18

Приложения к программе………………………………..…….…………20

                                                Пояснительная записка

Рабочая (учебная) программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
  • Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 ;
  • Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством просвещения РФ (приказ № 345 от 28.12.2018);
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15);

Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского;

  • Основной образовательной программы МОУ «ООШ с. Калмантай»;
  • Учебного плана МОУ «ООШ с.Калмантай».

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей; построена с

учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Предметная линия учебников :

  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 5 кл. Учеб. в 2 ч. М.: Просвещение, 2013г.
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.. Русский язык 6 кл. Учеб. в 2 ч. М.: Просвещение, 2015г.
  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.. Русский язык 7 кл. М.: Просвещение, 2016г.
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык 8 кл. - М.: Просвещение, 2016г.
  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.. Русский язык 9 кл. М.: Просвещение, 2016г.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:

Класс

Количество часов в год

Количество учебных часов в неделю

5

175

5

6

210

6

7

140

4

8

105

3

9

102

3

     Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Личностные результаты.

  • понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национального языка как явления национальной культуры; стремление
  • речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
  • самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

  • владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
  • коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
  • адекватно формулировать их в устной или письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • пособность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты.

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст)
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их

структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание учебного предмета ( курса)

5 класс

Раздел 1. Общие сведения о языке

Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык и его единицы.

Раздел 2. Повторение изученного в начальных классах

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Безударные непроверяемые гласные в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы и,у,а после шипящих. Разделительные ъ

  • ь. Части речи. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Глагол. Тся и ться в глаголах. Тема текста. Личные окончания глаголов. Не с глаголами. Имя существительное. Ь после шипящих на конце существительных. Буквы Е-И в окончаниях существительных. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Текст. Обучающее изложение . Сочинение по картине. Устное описание картины (А.А.Пластов «Летом»). Основная мысль текста. «Памятный день».

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

I.   Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение,

текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II.        Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

  1. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Сжатое изложение по упр. 137 «Старый пень». Устный анализ тем сочинений. Сочинение

на свободную тему. Письмо. Сочинение по картине. Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Выборочное изложение.

Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

  1. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.

Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

  1. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
  1. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский «Шкатулка»). Сочинение. Описание предмета. Сочинение-описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птицы».

Раздел 5. Лексика. Культура речи.

  1. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
  1. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
  1. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Сочинение по картине (И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»).

Подробное изложение (К.Г.Паустовский «Первый снег»).

Раздел 6. Морфемика как раздел лингвистики. Орфография.

  1. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.

Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- ращ- -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

  1. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
  1. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе». Выборочное изложение с изменением лица. Сочинение-описание изображенного на картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. Система частей речи в русском языке

Имя существительное.

  1. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных

  • музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II.   Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с

существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

  1. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сочинение-рассуждение. Сжатое изложение (Е.А.Пермяк «Перо и чернильница»). Устное сочинение по картине (Г.Г.Нисский «Февраль. Подмосковье»)

Имя прилагательное.

  1. Имя  прилагательное  как  часть  речи.  Синтаксическая  роль  имени

прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Отсутствие ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

  1. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

  1. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Изложение (А.И.Куприн «Ю-ю»). Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Н.Комаров

«Наводнение»). Сочинение «Как я испугался». Сочинение «Наши друзья – животные».

Глагол.

  1. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

  1. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы -синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

  1. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Сжатое изложение с

изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»). Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович «Не взяли на рыбалку»).

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Сочинение на одну из тем по выбору.

6 класс

Русский язык – один из развитых языков мира.

Повторение пройденного в 5 классе.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи.

  1. Повторение пройденного по лексике в V классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники

фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

  1. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
  1. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

  1. Повторение пройденного по морфемике в V классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем

(морфологический)—приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-,

-кос- - -кас-.

Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

  1. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и

глаголы в прошедшем времени.

  1. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

  1. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II.   Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных

на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме про шедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

  1. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное.

I.   Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-),

-ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

  1. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-

ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

  1. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное.

  1. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II.   Умение  употреблять  числительные  для  обозначения  дат,  правильно

употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

  1. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение.

  1. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни

  • отрицательных местоимениях.
  1. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
  1. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол.

