Урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Нечаева О.А.

Конспект урока по русскому языку по теме "Словосочетание", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.8 КБ
Файл slovosochetanie.pptx504.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  русского языка

в 5 классе.

Тема урока:  Словосочетание.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: деятельностного типа.

Цели:Познавательные:     1.Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2.Находить главное и зависимое слово. 3.Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 4. Производить синтаксический разбор словосочетаний.    5.Повторить сведения о синтаксисе и синтаксических единицах.

Практические : 1.Совершенствовать синтаксические учебно-языковые умения (синтаксический разбор словосочетаний).  2. Формировать умение определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Общепредметные: 1. Развивать способность объединять изученные сведения  в систему. 2.Совершенствовать умение обосновывать свой ответ. 3. Развивать умение переключать внимание сменой видов деятельности. 4. Развивать умение работать в группах. 5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, внимание к слову. 6. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.

Форма работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Принципы обучения.

  1. Научности (углубление представлений о синтаксисе).
  2. Наглядности (использование средств обучения).
  3. Доступности (опора на знание учащихся о единицах синтаксиса).
  4. Активности и сознательности учащихся в процессе обучения (привлечение  учащихся к формулированию целей урока, исследовательская деятельность учащихся).

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, рефлексивный, метод нахождения языкового явления, метод доказательства принадлежности языкового явления к указанному разряду, метод преобразования языкового явления (слова в словосочетания), метод конструирования.

 Средства обучения.

1.Презентация к уроку.

2. Схемы построения словосочетаний.

3. Учебник по русскому языку: теория.

План урока.

  1. Оргмомент – 1 мин.
  2. Объяснение нового  - 15 мин.
  3. Формирование знаний и умений – 20 мин.
  4. Итоги урока – 8 мин.
  5. Постановка домашнего задания – 2 мин.

                            Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас в порядке, есть ли тетрадь, учебники, карандаш. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

2. Актуализация изученного ( знаний).

- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями).

- Мы с вами уже не раз проводили исследования на уроках. Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, попробуйте  определить сами.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис).

- Что такое синтаксис?

- Какие синтаксические единицы мы уже изучили?                     (Предложение, текст).

-Следовательно, что будет объектом исследования сегодня? (Словосочетание).

Запишите  число, вид работы и тему сегодняшнего урока.

- Ребята, как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться на уроке? Каким образом будем получать информацию?

3. Объяснение нового. Словарная работа .                                                            (СЛАЙД № 1)

- Записать слова, вставить пропущенные буквы.

Весело ш…л                                                       (СЛАЙД № 2)

Ж…лтые листья                                                 (СЛАЙД № 3)

Осв…щается со…нцем                                     (СЛАЙД № 4)

Самопроверка. Оценивание.                             ( СЛАЙД № 5)

Кто выполнил безошибочно – поставьте на полях +.

- Ребята, я вас попросила записать слова. А как вы думаете, это просто слова     мы записали? (нет, это словосочетания).

- Почему вы так решили? Чем словосочетание отличается от простого набора слов? (связь)

- Как устанавливается связь слов в словосочетании? (по вопросу от главного слова  к  зависимому).

- Попробуем это доказать. Сейчас мы будем учиться устанавливать грамматическую и смысловую связь слов в словосочетании и доказывать это графически. (Разбор записанных слов). Словосочетания записываются на доске + схемы.

                                                       Нареч.+ сущ.

                                                       Прил.+сущ.

                                                        Гл.+сущ.

- Ребята, что же такое словосочетание? Попробуйте самостоятельно сформулировать ответ. Теперь обратитесь к учебнику.  Откройте теорию п.19, стр.26. Из параграфа   выберите нужную для ответа информацию. Что такое словосочетание? ( Проговаривание, заучивание, ответ сильного ученика – слабого). Вывод учителя.

4.Формирование знаний и умений.

Задание № 1.

Работа в парах.

Постановка проблемы.

Сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Я перед вами ставлю такую задачу:  ответьте на вопрос Можно ли утверждать, что слова на картинках являются словосочетанием. Докажите графически.

Снежная зима                                              (СЛАЙД № 6)

Спелые ягоды                                              (СЛАЙД № 7)

Организация проверки: ответы  учеников у доски + схемы. Самопроверка, оцените себя знаком +, кто не допустил ошибку, кто допустил ошибку, поставьте  + на полях напротив этого задания.

Вывод :

-Таким образом, сделаем вывод. Что такое словосочетание?

- Что вы уже узнали о словосочетании? (есть главное и зависимое слово, связаны по смыслу).

Задание № 2.

Ребята, мы узнали, что такое словосочетание, как устанавливается связь слов в словосочетании. Теперь мы должны с вами научиться видеть словосочетания в предложении и выделять их.

На доске записано предложение.   Солнце озаряет.

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Какое это предложения по наличию второстепенных членов? (нераспространённое.)

