урок русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
разработка урока русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass_po_teme_pryamaya_rech.docx | 240.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Прямая речь |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) |
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. 3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Прямая речь, кавычки, слова автора |
Решаемые проблемы | Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить прямую речь в предложении; - расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с произведениями художественной литературы. |
Оборудование | ЭОР: презентация, компьютер, проектор. Бумажные: карточки с заданиями, учебник. |
I. Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
- Учитель: Доброе утро, ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем вам успешного дня, а вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я еще только учусь». Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное – верьте в себя, и все у вас будет хорошо!
- ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
- Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
улыбки подарим гостям,
к уроку готовы?
Тогда за работу, удачи желаю я вам!
2. Актуализация прежних знаний. Постановка учебных задач.
На 1 слайде предложение:
(В) СКА…КАХ Ж…ВОТНЫЕ УМЕЮТ Г…ВОРИТЬ.
Задание: прочитайте.
- Что записано на доске? (Предложение)
- Докажите. (Предложение содержит законченную мысль, в нем все слова связаны между собой по смыслу и грамматически)
Задание: Спишите предложение, подчеркните и объясните пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор предложения. (работает 1 человек у доски, остальные- в тетради работают с предложением).
Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставим место для темы урока.
Вывод: мы повторили орфограммы, которые нам часто встречаются, разобрали предложение.
- А зачем нам все это нужно? (для того, чтобы быть грамотным человеком).
3.Формулирование темы и целей урока.
А теперь давайте определим тему нашего урока: (работа в группах по 4 человека) у вас на столах лежит ребус. Разгадав его, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
Пожалуйста, назовите тему урока. Устно сформулируйте цели урока.
Какие цели мы поставим на урок?
Знать: Что такое прямая речь? «слова автора»?
Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений с прямой речью.
4.Работа по теме. Открытие новых знаний.
- Возвращаемся к предложению.
Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»
– Из какого произведения это предложение?(Из сказки «Царевна-лягушка»)
- Кому принадлежит первая часть предложения? (автору)
- А вторая часть кому принадлежит? (царю)
Итак, 1 часть предложения – слова автора, а вторая часть – слова героя. Значит, какой вывод мы сделаем. Что такое прямая речь? ( Это слова автора и слова говорящего???). А правильно будет, если мы скажем слова автора и прямая речь.
Вывод: Прямая речь – это передача чужой речи. То, что в кавычках – это речь, переданная дословно, без изменений. В этих предложениях есть слова автора и прямая речь.
Схема этого предложения выглядит так: А: «П!», где А – слова автора, П- прямая речь. (схема вывешивается на доске)
Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.
На доске предложение. «Здравствуй, дедушка!» - говорит Иван-царевич.
Прочитайте, определите, где слова автора, где прямая речь? Наша схема подходит к данному предложению? (Нет) Так значит предложения с прямой речью бывают еще и другие? Значит, какую задачу нам еще надо решить? Схема этого предложения выглядит так:
( Создание проблемной ситуации) А на это вопрос вы ответите сами, выполнив задание.
- Работа в группах. Наблюдение. Каждой группе даны по три предложения. Вам надо будет проанализировать, понаблюдать, как меняется место прямой речи и слов автора, знаки препинания, нарисовать схему каждого предложения. Представители каждой группы рисуют схему на доске и объясняют.
- «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!» - сказал царь, увидев каравай.
«П!» - а.
- «А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны», - отвечает царь сыновьям.
«П», - а.
- «За кого же нам, батюшка, посвататься?» - спрашивают сыновья.
«П?» - а.
Вывод: 1 гр. Прямая речь стоит перед словами автора. Между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы.
2 гр.
- Принял от среднего, посмотрел и сказал: «Только у ворот его стелить!»
А: «П!»
- Искала-искала, не нашла и говорит Иван- царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?»
А: «П?»
- Принял у среднего, взглянул и сказал: «Такой каравай только от большой нужды будешь есть».
А: «П».
Вывод: Слова автора стоят перед прямой речью. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки.
- «Не губи меня, Иван –царевич! – молвила щука. – Будет время – я тебе пригожусь»
«П! – а. – П».
- «Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет»
«П, - а. – П».
- «Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы»
«П?- а. – П».
Вывод: Прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
Итак, прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять до и после прямой речи. На что следует обратить внимание? На то, что ! ? заключаются в кавычки, а точка ставится за кавычками.
ФИЗМИНУТКА
Продолжаем наблюдение. Работа в парах. Вернитесь к предложениям. Как вы думаете, почему в них выделены некоторые слова? Что это за слова? (Глаголы)
Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнут и т.д.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Самостоятельная работа (по раздаточному материалу). Взаимопроверка.
- На листочках распечатаны задания. Слева записаны предложения с прямой речью, справа - схемы предложений. Ваша задача: расставить знаки препинания и соотнести предложения со схемой, соединим стрелочками.
Задание дублируется на доске. Затем выполняется взаимопроверка.
Ведь вы весной вернётесь А: «П?».
спрашивала Серая шейка.
Отвечает месяц ясный:
«Не видал я девы красной». А: «П!»
А.С. Пушкин писал
Что за прелесть эти сказки А: «П».
Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.
- Работа с учебником. А теперь сравните наши совместные выводы с материалом учебника. Правильно ли мы сделали выводы.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке
(на доске новогодняя елка. У каждого на парте разноцветные шары с соответствующими надписями:
Хлопал ушами
Тяп-ляп
Шевелил мозгами
Засучив рукава
В поте лица)
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1) выучить правила
2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их , составить схемы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
урок русского языка 11 класс Техника устной речи
урок разработан с применением технологии критического мышления , акцент урока - групповая работа...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...