Урок в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок дан для учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznospryagaemye_glagoly.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Открытый урок по русскому языку

Учитель Сасина Л.И

7 класс.

Тема Разноспрягаемые глаголы

Цель урока:1) дать понятие о разноспрягаемых глаголах, научить правильно спрягать                                         глаголы хотеть, бежать, есть, дать, провести исследовательскую работу по изучению свойств разноспрягаемых глаголов; вырабатывать умение правильно употреблять в речи формы разноспрягаемых глаголов; продолжить формирование языковой компетенции по теме «Глагол»;2) формировать навыки исследовательской, самостоятельной работы; развивать орфографическую зоркость; 3)воспитывать интерес к предмету «Русский язык».

Оборудование: оформление доски, таблицы, музыка

1. Мобилизующее начало урока.

Ребята, сегодня у нас гости

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

2.Этап мотивации

А.МузыкаП.И.Чайковского «Времена года» Апрель – о нём

Б.Чтение стихотворения С.Я.Маршака  Апрель- потом ученики по  очереди

Самуил Яковлевия Маршак

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Станут птицы песни петь,

Расцветёт  подснежник.

3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- О чём это стихотворение? Какова тема? (О весне) Какое настроение создаёт музыка Чайковского и стихотворение Маршака?

-Как можно озаглавить? (Апрель)

- Какая часть речи передаёт движение в природе?(глагол )

- Выпишите глаголы, выделите окончания, определите их число, лицо и спряжение.

Звенит -3лицо, ед.ч, 2 спр   петь???

бегут

выйдут

пробирается

станут

расцветёт

Вспомним личные окончания глаголов первого и второго спряжения.

Групповая работа

Для этого возьмите  карточку №1 и проспрягайте глаголы,

выделите окончания  

рисовать , любить, держать ( у доски по 1)

Правило. Алгоритм определения спряжения глаголов.(проговаривание)

Как называется изменение глагола по лицам и числам?  (Спряжением.)

-  Как определить спряжение глагола?  (Глагол необходимо поставить в неопределенную форму, посмотреть, на что заканчивается. Если заканчивается на –ить, то перед нами глагол второго спряжения. Во всех остальных случаях -  глагол первого спряжения.)

-  Все ли глаголы подчиняются этому правилу?  (Нет. Существуют глаголы-исключения: видеть, смотреть, обидеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, гнать, держать, слышать, дышать – это глаголы второго спряжения; брить, стелить – глаголы первого спряжения.)

-  Зачем нужно уметь определять спряжение глагола?  (От этого зависит правильное написание безударного личного окончания.)

Кодированный диктант

Воет, свистит, держит, скроет, приказывает, дышит, клеит, стелет, бреет, реет   е,и,и,е,е,и,и,е,е,е

-  Я предлагаю вам потренироваться в этом. На доске записаны глаголы в неопределенной форме. Образуйте от них глаголы третьего лица единственного и множественного числа, выделите окончания,  определите спряжение.

На доске:

плескаться –

чистить –

бежать –

хотеть -

-  Какую особенность вы заметили?  (Глаголы бежать, хотеть имеют окончания как первого, так и второго спряжения.)

Как могут называться такие глаголы, как бежать?  (Разноспрягаемыми.)

-  Какова тема сегодняшнего урока?  (Разноспрягаемые глаголы.)

Тема записывается на доске и в тетрадях.

Разноспрягаемые глаголы.

4. Проблемное объяснение нового знания. Целеполагание.

-  Каковы цели урока?  (Дать определение разноспрягаемых глаголов.)

(Научиться их выделять среди других глаголов.) (Правильно писать их окончания.)

-  Как бы вы сформулировали определение разноспрягаемых глаголов?  (Это такие глаголы, которые в разных формах имеют личные окончания как первого, так и второго спряжения.)

-  Разноспрягаемые глаголы даны у вас в учебнике на странице 106 (§89). Рассмотрите таблицу и докажите, что это действительно разноспрягаемые глаголы.

Первый ученик читает спряжение глагола хотеть, называет окончания и делает вывод.

Объяснение глагола ЧТИТЬ

Давайте обратимся с вами ещё раз к нашему стихотворению. Есть ли в нём разноспрягаемые глаголы? Какое это средство изобразительности ? (олицетворение)

Парная работа.

Проспрягайте глаголы дать, есть.

Выделите окончания. Что у вас получилось? Можете ли назвать окончания, указать спряжение?

Глаголы дать и есть не относятся ни к одному из типичных спряжений. Это настолько древние слова, что у них до сих пор сохранились архаичные окончания в формах единственного числа. Называются эти глаголы особо спрягаемыми , то есть не принадлежат ни к первому, ни ко второму спряжению.

Обратите внимание на выделенное окончание и назовите остальные окончания глаголов есть и дать.

(1.  В глаголе ем окончание –м, в глаголе ешь окончание –шь, в глаголе ест окончание –ст.)

(2.  В глаголе едим окончание –им, в глаголе едите окончание –ите, в глаголе едят окончание –ят.)

