Стилистический анализ текста.Урок 10 класс. Подготовка к ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Носкова Елена Александровна

Первые уроки у нас посвящены русскому языку: его истории, значению в мире, его роли в семье славянских языков и т.д. Поэтому я использую рассказ М.Зощенко "Кочерга": он позволяет на уроке увидеть учащимся и сложность языка, и его богатство, и особенности русской письменной речи, а заодно  вспомнить  материал по теме "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilisticheskiy_analiz_teksta.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стилистический анализ текста. 10 класс . Подготовка к ЕГЭ

Цель урока: обучение умению выполнять стилистический анализ текста.

Развивающая: способствовать развитию аналитических способностейпамяти, внимания;

Воспитывающая: воспитывать чуткое отношение к слову; расширять кругозор.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и способов деятельности

Ход урока:

Сегодня мы познакомимся с рассказом русского классика литературы Михаила Зощенко «Кочерга» и проанализируем текст с точки зрения русского языка.

Чтение вслух рассказа (Тексты раздаются каждому учащемуся, все задания напечатаны (без ответов) . Ребята с разными заданиями  работают коллективно, самостоятельно, в группах – по усмотрению учителя, можно использовать ПК):

Михаил Зощенко  «Кочерга»

Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении.

 Надо сказать, что это учреждение занимало небольшой отдельный дом. Причём дом был старинной постройки. Обыкновенные вульгарные печи отапливали это здание.

Специальный человек — истопник — наблюдал за печами. Он меланхолично ходил со своей кочергой из этажа в этаж, шевелил дрова, разбивал головёшки, закрывал трубы и так далее, всё в этом духе.

При современной технике, при водяном и паровом отоплении картинка это была, можно сказать, почти что неприличная картинка, древняя картинка, рисующая варварский быт наших предков.

В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжёг кочергой одну служащую, Надю Р. Причём служащая эта была отчасти сама виновата. Она вихрем неслась по лестнице и сама наскочила на истопника. На ходу она отстранила его рукой и, по несчастной случайности, наткнулась на кочергу, которая была довольно-таки горяча, если не сказать — раскалена.

Девушка ахнула и закричала. И истопник тоже ахнул. В общем, ладонь и пальцы этой суетливой девушки были слегка обожжены.

Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы. Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны. И они-то и настроили нас на этот маленький рассказ.

Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Он сказал:

Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы. Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны. И они-то и настроили нас на этот маленький рассказ. Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Он сказал:

 — Тоже, ходишь со своей кочергой — выводишь мне из строя служащих. Надо не зевать по сторонам, а глядеть получше.

Истопник, сокрушённо вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно придираться. А при таких обстоятельствах он не может гарантировать неприкосновенность служащих.

Эта простая мысль — иметь кочергу на каждую печку — понравилась директору. И он, не будучи чиновником и бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование на склад. Шагая по комнате, директор диктовал:

«Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче...»

Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:

— Что за чёрт. Не помню, как пишется — пять коче... Три кочерги — ясно. Четыре кочерги — понятно. А пять? Пять — чего? Пять кочерги...

Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что она вообще впервые слышит это слово и, уж во всяком случае, в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное.

Директор позвал своего секретаря и, смущённо улыбаясь, рассказал ему о своём затруднении.

Секретарь тотчас стал склонять это слово. Кто, что? — кочерга... Кого, чего? — кочерги... Кому, чему? — кочерге... Но, дойдя до множественного числа, секретарь запнулся и сказал, что множественное число вертится у него в голове, но он сейчас не может его вспомнить.

Тогда опросили ещё двух служащих, но и те не внесли ясность в это дело.

Секретарь сказал:

— Есть отличный выход. Напишем на склад два требования — на три кочерги и на две кочерги. И того получим пять.

Директор нашёл это неудобным. Он сказал, что посылать две одинаковые бумажки — это разводить канцелярщину. Найдутся пройдохи, которые при случае уколют его этим. Лучше уж, если на то пошло, позвонить в Академию наук и у них спросить, как пишется пять коче...

