Конспект классного часа по теме "Фронтовые письма"
классный час

Виктория Кимовна Ондар

Классный час "Фронтовые письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_frontovye_pisma.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство спорта Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Училище олимпийского резерва (техникум)»

Утверждаю

Директор ГБПОУ РТ «УОР (техникум)»

___________ Кызыл-оол Э. С.

«____»___________20 __ г.

Методическая разработка классного часа

«Фронтовые письма»

Автор: Ондар Виктория Кимовна,

куратор ГБПОУ РТ «УОР (техникум)»

Кызыл, 2020 г.

Тема классного часа

«Фронтовые письма»

Форма проведения

Тематическая и исследовательская лекция «Разговор о главном»

Цели классного часа

Личностная:

- воспитывать уважение к истории своей страны, гордости за свою страну, нравственное сознание на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Метапредметная:

- анализировать языковой материал, осуществлять синтез, составлять устный и письменный монологический ответ, аргументированно доказывать свою точку зрения; извлекать информацию из разных источников.

Предметная:

- уметь характеризовать письма как жанр речи, определять особенности фронтовых писем; составлять письма в соответствии с коммуникативной задачей.

Задачи

- расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;

- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;

- воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение и благодарность к ветеранам ВОВ 1941 – 1945 гг., чувство гордости за свой народ, свою Родину;

- воспитывать человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами необходимыми для жизни в обществе;

- формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Актуальность темы классного часа

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время стоить остро. Каждый человек знает, какую лепту внес каждый солдат, герой. И мы не должны забывать наших героев. Но, к сожалению, следует признать, что когда-нибудь наши герои, живые свидетели, ветераны ВОВ уйдут. Некому будет рассказывать будущим нашим детям, внукам, правнукам страны. Тем самым ценнее для нас свидетельства участников войны, найденные неизвестные ранее документы. Самыми дорогими реликвиями считаются фронтовые письма, которые хранились и хранятся в семьях наших павших героев, в музеях. Они являются живым документальным доказательством того страшного времени, которое подрастающее наше поколение не должно забывать.

 В пропахших порохом, огнем, войной письма, строки – это дыхание войны, последний вздох солдата, которого ждала его мать, жена, дети.

Актуальность темы заключается в том, что изучая фронтовые письма, обучающиеся могут пережить реальные события войны от первого лица, увидеть сражение глазами солдата, принесшего нам Победу.

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки, плакаты, иллюстрации, фронтовые письма (из книги М. М. Сенгин-оол, С. А. Бадыргы, Н. К. Самчан, Т. А. Бондаренко и др.)

Аудитория

Обучающиеся ГБПОУ РТ «УОР (техникум)»

…Сыновья, стали старшие вы павших отцов,

Потому что на марше – любой из бойцов,

Потому что привали годам не даны.

Вы о нас, сыновья, забывать не должны.

Р. Гамхатов

Ход классного часа «Фронтовые письма»

Этапы классного часа

Содержание классного часа

Ценностно-эмоциональный этап (Включается обращение Ю. Б. Левитана об объявлении начала войны 22 июня 1941 года. Затем звучит военная музыка)

Включается на экране презентация, где на слайдах появляются репродукции картин с тематикой войны и как солдаты пишут письма.

Учитель: 22 июня 1341 года в 4 часов утра германские вооруженные силы без всякого объявления войны начали атаковать границы советского союза. Диктор Всесоюзного радио и телевидения Юрий Борисович Левитан объявил, что началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

О том, что пришлось испытать простым советским людям, мы можем узнать не только из документов, кинолент, сводок с места боёв, но и из простых писем…

Задание: Напишите свои ассоциации на слово «письмо». Затем мы откроем и посмотрим как определят С. И. Ожегов – советский лингвист в своем Толковом словаре. 

(На столах у ребят лежат стикеры. Каждый ученик пишет столько слов, сколько он может написать за 1 минуту. После озвучивается написанные обучающимися задание и делается результаты).  

Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Письмо посылают родным.

- Ребята, как вы думаете, что делают эти солдаты?

(Ответы обучающихся)

- А кому они пишут письма? (Ответы обучающихся)

- Как вы думаете, какая будет тема нашего классного часа?

