"Развитие речевой культуры учащихся в процессе комплексной работы с текстом"
статья по русскому языку

Макова Анастасия Васильевна

В настоящее время снижение уровня речевой культуры в обществе, особенно в среде школьников, настолько масштабно, что очевидна необходимость совершенствования речевой подготовки учащихся средних школ.

     Вместе с тем, востребованность специалистов на рынке труда, их конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и умений.

     В связи с этим в условиях средней школы педагог-словесник сталкивается с глубоким противоречием между необходимостью выполнения «общественного заказа», задачей формирования высокой лингвистической культуры обучающихся, и пагубным влиянием на них антикультуры, насаждаемой средствами массовой информации, влиянием компьютеров, Интернета. Решение этой проблемы возможно лишь через качественное улучшение форм и методов обучения русскому языку, усиление практической направленности преподавания гуманитарных дисциплин в школе.

     Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
     К сожалению, некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет - СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
     Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален.
Во-вторых, задания по ЕГЭ и ГИА проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.
      Доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе.
      И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
     В педагогике существует много различных классификаций педагогических технологий, многие из них мы используем в обучении.
     Некоторые современные развивающие технологии на уроках русского языка и литературы, которые мы чаще всего используем:
1. Технология проблемного обучения, применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в процессе анализа программных произведений.
   2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Развитие критического мышления через чтение - в работе с художественными текстами.    

   3. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах. Требования: соответствие выбора темы учебного исследования личностным особенностям ученика.
   4. Создание презентаций. Знакомство с требованиями к оформлению и презентации исследовательского проекта. Учащиеся с большим интересом выполняют данный вид работы по анализу текста, выступают на НПК.

   5.  Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, повысить качество знаний.

      Стараюсь проводить такие уроки, которые развивают творческие способности, воображение, формируют образную речь учащихся: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-театрализация и т.д.
    Именно такие уроки дают мне и моим ученикам возможность проявить творческую активность, способствуют умению отстаивать свои убеждения.
    Внедряя эти формы уроков в практику преподавания русского языка и литературы, я пришла к выводу, что в результате подготовки учащихся к таким урокам, у учащихся повышается интерес к художественным средствам языка, развивается речь, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, стимулируется литературное творчество.
     Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаю учащимся картины природы, слайд презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ЕГЭ и ГИА, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.

       На протяжении пяти лет, работая в школе, я столкнулась с рядом проблем. Одна из них - неумение пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.
Главная цель моей работы с детьми - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т. д.

    Одним из наиболее интересных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является  написание творческих работ, совместный их анализ.
     В методике русского языка используются различные виды творческих работ:

  творческое списывание;

  творческий диктант;

  творческое сочинение;

  творческое изложение;

  свободный диктант.

        Все эти виды работ учитель проводит в определённой системе. Начинает с тех, которые требуют от ученика меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным.
       Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Для свободного диктанта используется сложный текст, который сначала читается полностью, анализируется, а затем записывается по частям (учитель читает абзац, а дети пишут то, что запомнили). Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом для изложений являются тексты русских мастеров слова, звучит образная русская речь.
      Изложения - письменные пересказы текстов бывают:

  сжатые;

  выборочные;

  подробные;

  с творческими дополнениями.

      Одна из форм работы с текстами - комплексный анализ, который готовит учащихся к правильному и глубокому пониманию литературного произведения и анализу языковых явлений. Кроме того, текст создаёт определённый эмоциональный настрой и может быть своеобразным эмоциональным пиком урока русского языка.
         Сочинение - это учебная работа, одно из упражнений по развитию речи учащихся, в котором ученик выражает свои индивидуальные склонности, интepecы, вкусы, даёт выход своему воображению. Выполняя эту работу, школьники учатся: накапливать материал для сочинения, наблюдать, выделять из свoeгo опыта главное - то, что относится к теме сочинения; осмысливать факты, события, знания; отбирать нужные для сочинения словосочетания и предложения и строить их по законам грамматики; располагать материал в нужной последовательности, т.е. составлять план и придерживаться его в составлении связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность, орфографически правильно записывать текст, расставляя знаки препинания, делить текст на части и т.д.
     Актуальным для методики преподавания русского языка является вопрос о сближении работы по развитию речи с работой по орфографии. Решение этого вопроса достигается, в частности, с помощью упражнений коммуникативной направленности - творческого диктанта, например, ибо он даёт возможность сделать процесс формирования орфографических умений и навыков коммуникативно обусловленным и значимым.

      Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития учащихся на уроках русского языка в средних и старших клaccax общеобразовательной школы даёт положительные результаты. На любом уроке русского языка я во главу обучения ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо; стараюсь вводить речевой материал, которому подчиняется языковой материал, изучаемый на уроке, т. к. такой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогает ориентироваться не только в речевых, но и жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_razvitie_rechevoy_kultury_uchashchihsya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта педагогической деятельности

Маковой А.В., учителя русского языка и литературы

Статья по теме

"Развитие речевой культуры учащихся в процессе комплексной работы с текстом"

В настоящее время снижение уровня речевой культуры в обществе, особенно в среде школьников, настолько масштабно, что очевидна необходимость совершенствования речевой подготовки учащихся средних школ.

     Вместе с тем, востребованность специалистов на рынке труда, их конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и умений.

