Стихотворения на уроках
статья по русскому языку

Корчагина Анастасия Юрьевна

Как можно использовать написание стихотворений для уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_stihov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Возможность использования теории в стихотворной форме на уроках русского языка (опробовано при работе практикующим учителем)

А.Ю. Корчагина

В статье рассматривается возможность использования необычной формы изучения теории на уроках русского языка. В частности, в форме небольших стихотворений, удобных для запоминания. Подобная методика позволяет предоставить обучающимся вариативное изучение материала, а также предоставляет больше возможностей для учителя в плане организации учебного процесса.

Ключевые слова: стихотворная форма, теория, русский язык, изучение, урок

Как известно, применение подобных методик стало нередким в наши дни. Чтобы изменить метод заучивание теории на уроках зачастую разрабатываются пособия в помощь обучающимся и учителям.

Пособие Валентины Волиной стало альтернативой механическому заучиванию. Автор уверена, что «всякое запоминание легко и привлекательно для детей, если опирается на интересные, занимательные, важные темы, ритмику, стихи, сказки и т.п.». «Веселая грамматика» стала открытием для учителей, которые стремились усовершенствовать способы подачи программного материала.

О подобном изучении русского языка говорила Г. Александрова – автор книги «Занимательный русский язык», вышедшей в серии «Нескучный учебник». В данном пособии автор излагает материал в такой форме, которая позволяет приблизить школьное изучение русского языка к научному, не усложняя подачи материала и давая обучающимся возможность воспринимать обучение на более приятном уровне.

Так или иначе, подобные методы дают возможность посмотреть на преподавание с другой стороны, научиться применять новые формы ведения уроков, как того требует ФГОС.

Рассмотрим некоторые примеры применения подобного метода.

Первый пример – стихотворная форма для изучения понятия фразеологизма:

 1. Фразеологизм

Есть в русском языке

Известное явление,

Когда оно значение

Имеет пара слов.

И даже в предложении

Мы этому явлению

По нашему умению

Дадим одну лишь роль.

Как мы можем увидеть, в него включаются аспекты изучения роли фразеологизма в предложении и значения самого понятия.

Следующим примером служит особая форма изложения теории об изменении словарного состава русского языка, в частности, о понятии заимствованных слов. Его можно включить в одновременное изучение теории о устаревших словах, неологизмах, которые будут представлены в подобной форме.

2.Изменение словарного состава русского языка. Заимствованные слова

К нам в гости с разных стран пришли,

Остались рядом до сих пор,

Костюм из Франции везли,

Корабль с Греции пришел.

Немало сложностей возникает при изучении подбора гласных в корнях с чередованием. При рассмотрении данного материала можно использовать следующее стихотворение:

3. Е – И в корнях с чередованием

Нам одна хитрость

Поможет узнать,

Для корня какую

Гласную взять.

Как только за ним

- а- суффикс пришел,

Он гласную и

Пред собою привел.

В данном отрывке представлен один аспект правила, но как один из разделов изучения темы он может быть использован на уроке.

Наиболее сложным материалом является правило правописания приставки пол- (полу-). В учебниках русского языка данная теория порой предоставлена слишком обширно, что приводит к частым проблемам заучивания обучающимися данного материала. Его имеем право заменить данной стихотворной формой:

4. Слова в пол-( полу-)

Сложно запомнить правописание пол-,

Но для удобства соблюдаем условия:

Для корня с л- дефис подошел,

Для гласных применим его же.

Кроме того, для Заглавных берем,

Не забываем его никогда.

А в остальном пишем слитно все с пол-,

Помним условия эти всегда.

Правило правописания глаголом с не – самое простое для запоминания. Но не стоит забывать, что с ним тоже бывает много ошибок и проблем. И для его запоминания используется стихотворная форма:

5.Не с глаголами

Не с глаголами, известно,

Пишем мы раздельно.

Но не стоит забывать:

Нельзя без исключения.

В том случае все просто,

Как запомнить и писать:

Проверяем, чтоб без не

Глагол не мог существовать.

Последним примером нам будет служить правило правописание приставок на -з и -с.

6.Приставки на –з и –с:

Приставку на –з ты можешь

Избрать

Как только найдешь

Подходящее слово.

Ведь буковка –з может рядом

Стоять

С таким же звонким

В начале корня.

И с этим условием пишем

Всегда

Безбрежный, бездетный, но только

Запомни:

Как только глухой в корне станем

Писать,

Приставка с глухим нам уж точно

подходит.

Это лишь небольшая подборка теоретического материала, который изучается на уроках русского языка.

В результате можно прийти к следующему выводу: практика использования правил русского языка в стихотворной форме на уроках имеет положительные результаты. Во-первых, материал становится доступнее для изучения. Во-вторых, подобная форма изложения теории дает возможность запомнить материал быстрее. Обучающиеся смогут упростить для себя сложный процесс обучения.

Список литературы

  1. Волина В.В., Весёлая грамматика/ В.В.Волина – Москва, 2001г.
  2. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник / Г.Александрова,  Санкт-Петербург 1998г.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык/Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова, Ярославль «Академия развития», 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение стихотворению на уроках английского языка.

Данная статья может быть  использована как вспомогательное средство педагогами английского языка при обучении стихотворению...

Стихотворение к уроку (собственное сочинение) "Странный разговор".

Стихотворение к уроку  русского языка собственного сочинения...

Работа над стихотворениями на уроках английского языка.

Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятие иностранным языком более содержательн...

Творческая работа "Оборона Москвы" (стихотворение) к уроку истории

Стихотворение Воробьевой Н.С. может быть использовано при проведении урока по истории или при проведении классного часа на соответствующую тему....

Творческая работа "Оборона Москвы" (стихотворение) к уроку истории

Стихотворение Воробьевой Н.С. может быть использовано при проведении урока по истории или при проведении классного часа на соответствующую тему....

В копилку учителя (Из опыта по использованию рифмовок и стихотворений на уроках английского языка)

Роль стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала очень велика и заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения. Эффект  обучения языковому материалу заметно повышается. Бла...