Анализ текста глава вторая
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Галина Михайловна Рыспаева

Анализ текста глава вторая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_glava_vtoraya.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

     Рыспаева Г.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №11 г. Новый Уренгой

        11 класс

Филологический анализ текста.

Проблема свободы и несвободы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (сцена допроса, глава 2-я «Понтий Пилат»).

Главная проблема романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - проблема свободы и несвободы. Автор ставит перед собой и читателем такой вопрос: может ли быть человек свободен, абсолютно свободен?  И отвечает на него с помощью  героев своего романа и более всего это  касается мастера, написавшего гениальный роман об  Иисусе Христе, но так и не понятого своими современниками и не обретшего свободы ни творческой, ни моральной, никакой…

Интересен тот факт, что сам Булгаков испытал, как и Мастер всё это на себе. Для него, преследуемого  рапповской  критикой, проблема свободы и несвободы была животрепещущей, близкой к сердцу, и поэтому не случайно он ставит её  в центре своего удивительного по глубине мысли романа.

Помогает автору решить положительно главный проблемный вопрос - в чём истинная свобода ? - один из центральных персонажей произведения - Иешуа Га- Ноцри.

Обратимся к тексту главы 2, «Понтий Пилат». Хотя данная глава названа именем прокурора Иудеи, но всё читательское внимание и предпочтение отдаётся не ему, а неизвестному философу Иешуа  Га – Ноцри, которого Пилат должен по всей строгости допросить.

Начинается  же 2-я глава романа так: стр.338…

Автор, представляя нам всемогущего наместника римского кесаря,  словно был бесстрастен, но обращает на себя внимание один эпитет «кровавый» (стр. 338 «В белом плаще с кровавым подбоем»). Не красным, не пурпурным, не багровым, а именно кровавым, т.е. с отрицательной стороны, т.е. как человека беспощадной жестокости. Таким и предстаёт Понтий  Пилат в начале повествования. Сам себя он в самодовольном раздражении, досадую, что Иешуа назвал его добрым человеком, представляет так: «Это меня ты называешь добрым человеком?». В  Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище,  и это совершенно верно (стр.339).

И, чтобы на деле подтвердить слова, он приказывает Кентуриону  Крысобою поучить бичом этого странного бродягу. Понтий  Пилат – олицетворение власти, и он действует соответственно этому. Но счастлив ли он? Свободен ли этот всемогущий человек? Нет. Вспомним уже прочитанный эпитет  «кровавый». Он вносит тревожную нотку в описание внешности героя. Да, с первых строк рассказа о прокуроре мы узнаём, что это не только всемогущий, но и ещё очень несчастный  человек. У него нет свободы выбора.

Автор не говорит нам прямо, в какой степени наместник ненавидит Иудею и её народ, но читатель догадывается об этом (гл.2, абз. 2, стр.338). «Более всего прокурор ненавидел запах розового  масла…».

Понтий Пилат ненавидит Иудею, но, облечённый властью, вынужден жить в этой стране. Но и то ещё не всё. Несвободен он и физически: страшная боль преследует его. («Да, нет сомнений это она, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит пол головы.. от неё нет никакого спасения»). (гл.2, абз. 3, стр.338). и далее читаем «Не удержавшись от болезненной гримасы,  прокурор искоса, бегло поглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил: Подследственный из Галелеи?».  И ещё одним подтверждением могут служить слова: «Прокурор был как каменный, потому что он боялся качнуть пылающей адской болью головой». Акцент делается на сравнение « был как каменный», чтобы подчеркнуть степень страдания героя. А каким предстаёт  в начале главы  Иешуа  Га – Ноцри, который должен помочь автору решить главную проблему романа?

Чтобы учащиеся образно представляли героев этой сцены, я использовал на уроке картину Н.Н.Ге  «Что есть истина? Христос и Пилат».  Мне кажется это уместным, потому что ни один художник не изобразил Христа так предельно реалистично.

