Мастер - класс "Стилистический анализ псевдотекста"
методическая разработка по литературе

Череповская Майя Анатольевна

Мастер-класс по формированию читательской грамотности на основе составного текста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секция: Работа с составными текстами Тема мастер-класса: Стилистический анализ псевдотекста Череповская Майя Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Разъезженская СШ» Ермаковского района

Слайд 2

Текст Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Каких только названий не придумали для одуванчика люди: кульбаба , молочай, пустодуй , ветродуйка , еврейская шапка, русский цикорий, зубной корень, пушица, подойничек , придорожь , полая трава, плешевец . И за каждым названием своя глубина, своя неповторимая история…

Слайд 3

Примеры заданий Задание 1: Прочитайте текст. О чём он? Задание 2 : Сколько авторов рассказывают об одуванчиках? Разделите текст на части в зависимости от авторства, запишите в таблицу. Задание 3: Определите, кем является автор каждого текста (биолог , географ, историк, журналист, писатель, поэт, и т.д .). Ответ обоснуйте и запишите в таблицу (средства выразительности, наличие терминологии, основная мысль текста) Задание 4: Определите у каждого текста: - стиль речи (докажите принадлежность к определённому стилю, указав отличительные признаки каждого текста); тип речи (укажите характерные признаки каждого текста). Заполните таблицу

Слайд 4

Текст Текст 1 Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. Михаил Пришвин. Золотой луг Текст 2 На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Одуванчик Текст 3 Каких только названий не придумали для одуванчика люди: кульбаба , молочай, пустодуй , ветродуйка , еврейская шапка, русский цикорий, зубной корень, пушица, подойничек , придорожь , полая трава, плешевец . И за каждым названием своя глубина, своя неповторимая история… https://infourok.ru/publicisticheskaya-statya-v-zaschitu-prirodi-oduvanchiksimvol-dobroti-1328854.html Автор Автор текста п исатель, т.к. для текста характерно наличие средств выразительности, основная мысль текста – показать красоту и необычность одуванчика. Автор текста – биолог, т. к. цель данного текста – познакомить читателя со строением одуванчика, средства выразительности отсутствуют, наличие специальной терминологии. Автор текста – п ублицист , т. к. он стремится повлиять на читателя, беседует с адресатом, информация представлена для широких слоёв общества. Стиль речи Художественный стиль (наличие тропов : олицетворение – «сжал свои лепестки», «раскрывают ладони»; эпитеты – золотой луг; сравнение – одуванчик сравнивается с пальцами) Научный стиль (использование терминов – носик семянки, воздушные потоки, млечный сок. Отсутствие образных средств, прямой порядок слов. Слова используются в прямом значении ) Публицистический стиль (для текста характерна эмоциональность, оценочность, воздействие на читателя, смешение книжных и разговорных слов) Тип речи Описание с элементами повествования (описание одуванчика +действия героя) Описание (внешний вид одуванчика) Рассуждение (текст построен по схеме: тезис – доказательство – вывод)

Слайд 5

Содержание и функция приема Псевдотекст – это текст, части которого объединены темой, но взяты из разных источников . Задача учеников – выделить смысловые и стилистические части, обнаружить первоисточники, из которых был составлен текст. При работе с данным приёмом учащиеся должны различить «голоса» авторов и дать характеристику текстам по заданным критериям: характеристика текстов с точки зрения их стилевой принадлежности, характеристика образа автора, принадлежность автора к определенной сфере деятельности, коммуникативное намерение автора, наличие/отсутствие средств выразительности. Читательские умения, формируемые с помощью данного приёма: 1 группа – н аходить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. 2 группа – п онимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста ), ф ормулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. 3 группа – оценивать форму текста (структуру, стиль), высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу. Предметные умения: анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли; опознавать различные выразительные средства языка; определять стиль речи, тип речи; н аходить текстообразующие элементы каждого отрывка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Анализ лингвистического стихотворения М.Цветаевой "Рубили рябину зорькою..."

на данном поэтическом тексте исследовать язык художественного произведения; расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключённую в нём образну...

Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."

На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Мастер-класс Анализ заданий ЕГЭ районный семинар

Мастер-класс Анализ заданий ЕГЭ районный семинар...

Мастер-класс "Анализ художественного произведения""

Дать полный анализ художественному произведению с помощью схем, владеть основными терминами. В средних калассах он имеет упрощенную форму, а в старших - более сложную.В своей работе я хотела представи...