Уже секретарь хотел звонить в Академию, но директор в последний момент не позволил ему это сделать. Ещё, чего доброго, попадётся какой-нибудь смешливый учёный, который напишет фельетон в газету — дескать, директор малограмотный, дескать, тревожат научное учреждение такой чепухой. Нет, уж лучше обойтись своими средствами. Хорошо бы ещё раз позвать истопника, чтоб услышать это слово из его уст. Всё-таки человек всю жизнь вращается у печей. Уж кому-кому, а ему известно, как произнести пять коче...

Тотчас позвали истопника и стали его наводящими вопросами наталкивать на нужный ответ.

Истопник, предполагая, что его опять будут жучить, отвечал на все вопросы хмуро и односложно. Он бормотал: дескать, нужно пять штук, тогда, дескать, ещё можно оберечься. А иначе пущай отдают под суд.

Потеряв терпение, директор прямолинейно спросил истопника, что ему нужно.

— Сами знаете что,— угрюмо ответил истопник.

Но тут, под давлением секретаря и директора, истопник наконец произнёс искомое слово. Однако это слово в устах истопника звучало не так, как ожидалось, что-то вроде — «пять кочерыжек».

Тогда секретарь смотался в юридический отдел и оттуда привёл служащего, который отличался тем, что умел составлять любые бумаги так ловко, что обходил все подводные камни.

Служащему разъяснили его задачу — составить нужное требование таким образом, чтобы слово «кочерга» не упоминалось во множественном числе и, вместе с тем, чтобы склад выдал пять штук.

Немного покусав карандаш, служащий набросал черновик.

«До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого просьба выдать ещё пять штук, для того чтобы на каждую печку имелась бы одна самостоятельная кочерга. Итого выдать — пять штук».

Уже эту бумажку хотели послать на склад, но тут к директору явилась машинистка и сказала, что она сейчас звонила своей мамаше, старой машинистке с тридцатилетним стажем. И та её заверила, что нужно писать — пять кочерёг. Или пять кочерг.

Секретарь сказал:

— Я так и думал. Только на меня нашло затмение.

Тотчас бумажка была составлена и послана на склад.

Самое смешное из всей этой истории это то, что вскоре бумажка была возвращена назад с резолюцией заведующего складом: «Отказать за неимением на складе кочерёжек».

Уже наступила весна. Потом будет лето. До зимы далеко. Об отоплении думать пока не приходится. Весной хорошо думать о грамотности, хотя бы в связи с весенними испытаниями в средней школе. Что же касается данного слова, то слово действительно каверзное, доступное Академии наук и машинистке с тридцатилетним стажем.

В общем, надо поскорей переходить на паровое отопление. А то люди стали уже позабывать эти древние слова, связанные с дровяным отоплением.

1940 

Анализ текста

  1. Как же звучит слово КОЧЕРГА в Р.П. мн.ч.? Дайте ответ по тексту. Просклоняем это слово во мн.ч.

  и.п. что? кочерги́

  р.п. много чего? кочерёг   

  д.п. отдаю предпочтение чему? кочерга́м

  в.п. вижу что? кочерги́

  т.п. восхищаюсь чем? кочерга́ми

  п.п. сообщу о чем? о кочергах.

  1. Как бы вы определили жанр рассказа

А) драматический

Б) юмористический

В) сатирический

Г) трагический

  1. Напишите, какие средства русского языка помогли вам понять тип жанра:

- ирония;

-комедийность ситуации;

- игра словами.

4. К какому стилю мы отнесем весь рассказ?

- художественный

5. Какие еще стили встречаются в этом рассказе? Найдите в тексте.

 - официально-деловой (три служебные записки)

6. Какой литературный прием успешно применен Зощенко в рассказе «Кочерга».

- создание неправильных форм слова

7. Перечитайте предложение:

При современной технике, при водяном и паровом отоплении картинка это была, можно сказать, почти что неприличная картинка, древняя картинка, рисующая варварский быт наших предков.