Перед нами измученный, слабый и совсем некрасивый человек. Нет и помине внешнего благообразия , физического совершенства  и спокойствия. Это обычный человек. Единственная притягательная сила которого в его духовной убеждённости. Сравним булгаковское описание Иешуа  Га – Ноцри: «поставили перед креслом прокурора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом был синят, в углу рта ссадина с запёкшей кровью.(0стр.339). как видим Булгаков ещё более реалистичен, чем Н.Н.Ге, используя в портретной характеристике героя такие детали, как «синяк под глазом, ссадина с запёкшей кровью», свидетельствующие о том, что бродячего философа накануне уже допрашивали с пристрастием. Но несмотря на это, далёкий от идеализации образа Христа, портрет Иешуа  сразу же вызывает симпатию читателей. Он добр, его душа как душа ребёнка, распахнута настежь. Накануне, приняв побои, казалось бы, он должен был ненавидеть своих мучителей  и Понтия Пилата в том числе, но это не так: «Приведённый с тревожным любопытством глядел на прокурора». Не с ненавистью, не с подозрительностью, не угрюмо, а именно с тревожным любопытством, т.е. так, как вели бы себя дети, попавшие в неизвестную обстановку. Читатель забывает о присущей любимому герою человеческой слабости (он боится наказания бичом), когда видит его одухотворённое лицо, стоит лишь Иешуа заговорить о том, что ему дорого и близко  - о своих воззрениях на окружающий мир. Читаем в романе: Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески. Стр. 341 (1), 342 (2).

Он искренне досадует на глупость людей, истолковавших его метафорическое высказывание буквально, и ему трудно понять, что за это можно лишиться жизни. Единственное утешение  для бродячего проповедника в том, что у него появился ученик- Левий Матвей. Иешуа так рассказывает об этом: «послушав меня, он стал смягчаться, наконец бросил деньги на дорогу (Левий Матвей был сборщиком податей) и сказал, что пойдёт со мной путешествовать».

Так велика сила слова безродного философа, что даже самоуверенный Понтий Пилат сначала удивляется ей, выслушав история о Левии Матвее, а в конце допроса принимает неожиданное для себя решение - объявить явно невиновного, хотя произносившего крамольный речи молодого проповедник сумасшедшим и отправить на остров в Средиземное море, где находится резиденция прокурора. К сожалению, обстоятельства заставят изменить первоначальное решение.

Чудодейственная сила слова Иешуа , душевных, сочувственных, помогла снять мучившую прокурора головную боль.(стр.343(3).

Бродячий философ в отличии от своего мучителя,  обладает духовной свободой: у него есть твердые убеждения, и он ни за какие блага в мире не отступит от них. Га-Ноцри живёт для людей, искренне желает им счастья, и поэтому говорит Пилату: «…ты слишком замкнут и потерял веру в людей».

Для Иешуа «злых людей нет на свете». Это одно из положений его учения. Кроме того бродячий философ верит : «рухнет храм старой веры и создастся  новый храм истины». А истина эта, по его мнению, очень проста: люди должны жить по законам добра и справедливости, и тогда все будут счастливы.

Все, что говорит  подследственный, неслыханно, ошеломляюще. Обратим внимание на реакцию секретаря: «Секретарь перестал записывать и исподтишка  бросил удивлённый взгляд…Не зная, как ответить на это, секретарь счёл нужным повторить улыбку Пилата…Секретарь  смертельно побледнел и уронил свиток на пол…Секретарь думал теперь только об этом одном, верить ли ему своим ушам или не верить…».

Понтий Пилат покорён красноречием своего подследственного («Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо» стр.346). настолько покорён, что получив дополнительные сведения о допрашиваемом, которые могут стоить молодому философу жизни он (дело неслыханное) стремится помочь Иешуа. (стр.348-349). Обратим внимание на такую фразу: «Мне не нужно знать,  -придушенным и злым голосом отозвался Пилат, - приятно или неприятно тебе говорить правду».

Почему прокурора Иудеи раздражают простые, безобидные,  не содержащие  ничего крамольного слова: «Правду говорить легко и приятно». Да просто потому, что  он, всемогущий властелин, не может позволить себе такой роскоши- говорить правду. Он не обладает духовной свободой, которая присуще Иешуа, в глубине души завидует ей. Он же скован рамками своего высокого положения, и это его мучает и раздражает могущественного властителя.

Именно эта внутренняя несвобода заставляет прокурора принять решение, которое будет терзать его угрызениями совести.

