Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.
статья по географии по теме

Исхакова Анна Львовна

 

      Развитие речевой культуры учащихся - это одна из основных задач современной школы.  Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоценимую помощь оказывают разнообразные экскурсии.  Каждый учитель географии не представляет  свою работу без экскурсий. Так как это мотивирует учащихся интересоваться нашим предметом, не только, чтобы получить хорошую оценку,   но и выбрать свой жизненный путь. Как говорится "География для жизнии". Работу в этом  направлении разделяю на три этапа: подготовительный,экскурсия,подведение итогов.Такая работа помогает учащ имся активно усваевать новую информацию, развивать внимание, способность к развитию мышления и речи, формировать творческие способности учащихся. В статье приведен краткий рассказ о поездке с ребятами в Швейцарию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevoy_kultury.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.

       Важнейшей задачей  уроков географии является формирование общей культуры, культуры речи, ибо слово – это инструмент,  оно открывает мир географии и  многих других  наук.  «Одно из самых главных проявлений культуры – язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове», – писал Д. С. Лихачёв. Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоценимую помощь оказывают разнообразные экскурсии.  Каждый учитель географии не представляет  свою работу без экскурсий. Так как это мотивирует учащихся интересоваться нашим предметом, не только, чтобы получить хорошую оценку, но и выбрать свой жизненный путь Экскурсии провожу разные: посещение музеев при изучении определенных тем; экскурсии в природу, путешествуем  по достопримечательностям Ленинградской области,  городам Золотого Кольца, на каникулах путешествуем по Европе. Были  с  учащимися  в Польше, Чехии,  Венгрии,  Австрии,  Германии,  Италии,  Франции,  Швейцарии,  Лихтенштейне,  Швеции,  Финляндии  Конечно,  успех любой экскурсии зависит от тщательной её подготовки.  Экскурсионную  программу   планирую  в  соответствии со следующими  целями и задачами: расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса помощь в выборе профессии, формирование у учащихся культуры речи включение учащихся в активную работу. Перед экскурсией даю задания учащимся, которые стимулируют познавательный поиск и играют огромную роль в активизации деятельности учащихся во время экскурсии. Предлагаю ученикам не просто знакомиться с материалом экспозиции, географическими объектами, но и заняться активным поиском географической, исторической информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут  записывать тезисы в блокнот, делать пометки, фотографировать, наблюдать, чтобы потом сформулировать выводы о том, что услышали и  увидели, и выполнить творческую работу. Это способствует активному усвоению новой информации, развитию внимания, восприятия памяти, способности к развитию мышления и речи, формированию творческих способностей личности В конце каждой поездки подводим итог : совместно с учащимися обобщаем, систематизируем услышанное, выделяем самое существенное,обмениваемся  впечатлениями, учащиеся  делают предварительные выводы, рекомендую прочитать дополнительную литературу, поработать с интернет ресурсами, которые  позволяют учащимся глубже ознакомиться с темой; намечаю творческие задания: подготовить презентации,  доклады,  проекты Свои творческие работы учащиеся представляют на уроках,  на традиционно проходящих в лицее в апреле месяце Лицейских чтениях.  Учащиеся  пишут статьи в школьную газету   «Лицейский вестник». Это  развивает коммуникативные способности детей, формирует их грамотную устную и письменную  речь. Формируется речевое поведение. Они приобретают опыт выступления перед большой аудиторией. У учащихся формируются общеучебные компетентности Экскурсии - это время живого общения, ученик раскрепощается, чувствует себя свободной и творческой личностью. Доброжелательный тон располагает к доверительному диалогу учителя и школьников, преодолевается традиционный барьер в отношении учащихся к предмету, Например, Насонов  Женя очень комплексовал  во время устных ответов в классе, терялся, зажимался. Во время поездок он раскрылся с  другой стороны, а именно  любознательным ,  общительным ребенком. Сегодня он в 11 классе спокойно,  уверенно отвечает на уроках, увлекается историей, географией.  Часто с нами путешествуют родители.  