А) К какому средству выразительности вы отнесете выделенные слова (эпитеты)

Б) Какой смысл вкладывает автор в эти эпитеты?

- неприличный (здесь Несоответствующий, противоречащий чему-то)

-древняя – (здесь Существующий издавна, сохранившийся от далекого прошлого)

- варварский – (здесь Грубый, примитивный, крайне неискусный)

8. О чем заставляют задумываться эти эпитеты? (Директор учреждения пытался обеспечить каждую печь кочергой, в то время как ему следовало озаботиться переводом здания на паровое отопление, потому что прогресс движется вперед.)

9. В какой части рассказа, по вашему мнению, ирония автора сменяется добрым юмором?

- ответ с резолюцией: «Отказать за неимением на складе кочерёжек»

10. Какие проблемы поднимает автор в этом рассказе?

- серьезно относиться к изучению русского языка в школе, чтобы впоследствии не возникало таких курьезных ситуаций, какая случилась в учреждении с печным отоплением.

            11. Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Кочерга»?

                        - Век живи – век учись.
                        - Грамоте учиться всегда пригодится.

             12. Приведите примеры использования слов просторечной  лексики

 (пройдохи, пущай, дескать, чепуха, жучить, смотался, бормотал, оберечься, бумажка, мамаше)

13. В последнем предложении автор использует слово позабывать, как вы думаете почему здесь не использовано слово подзабывать, которое мы сейчас встречаем чаще в речи? Объясните смысл этих слов:

Позабывать Переставать помнить, не сохранять в памяти.

Подзабывать - Немного забыть, не удержать в памяти

14. Меняется ли смысл финала от использования приставки ПО -? Запишите свои рассуждения.

15. Найдите в тексте фразеологизмы и устойчивые обороты речи. Какую роль они играют в тексте:

  • всё в этом духе.
  • выводишь мне из строя 
  • не зевать по сторонам
  • то туда, то сюда.
  • не внесли ясность
  • разводить канцелярщину
  • если на то пошло
  • чего доброго
  • под давлением
  • подводные камни.
  • нашло затмение.

16. Определи средства выразительности в следующих предложениях:

А) Она вихрем неслась по лестнице и сама наскочила на истопника._____________ (сравнение)

Б) Девушка ахнула и закричала. И истопник тоже ахнул.______________________( лексический повтор)

В) Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении._______(эпитеты)

Г) … и, вместе с тем, чтобы склад выдал пять штук. ____________________________(метонимия)

17. Какие слова в тексте мы можем отнести к заимствованию иноязычной лексики:

Вульгарные, меланхолично, бюрократом, канцелярщину, юридический, резолюцией.

18. Какие грамматические особенности , характерные для письменной речи, содержит текст. Выберите из перечисленного:

- краткие причастия

- отглагольные прилагательные

- конструкции с сущ. В р.п.

- деепричастные обороты

- причастные обороты

- формы существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

19. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых (запишите 2-3 примера):

- вводные слова и конструкции

- однородные члены предложения

20. А какие вы знаете «каверзные» слова русского языка, приведите несколько примеров:

Скурпулезно- скрупулезно

Комфорка- конфорка

Котовасия – катавасия

Калоши -галоши

21. Д/З.  Проанализируйте самостоятельно рассказ «Собачий нюх»:

У купца Еремея Бабкина сперли енотовую шубу.

Взвыл купец Еремей Бабкин. Жалко ему, видите ли, шубы.

— Шуба-то, — говорит, — больно хороша, граждане. Жалко. Денег не пожалею, а уж найду преступника. Плюну ему в морду.

И вот вызвал Еремей Бабкин уголовную собаку-ищейку. Является этакий человек в кепочке, в обмотках, а при нем собака. Этакая даже собачища — коричневая, морда острая и несимпатичная.