Учитель: Фронтовые письма – можно считать живым документальным доказательством событий Великой Отечественной войны, которых мы не должны забывать. Мы не можем с вами представить, как ждали эти маленькие конвертики и в тылу, и на фронте. Возможно, кто-то ждал эти письма и после войны. Верил, надеялся, что любимый, родной человек вернется.

Ценностно-познавательный этап

Исследовательская работа: Фронтовых письма тувинских добровольцев-солдат (на слайде размещены фотографии музейных писем. А также письма солдат)

Учитель: Пожелтевшие от времени солдатские треугольники, листики, наспех написанные простым карандашом. Истрепавшиеся по краям, прорвавшиеся на сгибах, склеенные из кусочков. Треугольники со штампами полевой почты. С волнением и трепетом их берут в руки родные уставших солдат. Эти письма так ждали дома родители, жены, друзья. Многие письма солдат начинаются словами «Здравствуй, мама…»

Письма…письма. Они очень разные и очень похожие.

В них судьбы людей, их чувства и мысли. Сколько теплых слов, сколько любви и грусти по родным стоит за простыми словами, написанными в окопах наспех. Они ярко раскрывают величие подвига, совершенного нашими героями, его любовь к матери-Отчизне, стойкость и мужество наших солдат, большая половина которых не вернулись в отчий дом, к своим женам и детям. С пожелтевших страниц встают картины военных лет.  

Учитель: Фронтовые письма… Это часть эпистолярного наследия эпохи Великой Отечественной войны, собранные воедино, они воссоздают страницы недавнего героического прошлого, ставшего уже историей, которая навсегда останется живой в памяти народа.

Многие письма наших славных бойцов, тувинских добровольцев, не дошли до своих адресатов. Некоторые письма годами доходили до родных, а некоторые стали музейным достоянием республики.

Первые фронтовые письма в фонды музея поступили в 1358 году.  Большая заслуга в сборе материалов по войне принадлежит доктору исторических наук М. Б. Кенин-Лопсану.

В последние годы родные и близкие участников Великой Отечественной войны стали чаще передавать на государственное хранение дорогие сердцу письма.

Задание: Сегодня мы прочитаем 2 настоящих писем наших солдат и проанализируем их.  

- О чем они могли писать?

(Студенты высказывают предположения. Учитель может задавать наводящие вопросы)

Учитель: Согласна с вами. О том, как тяжело было на фронте, солдат практически не писал. Только несколько строк, например, «вот уже 5 дней уничтожаем немцев. Скоро об этом сообщат газеты» или «У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем». Всё лаконично, просто, обыденно. А на самом деле, как это было?

- Вспомните, какие самые тяжёлые события пришлось пережить стране за время войны?

(Студенты вспоминают исторические факты)

- Как вы думаете, почему солдаты не рассказывали ужасающие подробности?

(Варианты ответов студентов. Например, чтобы не расстраивать родных, близких. Им тяжелее всего приходилось. Они постоянно находились в ожидании: вернется их родной человек домой живым или семья получит похоронку. Возможно, хотел отвлечься, как бы перенестись в другой мир, где не было крови, тяжёлых боёв, смерти. Когда солдат писал письма, он чаще всего вспоминал довоенное время и как был счастлив с родными.

Учитель: Перед вами письмо старшего лейтенанта, механика-водителя Т-34 25-го отдельного танкового полка 52-й армии 2-го Украинского фронта Бай-Кара Маспык-оолович Биче-оол (1923 – 1944). Родился Бай-Кара Биче-оол в 1923 году в местечке Сайлыг-Кара сумона Хадын Пий-Хемского кожууна Тувинской Народной Республики. Бай-Кара Биче-оолу было всего двадцать лет, когда 20 мая 1943 года в числе одиннадцати танкистов Тувинской Народной Республики он отправился на фронт. Погиб 14 мая 1944 года. Похоронен в местечке Сиганец в г. Яссы Румынии. Прочитайте его.

Письмо №3 (с переводом)             27 августа 1943 г.

 

От вашего сына Бай-Кара Биче-оола

из города Горького

 Дорогие родители, братья и сестры, родные, зятья и также друзья, передаю вам всем горючий революционный привет.

Все ли благополучно живут на родной земле? Что нового у нас на Родине? Как весело провели 22-летие Тувы?

По приезду я отсюда отправил два письма, получили или нет? (Эти письма отправил в письмах Айыжы из Турана).