(3.  В глаголе дам окончание –м, в глаголе дашь окончание –шь, в глаголе даст окончание –ст.)

(4.  В глаголе дадим окончание –им, в глаголе дадите окончание –ите, в глаголе дадут окончание –ут.)

-  В чем особенность спряжения этих глаголов?  (У данных глаголов необычные окончания в единственном числе, которые не встречаются у других глаголов.)

-  Правильно. Эти глаголы спрягаются по-особому. Как они могут называться?  (Особоспрягаемыми глаголами.)

-  Значит, как можно продолжить тему, записанную на доске и в тетрадях?  (Особоспрягаемые глаголы.)

Тема дописывается на доске и в тетрадях. В результате получается следующая запись.

Разноспрягаемые глаголы. Особоспрягаемые глаголы.

-  Какие цели поставим к этой подтеме?  (Научиться выделять особоспрягаемые глаголы среди других глаголов.) (Научиться правильно выделять окончания.)

-  Одинаковы ли основы у этих глаголов в единственном и множественном числе?  (Нет.) (В единственном числе у глагола дать основа да-, во множественном – дад-.) (В единственном числе у глагола есть основа е-, во множественном – ед-.)

-  Пользуясь таблицей на странице 107, проспрягайте глаголы сдаться и наесться. Выделите окончания.  

У доски работают два ученика.

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

1

 сдамся

сдадимся

2

сдашься

сдадитесь

3

сдастся

сдадутся

2.  

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

1

наемся

наедимся

2

наешься

наедитесь

3

наестся

наедятся

-  Какой можно сделать вывод из этого задания?  (Слова с приставкой являются глаголами того же спряжения.)

-  Итак, какие цели урока мы с вами поставили?  (Дать определение разноспрягаемых и особоспрягаемых глаголов, научиться их выделять среди других глаголов, правильно писать окончания.)

-  Достигли их?  (Да.)

-  Каким будет наш следующий шаг?  (Закрепить полученные знания.)

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1.Сказка о разноспрягаемых глаголах. Грамматическая сказка.

В книге Г.Александровой  «Занимательный русский язык»  есть грамматическая сказка «Английский крольчонок». Она поможет вам запомнить разноспрягаемые глаголы. В этой сказке говорится о том, как английский крольчонок  попал в Россию. Но по-русски он совсем не умел разговаривать. Выучил только  слова ХОТЕТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ, , так они для него были самыми необходимыми. Так, когда он хотел покушать, то кричал : «Хотеть есть, дать!» И зайчиха, которая приютила его у себя, приносила ему еду.. Однажды крольчонок увидел волка, но никак не мог вспомнитьнужного слова, чтобы предупредить об опасности других зверей. Но, наконец, он закричал :»Бежать!» - и спас таким образом остальных зайцев. Теперь его все так и зовут Хотеть- есть-дать- бежать.

-  На доске записаны слова. Выпишите только разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы, объясните выбор окончаний.

Рассматрива…те, пожела…м, съед…м, кле…м, прыга…шь, дашь, кол…т,

захоч…шь, беж…те, смотр…те, поест.

Работа фронтальная.

 (1.  Слово съедим - разноспрягаемый глагол, окончание второго спряжения  –им в ударном положении.)

(2.  Слово дашь – особоспрягаемый глагол, который имеет окончание –шь.)

(3.  Слово захочешь – разноспрягаемый глагол, употреблен в форме единственного числа, значит, в окончании пишем гласную е.)

(4.  Слово бежите – разноспрягаемый глагол, имеет ударное окончание второго спряжения  -ите.)

(5.  Слово поест – особоспрягаемый глагол, имеет окончание –ст.)

В результате в тетради получается запись:

    разноспр.       особ.          разноспр            разноспр.        особ.

Съедим, дашь,  захочешь,  бежите,  поест.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1)  Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый

     способ действия.

2)  Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)  Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и

     исправление допущенных ошибок.

5)  По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

-  Научились выделять разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы  и писать их окончания?  (Да.)

-  Что теперь будем делать?  (Необходимо проверить свои умения.)

-   Я предлагаю вам выполнить подобную работу. Найдите в папке карточку №1. В карточке подчеркните разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы, выделите окончания.  Время выполнения работы – 3 минуты.  

Карточка №1.

Подчеркните разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы, выделите окончания.

Пол…т,  перевяж…т,  гон…т, высуш…т, выдад…м, поспор…т, съест, посуш…м, хоч…т, беж…те, сдашь, рассчист…те.

-  Время вышло. Проверьте себя по эталону. Поставьте себе «+» за каждый верно выполненный шаг задания:

-  за правильно подчеркнутый разноспрягаемый или особоспрягаемый глагол;

-  за правильно выделенное окончание.

Оцените свою работу, используя критерии оценок.

Эталон

Карточка №1.

Поставьте себе «+» за каждый верно выполненный шаг задания:

-  правильно подчеркнут разноспрягаемый или особоспрягаемый глагол;

-  правильно выделено окончание.