Во  - первых, это  организация  семейного досуга. Во - вторых, общие темы для общения родителей и детей. Поездки за границу – это и языковая практика, дети общаются на английском языке,   знакомятся с другими языками.  У  многих учащихся   появляется  желание, и они убеждаются в необходимости учить языки. Так, например,  после поездки в Италию две мои ученицы.  выучили итальянский. Сегодня используют его в своей профессиональной деятельности Именно путешествия,  любовь к географии определили выбор профессии Сергеевой Елены, сегодня она студентка РГПУ им. Герцена и  уже работает учителем географии. Такая работа способствует  успешной самореализации в социуме, активной жизненной позиции человека, имеет практическую направленность и обеспечивает систему непрерывного образования, что  отражает задачи, обозначенные в Концепции развития образования. Расскажу об одной из экскурсий. В прошлом учебном году на осенних каникулах мы посетили Швейцарию. История Швейцарии исчисляется с 12 тысячелетия до н. э., когда территория покрытая вечными снегами ,  вследствие потепления климата стала обитаемой  Швейцария – одна из самых развитых и богатых стран мира. Политика нейтралитета позволила избежать разрухи двух мировых войн. Низкое налогообложение в банковском секторе экономики позволило создать сильнейшую  кредитно – финансовую систему. Второй кит Швейцарской экономики – это  шоколад. Производство сыра(150 млн. тонн в год). Швейцарию часто ассоциируют с  часовой фабрикой мира Низкие налоги, идеальная  экология, один из самых низких уровней преступности в мире делают идеальным местом для жизни.Мы посетили самые  красивые  города Швейцарии: Люцерн, Женеву,  Берн, легендарный город Монтре,  где черпали свое вдохновение Руссо, Стравинский,  Фредди  Меркурии, Владимир Набоков. Сильное впечатление на нас произвел  знаменитый Шильонский  замок, воспетый Байроном. В городе Вевей мы гуляли по берегу Швейцарского озера, Приехав в Цюрих мы были поражены его красотой и богатством. В Цюрихе расположены штаб квартиры многих швейцарских банков и страховых компаний, Швейцарская биржа. Очень   много открытий и впечатлений приносил нам каждый день в Швейцарии. Но, пожалуй, самое сильное впечатление произвел на нас Рейнский водопад. « О,  путешественник, будь осторожен  и держи свое сердце крепко в руках – я почти потерял своё от радости  созерцания мощной игры огромных масс, падающих и разбивающих поверхность воды».  Эдуард Мерике.   Вполне можно согласиться со словами немецкого поэта, который так воскликнул в момент созерцания рейнского водопада. Зрелище от спадающего вниз мощного потока воды потрясающее. Настоящее буйство стихий. Рейнский водопад – самый большой водопад в Европе и находится  недалеко от города Шаффхаузен.  Ширина водопада – 150 метров, высота около 23 м. С грохотом и пеной обрушивается вниз вода, в среднем в год около  700 000 литров воды в секунду. Водопад существует здесь уже около 14-17 тысяч лет. И ещё много интересного мы увидели и узнали о Швейцарии. В заключении приведу слова из статьи «Незабываемые каникулы» в №4,март 2011 г. Лицейского вестника .« Такие поездки запоминаются на всю жизнь! Мы не только отлично отдохнули, но и узнали очень  много интересного и полезного для себя. Ведь путешествия дают такой толчок к стремлению узнавать все больше и больше, помогают найти дело по душе и просто помогают дружить и любить. Любить людей и этот прекрасный и удивительно интересный мир!»                          

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.

Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...

Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....

Внеклассные мероприятия по развитию речевой культуры учащихся

Данные классные часы занимательны и интересны по форме и содержанию сценариев для учащихся 5 - 7классов. К их проведению можно привлечь весь класс. Во время подготовки  ученики получают навы...

Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

Конкурс «Педагогический проект». Школьный  уровень. 2018 год...

«Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе»

Использование внеклассной работы по математике способствует развитию математических способностей младших школьников....

"Развитие речевой культуры учащихся в процессе комплексной работы с текстом"

В настоящее время снижение уровня речевой культуры в обществе, особенно в среде школьников, настолько масштабно, что очевидна необходимость совершенствования речевой подготовки учащихся средних школ....