Я в СССР городе Горьком, живу хорошо, учусь по своей специальности очень хорошо. Здесь в городе интересного нет. Если писать, то можно написать очень много.

Наша героическая Красная Армия наступает день и ночь вперед, гонит врага на Запад, нанося ему большие потери.

Так вот, дорогие родители, сестры, братья, родные, вы знаете, зачем я приехал сюда. Через 2 – 3 месяца и я буду готов на советском танке вступать в бой немецкими захватчиками.

Партия и народ отправили нас как специалистов, вы это хорошо знаете. Даю клятву бороться до победного конца, вернуться на Родину, к родителям, братьям, родным, весело жить и трудиться.

Враг коварен, он хочет победить. В борьбе с врагом, чтобы определить его, я должен показать свое умение. Чтобы уметь, надо овладеть техникой героической Красной Армии, оружием. Я могу овладеть ею. Давить врага на советском танке – моя основная задача. Вы это знаете.

Дорогие родители, родные, вы за меня не беспокойтесь. Я за браней буду уничтожать врага. Я должен бороться за Победу героически как представитель ТНРП, аратов. Я готов сразиться с врагом. 1 октября уже еду на фронт. Хотели отправить 10 сентября, но нам дали дополнительную программу, все равно в октябре поедем без задержек.

Вперед ха Победу!

Наше дело правое!

Победа будет наша!

Смерть врагу!

Перед отправкой в фронт дадим телеграмму тувинскому народу, также напишем в газету. С ним же отправлю и письмо. Я здесь сфотографировался, а фотокарточку еще не сделали (было бы хорошо, если бы я отправил).

Родная сторона, родители и родные, я вас вспоминаю. Я знаю, так нельзя и очень креплюсь. Для меня выполнить цель, поставленную народом и партией ТНР, и вернуться домой – очень важная историческая миссия. Я чту доверие, возложенное на меня народом и партией, стараюсь отлично учиться. Пишу в спешке: времени нет. Потом напишу более подробно письмо.

С революционным приветом Байкара Биче-оол.

Моим родителям, браться и сестрам и всем родственникам.

Мой адрес:

СССР. Полевая почта 32034

Получить Байкара Биче-оолу.

Внизу написать обратный адрес.

Осталось несколько дней. Если вы отправите мне письмо, оно придет после моего отъезда. До сюда письма доходят через месяц.

Учитель:

- О чем пишет солдат? (Варианты ответов обучающихся)

- Что волнует Бай-Кара Биче-оола? Как это передано в его письме? (Варианты ответов обучающихся)

- По окончании войны чем собирается наш герой знаться?

(Варианты ответов обучающихся)

Учитель: Обратимся к ещё одному письму, которое было адресовано любимой супруге и дочери Нине.

Борис Иванович Страхов – «Ветеран труда», был награжден орденами Красной Звезда, Отечественной войны II степени, удостоен ордена Александра Невского. Борис Страхов трижды побывал в Туве. О сибиряках отзывался как о храбрых, сильных солдатах.

Здравствуй, моля дорогая!!!

Прими горячий привет с фронта от своего любящего Бориса!

Марусенька! Сегодня ведь не совсем обычный день для меня! Сегодня ровно три года прошло с тех пор, как я расстался с тобой и нашей тогда еще совсем маленькой Ниной! Три года жизни в суровых условиях войн, три года прошедшие в боях, походах и небольших передышек. Но как ни сурова моя жизнь, как ни тяжела обстановка военного времени, ты все время живешь в моем сердце. Любовь, вспыхнувшая с такой силой, не остыла. Нет, она только притаилась в уголках моей души и ждет секунды, мгновения, чтобы разогреться огромным пожаром на долгие наши годы жизни! Что готовит судьба, неизвестно, но ведь каждый живет, думая только о живом. Сражаясь за Родину, мы сражаемся за любовь к жизни, за жизнь нашей Родины, за наших близких друзей. Идя в бой, каждый не думает быть живым. Но и не хочет умирать без цели. Цель у нас есть и ради этой цели все готовы биться насмерть. И вот в будущем, я так же буду надеяться на его лучшее и главное – на нашу встречу!!! Вот мои думы и мысли, которыми я живу, и прелестно будет ощущать то мгновение, когда вновь увижу тебя и скажу: «вот видишь я пришел и если ты ждала меня, то прими мою благодарность, я снова буду делить пополам наши труды и заботы, нашу любовь и радость». Ну а что дальше будет, конечно, предсказать нельзя, это не в силах нашей мысли и разума. Вот мое небольшое введение. А дальше немного о себе. Ну, тут, кажется, много тоже писать нечего. Пока что жив и здоров. Конечно, есть нечего нового, но ведь в письме всего этого не опишешь. Интересно то, что поблизости, очевидно, со мной находится Анатолий (младший брат Бориса Страхова), адреса его не даю, ибо я ему сообщил твой, и он хотел тебе написать…Вот пока и все. Буду ждать ответ от тебя…

