Рабочая программа учебного курса по выбору «На пути к ОГЭ»
рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа учебного курса по выбор «На пути к ОГЭ» по русскому языку в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании ШМО

Протокол №1

от 27августа 2021г.

СОГЛАСОВАНО                                        

И.о.зам.директора по УВР

___________________

Куликова Т.В.

30 августа 2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________________

Янюшкина А.Н.

Приказ №53

31 августа 2021г.

                          Рабочая программа учебного курса по выбору

                       «На пути к ОГЭ» по русскому языку  в 9 классе

Составитель: Аверкина А.И.

                                        2021-2022учебный год

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК».

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским

языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,

анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные

знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры,

истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

• соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая

ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Подготовка к сжатому изложению.

        Первая часть работы  государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •  умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •  умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •  умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

        Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

        Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

        Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

        При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

        При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.

Подготовка к сочинению-рассуждению.

        Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (9.1,9.2,9.3). Задание проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

        Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

        Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Подготовка к решению тестовых заданий.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа  и задания с кратким открытым ответом (2-8). При этом все задания второй части не выходят за пределы базового уровня.

Задания  второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений,  проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при-правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное.

        

Требования к уровню подготовки учеников.

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

-  применять на практике полученные знания по орфографии и пунктуации;

-  строить сочинение-рассуждение в соответствии с заданной темой;

-  вычленять главное в информации;

-  сокращать текст разными способами;

-  правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

-  грамотно писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение;

            - работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

            -  четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

            - самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий; сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

- выполнять различные  типы тестовых заданий;

                                 

                                   

                                                  Тематическое планирование

       

№ п/п.

Название темы.

Максимальная нагрузка, ч.

                Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Уроки Р/р

Творческая работа, ч.

  1

Введение

2

2

2

Подготовка к изложению

5

3

2

3

Подготовка к сочинению (9.1-9.3)

8

5

3

4

Подготовка к выполнению заданий 2-8

17

17

5

Комплексная подготовка к ОГЭ.

2

2

Итого

34

            27

7

                             

                                                II. Содержание  курса по выбору.

Рабочая программа курса «На пути к ОГЭ» по русскому языку включает темы, необходимые для успешного  прохождения ГИА.

Введение.

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ОГЭ. Обучение заполнению бланков ОГЭ.

Культура речи.

        Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

        Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

        Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

        Нормы ударения и произношения.

        Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

        Произношение некоторых грамматических форм.

        Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и   отчеств.         

        Нормы ударения в современном русском языке.

        Причины отклонения от произносительных норм.

        Исторические изменения в произношении и ударении.

        Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.  

        Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

        Лексическая сочетаемость.

        Смешение паронимов.

        Жаргонизмы.

        Речевая избыточность и речевая недостаточность.

        Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

 Изложение. Виды изложений.

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения .

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Извлечение информации из различных источников.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 9.1

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 9.2,9.3: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

                     

                                       

                                Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Вид занятия              

Количество   часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

УОНМ

1

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

УОНМ

1

Часть 1

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

УФУУД

1

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

УФУУД

1

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

УПУУД

1

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

УПУУД

1

Задание 1. Выбор приемов сжатия.

УПУУД

1

Часть 3

Задание3.Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 3. Структура сочинения на лингвистическую тему.

УОНМ

1

Задание3.Учимся формулировать тезис.

УФУУД

1

Задание3Учимся аргументировать.

УПУУД

1

Задание3. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

УПУУД

1

12

Задание3.  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

УФУУД

1

13

Задание3.Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

УПУУД

1

14

Задание3.Учимся аргументировать.

УЗИМ

 1

15

Задание3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

УЗИМ

      1

Часть2

16

Понимание смысла текста.

УСУУД

1

17

Лексическое значение слова.

УСУУД

1

18

Выразительные средства.

УОНМ

1

19

Лексика и фразеология.

УСУУД

  1

20

Правописание корней.

УСУУД

  1

21

Правописание приставок.

УПУУД

 1

22

Правописание суффиксов.

УПУУД

 1

23

Синонимы.

УЗИМ

     1

24

Словосочетание.

УСУУД

   1

25

Грамматическая основа предложения.

КУ

  1

26

Предложения с обособленными членами.  

УФУУД

  1

27

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

КУ

  1

28

Знаки препинания в  сложносочиненном предложении.

КУ

   1

29

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.  

УОСУУД

    1

30

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

УОСУУД

   1

31

Сложные предложения с различными видами связи.  

УОСУУД

    1

32

Сложные бессоюзные предложения.

УОСУУД

  1

33

Диагностическая работа в форме ОГЭ

УПКУУД                

1

34

Диагностическая работа в форме ОГЭ

УПКУУД    

1

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...

Рабочая программа учебного курса по выбору "Занимательная физика" 5 класс

Целями изучения являются:1)    развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;2)    приобре...

ПРОГРАММА учебного курса по выбору «Решение олимпиадных задач» для 8 класса

Аннотация к программе курса по выбору математика 7-8 «Решение олимпиадных задач» Данная программа курса по выбору разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стан...

Рабочая программа учебного курса по выбору учащихся по геометрии в 7 классе "Наглядная геометрия"

Актуальность программыкруса по выбору учащегося "Наглядная геометрияя" заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Данная программа позволяе...

Рабочая программа учебного курса по выбору «Готовимся к ЕГЭ»

Рабочая программа учебного курса по выбору «Готовимся к ЕГЭ» по русскому языку в 11 классе...