Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Надежда Егоровна Степанова

Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pishu_pravilno._kultura_rechi.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МОСКВЫ «ШКОЛА № 2120» 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Пишу грамотно. Культура речи»

Направленность: общеинтеллектуальная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 12 лет (6 класс)

Срок реализации: 1 год

                                           Автор составитель:

                                                                                                    Степанова Н.Е.

педагог дополнительного образования,

 учитель русского языка и литературы

Москва 2021

                                         

1.Пояснительная записка

  Программа курса «Пишу грамотно. Культура речи»  реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности  в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  Данная программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и Примерной  программы  по русскому (родному) языку для основной школы.

  Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании  навыков грамотного письма играет  систематическая работа и на уроке,  и во внеурочное время.

             Программа курса  «Пишу грамотно. Культура речи» разработана как дополнение учебнику «Русский язык. 6 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., - Москва.: Просвещение, 2021)

             Необходимость создания данной программы обусловлена  проблемой  орфографической грамотности учащихся, недостаточностью времени на уроке  для практического овладения русским языком.

         Актуальность  программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала.

 

 Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

   Задачи курса:

   1.Образовательные: повторить с учащимися основной теоретический материал по орфографии, фонетике, морфемике за  курс русского   языка  5 класса; систематизировать и обобщить полученные знания;  совершенствовать орфографические,   лингвистические и коммуникативные   навыки учащихся; познакомить с историей письменности и правилами русского правописания приставок и корней.

  2.Развивающие: развивать  языковые  компетенции учащихся (орфографические нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком;  развивать потребность  в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению;

  3. Воспитательные: воспитывать  любовь  к русскому языку, его истории. 

Общая характеристика курса

   Курс «Пишу грамотно. Культура речи» направлен на формирование орфографической грамотности учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике за 5-6 классы.  

  Программа курса позволит учащимся  углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет   подготовиться  к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам,  ГИА по русскому языку.

  Основное  внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок,  развитию  навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса основана на  историческом подходе к слову, его истокам.

  Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса  построены на  чередовании теоретических заданий с практическими.  Учащиеся  проводят исследования, эксперименты,   учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы.

         

 Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса  основано на  работе с отдельными предложениями, отрывками  из произведений русской и зарубежной литературы.  

           С целью активного овладения русским языком, пробуждения интереса к занятиям  большое место  отводится занимательности, игровым формам обучения.

  Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

 Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

Основные методы и приёмы работы

                  - объяснение учителя; 

                  - создание проблемной ситуации; 

                  -работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками,  

ребусами, тестами онлайн; 

       - различные виды грамматического разбора; 

                 - составление планов, самоинструкций к правилам;

                 - создание мини- проектов;

                 - работа с обучающей программой- тренажером по русскому языку «Фраза»

       -работа с  раздаточным  материалом (предложения и отрывки из  произведений  русской и зарубежной литературы).

Педагогические технологии и средства обучения: 

Технология дифференцированного обучения

Тип программы: образовательная.

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Сроки  реализации программы: 1 год

Место курса в учебном плане:  на курс  «Пишу грамотно. Культура речи» отводится 38 часогв (по 1 занятию в неделю). Занятия  курса  организованы  по  принципу  добровольности, с  применением  безотметочной  системы  оценивания.

 

 Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 6 класса, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста.

  Её можно использовать  и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка.

Планируемые результаты:

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово;   умение работать в паре, коллективе.

Метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии  в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользование словарями различных типов, справочной литературой;  самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана; владение разными видами чтения;  использование родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметные:  знание правил   правописания приставок и корней;  нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновывать их выбор;  нахождение и исправление орфографических ошибок;  составление самоинструкций к орфографическим правилам; умение пользоваться ими.

2. Содержание программы  курса «Пишу грамотно. Культура речи»

Введение (1 час)

1.Тайны русского языка.

Знакомство с целями и задачами курса

Дорога в письменность (2 часа)

2. Как обходились без письма

Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы).

