«Путешествие в мир фразеологии» (Игра для 5-6кл. по русскому языку)
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Средина Анна Николаевна

В середине ХХ века учёные, изучающие русский язык, обнаружили, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология ещё очень молода, и, хотя открытий в области её изучения сделано немало, далеко не все тайны открыты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_frazeologii.docx395.24 КБ

Предварительный просмотр:


«Путешествие в мир фразеологии»

(Игра для 5-6кл. по русскому языку)



Ведущий:В середине ХХ века учёные, изучающие русский язык, обнаружили, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология ещё очень молода, и, хотя открытий в области её изучения сделано немало, далеко не все тайны открыты. Сегодня мы предлагаем вам самим выступить в роли первооткрывателей. Итак, в путь! Издавна живут в нашем языке выражения, порождённые греческой мифологией: ящик Пандоры, прокрустово ложе, бочка Данаид, нить Ариадны. За каждым из них стоит общеизвестный миф. Знает ли кто-нибудь из вас о том, с каким мифом связано одно из этих выражений?Ответ: Выражение нить Ариадны связано с мифом о Тесее, афинском герое, который убил чудовище – Минотавра, полубыка-получеловека. Обречённый на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Тесей воспользовался нитью, которую дала ему Ариадна, полюбившая героя. Эту нить Тесей прикрепил у входа в лабиринт и во время пути разматывал её, что и помогло ему найти выход. В настоящее время это выражение обозначает «способ выйти из затруднительного положения». Ведущий:«Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится», - утверждает народ. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет своё основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание их происхождения откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом (то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчётах, оказаться одураченным) или зарубить на носу (то есть хорошо запомнить). Оказывается, что эти выражения не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном понимании. А знаете ли вы, в каких значениях было употреблено слово нос в этих выражениях первоначально?Ответ: Значения различны. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп (на востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу. Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.

Ведущий:Разомнёмся? Предлагаю вам вопросы на смекалку: Вопрос: - Какое блюдо бывает в голове некоторых людей?Ответ: Каша. Когда всё перепуталось, обычно говорят: у меня каша в голове. Вопрос:– Есть ли уземли лицо?Ответ: Есть, когда употребляют выражение «стереть с лица земли». Вопрос: - Есть ли ноги у газеты, журнала? Ответ: Есть, когда мы говорим «держать книгу или газету вверх ногами».

Ведущий: Задание: Нужно вспомнить как можно больше фразеологизмов  со словом, которое я дам. 1. Её заваривают, затевая какое – либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.Ответ: Каша. 2. Её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; проныры выходят из неё сухими; её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом.Ответ: Вода.

3. Ее валят с больной головы на здоровую, без царя в голове, перевернуть с ног на голову, биться головой об стенку, ломать голову над чем-то, не идёт в голову, найти неприятности на свою голову, каша в голове, в голове не укладывается, не брать в голову (не думать о чём-то), как снег на голову, совсем без головы (о тупом или рассеянном человеке), сложить голову (погибнуть), позор на (чью-то) голову, уйти с головой (в какую-то работу). Ответ: Голова. 4. Играть в бирюльки (Заниматься малозначимым делом), Играть на публику (Действовать так, чтобы вызвать симпатии публики), Играть с огнем (рисковать), Играть в кошки-мышки (Соревноваться с заведомо неравными партнерами) Ответ: Игра. 5. Камни возопиют (близкое значение к вышеупомянутому, о чём-то невероятно вопиющем и страшном), камня на камне не оставить ( уничтожить до основания, без остатка), краеугольный камень (основа, фундамент),камень на сердце (о тяжёлых, гнетущих чувствах),висеть на шее камнем (обременять кого-то заботой о себе, быть очень тяжёлой обузой),бросить камень  (осудить). Ответ: Камень. 6. Он  в  голове  у  легкомысленного  человека;  его  советуют  искать  в  поле, когда  кто-нибудь  бесследно  исчезает;  на  него  бросают  слова  и  деньги  те, кто  их  не  ценит.Ответ: Ветер.


Ведущий: Конкурс художников. Живые картинки. Приглашаются желающие принять участие в этом конкурсе. Задание: При помощи жестов, мимики изобразите фразеологизм, чтобы остальные могли узнать это выражение. Делать из мухи слона. Убить двух зайцев. Повесить нос. От доски до доски. Глухая тетеря.

Ведущий: Задание: Замените следующие выражения фразеологизмами. Куда-то пропал, внезапно исчез - … ? (как сквозь землю провалился) Всегда найдёт, что ответить - ….? (за словом в карман не полезет) Отчаялся, впал в уныние - ….? (пал духом) Очень худой, измождённый - ….? (кожа да кости) Обманывать, дурачить - …? (морочить голову) Есть жадно, с большим аппетитом - …? (уплетать за обе щеки) Днём, на виду у всех - …? (среди бела дня) Жить дружно, в полном согласии - ….? (душа в душу).


Ведущий:Вот и окончилось наше маленькое путешествие в мир фразеологии. Надеемся, вы убедились, что употребление фразеологизмов делает речь более выразительной, эмоциональной, образной.

F:\фото\фото от Вероники\DSC_0654.JPG               F:\фото\фото от Вероники\DSC_0659.JPGF:\фото\фото от Вероники\DSC_0638.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра КВН 5 класс "Выучи русский язык!"

КВН "Выучи русский язык" 5 класс.  По разделам русского языка....

Игра "Умники и Умницы" по русскому языку

Игра «Умники и Умницы» поможет освежить и вспомнить знания, полученные детьми на уроках русского языка. ...

"Путешествие в Царство Берендея" (Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе)

На примерах рассказов М.М.Пришвина раскрывается мир единения человека и природы, простота, точность и живописность языка автора. Показывается, как значение слова связано с его строением и описанием....

Игра "Что? Где? Когда?" по русскому языку

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса "Что? Где? Когда?" (к конспекту прилагается презентация)...

Внеклассное мероприятие по русскому языку - деловая игра "Заседание редакционного совета газеты "Русский язык в школе"

Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой...

Фразеология. Употребление фразеологизмов. Конспект открытого урока русского языка в 10 классе.

Конспект открытого урока в 10 классе по теме: "Фразеология. Употребление фразеологизмов"....