Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.
статья по географии по теме
Развитие речевой культуры учащихся - это одна из основных задач современной школы. Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоценимую помощь оказывают разнообразные экскурсии. Каждый учитель географии не представляет свою работу без экскурсий. Так как это мотивирует учащихся интересоваться нашим предметом, не только, чтобы получить хорошую оценку, но и выбрать свой жизненный путь. Как говорится "География для жизнии". Работу в этом направлении разделяю на три этапа: подготовительный,экскурсия,подведение итогов.Такая работа помогает учащ имся активно усваевать новую информацию, развивать внимание, способность к развитию мышления и речи, формировать творческие способности учащихся. В статье приведен краткий рассказ о поездке с ребятами в Швейцарию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.
Важнейшей задачей уроков географии является формирование общей культуры, культуры речи, ибо слово – это инструмент, оно открывает мир географии и многих других наук. «Одно из самых главных проявлений культуры – язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове», – писал Д. С. Лихачёв. Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоценимую помощь оказывают разнообразные экскурсии. Каждый учитель географии не представляет свою работу без экскурсий. Так как это мотивирует учащихся интересоваться нашим предметом, не только, чтобы получить хорошую оценку, но и выбрать свой жизненный путь Экскурсии провожу разные: посещение музеев при изучении определенных тем; экскурсии в природу, путешествуем по достопримечательностям Ленинградской области, городам Золотого Кольца, на каникулах путешествуем по Европе. Были с учащимися в Польше, Чехии, Венгрии, Австрии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Лихтенштейне, Швеции, Финляндии Конечно, успех любой экскурсии зависит от тщательной её подготовки. Экскурсионную программу планирую в соответствии со следующими целями и задачами: расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса помощь в выборе профессии, формирование у учащихся культуры речи включение учащихся в активную работу. Перед экскурсией даю задания учащимся, которые стимулируют познавательный поиск и играют огромную роль в активизации деятельности учащихся во время экскурсии. Предлагаю ученикам не просто знакомиться с материалом экспозиции, географическими объектами, но и заняться активным поиском географической, исторической информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в блокнот, делать пометки, фотографировать, наблюдать, чтобы потом сформулировать выводы о том, что услышали и увидели, и выполнить творческую работу. Это способствует активному усвоению новой информации, развитию внимания, восприятия памяти, способности к развитию мышления и речи, формированию творческих способностей личности В конце каждой поездки подводим итог : совместно с учащимися обобщаем, систематизируем услышанное, выделяем самое существенное,обмениваемся впечатлениями, учащиеся делают предварительные выводы, рекомендую прочитать дополнительную литературу, поработать с интернет ресурсами, которые позволяют учащимся глубже ознакомиться с темой; намечаю творческие задания: подготовить презентации, доклады, проекты Свои творческие работы учащиеся представляют на уроках, на традиционно проходящих в лицее в апреле месяце Лицейских чтениях. Учащиеся пишут статьи в школьную газету «Лицейский вестник». Это развивает коммуникативные способности детей, формирует их грамотную устную и письменную речь. Формируется речевое поведение. Они приобретают опыт выступления перед большой аудиторией. У учащихся формируются общеучебные компетентности Экскурсии - это время живого общения, ученик раскрепощается, чувствует себя свободной и творческой личностью. Доброжелательный тон располагает к доверительному диалогу учителя и школьников, преодолевается традиционный барьер в отношении учащихся к предмету, Например, Насонов Женя очень комплексовал во время устных ответов в классе, терялся, зажимался. Во время поездок он раскрылся с другой стороны, а именно любознательным , общительным ребенком. Сегодня он в 11 классе спокойно, уверенно отвечает на уроках, увлекается историей, географией. Часто с нами путешествуют родители. Во - первых, это организация семейного досуга. Во - вторых, общие темы для общения родителей и детей. Поездки за границу – это и языковая практика, дети общаются на английском языке, знакомятся с другими языками. У многих учащихся появляется