урок русского языка 8 класс по теме "Однородные и неоднородные определения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Морозкина Светлана Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: 8 класс

УМК: учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.А. Александровой.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

  

по теме «Однородные и неоднородные определения»

Предмет: русский язык

Класс: 8 класс

УМК: учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.А. Александровой.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов деятельности.

Цели по достижению:

- личностных результатов:

1) формировать устойчивый познавательный интерес ,

2) развивать уважительное отношение к другому человеку и его мнению,

3) развивать ответственное отношение к саморазвитию и самообразованию,

- метапредметных результатов:

1) развивать умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (коммуникативные УУД),

2) развивать умение переводить учебный материал в кластер и использовать для решения (познавательные УУД),

- предметных результатов:

1) формировать умение различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их,

2) формировать умение читать предложения с однородными и неоднородными членами предложения.

Задачи учителя на уроке:

  1. проанализировать, в каком виде речевой деятельности у учащегося могут возникнуть затруднения, если у него не будут сформированы учебные умения, предполагаемые данной темой,
  2. исходя из этого, сформулировать планируемые результаты, которые будут преобразованы в цели урока по типу «формировать/развивать умение»,
  3. отобрать языковой материал для создания ситуации затруднения для носителя языка,
  4. проанализировать и подобрать теоретический и языковой материал для организации учебного исследования,
  5. продумать систему контроля для оценки деятельности учащихся,
  6. продумать варианты домашнего задания в зависимости от системы контроля таким образом, чтобы осуществлять коррекцию того, что не получилось у учащихся на уроке.

Оборудование: учебник, карта урока с заданиями для каждого ученика, презентацияPowerPoint, медиа оборудование, листы определения целей урока и листы самооценки.

Ход урока

  1. Орг. момент.

 Здравствуйте, ребята!

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

 Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

  1. Начнём наш урок с беседы по вопросам:

1. Какие члены предложения называются однородными?

2. При помощи чего соединяются между собой однородные члены предложения?

  1. Чем могут быть выражены однородные члены предложения?
  2. Как произносятся однородные члены предложения?
  3. Какими членами предложения могут выражаться однородные члены?
  4. Что такое определение? (второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?).

Вывод:

Однородные члены предложения
 Отвечают на один и тот же вопрос.
 Относятся к одному и тому же слову.
 Являются одним и тем же членом предложения.
 Часто выражены одной частью речи.
 Связаны бессоюзной или союзной связью.

 
3. Цифровой диктант. 
Задание: записать номера тех предложений, в которых встречаются однородные члены.
1. Видны были только белые стволы ближайших берез.
2. Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далекие горы.
3. Мал золотник, да дорог.
4. Плотно стоящие друг к другу ели отражались в воде.
5. Самолет, летящий по небу, оставлял за собой длинный белый след, похожий на туман.
6. Друзья мои, прекрасен наш союз!
7. У самого родника росли не только дубы, но и ели.
8. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.
9. Им приходилось как рыть землю, так и камни обтесывать.
10. Он бежал домой, напевая веселую песенку.
Ключ: 2, 3, 7, 8, 9.

  1. На экране выводятся два предложения

4.1Задание: Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

 За рекой росли дубовые, пихтовые леса.

За рекой росли густые пихтовые леса.

– Скажите, чем похожи и чем отличаются эти предложения? (Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.)

В первом предложении определения отвечают на один вопрос? (Да.) Относятся к одному и тому же слову? (Да.) Выражены одинаковыми частями речи? (Да.) Это однородные члены?  Во втором предложении определения отвечают на один вопрос? (Да.) Относятся к одному и тому же слову? (Да.) Выражены одинаковыми частями речи? (Да.) Почему же между ними не стоит запятая? Являются ли эти определения однородными? На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке.  

4.2 Определение темы урока, запись в тетрадь. Осмысление названия темы.

- Почему одни слова одного рода, а другие – не одного рода?

4.3  Работа со словарём. Определение слова «род». Словарь С.И. Ожегова. (опережающее задание)

4.4 Задачи урока

  • Распознавать: что? (однородные и неоднородные определения);
  • Научиться: чему? (находить однородные и неоднородные определения в тексте и расставлять знаки препинания при них).

  1. Работа с учебником теории. П. 189
  2.  Составление кластера «Однородные и неоднородные определения».

1. Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету: красный, желтый шар; по форме: круглый, овальный прямоугольный стол; по размеру: маленький, большой, огромный дом), единое впечатление о предмете: раннее, свежее, тихое утро)

1. Характеризуют предмет с разных сторон (большой красный шар, царственный дубовый лес, наш любимый учитель)

2. Непосредственно относятся к определяемому существительному (красный, желтый шар)

2. Непосредственно относится только к ближайшему определению, а другое ко всему словосочетанию (большой красный шар)

3. Соединены сочинительной связью «можно поставить союз И» (красный и желтый шар)

3. Нет сочинительной связи «нельзя поставить союз И» (большой и красный шар)

4.Выражаются качественными прилагательными (красный и желтый шар).

4. Выражаются качественными и относительными прилагательными (большой «кач.» деревянный «относит.) дом)

5. Произносится перечислительной интонацией, разделяются запятыми

5. НЕТ перечислительной интонации, запятая не ставится.

V. Работа по теме урока.
– Что обозначало прилагательное густые в предложении, записанном на доске? (Расположение деревьев) А прилагательное пихтовые? (вид деревьев) Могут быть леса густые, но не пихтовыми? А пихтовыми, но негустыми? Как вы думаете, почему же не поставлена запятая между этими определениями? (Потому что они неоднородные.) Что же в них неоднородное? (Они называют разные признаки.)