Подследственный чистосердечно рассказал, как Иуда из Кариафа пригласил его в дом и стал расспрашивать, что он думает о государственной власти. И, не подозревая крамолы, бродячий философ ответил: «Всякая власть является насилием над людьми…настанет время, когда не будет власти, ни кесарей, никакой – либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть..» Отрицая власть, Иешуа подписывает себе смертный приговор, тем более,  что не реагирует  на слова и знаки Пилата. Как наместник кесаря  прокурор обязан наказать непростительное инакомыслие, чему в душе противится. Именно поэтому после неосторожного заявления бродячего проповедника писатель косвенно выражает внутреннюю реакцию Пилата: он ненавидит свидетелей, т.к. теперь уже точно не сможет помочь этому человеку не от мира сено. «прокурор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». (стр350)

Для Понтия Пилата разговор с красноречивым, но наивным философом перевернул всю его жизнь. Для самоуверенного прокурора это критический момент: авторской ремарке читаем: Вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся. Так много лет тому назад в долине Дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» (стр.350(5).    Перед  нами человек, испытывающее  сильное

эмоциональное напряжение, но проявить свои чувства так, как хотел бы, он не может, и поэтому, боясь потерять своё высокое положение, лицемерно кричит громко, чтобы их услышали в сад: «Преступник! Преступник! Преступник!» участь подследственного Иешуа Га-Ноцри решена: ему вынесен смертельный приговор.

         Зачем же великий прокуратор еще задаёт вопрос? «А затем, понизив голос, он спросил:

- Иешуа Га – Ноцри, веришь ли ты в каких – нибудь богов?

- Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю».

Это вопрос не для протокола, т.к. Пилат задаёт его, «понизив голос». Он, доныне ни в чём не сомневающийся прокуратор, хочет с помощью чудаковатого философа выяснить для себя что-то очень важное, нужное для душевного спокойствия. Должность обязывает Понтия Пилата вынести смертный приговор подследственному, но в душе он на его стороне. Поэтому такая бурная реакция на простую, хотя и неожиданную, просьбу подсудимого отпустить его: «Лицо Пилата исказилось судорогой», «Бешеным взором проводил ласточку» … и т.д. (стр 351(6))

Этот эмоциональный взрыв, убеждает нас автор в подтексте, свидетельствует о том, что прокуратор Иудеи открыл для себя истину: безродный проповедник Иешуа Га-Ноцри живет для людей, проповедует добро и справедливость, ни от кого не зависит, т.е. он абсолютно свободен, а потому счастлив. Понтий Пилат, к стыду своему чувствует, что, несмотря на вынесение смертного приговора , моральная победа на стороне этого чудака философа. А он, всемогущий прокуратор, несчастлив именно потому, что обладая властью, не обладает свободой.

Подводя итог, следует сказать: М.А. Булгаков, ставя в своём романе проблемный вопрос – в чём состоит истинная свобода? – всем содержанием своего произведения (и рассматриваемой сценой допроса, в частности) отвечает так: только принципиально честный человек, добрый, деятельно добрый, т.е. живущий для других, может быть абсолютно свободен, и, следовательно, счастлив.

Все художественные и языковые средства романа служат, как мы видим, для утверждения этой вечной и мудрой истины.

Цитаты

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокурор Иудеи Понтий Пилат». ( к стр. 3)

«Более всего на свете прокурор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокурора с рассвета». (к стр. 6)

«Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по – гречески:  -я, доб…- тут ужас мелькнул в глазах арестанта от того, что он едва не оговорился,  - я, игемон, никогда не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие».

И далее: «Эти добрые люди, - заговорил арестант и, торопливо прибавив, -игемон,- продолжал,- ничему не учились и всё перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время». ( к стр. 11)

«Что такое истина? Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушна помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чём-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собачка, единственная, по-видимому, существо, к которому ты привязан.  Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт». (к стр. 13)

«Слушай Га-Ноцри, -заговорил прокурор глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокурора было грозно, но глаза тревожны, - ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай ! Говорил? Или не говорил?- Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую хотел бы внушить арестанту». (к стр. 15)

«А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно попросил арестант, и голос его стал тревожен, - я вижу, что меня хотят убить.

Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и сказал: « Ты полагаешь, несчастный, что римский прокурор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги!».  (к  стр. 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...