желание, и они убеждаются в необходимости учить языки. Так, например, после поездки в Италию две мои ученицы. выучили итальянский. Сегодня используют его в своей профессиональной деятельности Именно путешествия, любовь к географии определили выбор профессии Сергеевой Елены, сегодня она студентка РГПУ им. Герцена и уже работает учителем географии. Такая работа способствует успешной самореализации в социуме, активной жизненной позиции человека, имеет практическую направленность и обеспечивает систему непрерывного образования, что отражает задачи, обозначенные в Концепции развития образования. Расскажу об одной из экскурсий. В прошлом учебном году на осенних каникулах мы посетили Швейцарию. История Швейцарии исчисляется с 12 тысячелетия до н. э., когда территория покрытая вечными снегами , вследствие потепления климата стала обитаемой Швейцария – одна из самых развитых и богатых стран мира. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн. Низкое налогообложение в банковском секторе экономики позволило создать сильнейшую кредитно – финансовую систему. Второй кит Швейцарской экономики – это шоколад. Производство сыра(150 млн. тонн в год). Швейцарию часто ассоциируют с часовой фабрикой мира Низкие налоги, идеальная экология, один из самых низких уровней преступности в мире делают идеальным местом для жизни.Мы посетили самые красивые города Швейцарии: Люцерн, Женеву, Берн, легендарный город Монтре, где черпали свое вдохновение Руссо, Стравинский, Фредди Меркурии, Владимир Набоков. Сильное впечатление на нас произвел знаменитый Шильонский замок, воспетый Байроном. В городе Вевей мы гуляли по берегу Швейцарского озера, Приехав в Цюрих мы были поражены его красотой и богатством. В Цюрихе расположены штаб квартиры многих швейцарских банков и страховых компаний, Швейцарская биржа. Очень много открытий и впечатлений приносил нам каждый день в Швейцарии. Но, пожалуй, самое сильное впечатление произвел на нас Рейнский водопад. « О, путешественник, будь осторожен и держи свое сердце крепко в руках – я почти потерял своё от радости созерцания мощной игры огромных масс, падающих и разбивающих поверхность воды». Эдуард Мерике. Вполне можно согласиться со словами немецкого поэта, который так воскликнул в момент созерцания рейнского водопада. Зрелище от спадающего вниз мощного потока воды потрясающее. Настоящее буйство стихий. Рейнский водопад – самый большой водопад в Европе и находится недалеко от города Шаффхаузен. Ширина водопада – 150 метров, высота около 23 м. С грохотом и пеной обрушивается вниз вода, в среднем в год около 700 000 литров воды в секунду. Водопад существует здесь уже около 14-17 тысяч лет. И ещё много интересного мы увидели и узнали о Швейцарии. В заключении приведу слова из статьи «Незабываемые каникулы» в №4,март 2011 г. Лицейского вестника .« Такие поездки запоминаются на всю жизнь! Мы не только отлично отдохнули, но и узнали очень много интересного и полезного для себя. Ведь путешествия дают такой толчок к стремлению узнавать все больше и больше, помогают найти дело по душе и просто помогают дружить и любить. Любить людей и этот прекрасный и удивительно интересный мир!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.
Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-216604-1391004668.jpg)
Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/28/picture-518474-1569696614.jpg)
Внеклассные мероприятия по развитию речевой культуры учащихся
Данные классные часы занимательны и интересны по форме и содержанию сценариев для учащихся 5 - 7классов. К их проведению можно привлечь весь класс. Во время подготовки ученики получают навы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1106149-1548316385.jpg)
Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы
Конкурс «Педагогический проект». Школьный уровень. 2018 год...
"Роль русского языка как школьного предмета в развитии речевой культуры учащихся"
Методический материал учителю....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1156396-1578487468.jpg)
«Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе»
Использование внеклассной работы по математике способствует развитию математических способностей младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/18/picture-1347646-1631971130.jpg)
"Развитие речевой культуры учащихся в процессе комплексной работы с текстом"
В настоящее время снижение уровня речевой культуры в обществе, особенно в среде школьников, настолько масштабно, что очевидна необходимость совершенствования речевой подготовки учащихся средних школ....