урок русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Евгения Владимировна Ботнарь

разработка урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass_po_teme_pryamaya_rech.docx240.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Прямая речь

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

                             

  •  Предметные: . развить умение формулировать определение понятий;
  • ввести понятие предложения с прямой речью;
  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения

Метапредметные:     

 

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.  

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.    

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить прямую речь  в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные:  карточки с  заданиями,  учебник.

I. Организационный момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 

  • Учитель: Доброе утро, ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем вам успешного дня, а вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я еще только учусь». Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное – верьте  в себя, и все у вас будет хорошо!
  • ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17721578015460228398&text=Видеоролик+для+позитивного+настроя+%22Улыбка+творит+чудеса%22&where=all&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F10664151765

  • Давайте, друзья, улыбнемся  друг другу,

            улыбки подарим гостям,

           к уроку готовы?

          Тогда за работу,  удачи желаю я вам!

2Актуализация прежних знаний. Постановка учебных задач.

На 1 слайде предложение:

(В)    СКА…КАХ       Ж…ВОТНЫЕ      УМЕЮТ        Г…ВОРИТЬ.

Задание: прочитайте.

- Что записано на доске?  (Предложение)

- Докажите.  (Предложение содержит законченную мысль, в нем все  слова связаны между собой по смыслу  и грамматически)

Задание: Спишите предложение, подчеркните и объясните пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор предложения. (работает 1 человек у доски, остальные- в тетради работают с предложением).

Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставим место для темы урока.

Вывод: мы повторили орфограммы, которые нам часто встречаются, разобрали предложение.

А зачем нам все это нужно? (для того, чтобы быть грамотным человеком).

3.Формулирование темы и целей урока.

А теперь давайте определим тему нашего урока:  (работа в группах по 4 человека) у вас на столах лежит ребус. Разгадав его, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Пожалуйста, назовите тему урока. Устно сформулируйте цели урока.

Какие цели мы поставим на урок?

Знать: Что такое прямая речь? «слова автора»?
         
Уметь: определять слова автора, прямую речь;    составлять схемы предложений  с прямой     речью.

4.Работа по теме. Открытие новых знаний.

  1. Возвращаемся к предложению.

Позвал однажды царь  сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»

– Из какого произведения это предложение?(Из сказки «Царевна-лягушка»)

-  Кому принадлежит первая часть предложения? (автору)

- А вторая часть кому принадлежит? (царю)

Итак, 1 часть предложения – слова автора, а вторая часть – слова героя. Значит, какой вывод мы сделаем. Что такое прямая речь? ( Это слова автора и слова говорящего???). А правильно будет, если мы скажем слова автора и прямая речь.

  Вывод:  Прямая речь – это передача чужой речи. То, что в кавычках – это речь, переданная дословно, без изменений. В этих предложениях есть слова автора и прямая речь.

  Схема этого предложения выглядит так: А: «П!», где А – слова автора, П- прямая речь. (схема вывешивается на доске)

 Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги. 

На доске предложение.  «Здравствуй, дедушка!» - говорит Иван-царевич.

 Прочитайте, определите, где слова автора, где прямая речь?  Наша схема подходит к данному предложению?  (Нет) Так значит предложения с прямой речью бывают еще и другие? Значит, какую задачу нам еще надо решить? Схема этого предложения выглядит так:

 ( Создание проблемной ситуации) А на это вопрос вы ответите сами, выполнив задание.

  1. Работа в группах. Наблюдение. Каждой группе даны по три предложения. Вам надо будет проанализировать, понаблюдать, как меняется место прямой речи и слов автора, знаки препинания, нарисовать схему каждого предложения. Представители каждой группы рисуют схему на доске и объясняют.

   

  1. «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!» - сказал царь, увидев каравай.

           «П!» - а.

  1. «А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны», - отвечает царь сыновьям.

           «П», - а.

  1. «За кого же нам, батюшка, посвататься?» - спрашивают сыновья.

           «П?» - а.

 Вывод: 1 гр. Прямая речь стоит перед словами автора.  Между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы.

2 гр.

  1. Принял от среднего, посмотрел и сказал: «Только у ворот его стелить!»

            А: «П!»

  1. Искала-искала, не нашла и говорит Иван- царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?»

А: «П?»

  1. Принял у среднего, взглянул и сказал: «Такой каравай только от большой нужды будешь есть».

А: «П».

Вывод: Слова автора стоят перед прямой речью.  После слов автора ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки.

  1. «Не губи меня, Иван –царевич! – молвила щука. – Будет время – я тебе пригожусь»

«П! – а. – П».

  1. «Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет»

«П, - а. – П».

  1. «Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы»

«П?- а. – П».

Вывод: Прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.

 

Итак, прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять до и после прямой речи.  На что следует обратить внимание? На то, что ! ? заключаются в кавычки, а точка ставится за кавычками.

ФИЗМИНУТКА

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11586438232868195292&from=tabbar&parent-reqid=1608150059383664-912414552438836522800193-production-app-host-sas-web-yp-103&text=физминутка+5+класс+фгос+русский+язык&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DWPmqn9Vnw4w

Продолжаем наблюдение.  Работа в парах. Вернитесь к предложениям. Как вы думаете, почему в них выделены некоторые слова? Что это за слова? (Глаголы)

Прямая речь может присоединяться  к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнут и т.д.

4. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

  1. Самостоятельная работа (по раздаточному материалу). Взаимопроверка.

- На листочках распечатаны задания. Слева записаны предложения с прямой речью, справа -  схемы предложений. Ваша задача: расставить знаки препинания и соотнести предложения со схемой, соединим стрелочками.

Задание дублируется на доске. Затем выполняется взаимопроверка.

Ведь   вы    весной    вернётесь                                                               А: «П?».

спрашивала    Серая        шейка.

Отвечает месяц ясный:

«Не видал я девы красной».                                                                  А: «П!»

А.С. Пушкин     писал            

Что за прелесть эти сказки                                                                     А: «П».

Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.

  1. Работа с учебником. А теперь сравните наши совместные выводы с материалом учебника. Правильно ли мы сделали выводы.

6.Подведение итогов урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

         

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

 - Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке

(на доске новогодняя елка. У каждого на парте разноцветные шары с соответствующими надписями:

Хлопал ушами

Тяп-ляп

Шевелил мозгами

Засучив рукава

В поте лица)

                                                               

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению        

1) выучить правила

2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их , составить схемы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

урок русского языка 11 класс Техника устной речи

урок разработан с применением технологии критического мышления , акцент урока  - групповая работа...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...