Курс по русскому языку "Систематизация школьного курса русского языка" в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Федорова Ирина Леонидовна

Курс по русскому языку предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Курс опирается на знания, умения и навыки обучающихся старших классов,сформированные в основной школе. 

Содержание курса предполагает расширение и углубление теоретического материала. Цель курса: совершенствование приобретенных обучающимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курс по русскому языку18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный курс

«Систематизация школьного курса русского языка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный  курс по русскому языку предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Данный курс опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание курса предполагает расширение и углубление теоретического материала. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней общеобразовательной школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачи курса:

  • овладение основными нормами литературного языка;
  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • обучение анализу текста, его интерпретации;
  • развитие речевой культуры.

Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами,  с тестами и текстами, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,  мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений,  анализ образцов ученических сочинений, тренировочно - диагностические работы,  использование различных каналов поиска информации.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны

знать / понимать:

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • основные особенности функциональных стилей;

уметь:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов, тем уроков.

Количество

часов

Раздел I. Орфографические нормы        

7

1

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок.

1

2

Правописание корней. Безударные гласные корня.

1

3

Гласные и, ы после приставок.

1

4

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.

1

5

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-).

1

6

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание служебных слов.

7

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

Раздел II. Пунктуационные нормы

4

8

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

1

9

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.

1

10

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

11

Пунктуация в сложных предложениях. Сложное предложение с разными видами связи.

1

Раздел III. Текст        

4

12

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

13

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.

1

14

Средства связи предложений в тексте.

1

15

Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Раздел IV.  Функционально-смысловые типы речи.

5

16

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

17

Повествование.

1

18

Описание.

1

19

Рассуждение.

1

20

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1

Раздел V. Функциональные стили речи

6

21

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи.

1

22

Разговорный стиль речи. Его особенности.

1

23

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.

1

24

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.

1

25

Научный стиль, его особенности.

1

26

Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

1

Раздел VI. Изобразительно-выразительные средства языка

3

27

Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

28

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

1

29

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

Раздел VII. Коммуникативная компетенция

5

30

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

31

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

32

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

1

33

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

1

34

Требования к точности и выразительности речи. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Методическая разработка на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса»

Пояснительная записка к методической разработке на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса».Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одн...

Рабочая программа учебного курса «Русский язык: за страницами школьного учебника» в 5 классе

заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке....

программа элективного курса "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"

Элективный курс рассчитан на 34 часа. цель - подготовка к сдаче ЕГЭ....

Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...

Рабочая программа учебного курса по русскому языку «Школьный Олимп» для 8 класса

Актуальность введения учебного курса "«Школьный Олимп»  для 8 класса определяется необходимостью решать проблему успешной  подготовки  к  олимпиаде по русскому язы...