3. Древние письмена

Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»

Кто-кто в алфавите живет? (3 часа)

4. Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица.

5. Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.

6. Для всех ли фонем есть буквы?

Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит;  работа по отрывкам из   стихотворений И.Бунина,   Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха,  Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинг, М.Ломоносова,  рассказу А. Чехова «Каштанка»; по  пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности

В путь за «главным» правилом (5 часов)

7. «Ошибкоопасные места».

«Зеркальные» ( например, грабли) и «незеркальные» слова (например, дуб), работа по отрывку  из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц»,  понятие  «орфографическая зоркость».

8. Тайна фонемы.

Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ)

9. Опасные согласные

Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах,  работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер

10. На сцене гласные

Роль ударений в словах.

11. Выходим на главное правило

Главное правило – фонемное,  проверочная работа по карточкам

 «Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа)

12. «Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется?

Мягкий знак в словах, орфографические правила, в которых «командуют» фонемы,  работа по отрывкам из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решение проблемных игровых  ситуации.

13. Ваши старые знакомые.

Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший,

14. Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!

Непроизносимые согласные в корне слова. Тренировка необходима. Работа по программе - тренажер  «Фраза».

15. «Нефонемное» правило

Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн.

 Как «оседлать» правило? (3 часа)

16. Волшебное средство - «самоинструкция»

Самоинструкции к правилу,  пользование ими на письме.

17- 18 Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

Практическая работа «Составление самоинструкций к разным  правилам», проверочная  работа по составлению самоинструкции к правилу

 

Память и грамотность(2 часа)

19. Виды памяти.

Виды памяти.  Упражнения по развитию зрительной памяти.

20. Поговорим о плане.

Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе,  анализ шуточного плана  Кролика по похищению Крошки Ру, проверочная работа по составлению плана. 

Из чего строятся слова? (2 часа)

21. Строительная работа морфем.

Роль суффиксов, приставок, окончаний  в  словах, игра «Приставки «смыслиночки»»;

22.Где же хранятся слова?

Копилки слов -  словари. Как найти слово в словаре?

Приставки-труженицы (11 часов)

23.Поговорим обо всех приставках сразу.

 Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок.

24. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные в приставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-.

25. Нарушители главного правила (приставки второй группы)

Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. Работа по  программе - тренажер «Фраза».

26. Самые трудные (приставки третьей группы)

Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками.

27. Что может означать приставка пре-?

Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа по  программе - тренажер  «Фраза».

28. Что может означать приставка пре-?

Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения.

29. Что может означать приставка при-?

Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа по  программе - тренажер  «Фраза».

30. Что может означать приставка при-?

Значения приставки при-. Тренировочные упражнения.

31.  Гласные  в приставках пре- и при- (закрепление изученного).

Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок  пре- и при-, тест онлайн.

32.  Гласные  в приставках пре- и при- (закрепление изученного).

Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-.

 Смотри в корень! (5 часов)

33. Слова - «родственники»

Правильные  и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?

34. Кто командует корнями?

Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс а- продолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными.

35. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений,  проверочная работа   по карточкам

36.  Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

Способы добычи проверочных слов.

37. «Пересаженные» корни

Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады.

             38. Обобщение изученного.

                                                  3.Тематическое планирование курса

                                «Пишу правильно. Культура речи.», 6 класс    (38 часов)

Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика        

    деятельности учащихся

Дата

план

факт

Введение (1час)

1

    Тайны русского языка

1

         Знакомятся с курсом, целями и задачами

Дорога в письменность (2 часа)

22

   

  Как обходились без письма

    1

Знакомятся с историей возникновения письма; отгадывают символы, указанные на рисунках; объясняют значение выражений медвежий угол и медвежья услуга; читают стихотворение Н.Некрасова «Генерал Топтыгин»

33

   

Древние письмена

1

Знакомятся с видами древних писем; работают с отрывками из поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»; разгадывают рисуночные письма, «священные знаки», создают  мини-проект

Кто-кто в алфавите живет?(3 часа)

44

   

   Как возникла наша письменность?