Пиши, миланька, о себе и о дочурке. Привет Нине Николаевне и всем родным. Целую Нинульку.

До свидания, родная. Крепко-крепко целую тебя, только всегда твой Борис.

Учитель: Вот и прочитали выразительно письмо.

- Ребята, определите тон письма. Как он передается в письме?

(Варианты ответов обучающихся)

- Вы заметили, с чего начинается эти два письма? Что у них общего?

(Варианты ответов: Начало писем. Используются этикетные формулы начала и конца. Письма адресованы родным, близким людям. Адресанты беспокоятся о них, скучают по ним. О себе они практически не пишут. Дают фрагмент военных действий. Но утешают и обещают их скорой Победой.

Это беспокойство за родных. Солдаты уверены в окончании войны и возвращении на Родину. Это отражено в окончании писем «До скорой встречи», «Целую». Это и стандартные фразы прощания: «Ваш сын…» и т.д.

 Письма очень эмоциональны. Много восклицательных предложений. В письмах преобладает тип речи описание).

Ценностно-рефлексивный этап

(Включается видеоклип песни «Письмо с фронта»

Вопросы для обсуждения

Учитель: 

- Ребята, сейчас будем работаем в группах (командах) (необходимо, чтобы групп было четное количество, потому что одни будут писать письмо от имени солдата, а другие – от имени его дочери).

Учебная ситуация для группы 1:

- Вы сценарист фильма. Во время съемок видеоклипа был потерян сценарий. Восстановите фрагмент сценария, связанного с фронтовым письмом. Напишите письмо от имени солдата. Продумайте начало и окончание этого письма.

Учебная ситуация для группы 2:

- Вы сценарист фильма. Во время съемок видеоклипа был потерян сценарий. Восстановите фрагмент сценария, связанного с фронтовым письмом. Напишите письмо от имени дочери солдата. Продумайте начало и окончание этого письма.

 (На работы групп отводится 15 минут. Чтение писем – 10 минут).

Учитель анализирует работы учеников, акцентирует внимание на ключевых словах в письмах.

- Почему письма во время Великой Отечественной войны были так важны?

- О чём писали бойцы?

- Почему письма до сих пор, спустя столько лет, хранятся в семьях и в музеях?

- Есть ли в вашей семье такие реликвии? Расскажите о них.

Учитель: Наш классный час подошёл к своему завершению, но на этом тема Великой Отечественной войны не заканчивается. Мы всегда будем помнить о наших героях-солдатах.

Список использованной литературы

  1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
  2. Кондратьев, В. А., Политов, З. Н. Говорят погибшие герои. 1941–1945 гг. / В. А. Кондратьев, З. Н. Политов //. – М.: Издательство политической литературы, 1979. – 272 с.
  3. Сенгин-оол, М. М., Бадыргы, С. А. Фронтовые письма / М. М. Сенгин-оол, С. А. Бадыргы //. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002 г. – 176 с.
  4. Фронтовые письма в живописи // https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post414811093 
  5. Юрий Левитан. Путь великого диктора. День Великой Победы // https://www.levitan.su/life/318/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу на тему "Письмо неизвестному солдату" 5 класс

День Неизвестного Солдата в России.  Это день памяти всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов.  3 декабря... Сегодня в России отмечается новый праздник – ...

разработка классного часа "Напишу тебе письмо..."

Цель: активизация интереса учащихся к эпистолярному жанру; увеличение пользователей почтовых услуг.Задачи: познакомить историей появления писем, выявить отличительные признаки письма от других средств...

прзентация к классному часу :"Напишу тебе письмо"

прзентация к классному часу :"Напишу тебе письмо"...

прзентация к классному часу :"Напишу тебе письмо"

прзентация к классному часу :"Напишу тебе письмо"...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов

Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...

Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")

Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....