«Морфемный и словообразовательный разбор слов»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Колеватых Марина Викторовна

Методическая разработка направлена на совершенствование навыка морфемного  и словообразовательного разбора слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolevatyh_razrabotka.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

«Морфемный и словообразовательный разбор слов»

Цели:

- совершенствовать навык морфемного  и словообразовательного разбора слов; дифференцировать эти виды разбора слов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

- расширять кругозор учащихся и прививать интерес к природе;

- развивать внимание учащихся, способствовать укреплению здоровья.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.

Цель: мотивация учащихся на совместную деятельность; сообщение темы урока.

  1. Словарная работа.

(Учащиеся объясняют выбор  приставок  , выделяют .орфограммы).

Бе…ценный, бе…платный, бе…домный ,бе…сильный, бе…грамотный, и…бежать, и…царапать, бе…молвный.

Слово учителя.

     Ребята, на дворе осень, похолодало.  Назовите осенние месяцы.

Не зря в народе говорят: «Ноябрь не зима,  а предзимье: зима с осенью борется».

Поэтому ноябрь называют полузимником. По словам В.Бианки, ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

(Предложения записаны на доске. Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, объясняет орфограммы, затем проводит синтаксический разбор 1-го предложения. Затем другой  ученик  проводит работу над 2- предложением, которое записывается   остальными уч-ся  в тетрадях).

Задание: выделить грамматическую основу, указать, чем выражены главные члены предложения, составить схему, дать характеристику предложений.

В зимн…м тумане раскинули свои голые ветки д…ревья, и ле…кий сн…жок пр…крыл землю.

Скоро п…кинут р…дные кр…я перелетные птицы, и тогда на землю ляжет наст…ящий зимн…й снег.

 4. Работа с текстом.

- А сейчас мы прочитаем текст, из которого узнаем, откуда берется снег.

(Учитель раздает всем уч-ся карточки с текстом и читает его вслух).

Где рождается снег?                                                           (По М. Гумилевской)

Что такое снег?  Это много, очень много красивых снежинок: они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда. Но они никогда не превращаются в снежинки.      

Водяные пары  поднимаются очень высоко над землей, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки- кристаллики. Кристаллик все время растет и становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно опускаются, собираются хлопьями  и падают на землю.

-  Из чего рождается снег?

- А что рождается из капелек воды?

- Как автор описывает снежинки?

- Объясните значение словосочетания «хрупкие снежинки».

Задания: Списать последнее предложение, произвести синтаксический разбор.

Выписать из текста однокоренные слова и разобрать по составу. Снег, снежинки; вода, водяные; лед, льдинки.

  - А какие еще однокоренные слова можно подобрать к этим словам?

- Как называются части слова?

 - Какой мы произвели разбор?

Произвести словообразовательный разбор этих же слов.

                    Снежинки           снег

                     Водяные                  вода

                      Льдинки                  лед

                - Каким способом образованы слова?

Выбрать правильный словообразовательный разбор (устно)

   а)  доледниковый – ледниковый

     б) доледниковый  -  ледник

    в) доледниковый  -  лед

А теперь составьте словообразовательную цепочку из этих слов:

 Лед         ледник         ледниковый          доледниковый                      

  - Каким способом образованы эти  слова?

5. Гимнастика для глаз.

6. Работа по учебнику.

Чтение материала, с.37,38

    -     Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?

Коллективная работа, упр. 72:

(в левый столбик выписать слова с суффиксами, а в правый – без суффиксов; определить вид разбора слов)

Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина, картофелина,               малина.

7. Самостоятельная работа, упр. 73

(составить словообразовательные цепочки)

8. Домашнее задание с.39, упр. 74.

9.  Итог урока.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе

Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...

Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Данный урок является одним из заключительных  в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова».  Эта тема значима в курсе школьного предмета "Русский язык", поэтому систематизации и об...

урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы

2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...

Урок русского языка в 6 классе "Морфемный и словообразовательный разбор слова"

Урок обобщения знаний по теме "Словообразование" в 6 классе по УМК Ладыженской...

Презентация к уроку "Морфемный и словообразовательный разбор слова" 6 класс

Презентация к уроку обобщение материала по теме "Словообразование" 6 класс по УМК Ладыженской...

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....