"Мягкий знак после шипящих у существительных." 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок повторения и закрепления ""Мягкий знак после шипящих у существительных." 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мягкий знак после шипящих у существительных." 5 класс | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование
по предмету русский язык 5 класс
г. Елабуга СОШ № 8 , учитель русского языка и литературы Ханипова Альбина Ильгизовна
Урок 16.
Тема: Мягкий знак после шипящих у существительных
Цели урока:
- повторить и закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных;
- формировать у учащихся навык правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных;
-привить интерес к предмету.
Задачи:
- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных в практической деятельности учащихся;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; развивать познавательную активность;
- воспитательные: прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать чувства заботы, внимания, доброты в отношениях с родителями.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Оборудование: учебник.
Ход урока.
I. Организационный момент .
Здравствуйте, ребята!
Мы хороший, дружный класс?
Все получится у нас!
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.
.
II. Актуализация знаний.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы майки и штиблеты-
Называются __________(предметы)
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Села, города, планеты-
Это тоже все __________ (предметы)
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они _________________ (существительные)
Ребята, ответьте мне на следующие вопросы:
- Как изменяются имена существительные? Объясните.
- Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.
- В каком числе (единственном и множественном) существительные различаются по склонениям?
- В каких существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак (ь), а в каких не пишется?
III Сообщение темы урока.
-Ребята, сегодня на уроке пойдет речь, о правописании мягкого знака после шипящих на конце слов у имен существительных.) Мы повторим, и закрепим правила правописания Ь в конце существительных.
- Запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока( она доске).
IV. Повторение и закрепление знаний о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных .
1) Прослушайте стихотворение и сформулируйте правило написания мягкого знака на конце имен существительных.
Если к слову с шипящей ты задал вопрос:
Это кто? Мышь, камыш или брошь?
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склоненье над ним напиши.
Если третье склоненье,
То, отбросив сомненье,
Мягкий знак непременно
Ты в конце напиши!
А не третье склоненье-
Никогда не пиши!
- Перед вами лежат карточки с текстом
День был хорош и погож, а Митя был пригож. Вышел он из дома и побежал вскачь мимо дач.., есть калач.. А бабушка уж и печ.. топила. Для дорогого гостя и ворота настежь! Невтерпёж Мите. Горяч и жгуч калач.. ,,Спешишь, обожжешься,- предостеречь его бабушка хочет,- намажь хоть вареньем”. Но ведь калач..-то, тем и хорош, что горяч! ,,Ешь, ешь,- приговаривает она,- матушка- рож.. кормит всех сплошь”.
Съел Митя весь калач.., лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч.. на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёшься! Беречься надо: гром трескуч, лес дремуч. Примерь хоть плащ…, врач.. оставил, когда на пустошь уходил”,- хочет бабушка ему помочь. Подумал Митя и решил лечь на печ.., пока солнца луч.. ноч.. не сменит.
Найдите имена существительные, поставьте Ь знак там, где он необходим.
Опираясь на таблицу 3-х склонений имен существительных, скажите какие существительные относятся к 1 скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.?
-Чтобы правильно определить склонение существительного, в какой форме нужно поставить это существительное? (В Н.ф., И.п., ед.ч.)
2) Работа с учебником.
Ребята, откройте тетради.
- Выполнение упражнение 98 на доске (1 ученик) и в тетрадях, опираясь на таблицу упр.96 и на материал, который мы повторили, выделяя орфограмму.
В ходе обсуждения происходит закрепление знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода.
- Ребята, кто не разобрался, когда пишем Ь после шипящих на конце имен существительных?
3) Творческое задание. Самостоятельно.
Подберите синонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем синонимами? Сино́нимы — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения.):
Доктор (врач)
Родник (ключ)
Друг (товарищ)
Подберите антонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем антонимами?
День (ночь)
Правда (ложь)
Нищета (роскошь)
5) Проверка творческого задания.
V. Контроль и оценка знаний .
- Поработали неплохо, я довольна вами. Оценки за работу на уроке получают…
VI. Домашнее задание .
- Ребята, домашнее задание: повторить пройденные орфограммы
VII. Обобщение и систематизация знаний (1 мин.).
- С какую орфограмму мы вспомнили?
- Как научимся её обозначать на письме (Букву шипящую подчеркнём одной чертой, на сигналит, будь внимателен, а орфограмму – двумя.)
- Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?
- Молодцы! Я очень рада, что вы усердно занимались. Урок закончен. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов
Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов"....
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".
Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...
«Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»
технологическая карта открытого урока русского языка в 5 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»...
"Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных", русский язык, 5 класс
Тип урока: комбинированныйЦель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных....
Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р. и его отсутствие у существительных м.р.
Логопедическое групповое занятие на тему "Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р.и его отсутствие у существительных м.р."...