I.        Повторение пройденного о глаголе в V классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами

  • условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II.        Умение        употреблять        формы        одних        наклонений        в        значении        других

и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III.        Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые        особенности.

Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.

Сочинение на выбранную тему

7 класс

Русский язык как развивающееся явление.

Повторение пройденного в 5-6 классе.

Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор  Словообразование и орфография.

Морфемный        и        словообразовательный        разбор.        Морфология        и        орфография.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Диалектные синонимы и их варианты. Диалектная фразеология, её использование в устной речи и фольклоре.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

  1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие

страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких

причастиях.

2.

Умение

правильно

ставить   ударение   в   полных   и

кратких

страда

тельных  причастиях  (принесённый,  принесён,  принесена,  принесено,  при

несены),

правильно

употреблять  причастия  с  суффиксом  -ся,  согласовы

вать  причастия  с

определяемыми  существительными,

строить

предложе

ния с причастным оборотом.

3.

Описание внешности человека: структура текста,

Языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).

Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.

  1. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие.

  1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая

роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного

  • несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
  1. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
  2. Рассказ по картине.

Наречие.

1.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий.

  1. Словообразование наречий.
  2. Правописание не с наречиями на -о и –е, не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на -о и -е.
  3. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. 5. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий.
  1. Буква ь после шипящих на конце наречий.
  2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

8. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния.

  1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
  2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи. Предлог.

  1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие

  • др.). Дефис в предлогах из- за, из-под.
  1. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
  2. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз.

  1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

  1. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
  2. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица.

  1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

  1. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
  2. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова.

  1. Междометие как часть речи.Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

  1. Умение  выразительно  читать  предложения  с  междометиями.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе.

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика, фонетические нормы. Лексика. Фразеология.

Морфемика и словообразование. Морфология. Морфологический разбор. Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение.

Пунктуация. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

8 класс

Функции русского языка в современном мире.

Повторение пройденного в 5-7 классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание.

  1. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование,    управление,    примыкание.    Виды    словосочетаний    по

морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

  1. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение.

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  1. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное

слово в предложении, выразительно читать предложения.

III.        Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения.

  1. Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая

роль.

  1. Умение  интонационно  правильно  произносить  предложения  с  отсутствующей

связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III.   Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения .

I.  Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение  (ознакомление).  Несогласованное  определение.  Приложение  как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоя-

тельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

  1. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Простые односоставные предложения .

  1. Группы  односоставных  предложений.  Односоставные  предложения  с  главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и

подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая

роль.

  1. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

  1. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения.

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения.

  1. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены

предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Обращения, вводные слова и междометия.

  1. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и пред-ложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные

слова как средство связи предложений и частей текста.

Обособленные члены предложения.

  1. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические   синонимы   обособленных   членов   предложения,   их

текстообразующая  роль.

  1. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными

членами и их синтаксические синонимы.

Прямая и косвенная речь.

  1. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки

препинания        в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки

препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая

роль.

  1. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Систематизация и обобщение пройденного в 8 классе.

9 класс

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5-8 классах.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Запятая между главным и придаточным предложениями. Основные виды придаточных предложений.

Строение сложноподчиненного предложения. Отнесенность придаточного ко всему главному предложению или к какому - либо его члену. Место придаточного предложения по отношению к главному. Средства связи простых предложений в составе сложноподчиненного. Разграничение союзов и союзных слов в СПП. Указательные местоименные слова в главном предложении и их роль в сложноподчиненном предложении.. Знаки препинания в. в сложноподчиненном предложении.

Умение правильно произносить сложноподчиненное предложение в зависимости от порядка их частей.

Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (степени и образа действия, времени, места, причины, цели, условные, уступительные и сравнительные).

Умение составлять        сложноподчиненное предложение с придаточными разных

видов.

Умение заменять сложноподчиненное предложение синонимическими конструкциями – простыми предложениями, которые осложнены обособленными второстепенными членами (определениями, обстоятельствами). Умение строит сложноподчиненное предложение ь по заданным схемам.

Бессоюзные сложные предложения.

Связь частей бессоюзного сложного предложения посредством интонации (перечисления, противопоставления, пояснения). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Синонимия бессоюзного сложного предложения с союзными конструкциями.

