"Мягкий знак после шипящих у существительных." 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок повторения и закрепления ""Мягкий знак после шипящих у существительных." 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       Поурочное планирование

                                                   по предмету русский язык 5 класс

г. Елабуга СОШ № 8 , учитель русского языка и литературы  Ханипова Альбина Ильгизовна

Урок 16.

Тема:   Мягкий знак после шипящих у существительных

Цели урока:

- повторить и закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных;

- формировать у учащихся навык правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных;

-привить интерес к предмету.

Задачи:

- обучающие: тренировать учащихся в опознавании орфограммы и способам обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило правописания Ь после шипящих на конце слов у существительных в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; развивать познавательную активность;

- воспитательные: прививать интерес и любовь к русскому языку; воспитывать чувства заботы, внимания, доброты в отношениях с родителями.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: учебник.

Ход урока.

I. Организационный момент .

 Здравствуйте, ребята!

Мы хороший, дружный класс?

Все получится у нас!

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

.

II. Актуализация знаний.

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы майки и штиблеты-

Называются __________(предметы)

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Села, города, планеты-

Это тоже все __________ (предметы)

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они _________________ (существительные)

Ребята, ответьте мне на следующие вопросы:

- Как изменяются имена существительные? Объясните.

- Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.

- В каком числе (единственном и множественном) существительные различаются по склонениям?

- В каких существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак (ь), а в каких не пишется?

 
III Сообщение темы урока.

-Ребята, сегодня на уроке пойдет речь, о правописании мягкого знака после шипящих на конце слов у имен существительных.) Мы повторим, и закрепим правила правописания Ь в конце существительных.

  - Запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока( она доске). 

IV. Повторение и закрепление знаний о правописании Ь после шипящих на конце слов у существительных .

 

    1)   Прослушайте стихотворение и сформулируйте правило написания мягкого знака на конце имен существительных.

Если к слову с шипящей ты задал вопрос:
Это кто? Мышь, камыш или брошь?
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склоненье над ним напиши.
Если третье склоненье,
То, отбросив сомненье,
Мягкий знак непременно
Ты в конце напиши!
А не третье склоненье-
Никогда не пиши!

- Перед вами лежат карточки с текстом

День был хорош и погож, а Митя был пригож. Вышел он из дома и побежал вскачь мимо дач.., есть калач.. А бабушка уж и печ.. топила. Для дорогого гостя и ворота настежь! Невтерпёж Мите. Горяч и жгуч калач.. ,,Спешишь, обожжешься,- предостеречь его бабушка хочет,- намажь хоть вареньем”. Но ведь калач..-то, тем и хорош, что горяч! ,,Ешь, ешь,- приговаривает она,- матушка- рож.. кормит всех сплошь”.

Съел Митя весь калач.., лишь один кусочек оставил.  Пока он ел, много туч.. на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёшься! Беречься надо: гром трескуч, лес дремуч. Примерь хоть  плащ…, врач.. оставил, когда на пустошь  уходил”,- хочет бабушка ему помочь. Подумал Митя и решил лечь на печ.., пока солнца луч.. ноч.. не сменит.

    Найдите  имена существительные, поставьте Ь знак там, где он необходим.

Опираясь на таблицу 3-х склонений имен существительных, скажите какие существительные относятся к 1 скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.?

-Чтобы правильно определить склонение существительного, в какой форме нужно поставить это существительное? (В Н.ф., И.п., ед.ч.)

 2) Работа с учебником.

Ребята, откройте тетради.

- Выполнение упражнение 98 на доске (1 ученик) и в тетрадях, опираясь на таблицу упр.96   и на  материал, который мы повторили, выделяя орфограмму.

      В ходе обсуждения происходит закрепление знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода.

Ребята, кто не разобрался, когда пишем Ь после шипящих на конце имен существительных?

 

3) Творческое задание. Самостоятельно.  

Подберите синонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем синонимами? Сино́нимы  — слова одной части речи с полным или частичным совпадением значения.): 

Доктор (врач)

Родник (ключ)

Друг (товарищ)

Подберите антонимы, которые оканчиваются на шипящую (какие слова мы называем антонимами?

День (ночь)

Правда (ложь)

Нищета (роскошь)

5) Проверка творческого задания.

 

 

V. Контроль и оценка знаний .

- Поработали неплохо, я довольна вами. Оценки за работу на уроке получают…

VI. Домашнее задание .

Ребята, домашнее задание: повторить пройденные орфограммы

VII. Обобщение и систематизация знаний (1 мин.).

- С какую орфограмму мы вспомнили?

- Как научимся её обозначать на письме (Букву шипящую подчеркнём одной чертой, на сигналит, будь внимателен, а орфограмму – двумя.)

- Так, когда же у существительного пишется Ь в конце слова?

- Молодцы! Я очень рада, что вы усердно занимались. Урок закончен. Спасибо. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов"....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...

«Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»

технологическая карта открытого урока русского языка в 5 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»...

"Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных", русский язык, 5 класс

Тип урока: комбинированныйЦель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных....

Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р. и его отсутствие у существительных м.р.

Логопедическое групповое занятие на тему "Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р.и его отсутствие у существительных м.р."...