     В связи с этим в условиях средней школы педагог-словесник сталкивается с глубоким противоречием между необходимостью выполнения «общественного заказа», задачей формирования высокой лингвистической культуры обучающихся, и пагубным влиянием на них антикультуры, насаждаемой средствами массовой информации, влиянием компьютеров, Интернета. Решение этой проблемы возможно лишь через качественное улучшение форм и методов обучения русскому языку, усиление практической направленности преподавания гуманитарных дисциплин в школе.

     Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
    К сожалению, некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет - СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
    Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален.
Во-вторых, задания по ЕГЭ и ГИА проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.
     Доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе.
     И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
    В педагогике существует много различных классификаций педагогических технологий, многие из них мы используем в обучении.
    Некоторые современные развивающие технологии на уроках русского языка и литературы, которые мы чаще всего используем:
  1. Технология проблемного обучения, применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в процессе анализа программных произведений.
  2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Развитие критического мышления через чтение - в работе с художественными текстами.    

   3. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах. Требования: соответствие выбора темы учебного исследования личностным особенностям ученика.
  4. Создание презентаций. Знакомство с требованиями к оформлению и презентации исследовательского проекта. Учащиеся с большим интересом выполняют данный вид работы по анализу текста, выступают на НПК.

   5.  Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, повысить качество знаний.

      Стараюсь проводить такие уроки, которые развивают творческие способности, воображение, формируют образную речь учащихся: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-театрализация и т.д.
   Именно такие уроки дают мне и моим ученикам возможность проявить творческую активность, способствуют умению отстаивать свои убеждения.
   Внедряя эти формы уроков в практику преподавания русского языка и литературы, я пришла к выводу, что в результате подготовки учащихся к таким урокам, у учащихся повышается интерес к художественным средствам языка, развивается речь, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, стимулируется литературное творчество.
    Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаю учащимся картины природы, слайд презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ЕГЭ и ГИА, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.

       На протяжении пяти лет, работая в школе, я столкнулась с рядом проблем. Одна из них - неумение пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.
Главная цель моей работы с детьми - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора, сочинить рекламное объявление и т. д.

    Одним из наиболее интересных и, в то же время, трудных видов деятельности, направленной на формирование связной речи и коммуникативных умений является  написание творческих работ, совместный их анализ.
    В методике русского языка используются различные виды творческих работ:

        творческое списывание;

        творческий диктант;

        творческое сочинение;

        творческое изложение;

        свободный диктант.

        Все эти виды работ учитель проводит в определённой системе. Начинает с тех, которые требуют от ученика меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание, которое может быть усложнено заданиями, связанными с развитием речи. Творческое списывание может быть обучающим и контрольным.
      Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Для свободного диктанта используется сложный текст, который сначала читается полностью, анализируется, а затем записывается по частям (учитель читает абзац, а дети пишут то, что запомнили). Для развития речи учащихся необходима работа с образцами правильной русской речи, поэтому дидактическим материалом для изложений являются тексты русских мастеров слова, звучит образная русская речь.
     Изложения - письменные пересказы текстов бывают:

        сжатые;

        выборочные;

        подробные;

        с творческими дополнениями.

      Одна из форм работы с текстами - комплексный анализ, который готовит учащихся к правильному и глубокому пониманию литературного произведения и анализу языковых явлений. Кроме того, текст создаёт определённый эмоциональный настрой и может быть своеобразным эмоциональным пиком урока русского языка.
        Сочинение - это учебная работа, одно из упражнений по развитию речи учащихся, в котором ученик выражает свои индивидуальные склонности, интepecы, вкусы, даёт выход своему воображению. Выполняя эту работу, школьники учатся: накапливать материал для сочинения, наблюдать, выделять из свoeгo опыта главное - то, что относится к теме сочинения; осмысливать факты, события, знания; отбирать нужные для сочинения словосочетания и предложения и строить их по законам грамматики; располагать материал в нужной последовательности, т.е. составлять план и придерживаться его в составлении связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность, орфографически правильно записывать текст, расставляя знаки препинания, делить текст на части и т.д.
    Актуальным для методики преподавания русского языка является вопрос о сближении работы по развитию речи с работой по орфографии. Решение этого вопроса достигается, в частности, с помощью упражнений коммуникативной направленности - творческого диктанта, например, ибо он даёт возможность сделать процесс формирования орфографических умений и навыков коммуникативно обусловленным и значимым.

      Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития учащихся на уроках русского языка в средних и старших клaccax общеобразовательной школы даёт положительные результаты. На любом уроке русского языка я во главу обучения ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо; стараюсь вводить речевой материал, которому подчиняется языковой материал, изучаемый на уроке, т. к. такой урок обеспечивает речевую активность детей, вооружает их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогает ориентироваться не только в речевых, но и жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.

    Развитие речевой культуры учащихся - это одна из основных задач современной школы.  Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоц...

Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....

Внеклассные мероприятия по развитию речевой культуры учащихся

Данные классные часы занимательны и интересны по форме и содержанию сценариев для учащихся 5 - 7классов. К их проведению можно привлечь весь класс. Во время подготовки  ученики получают навы...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы

В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при  изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...

Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

Конкурс «Педагогический проект». Школьный  уровень. 2018 год...

«Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе»

Использование внеклассной работы по математике способствует развитию математических способностей младших школьников....