    1

Знакомятся с разными видами письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица; работают по рисункам греческой и финской надписи, рассматривают тексы кириллицы и глаголицы

55

   Меня зовут «Фонема»

    1

 Знакомятся с историей появления звуков-смыслоразличителей (фонем); игра со словом «сом»; работают по стихотворению Б. Заходера «Забавная история о фонемах», М.Матвеева «Путаница», выполняют задания к ним.

66

   

   Для всех ли фонем есть буквы?

1

Поисковая работа. Отвечают на вопрос «Как рождаются звуки?»; проводят опыт- эксперимент, занимаются самонаблюдением; рисуют в тетрадях двухэтажный дом и

«заселяют» его согласными;

работают по отрывку из стихотворения И.Бунина,  рассказа А.Чехова «Каштанка», по стихотворениям Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинга; М.Ломоносова; вспоминают пословицы о науке, знаниях, книгах и грамотности; делают выводы, составляют краткий рассказ о буквах и фонемах

В путь за «главным» правилом (5 часов)

77

 

   «Ошибкоопасные места»

     1

Знакомятся с «зеркальными»

и «незеркальными» словами, работают по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», отвечают на вопрос «Что такое орфографическая зоркость»?

8

 

Тайна фонемы

    1

Отвечают на вопрос «Всегда ли чередования помогают различать смысл?», выясняют значение старинного слова чредой из сказки А.С. Пушкина, находят ключ к тайне фонем (определяют позицию звуков)

9

   Опасные согласные

    1

Знакомятся со звуками – «волшебниками», находят в словах «ошибкоопасные места», работают  с отрывками из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер.

110

   На сцене гласные

    1

Выясняют, какую роль играют ударения в словах, выполняют задания.

111

   Выходим на главное правило

    1

Отвечают на вопросы, выводят фонемное правило,  выполняют проверочную  работу по карточкам

«Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа)

112

   «Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется?

   1

Работают со словами, выясняют их различия, выводят правило по написанию мягкого знака, заполняют таблицу,

работают с отрывками из произведений  А. Пушкина, М.Цветаевой, решают

проблемные игровые  ситуации.

113

 

   Ваши старые знакомые

    1

Работают с твердыми и мягкими согласными, разгадывают ребусы, дописывают шуточные двустишия

114

   Правило о непроизносимых согласных  -«фонемное».

   1

Выполняют задания по написанию непроизносимых согласных в корне слова, работа по  программе - тренажер  «Фраза»

115

   

   «Нефонемное» правило.

   1

Выполняют тренировочные  задания по написанию букв ы, и  после ц, выполняют тест онлайн

 Как «оседлать» правило? (3 часа)

116

 

   Волшебное средство - «самоинструкция»

   1

Составляют самоинструкцию к правилу, учатся пользоваться ей на письме

117

118

    Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

   2

Практическая работа «Составление самоинструкций к разным  правилам», выполняют проверочную  работу по составлению самоинструкции к правилу

 Память и грамотность(2 часа)

19

   

   Виды памяти.

    1

Работают с текстом, знакомятся с видами памяти, выполняют упражнения по развитию зрительной памяти

20

 

  Поговорим о плане.

    1

Практическое занятие «Составление плана», работают по  сказке А. Милна о Вини - Пухе,  анализируют шуточный план  Кролика по похищению Крошки Ру, выполняют  проверочную работу по составлению плана

Из чего строятся слова? (2 часа)

21

   

   Строительная работа морфем

    1

На примере разных произведений выясняют роль суффиксов, приставок в  словах, играют в игру «Приставки «смыслиночки»;

22

   Где же хранятся слова?

