Урок развития речи «Описание одежды, костюма», 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Крюкова Алевтина Александровна

Цели урока:  

1) формирование умения создавать текст по типу речи описание одежды;

2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

3) воспитание интереса к национальной культуре, фольклору, внимательного отношения к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи «Описание одежды, костюма», 6 класс

Тема.  Описание одежды, костюма.

Цели урока:  

1) формирование умения создавать текст по типу речи описание одежды;

2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

3) воспитание интереса к национальной культуре, фольклору, внимательного отношения к слову.

Задачи:

1) формировать навыки выразительного чтения;

2) развивать умения составлять план текста, отражающие не только тему, но и основную мысль текста;

3) создавать условия, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;

4) развивать умения проводить самооценку и самоконтроль, анализировать языковой материал.

Ход урока

Организационный момент. Определение темы и целей урока.

         Добрый день! Сегодняшний урок мы начнем с просмотра слайдов презентации, что, я думаю, поможет вам определить тему занятия.

Учащиеся, просмотрев слайды презентации 2-7, называют тему урока  - описание одежды, костюма. (слайд  8)

         Можно ли тему урока назвать новой для вас? Что вам уже известно? Рассматривается домашнее задание к следующему уроку (слайд 9).  

       Чему мы должны научиться на уроке, чтобы дома вы успешно справились с заданием?

        Сегодня мы говорим об одежде, имеющей свою давнюю и интересную историю, нашедшую отражение в произведениях известных русских художников Левицкого, Венецианова, Маковского, представленных вашему вниманию в начале урока. Много пословиц и поговорок сложил русский народ об одежде, раскрывающих роль, значение ее в жизни, в характеристике человека.

Предлагаю вам вспомнить известные и узнать новые пословицы и поговорки, выполняя задание «Восстанови пословицы» (слайд 10, 11). Три-четыре запишите в тетрадь.

       Смысл всех ли изречений вам понятен? Какие из них вы записали? Почему?

      Немалое значение имеет первоначальное впечатление о человеке, которое, конечно, в какой-то степени зависит и от его одежды: «встречают по одежке…» Как читатели, вы знаете, что описание одежды литературного героя в художественном произведении  тоже многое может о нем рассказать.

Постараемся еще раз в этом убедиться, разгадывая литературную мини –викторину «Узнай литературного героя». (слайд  12)

       Но прежде проведем словарную работу, вспомним лексическое значение слов, которые встретяться в цитатах. (слайд 13)

Викторина  (слайды 14 – 16).

            Какое значение имеет описание одежды литературного героя? (слайд 17)

            В письменной речи важно подобрать точное, нужное слово, раскрывающее отношение к тому, о чем – о ком пишешь, а в устной речи что помогает выразить чувства? Конечно, интонация.

Предлагаю вам побывать в студии художественного чтения, чтобы вспомнить секреты выразительного чтения и попробовать себя в роли чтеца.  (слайд 18)

     Выполняя упражнение учебника, 6-классники отрабатывают навыки выразительного чтения.

          К какому типу речи относится текст? Какова композиция описания?

(слайд 19).

      Выдержана ли композиция описания в данном тексте?  Продолжите составление плана, отражающего не только тему, но и основную мысль текста.

             Говоря сегодня об одежде, было бы несправедливо обойти стороной школьный музей. Давайте пройдемся по его залам вслед за радушными, много знающими экскурсоводами. Заранее подготовленные учащиеся проводят «экскурсию». (слайды 20-32)

   В нашей жизни встречаются где-то элементы русского костюма? (Сарафаны, рубашки с воротником-стойкой, артисты выступают в народных костюмах, художники-иллюстраторы одевают главных героев русских сказок в народные костюмы).

Книга отзывов.  (слайд 33)

             Не будем нарушать добрую традицию по заполнению Книги отзывов. Поделитесь своими впечатлениями от «экскурсии», что понравилось в ансамбле народного костюма? О чем может рассказать народный костюм?

           Описание одежды, костюма мы сегодня увидели на страницах художественных произведений, услышали из уст экскурсоводов, а дома вам предстоит самостоятельно создать текст – описание костюма. Как напутствие прозвучит памятка «Одеть или надеть?» (слайд  34)

           К какой лексической группе слов относятся эти глаголы? (Омонимы)

           Семантическое своеобразие каждого из глаголов особенно чётко обнаруживается, когда они встречаются в рамках одного контекста. В этом отношении большой интерес представляют стихотворные тексты, посвящённые рассматриваемым словам.

Одно из стихотворений написано в конце XIX в., ныне забытым поэтом В. Крыловым, другое — нашей современницей Н. Матвеевой.

(стихи читают заранее подготовленные ученики).

Рефлексия. «Цветочная поляна». (слайд 35)    На доске цветы из бумаги. Их количество соответствует этапам урока, название которых указано в центре цветка. У учащихся на столах лежат бабочки  из цветной бумаги, каждый прикрепляет бабочку на тот цветок, где указан наиболее понравившийся этап урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи. Описание внешности. 6 класс. Строгие глаза- не гроза

Разработка урока направлена на  формирование  у учащихся наблюдательности и внимания  к окружающим.             П...

Урок развития речи. Описание природы. 6 класс

Презентация с материалами к уроку состоит из двух файлов, так как очень объемные рисунки....

Урок развития речи "Описание помещения". 6 класс

На этом уроке ребята учатся логически строить рассказ на заданную тему....

Презентация по русскому языку по теме "Урок развития речи. Описание комнаты".6 класс.

Данная презентация подготовлена по учебнику "Русский язык 6 класс". Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Включает выполнение упражнений,заданий, словарной работы и плана....

Урок развития речи. Описание предмета.5 класс

Цель: обучить написанию связного текста – описанию предмета;Задачи:– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;– сформировать умения создавать собственные текст...