- Дополните  предложение словом, которое будет пояснять подлежащее.

- Включите еще слово, которое будет пояснять сказуемое.

Запишите полученное предложения. ( Утреннее солнце озаряет лес.)

- Какое получилось предложение по наличию второстепенных членов? (распространённое).

Ребята, в распространённом предложении мы можем выделить словосочетания.

А в нераспространённом – нет, потому что грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является  словосочетанием.

- Давайте попробуем найти словосочетания в распространённом предложении и доказать это графически. Ученик у доски.

Солнце (какое?) утреннее.      Сущ.+прил.

Озаряет (что?) лес.                   Глаг.+ сущ.

Вывод:

- Ребята, как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически).

- Как связаны слова в предложении? (по смыслу и грамматически).

- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса).

- Какое слово считается главным в словосочетании?

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно изучать эту тему? (правильно составлять предложения, а распространённые предложения больше дают информации, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами и правильно составлять словосочетания.)

Самостоятельная работа.                                           (СЛАЙД № 8)

Задание: (Работа в парах)

Постановка проблемы:

-Можно ли назвать эти слова словосочетаниями? Почему? (Нет, они не согласованы в роде, числе, падеже).

- Что нужно сделать, чтобы соединить эти  слова в словосочетания? (Изменить окончание слова). Попробуйте составить словосочетания.

Организация проверки :  у доски. Самооценивание.

ВЫВОД: - Какой можно сделать вывод, с помощью чего  выражается грамматическая связь? (С помощью  окончаний и согласования слов в роде, числе, падеже).

5. Подведение  итогов. Оценивание.

- Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?

- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Что такое словосочетание?

- Как устанавливается связь слов в словосочетании?

- Как найти в словосочетании главное слово?

- Что в предложении не  может являться  словосочетанием?

- Как вы поняли тему, оцените себя, поставив на полях карандашом  общую оценку за урок.

- А теперь проверим, подтвердите ли вы свою оценку.

Запишите предложение, выпишите словосочетания, докажите графически своё решение.

Относитесь к родному языку бережно.           (Слайд № 9)

Относитесь (к чему?) к языку.         Гл.+сущ.

Относитесь (как?) бережно.            Гл.+ нареч.

Языку (какому?) родному.              Сущ.+прил.

Проверка, выставление оценок.

  1. Постановка домашнего задания.

Чтобы закрепить полученные знания на уроке, дома вам предстоит повторить, что такое словосочетание, выучить определение наизусть, п.19 Т., выполнить упр. № 275  на  «4» или упр. №  277   на «5» (по выбору).

Применение системно-деятельностных технологии

на уроках русского языка.

При проведении данного урока применялся системно-деятельностный подход, принцип которого заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.

Учащимся было предложено самостоятельно провести исследование и получить информацию о словосочетании.  Учитель попытался подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока.  Актуализация изученных способов действий (т.е. как мы это будем делать, что для этого потребуется), достаточных для построения нового знания, их обобщение  и опора на уже полученные знания позволили учащимся справиться с    поставленной задачей.    
Чтобы добиться осмысления учебного материала всеми учащимися, использовались такие приемы, как  проблемные вопросы, проговаривание, образец рассуждения, повторение важной информации в течение урока.  Учитель стремится оценить  реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи, создаёт атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.

Один из важных приёмов системно-деятельностных технологий -  приём мотивированного обучения, т.е. осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

На этапе  первичного закрепления идёт проговаривание правила         (определения) сначала сильным учеником, затем слабым. Также на данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий (в парах или самостоятельно) с проговариванием алгоритма решения вслух.

На этапе формирования знаний и умений используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом. В завершение организуется оценивание своей работы.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха,  тем самым мотивирует ребёнка  к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

На этапе подведения итогов  подбираются задания, в которых тренируется использование изученного  материала, Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученной теме, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. На этом этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты.

 В ходе проведения таких уроков возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом. Такой вид деятельности позволяет максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке. Убеждаешься в том, что знания выведенные детьми гораздо ценнее и прочнее, чем те, которые им предлагает учитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетание Урок по русскому языку в 5 классе Нечаева О.А., учитель МКОУ Савинская ООШ

Слайд 2

Списать, вставить пропущенные буквы весело ш...л

Слайд 3

ж… лтые листья

Слайд 4

осв … щается со… нцем

Слайд 5

весело ш ё л ж ё лтые листья осв е щается со л нцем

Слайд 6

Снежная зима

Слайд 7

Спелые ягоды

Слайд 8

Добрый и девица Сладкий и речи Ясный и солнышком

Слайд 9

Относитесь к родному языку бережно.

Слайд 10

Относитесь (к чему?) к языку гл.+сущ . Относитесь (как?) бережно гл.+нареч . Языку (какому?) родному сущ.+прил .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...