6. Закрепление изученного.

Найти признаки однородных и неоднородных определений (работа в парах). На отдельных листах предложения без знаков препинания. Задание: найти однородные и неоднородные определения и расставить знаки препинания.

Задание для пары:

  • Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.)
  • У девушки была длинная черная коса на спине. (И. Бунин.)

  1. Работа с Картой урока Задание 1. Работа в паре

Прочитайте предложения. Подчеркните определения, указать, какими частями речи они выражены. Являются ли определения однородными? Какие признаки они называют?

Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое лицо. (цвет и форма)

Переехали вброд быструю горную речку. (качество и место)

Вдали виднеются небольшие березовые рощи. (размер и материал)

В воздухе пахло ранним летним утром. (время суток и время года)

Мы ехали по широкой распаханной равнине. (размер и признак действия)

Мой старый дом притягивал внимание художников. (принадлежность и возраст)

7. Устная разминка-физкультминутка.
Задание: если слышите предложение с однородными определениями– поднимите вверх правую руку, если с неоднородными – встаньте.

1. На поляне росли большие красные маки.
2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.
3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.
4. Свежий морской ветер принес прохладу.
5. Шел тяжелый затяжной дождь.

6. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.
8. Летние московские вечера бесконечны.
9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.
Ключ:   – 2, 3, 5, 6.

8. ТЕСТ

Указать номера предложений с неоднородными определениями

1.Стояла тихая морозная ночь.

 2.Радостное праздничное лучезарное настроение распирало его грудь.

 3.Жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне.

4.Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу.

 5.Огромная белая птица слетела почти у самых ног.

 6.Незабываемое неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне.

7.Под березами видна была беседка с плоским зеленым куполом и деревянными голубыми колоннами.

8.Мальчик был умным красивым проказливым.

9.После душной ночи потянул на рассвете восточный свежий ветер.

10.В ночи виднелись желтые, красные, синие огоньки.

– Часто бывает трудно отличить однородное и неоднородное определения? Вот несколько способов разграничения.
Памятка
1. Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).
2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).
3. Определения однородные, если последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.
4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).
5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом: Нивы печальные, снегом покрытые.

9 Рефлексия.

 Итог урока.

  1. Какими свойствами характеризуются однородные определения?
  2. Какими свойствами характеризуются неоднородные определения?
  3. Какие определения отделяются запятыми?

 

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Подчеркните в каждом столбике по одному слову, характеризующему вашу работу на уроке.

10.Домашнее задание: упр 243 (задание объяснено в элект дневнике)

Самоанализ урока

Данный урок проходил в 8 классе, в котором обучается 8 детей. Ребята в классе имеют низкие знания, не смотря на это на уроке активны; они рационально используют время урока, стараются достаточно быстро выполнять все задания, а также проявляют желание использовать язык как средство общения.

Тема данного урока: «Однородные и неоднородные определения».

Тип урока – урок обобщения и систематизации изученных знаний.

Перед планированием урока я ставила следующие цели:

  • углубить представление об однородных членах предложения;
  • дать понятие об однородных и неоднородных определениях;
  • научить находить их в тексте, использовать в речи, изображать графически

Задачи урока:

  • Раскрыть тесные связи русского языка и литературы, используя изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов;
  • Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся;
  • Обогащение словаря обучающихся, активизация их устной и письменной речи.

В структуре урока можно выделить несколько этапов, такие как начальный, основной и заключительный.

На начальном этапе мною проведена присутствовала разминка в форме погружения, которая настраивает учащихся на работу. Ребята легко справились с этим заданием.

На основном этапе я работала над развитием умений по теме.

На уроке использовались следующие методы обучения: словесные (информация об однородных и неоднородных определениях), объяснительно – иллюстративный, метод обобщающего повторения, практические методы (устные и письменные упражнения), беседа.

Использовались следующие формы работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Мне кажется, что все использованные мною на уроке методы и формы работы способствовали достижению образовательных целей урока.

Сама тема урока, проблема, наглядность, вызывали интерес к изучаемому языку. Парная работа способствовала воспитанию уважительного отношения у учащихся друг к другу и толерантность при общении. Таким образом я достигла поставленных воспитательных целей.

На уроке присутствовала самостоятельная работа учащихся (полутворческий уровень: при постановке вопросов, при составлении предложений).

Домашнее задание я задала во время основного этапа урока, т.к. оно логически вытекало из предыдущего упражнения и была проведена подготовительная работа к его выполнению, для этого были использованы различные формы деятельности. Учащиеся должны придумать конец истории и рассказать его.

 В целом урок прошел на хорошем уровне.

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.  

Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Тема урока: "Однородные и неоднородные определения",Технология: проблемное обучение....

Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Урок изучения нового материала построен по ТРКМЧП....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения"

Данный урок является логическим продолжением темы "Однородные члены предложения" в 8 классе и необходим учащимся для развития пунктуационного навыка на основе усвоения структурно-семантических признак...

Презентация к уроку русского языка в казахской школе по теме "Определение"

К уроку русского языка в 5 классе казахской школы по теме "Определение". Урок был проведен в интеграции с уроком литературного чтения....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ "ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ"

В презентации представлены материалы, актуализирующие знания, нкеобходимые для изучения новой темы; теоретический материал по новой теме, а также упражнения на закрепление изученнного материала....