Рабочая программа по русскому языку 9 класс. Учебник А.Д.Шмелёва
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рабочая программа по учебнику А.Д. Шмелёва 9 класс русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9a_klass_shmelyov.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Лицей г. Истры

                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ  

                                                                                                                   Приказ от «31 » августа 2021 г. №_____

                                             

                                                                                                                                             Директор МОУ Лицей г.Истры

                                                                                                                                             ______________О.А.  Оличева

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет                                _русский язык_____________________                          

Учебный год                        __2021 -2022 учебный  год___________

Класс                                     __9 А____________________________

Количество часов в год        _102______________________________

Количество часов в неделю  _3________________________________

Учитель:                                 Левина Татьяна Сергеевна

Пояснительная записка

Документы, на  основе которых создана рабочая программа по русскому языку для 9 класса

                       

1.Федеральный государственный стандарт общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1897 от 17.12.2010г, с изменениями, внесёнными в 2017 г.

 2,Программы по русскому языку для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011г. № 03-25: введении ФГОС ООО);

3. ООП ООО МОУ Лицей г. Истры;

4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 №345 п.4 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»:

5. Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утверждённого на данный учебный год.

6. Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе авторской линии  учебников под редакцией А.Д. Шмелёва

                                                          Цели и задачи изучения предмета «Русский язык»

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы, которые определяют следующие цели:

  • воспитание  гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике;
  •  развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений  и навыков письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения  и консолидации народов России.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

             Программа по русскому языку для  9 класса представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка

Место  предмета « Русский язык» в   учебном плане

           Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка    в 9 классе – 102 часа.

               Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

               Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

                В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).                                      

                                                      Содержание программы учебного курса.

                                                 

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

         содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

         содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

        содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.

        Основное содержание  

1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речь и речевое общение        Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств.

Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Речевая деятельность

Аудирование

Чтение

Говорение

Письмо

Поиск, анализ информации        Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.

Культура аудирования.

Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.

Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписки, доверенности, заявления (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Культура работы с книгой и другими источниками информации.

Текст

Структура текста

Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи        Сочетание разных функционально-смысловых типов речи.

Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)

Функциональные разновидности языка

Язык художественной литературы

Научный стиль

Публицистический стиль

Официально-деловой стиль        Функциональные стили (обобщение).

Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности.

Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности.

Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности

2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ

И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке        Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты

Фонетика

Орфоэпия        Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение).

Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения

Графика        Соотношение звука и буквы (повторение)

Морфемика

Словообразование        Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования

Лексикология

Фразеология        Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Лексический анализ слова.

Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари

Морфология        Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи

Синтаксис        Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Правописание

Орфография

Пунктуация        Правила орфографии (повторение).

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании.

Оформление диалога на письме

3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Культура речи        Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм.

Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Язык и культура        Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет (повторение).

                           

 Описание изменений, внесенных педагогом   в содержание авторской или примерной программы по предмету с обоснованием  внесённых изменений. 

       В рабочей программе в отличие от авторской предусмотрены часы на подготовку к ОГЭ: сжатое изложение, тестирование, сочинение-рассуждение ( по предложенному тексту).

 

Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников*

Программа  для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). Русский язык. 5-9 кл. / Савчук Л.О. М.: Вентана-Граф, 2018

Учебник, учебное пособие**

Учебник «Русский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в  /под ред. А. Д.Шмелёва. – М.: Вентана – Граф, 2018.

Приложение к учебнику (учебные словари и инструкции, проектные задания, правила орфографии и пунктуации)

Электронное  приложение к УМК

Аудиодиск.

Дидактический  материал*

  1. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2020г.
  2. Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Е.М. Практикум по русскому языку. Пунктуация. 8-11 классы. М.: ВАКО, 2020г.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)*

  1. Т.В. Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для 9 класса.-М.: Грамотей, 2021
  2. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу.-М.: Дрофа, 2014
  3. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 9 класс.- М.: ВАКО, 2020
  4. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителя.-М.: Баласс, 2019
  5. Крючков С. Е., Светлаев М.В. Упражнения по русскому языку: Синтаксис. Пунктуация.-М.: Айрис-пресс, 2019
  6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: айрис-пресс, 2016
  7. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5-11 класс.-М.: Дрофа, 2020
  8. Кленицкая И.Я. Сборник изложений. Для учащихся 4-9 классов.-М.: Новая школа, 2020
  9. Богданова Г.А. Русский язык: Правописание корней.-М.: «Генжер», 2021
  10. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6 классов.-М.: Флинта, 2019
  11. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс.-М.: Просвещение.
  12. Успенский Л.В. Слово о словах.-М.: Астрель,2020
  13. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: сб. задач.-М.: Флинта, Наука, 2019

Методическое  пособие с поурочными разработками*

Проектирование учебного курса. Русский язык. 9 класс. Органайзер для учителя.ФГОС. Савчук Л.О., Донскова О.В.-М.: Дрофа, 2020 Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя

Список  используемой литературы*

Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2020.

Литература для учащихся:

-Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/   М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2020.

-Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского  языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2020г.

 - Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского    языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред.    Ф.П.Филина.- М.: Русский язык, 2020г.

 - Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского    языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- М.: Просвещение, 2019 г.

 - Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка/М.Р.Львов.- М.: Русский язык, 2019 г..

 - Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского    языка/З.А.Потиха.- М.: Русский язык, 2020.

 - Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского    языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2004г.

-Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Подготовка к ОГЭ - 2021: учебно-методическое пособие/ Н. А. Сенина, - Ростов н/Д: Легион-М, 2021.

Литература для учителя:

      - Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО.

 -Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2021 г.

 

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. http://mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ.

2. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. http://www.informika.ru – сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4. http://school-collection.edu.ru – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

7. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

8. http://www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей».

Технические средства обучения

Магнитофон, компьютер, проектор

                                 

УДД, которые необходимо сформировать в данном классе

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

 

*определять проблемы собственной деятельности и устанавливать  их причины  

ПУД: а) общеучебные  

*самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели  

*составлять конспект выступления,   текста   

б) знаково-символические

*моделирование ―    преобразование объекта из чувствен - ной формы в модель, где выделены сущест-   венные характеристики объекта                       (пространственно -  графические или    знаково – символические)  

в) логические  

 

*владеть навыками синтеза и анализа  

г) коммуникативные  

 

*уметь донести своё мнение до других  

*находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения 

         Планируемые результаты освоения учебного предмета .

Личностные:

 

1.        Понимание русского языка  как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств  личности; его значения в процессе получения школьного образования.

2.         Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

3.        Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке  на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

             

            1. Владение всеми видами речевой деятельности:

           * адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

           * владение разными видами чтения;

           * адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

           * способность извлекать информацию из разных источников;

           * овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;

           * умение сопоставлять и сравнивать  речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

           * способность определять цели предстоящей  учебной деятельности, последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и формулировать их;

           * умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

           * умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

           * способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

           * соблюдение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

           * способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение редактировать  и совершенствовать собственные тексты.

            2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

            3. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

 Предметные   результаты.

Ученик научится ( базовый уровень):

1. Понимать основные функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества.

2. Усвоит основы  научных знаний о родном языке.

3. Освоит базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение,  речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; стили речи; типы речи.

4.Овладеет основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета.

5. Проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического).

Ученик получит возможность научиться ( повышенный уровень):

            1. Понимать роль родного языка в жизни человека и общества.  

            2. Понимать  место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.

            3. Понимать взаимосвязь уровней и единиц языка.

            4. Понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике.

            5. Проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; анализ использования выразительных средств языка; принадлежность к определённым функциональным разновидностям языка.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

       Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь: речевая деятельность

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Тематический план курса

№ п/п

Основные  разделы, темы

Кол-во
часов

количество

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Диктантов (в том числе словарных)

тестов

практикумы

Развитие речи

1

Взаимосвязь языка и культуры

1

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;         различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка.

2

Повторение изученного в 5 - 8 классах

22

2

4

3

Знать основные понятия фонетики. Проводить фонетический анализ слова.

Владеть основными понятиями морфемики и словообразования. Определять и характеризовать морфемный состав слова, анализировать словообразовательную структуру слова. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию.

Владеть основными понятиями лексикологии.

Толковать лексическое значение слов различными способами. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Владеть основными понятиями морфологии. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Устно и письменно анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки слов всех частей речи, определять их синтаксическую функцию.

Владеть основными понятиями синтаксиса.

Уметь анализировать простое предложение и словосочетания.

Научиться отличать простые предложения от сложных. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи при переводе прямой речи в косвенную.

Научиться использовать приемы компрессии текста. Владеть навыками редактирования текста.

Владеть навыками постановки знаков препинания при прямой речи. Владеть различными способам цитирования. Создавать и редактировать собственные тексты, выбирая языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения. Осуществлять информационную переработку текста

Выявлять особенности языка художественной литературы и функциональных стилей.

3.

Сложносочиненные предложения

21

2

1

2

5

Понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненных предложений

Моделировать сложносочиненные предложения по заданным схемам, заменять сложносочиненные предложения синонимическими сложноподчиненными и употреблять их в речи.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений

Оценивать правильность построения сложносочиненных предложений, исправлять нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений.

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

4.

Сложноподчиненные предложения

31

2

1

4

6

Определять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Разграничивать союзы и союзные слова.

Понимать смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями.

Научиться производить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с разными типами придаточных.

Соблюдать правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать тексты с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Соблюдать нормы построения текста. Оценивать чужие и собственные тексты с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам.

5.

Бессоюзные сложные предложения.

12

1

1

2

2

Определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов (со значением перечисления; причины, пояснения, дополнения; времени, условия, следствия, сравнения; противопоставления и неожиданного присоединения, быстрой смены событий) и выражать их с помощью интонации.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных бессоюзных предложений, смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.

Научиться применять правило постановки знаков препинания  в БСП.

6.

Сложные предложения с различными видами связи

12

1

1

1

Определять смысловые отношения между частями сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи, смысловые отношения между частями сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

7.

Систематизация изученного. Подведение итогов.

3

1

Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

8.

ИТОГО

102

8

3

14

17

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                             СОГЛАСОВАНО


на заседании кафедры                                                                                                                                     Зам. директора по НМР

Протокол №   6                                                                                                                                                   _________Гордеева С.А.

от  «_7__»  июня  2021___  г.                                                                                                                               « _14__ » июня 2021___ г.

Зав.каф. __Левина Т.С____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой. 11 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основании федерального базисного учебного плана, государственного стандарта образовательной области «Филология», требований к обязательному минимуму содержания ос...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Бабайцевой. 8 класс.

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образов...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой

Данная программа  реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский  язык 7 класс»...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...