                                    особ. +                                         особ. +                                           особ.+

Пол…т, перевяжет, сдашь+, гон…т, высуш…т, выдадим+, поспор…т, съест+,

                                     разн. +                                                разн.+

посуш…м,  хочет+,  рассчист…те,  бежите+

Критерии оценки.

10 (+) - «5»

9-8(+) – «4»

7-5 (+) – «3»

менее 5 (+) – материал доработать дома.

-  Кто справился на «5»?  На «4»?  

-  Молодцы!

8.        Включение знаний в систему и повторение.

1)  Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2)  Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения

     содержательной непрерывности.

Карточка №3.

Допишите загадки, отгадайте их. Подчеркните разноспрягаемые глаголы, выделите орфограммы в словах.

  1. (Не) г…в…рит, (не) поёт, а кто к хозяину идет, знать … .даёт СОБАКА
  2. Люди ждут меня, з..вут, а приду к ним – прочь … .бегут ДОЖДЬ
  3. Этот конь (не) ест овса, вместо ног – два … колеса.ВЕЛОСИПЕД
  4. Гол…ву едят, тело бр…сают, а кожу … .носят ЛЁН

     5.  Конь б…жит – земля др…жит, из ноздрей дым … .идёт ПАРОВОЗ

1.В современном языке мы легко различаем два омонима  ЕСТЬ – инфинитив – принимать пищу

 ЕСТЬ – 3л, ед.ч, от глагола быть.

Эти омонимы шутливо обыгрываются в заздравном тосте  английского поэта Роберта Бернса ( в переводе С.Маршака)

У которых есть, что есть – те подчас не могут есть,

А другие могут есть, да сидят без хлеба.

А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть,-

Значит, нам благодарить остаётся небо!

2.УПР.525, 526   КУШАТЬ-  ЕСТЬ + сообщение

3.Исправьте речевые ошибки.

Они хочут стать достойными гражданами своей страны.

Облака бежат по небу.

Мы не хочем войны.

4.Вставьте глагол БЕЖАТЬ в нужной форме в предложении , определите число, лицо.или № 523

Годы…. (проходят)

Из крана вода… (течёт)

Куда вы так… (спешите)

Тропинка…. по склону  (спускается)

 Из-под корней  могучего дуба …ключ (бьёт)

Это какой троп? Олицетворение.

5.Яркая и весёлая весна во все времена вдохновляла поэтов , и они писали о ней замечательные стихи. Можете ли вы их вспомнить?

Ещё в полях белеет снег….

Люблю грозу  в начале мая…

…………….

Я предлагаю побывать вам в роли писателей и написать сочинение-миниатюру о весне.

Перед вами 3 картины. Выберите ту, которая наиболее точно выражает ваши чувства и настроение. Что будем оценивать в сочинении?

1.Отражение темы

2.Использование разноспрягаемых и особо спрягаемых глаголов.

3.Общее впечатление.

Фоновая музыка.

Кто желает прочитать? (3 человека) Взаимооценка

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Что же мы узнали нового на уроке?  (Мы познакомились с разноспрягаемыми и особоспрягаемыми глаголами.) (Научились выделять эти глаголы среди других.) (Научились правильно писать безударные окончания глагола хотеть.)

-  Что помогло нам в этом? (Знания частей речи.) (Уже имеющиеся знания о разносклоняемых существительных.) (Умение определять спряжение глагола и писать безударные личные окончания.) (Умение работать                       с таблицей, сравнивать, делать выводы.)

-  Оцените свою деятельность.

Д/з:        § 89,  упражнение 527 / придумать небольшой текст-рассказ,                        в котором бы в качестве вывода содержалась любая пословица из упражнения.

 

Итак, какие вопросы вы ставили перед собой, чтобы понять эту тему.

(узнать, как определить спряжение данных глаголов, как употреблять их в речи)

Вы получили ответы?

Теперь я знаю..

Теперь я умею..

10.Домашнее задание.        

Фразеологизмы.

11.Завершающее слово учителя.

        

гналА
гналАсь        

звонИть — звонИшь, звонИт, звонИм
включИть — включИшь, включИт, включИм
положИть — положИл
клАла

Перед вами фразеологические обороты, подберите к ним нужные глаголы, поставьте глаголы в ед.ч. 2-л.: (слайд №8)

  • обвести вокруг пальца;
  • клевать носом;
  • зарубить на носу;
  • не спускать глаз;
  • пропускать мимо ушей.

(Обманываешь, засыпаешь, запоминаешь, следишь, не слушаешь).

Если бы у вас были краски, какие цвета вы взяли, чтобы нарисовать весну?

В природе существует 4 цвета весны: красный, желтый, зеленый, синий Гимнастика для глаз. Найдите глазами зеленый цвет, синий, желтый и т.д.

Остановите взгляд на зеленом цвете

Весну называют: ”Весна зеленой травы” Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Презентация к уроку по теме "Глагол. правописание глаголов"

урок-повторение по теме "глагол" в вечерней школе...

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...