Умение произносить с правильной интонацией, части которые выражают различные смысловые отношения.

Сложные предложения с различными видами связи.

Разновидности сложных предложений с несколькими видами связи (бессоюзие, сочинение, подчинение). Знаки препинания в них.

Умение разбирать сложные предложения с указанием их частей и видов связи между ними.

Общие сведения о языке.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

Систематизация        сведений        о        тексте,        теме        и        основной        мысли        связного

высказывания,        о        средствах        связи        частей        текста,        о        повествовании,        описании,

рассуждении, о стилях речи.

Творческий рассказ на заданную тему с использованием разнотипных простых предложений и сложных предложений. Совершенствование навыков грамотного письма, умение строить разного типа сложного синтаксического целого.

                           Тематическое планирование

5 класс

Наименование темы

Кол-во

Кол-во

Кол-во

часов

уроков

к.р.

р.р.

1.

Язык – важнейшее средство общения.

3

1

2.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

20

4

2

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

32

5

1

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.

14

2

1

Культура речи.

5.

Лексика. Культура речи.

10

1

1

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

21

2

1

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

22

3

1

Имя существительное.

8

Имя прилагательное.

12

3

1

9

Глагол.

26

4

1

10

Повторение и систематизация пройденного в 5

10

-

2

классе.

11

Резерв.

5

Итого :

175 ч.

25ч.

11ч.

6 класс

Наименование темы

Кол-во

Кол-во

Кол-во

часов

уроков

к.р.

р.р.

1.

Язык. Речь. Общение.

3

1

2.

Повторение изученного в 5 классе.

14

1

1

3.

Текст.

9

2

4.

Лексика. Культура речи.

14

4

1

5.

Фразеология. Культура речи.

4

1

1

6.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

29

5

2

7.

Морфология. Имя существительное.

26

3

1

8.

Имя прилагательное.

26

3

1

9.

Имя числительное.

18

2

1

10.

Местоимение.

26

4

1

11.

Глагол.

27

5

1

12.  Повторение и систематизация изученного

14

1

1

Итого :

210 ч.

32ч.

11ч.

7 класс

Наименование темы

Кол-во

Кол-во

Кол-во

часов

уроков

к.р.

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

р.р.

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах.

8

2

1

3

Морфология и орфография. Культура речи.

28

5

1

Причастие.

4

Деепричастие.

10

2

1

5

Наречие.

28

6

1

6

Категория состояния.

6

2

7

Служебные части речи.

10

2

1

Предлог.

8

Союз.

15

2

9

Частицы.

18

4

1

10

Междометие.

3

11

Повторение и систематизация пройденного в

13

2

1

7 классе.

Итого:

170ч.

27ч.

8ч.

8 класс

Наименование темы

Кол-во

Кол-во

Кол-во к/р

часов

уроков

1

Функции русского языка в современном мире.

1

р/р

2

Повторение пройденного в 5 – 7 классах.

7

2

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

8

Словосочетание.

4

Простое предложение.

3

1

5

Главные члены предложения.

8

2

1

6

Второстепенные члены предложения.

8

2

7

Односоставные предложения.

12

2

1

8

Однородные члены предложения.

14

2

1

9

Обособленные члены предложения.

20

4

1

10

Предложения со словами, грамматически не

11

1

связанными с членами предложения.

11

Чужая речь.

7

1

1

12  Повторение и систематизация пройденного в 8

6

1

классе.

Итого:

105ч

18ч.

9ч.

9

класс

Наименование темы

Кол-во

Кол-во

Кол-во

часов

уроков

к/р

Введение.

р/р

1.

1

Международное значение русского языка.

2.   Повторение изученного в 5 – 8 классах.

11

1

1

3.

Сложные предложения.

5

2

4.

Сложносочинённое предложение (ССП).

12

2

1

5.

Сложноподчинённое предложение (СПП).

33

3

1

6.   Бессоюзные сложные предложения (БСП).

12

3

1

7.

Сложные предложения с различными видами

9

1

1

связи.

8.

Повторение и систематизация изученного в 5-9

16

6

1

классах.

9.

Резерв.

3

Итого:

102ч.

18ч.

6ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА"

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...