Части речи (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi_konspekt.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

5 класс

Тема:                 Повторение. Части речи

Задачи:        -повторить сведения о частях  речи, известные из начальной школы;

-развивать умения различать части речи по вопросу, значению;

                -формировать умение находить наречия в тексте;

                -развивать навыки выразительного чтения;

-развивать умение слушать текст;

-формировать чувство уверенности в себе, в своих силах, учить быть смелыми в сложных жизненных ситуациях.

Ход урока

I. Организационный момент

        Сегодня на уроке мы сначала вернемся в лето, потом попробуем вытащить из тайников нашей памяти кое-что ценное, поговорим немного об осени,  а затем потренируем мозги.

II. Актуализация темы (проверка д/з)

        - Обращаюсь к тому, кто дома выполнял упражнения.  Зачитайте одно из придуманных вами предложений (упр. 60).

        - Уверена, вы правильно написали предлоги из-за, из-под. А я забыла. Как они пишутся?

        - Зачитайте слова с предлогами из-за, из-под из упр. 61.

        - А кто из вас решился на творческую работу?

        - Зачитайте свое сочинение! (2-3 работы)

2. Орфоэпическая разминка

Начнем наш урок с проговаривания и записывания слов

СвЕкла, каталОг, жалюзИ, тЕфтели, щавЕль, агЕнт, алфавИт, аэропОрты, бАнты

Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавЕль.

Девочки надели бАнты и играют дружно в фанты.

3. Определение темы урока

- Мы с вами проговорили слова. Что они обозначают? ( предметы)

- Давайте их попробуем изобразить или представить.

БАНТЫ            СВЕКЛА         КАТАЛОГ

- Какой частью речи обозначаются слова, которые обозначают предмет? ( существительное)

- А можем ли мы разукрасить наши слова? Возьмем слово «БАНТЫ». Какого цвета они могут быть? Размера? Состояния?

- Какую часть речи мы использовали? ( прилагательное)

- Теперь давайте совершать действия: завязать, развязать, сложить, купить и т.д.

- Какую часть речи использовали?

- Может уже кто-то догадался, какая тема урока? ( Части речи)

УЧИТЕЛЬ – к концу урока мы с вами все части речи должны разделить на группы. Для этого мы попробуем их поселить в один дом, но в разные подъезды. А вот почему в разные вы мне и скажите?

- Каждый подъезд имеет свое название: самостоятельные жильцы, служебные жильцы, особые жильцы.

- Как вы думаете, почему у них такие названия? ( самостоятельные – сами делают, служебные- помогают, особые – для особенных случаев)

4. Работа по теме урока

- А теперь давайте определим части речи.

III. Объяснение нового

  1.  Работа со справочником

        Представим, что все части речи поселились в едином жилом комплексе в трех домиках.

(Совместная деятельность учителя и учащихся по составлению шпаргалки по теме «Части речи»)

        Самост. ч. р.                                Служебные ч. р.                        Междометие

1 сущ.                                                1 предлог                                

2 глагол                                        2 союз

3 прил.                                                3 частица

4 мест.                                                

5 числ.

6 наречие

7

8

? 9

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-К сожалению, пока нам не удалось перечислить  все части речи. Может,  нам подскажет учебник?

        (Если все части речи названы: -Проверим себя по учебнику)

3) Работа с учебником

Упр. 67 (у) – выразительное чтение стихотворения «Весёлая грамматика» и добавление сведений в шпаргалку (или проверка шпаргалки)

        Проблемы все же остались, попробуйте самостоятельно дома выяснить, какие еще части речи мы с вами будем изучать на уроках в 7 классе. А завтра на уроке, уверена, вы сможете перечислить все части речи без исключения.

IV. Первичное закрепление

        -Вот и настало время потренировать мозги!

1) Упр. 68 (п) – три колонки: все в тетради, один учащийся у  доски (под диктовку)

                Или устно (по цепочке: слово – вопрос – часть речи)

2) Имена существительные, имена прилагательные, глаголы вы находить умеете, а теперь поучимся узнавать наречия.

Упр. 69 (у)  - чтение текста учителем

- Как же стоит вести себя в сложных жизненных ситуациях?

- К какой части речи относятся выделенные слова?

- Зачитайте теоретические сведения о наречии. Запомните, что это неизменяемая часть речи. Наречия связаны с глаголом примерно так, как имена прилагательные связаны с именами существительными.

 (На доске учитель пишет) был (где?) впереди)

3) Словарик

Кроме того, наречие – сложная часть речи и с точки зрения орфографии. Запишите в свой словарик следующие наречия:

вдруг

 вперед

 назад

- Составьте с одним из слов предложение и запишите его в тетрадь

V. Итог урока

        Итак, сегодня мы вспомнили то, что уже знали о частях речи; выяснили, что пока  не все грамматические группы слов можем назвать; потренировались находить имена существительные, имена прилагательные и глаголы; начали учиться отыскивать наречия.  Предлагаю вам дома продолжить работу по поиску наречий в тексте.

Д/З  Справочник,   упр. 70 или 71 (на альбомном листе), найти названия недостающих частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Обобщающий урок по теме: "Части речи" 7 класс

Открытый урок проведён в рамках районного семинара завучей....

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс

Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; разв...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...