Урок письма и развития речи "Обобщение знаний о частях речи" 5 класс
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Тенякова Светлана Александровна

Урок письма и развития речи по теме "Обобщение знаний о частях речи". Цель урока:обощить знания о частях речи. Задачи урока: создавать условия для развития у учащихся умения различать части речи; развивать фонематичский слух; умение выделять главное, анализировать; воспитывать навык самоконтроля. На уроке используется мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_chastyah_rechi_5_klass.rar850.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи в 5 «а» классе

Тема. Обобщение знаний о частях речи

Цель. Обобщить знания о частях речи

Задачи.

Знать определения частей речи: имя существительное, имя прилагательное,     глагол; уметь их различать, задавая вопрос, определяя  значение;

развивать фонематический слух; умение выделять главное, существенное; воспитывать стремление добиваться результата, аккуратность в работе, интерес к предмету.

Речевой материал: забота

Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской,  2007  год, рабочие тетради, ИКТ, карточка со словарным словом,  тест для учащихся

1.Организационный момент. (1 мин)

2.Повторение пройденного. Сообщение темы урока. Актуализация знаний (2 мин)

1).Запись в тетради числа, классной работы. Сообщение темы урока. Постановка задач урока. Слайд 1

Учитель. Попробуйте определить тему урока, отгадав загадку:   Слайд 2

Всему название дано и зверю , и предмету вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет! И всё, что может видеть глаз , - над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас означено - … (словами)

Учитель. Что могут называть слова? (предметы, признаки предметов, действия предметов) Как в русском языке называют слова, которые обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов? (Части речи)  Сегодня мы будем знакомиться с частями речи или мы о них уже знаем? (Знаем)  Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Повторять части речи). Тема нашего урока: обобщение знаний о частях речи. Чем мы будем заниматься на уроке? (Повторять части речи, называть части речи, определять части речи)

 В течение урока все должны работать активно, в конце урока у вас будет небольшой тест и каждый может заработать хорошую оценку по результатам своей работы на уроке. Слайды 3-4

2). Словарная работа. (3 мин.) Слайды 5-6

 Начнём наш урок со словарной работы. Догадайтесь, с каким словом мы будем знакомиться: азобат. Каково значение слова: беспокойство, опасение; хлопоты о ком-либо, чём-либо; попечение уход; в разговоре неотложное дело, задача.

 Разбор у доски. Забота –за-бо-та. 3 сл., 6 зв., 6 б., 3 гл., 3 согл., 2 звон., 1 глух., 3 тв. (Устно составляют предложения)

3). Словарно-орфографическая работа. (4 мин) Слайды 7,8,9,10,11

Учитель. К какой части речи относится слово «забота». Имя существительное. Дайте определение имени существительному. Я предлагаю вам вспомнить определения других частей речи, выполнив такую работу. В предложения нужно вставить однокоренные слова  нашего изученного слова.

Мама гордилась …. сыном. (заботливым) (записывают в тетрадь, определяют часть речи, дают определение)  Мы …о своих родных. (заботимся)

3.Основная часть (15 мин)  Слайд 12

Учитель. О чём мы говорим на уроке?  (О частях речи)  Какие части речи повторили? Как определить, какой частью речи является слово? (Задать вопрос, определить, что оно обозначает). Закрепим свои знания о частях речи.

Работаем с учебником. Страница 97, упражнение № 156 (чтение задания детьми)

Учитель. Как называются  группы слов? (Однокоренные) Что мы должны сделать? (Выписать в три столбика: сущ., гл., прил.) Переписать образец. Разобрать и записать 2  и 3  строчку (писать, письменная, писатель; свет, светлое, осветить) (остальное будет  Д\з)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (2 мин) Слайд 13

Слайды 14, 15, 16, 17,18

Учитель. А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. У нас выпало много снега. Что можно построить из снега? Кого можно построить во дворе? (Снеговика)  Снеговик у нас  сегодня в гостях. Он предлагает вам составить предложение из слов: слепили, ребята, снеговика, большого

Ребята слепили большого снеговика.  

(Запись предложения, разбор по членам предложения, с указанием частей речи)

4.Закрепление знаний (5 мин) Слайд 19, 20

Учитель. Сейчас каждый проверит свои знания о частях речи. Для этого выполните небольшой тест. В нём 5 вопросов. Если ошибок нет, значит,   вы хорошо разобрались с этой темой, если есть ошибки, будем ещё работать.

Тест

1.Дополни определение: имя существительное обозначает  ______________ и отвечает на вопросы кто? что?

2. Найди «лишнее» слово: зимний, зима, зимующие.

3.Что это за часть речи: говорить, писать, отвечать _________________

4. Задай к слову вопрос: ________ дом, ______________большой, ___________________________жить

5.Определи часть речи: заботился____________,  мама__________,  сильный___________.

5. ИТОГ УРОКА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (5 мин) Слайды 21,22

Учитель. О чём на уроке говорили?  Что вы можете сказать об уроке: Сегодня на уроке:1). Я научился …  2) Было интересно … 3) Было трудно…

Учитель. Домашнее задание стр. 97, № 156, закончить. Повторить правила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе».  Урок закрепления изучаемого материала....

Урок письма и развития речи в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "Имя собственное"

Тема урока: Имена собственные. Имя на карте.Цели урока:-познакомить с именами собственными, с их написанием;-узнать новое о населенных  пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа;-закрепить знани...

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения" Конспект +презентация

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения". Материал содержит конспект урока и презентацию....