Ткнул этот человек собачку свою в следы возле двери, сказал «пс» и отошел. Понюхала собака воздух, повела по толпе глазом (народ, конечно, собрался) и вдруг к бабке Фекле, с пятого номера, подходит и нюхает ей подол. Бабка за толпу. Собака за юбку. Бабка в сторону — и собака за ней. Ухватила бабку за юбку и не пущает.

Рухнула бабка на колени перед агентом.

— Да, — говорит, — попалась. Не отпираюсь. И, — говорит, — пять ведер закваски — это так. И аппарат — это действительно верно. Все, — говорит, — находится в ванной комнате. Ведите меня в милицию.

Ну, народ, конечно, ахнул.

— А шуба? — спрашивают.

— Про шубу, — говорит, — ничего не знаю и ведать не ведаю, а остальное — это так. Ведите меня, казните.

Ну, увели бабку.

Снова взял агент собачищу свою, снова ткнул ее носом в следы, сказал «пс» и отошел.

Повела собачища глазом, понюхала пустой воздух и вдруг к гражданину управдому подходит.

Побелел управдом, упал навзничь.

— Вяжите, — говорит, — меня, люди добрые, сознательные граждане. Я, — говорит, — за воду деньги собрал, а те деньги на прихоти свои истратил.

Ну, конечно, жильцы навалились на управдома, стали вязать. А собачища тем временем подходит к гражданину из седьмого номера. И теребит его за штаны.

Побледнел гражданин, свалился перед народом.

— Виноват, — говорит, — виноват. Я, — говорит, — это верно, в трудовой книжке год подчистил. Мне бы, говорит, жеребцу, в армии служить и защищать отечество, а я живу в седьмом номере и пользуюсь электрической энергией и другими коммунальными услугами. Хватайте меня!

Растерялся народ.

«Что, — думает, — за такая поразительная собака?»

А купец Еремей Бабкин заморгал очами, глянул вокруг, вынул деньги и подает их агенту.

— Уводи, — говорит, — свою собачищу к свиньям собачьим. Пущай, — говорит, — пропадает енотовая шуба. Пес с ней…

А собачища уж тут. Стоит перед купцом и хвостом вертит.

Растерялся купец Еремей Бабкин, отошел в сторону, а собака за ним. Подходит к нему и его калоши нюхает.

Заблекотал купец, побледнел.

— Ну, — говорит, — бог правду видит, если так. Я, — говорит, — и есть сукин кот и мазурик. И шуба-то, — говорит, — братцы, не моя. Шубу-то, — говорит, — я у брата своего зажилил. Плачу и рыдаю!

Бросился тут народ врассыпную. А собачище и воздух некогда нюхать, схватила она двоих или троих — кто подвернулся — и держит.

Покаялись эти. Один казенные денежки в карты пропер, другой супругу свою утюгом тюкнул, третий такое сказал, что и передать неловко.

Разбежался народ. Опустел двор. Остались только собака да агент.

И вот подходит вдруг собака к агенту и хвостом виляет. Побледнел агент, упал перед собакой.

— Кусайте, — говорит, — меня, гражданка. Я, — говорит, — на ваш собачий харч три червонца получаю, а два себе беру…

Чего было дальше — неизвестно. Я от греха поскорее смылся.

1923


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Комплексный анализ текста (урок развития речи в 9 классе)

Цели урока1) обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;2) формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и тип...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов

Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся  10 класса.    Данная программа элективного курса составлена  на  ос...

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА 10 -11 КЛАСС - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА 10 -11 КЛАСС - ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ...

Авторская система упражнений направленных на обучение стилистическому анализу иноязычных художественных текстов на уроках английского языка в 10-11 классах

На современном этапе развития общества возросла необходимость владения иностранным языком, причем язык должен быть максимально аутентифицирован, служить средством коммуникации, не быть лишенным экспре...

Анализ текста. Урок русского языка в 11 классе

Урок призван обобщить и актуализировать знания о художественном тексте и его особенностях....