Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(Урок-путешествие в страну «Лексика и фразеология» )

Слайд 2

Цель урока: повторить и обобщить все изученное по теме «Лексика. Фразеология»

Слайд 3

Станция «Теоретическая» 1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов? 2) Как называется раздел русского языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов? 3) Какие слова называются диалектными? 4) Какие слова называются профессиональными? 5) Какие слова называются общеупотребительными? 6) Какие слова называются заимствованными? 7)Как называются некоторые слова, уходящие из нашего употребления в силу определенных причин? 8)Чем объяснить появление новых слов, как они называются? 9)Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 10) Какие слова называются историзмами, архаизмами?

Слайд 4

Станция « Теоретическая» 1. Лексикология. 2. Фразеология. 3. Слова, употребляемые жителями определенной местности. 4. Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной профессии. 5. Слова русского языка, известные всему народу. Слова, вошедшие в русский язык из других языков. Устаревшие слова. Неологизмы (появляются новые предметы, новые представления о мире, и вместе с ними возникают новые слова, называющие их) Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Историзмы – слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. Архаизмы – слова, которые были вытеснены современными синонимами.

Слайд 5

Стилистически окрашенные слова — это такие слова, которые употребляются только в определенных стилях. К ним относятся: Научная лексика — слова, употребляемые в области науки, образования, техники: кислород, радиус . Разговорная лексика — слова, которые используют в устной речи, преимущественно в бытовом общении: бездельничать, велик, видос .

Слайд 6

ПРИМЕРЫ Книжная лексика грядёт длань кара Нейтральная лексика наступает приближается рука наказание отрезать Окрашенная лексика лапа клешня нагоняй отхватить оттяпать

Слайд 7

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум ! Скрючив. Скрючив — согнув, подтянув, сжав.

Слайд 8

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (5)Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. (6)Кликнет своего Дружка... Кликнет. Кликнет — позовёт.

Слайд 9

Станция «Распределительная» Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы». Зеница , гамбургер, ботфорты , чело, очи , флеш-карта , уста , ди-джей, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб . принтер, чипсы , ноутбук.

Слайд 10

Ответы: Станция «Распределительная» Задание : Распределить слова на 2 группы: « слова-пенсионеры » и « слова-младенцы ». Проверь себя. Слова – пенсионеры: зеница, ботфорты, чело, очи, уста, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб. Слова – младенцы: принтер, флеш -карта, чипсы, гамбургер, ди-джей, ноутбук. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА : ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ

Слайд 11

Ответы: Станция «Распределительная » Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – ( неологизм ); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).

Слайд 12

Задание : замените заимствованные слова исконно русскими 1) брошюра – 2) финал – 1) инструкция – 2) антракт - 1) шоссе – 2) контролировать - 1) агрессивный – 2) анонс – 1) аккомпанемент – 2) директор – 1) колоссальный – 2)стабильный –

Слайд 13

Ответы: Станция «Сообразительная» Задание : замените заимствованные слова исконно русскими 1) брошюра – небольшая книжечка 2) финал – завершение, конец 1) инструкция – указание 2) антракт - перерыв 1) шоссе – дорога 2) контролировать - проверять 1) агрессивный – враждебный 2) анонс – предварительное объявление 1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение 2) директор – руководитель учреждения 1) колоссальный – очень большой, огромный (успех) 2)стабильный – прочный, постоянный

Слайд 14

Станция «Определительная» Задание : Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера) относятся следующие слова : 1. Периметр , сумма, треугольник, уравнение, множитель. 2. Кардиограмма , инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп , скальпель 3. Волейбол , пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет.

Слайд 15

Ответы: Станция «Определительная» Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина , математика, спортивная сфера) относятся следующие слова : Проверь себя. Медицина: кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп , скальпель Математика: периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель. Спорт: волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Слайд 16

Станция «Диалектная» Задание: Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика 1. Бредень 1. Обувь 2. Баять 2. Хорошая погода 3. Вёдро 3. Петух 4. Кочет 4. Говорить 5. Катанки 5. Валенки 6. Коты 6. Невод

Слайд 17

Станция «Фразеологическая» мозолить глаза – точить лясы – клевать носом – бить баклуши - намять бока – держать язык за зубами - хоть глаз выколи - яблоку негде упасть – не в бровь, а в глаз – с три короба –

Слайд 18

Ответы: Станция «Фразеологическая» мозолить глаза – надоедать точить лясы – болтать клевать носом – засыпать бить баклуши - бездельничать намять бока – бить держать язык за зубами - молчать хоть глаз выколи - темно яблоку негде упасть – тесно не в бровь, а в глаз – метко с три короба – много

Слайд 19

Рефлексия Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: работал спустя рукава , хлопал ушами , шевелил мозгами, считал ворон , работал не покладая рук.

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обобщение учебного материала в 9 классе"

Презентацию можно использовать для обобщения учебного материала в 9 классе....

Презентация к уроку "Лексика и фразеология" в 9 кл.

Помогает наглядно продемонстрировать учебный материал....

презентация по теме "Лексика и фразеология"

Презентация с заданиями для повторения по лесике и фразеологии в начале учебного года в 7 классе. Она поможет учителю в подготовке урока повторения темы: "Лексика и фразеология"....

Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс

Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс...

Учебная презентация "Выразительные средства лексики и фразеологии. Подготовка к ОГЭ по русскому языку" - 2 части

Данная учебная презентация содержит теоретический материал для подготовки к выполнению задания 3 в ОГЭ по русскому языку, а также практические задания (тесты) для закрепления изученного материала....

презентация по теме "Лексика и фразеология"

Занимательный материал с иллюстрациями учащихся....

Презентация: Обобщение по теме «Глагол» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе . Презентация: Обобщение по теме «Глагол»...