    1

Работают с разными видами словарей

Приставки-труженицы (7 часов)

23

   Поговорим о всех приставках сразу

    1

Игра с приставками, выводят законы приставок,

секреты безошибочного письма

24

   Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)

    1

Работают с текстами, находят приставки первой группы, делают выводы

25

   Нарушители главного правила (приставки второй группы)

    1

Составляют инструкцию по правописанию приставок, выполняют игры и упражнения с приставками, работают по программе- тренажер  «Фраза».

26

    Самые трудные (приставки третьей группы)

   1

Отвечают на вопрос «Почему приставки пре- и при- являются самыми трудными?», игры с приставками

27

   

   Что может означать приставка пре-?

    1

Опираясь на тексты, проводят исследования по написанию приставки пре- , делают вывод, работают  по программе- тренажер  «Фраза».

28

Что может означать приставка пре-?

29

 

   Что может означать приставка при-?

    1

Опираясь на тексты, проводят исследования по написанию приставки при-, делают вывод, работают  по программе- тренажер  «Фраза».

30

Что может означать приставка при-?

31

   Гласные в приставках

пре- и при (закрепление изученного) .

   1

Практическое занятие по написанию приставок пре и при, составляют образец рассуждения по данному правилу,  выполняют тест онлайн

32

Гласные в приставках

пре- и при (закрепление изученного) .

 Смотри в корень! (5 часов)

33

 

    Слова - «родственники»

    1

Выясняют значение выражения «Зри в корень!», раскрывают  секреты родственных слов, выполняют задания по данной теме, работают со словарями

34

   Кто командует корнями?

    1

Знакомятся с группами корней с чередующими гласными

35

   

   Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

    1

Выясняют значение выражения «Не лезьте за словом в карман!», изучают способы «добычи» проверочных слов, игра «Словесный мяч», составляют инструкцию по написанию гласной в корне слова, выполняют проверочную работу   по карточкам

   36

     

   Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

   

   

   

   

37

    «Пересаженные»

корни

    1

Знакомятся с историей

корней и приставок, заимствованных из других языков, работают со «Школьным словарем строения слов русского языка» З.А.Потихи. Разгадывают шарады

38

   Обобщение изученного.

   1

Выполняют итоговый тест

        

4. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения

В ходе реализации  программы учащиеся  должны знать:

- историю возникновения письменности;

- правила  русского правописания приставок и корней;

- виды тренировки памяти.

В ходе реализации  программы учащиеся  должны овладеть следующими умениями и навыками:

- находить в словах изученные орфограммы;

- уметь обосновывать их выбор;

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- составлять планы, самоинструкции к орфографическим правилам;

- уметь пользоваться ими;

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут созданные учениками   мини-проекты, проверочные и тестовые работы.

             5. Формы подведения итогов реализации программы.

          Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает  задания по основным разделам курса, презентации проектов на школьных мероприятиях по предмету.

6. Список источников к рабочей программе

        Источники, рекомендованные

для учителя

          Источники, рекомендованные для учащихся

      1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС.- М.: Просвещение, 2008.

      2.Баранов. М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.  «Программа по русскому

языку к учебникам для 5-9 классов»,-  М.: Просвещение, 2021 .

     3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.  и др .Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений  — М.: Просвещение, 2011.

     4. Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

     5.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для   учителя. – М.: Просвещение, 2011.      (Стандарты  второго поколения).

        1.Бондаренко Н.М., Граник Г.Г. «Секреты орфографии». - М.: Просвещение.,1997.

        2. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998.

       3. Обучающая программа- тренажер по русскому «Фраза»

       4. Сеть Интернет

( образовательный сайт Захарьиной Елены Алексеевны. Интерактивные технологии в образовании.)

http://saharina.ru/tests/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)

Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа дополнительного образования (Кружок "Эврика")

В рабочей программе представлена работа   с учащимися 7-9 классов  по физике  во внеурочное время....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мимическое пение».

                       Рабочая программа                 д...

Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 6-м классе"

Рабочая программа дополнительного образования для учителей математики(6-ой класс)...

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык»

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык».Отличительными особенностями программы кружка являются:&bull...