Урок на тему "причастие как часть речи" (7класс)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Конспект урока с применением исследовательской технологии . Урок с использованием регионального компонента .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_prichastie_kak_chast_rechi.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока                                                            

                                                                Коновалова Ольга Васильевна,

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                             МОУ «Мушковайская СОШ»

                                                                                             села Мушковай Увинского района,

                                                                                             ov_konov@mail.ru,  8 951 202 60 58

Тема: Причастие как часть речи

Класс: 7

УМК: Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Тип урока:  урок получения новых знаний

Вид урока: урок -  исследование

Оборудование: карточки, интерактивная доска, ноутбук

Цель учителя:

  1. познакомить с грамматическими признаками причастия;
  2. способствовать формированию умения различать причастия и прилагательные;
  3. способствовать формированию умения применять причастия в речи.

Планируемые результаты:

  • предметные: знать грамматические признаки причастия (значение, морфологическую характеристику, синтаксическую роль); уметь различать прилагательные, глаголы и причастия, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастия, использовать причастия в речи.
  • метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
  • личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности; знание языка как явления национальной культуры; осознание чувства ответственности за употребление языка.

Ход урока

Орг. момент. Создание благожелательной атмосферы урока. (Слайд 1 – портрет Ф.И.Васильева, с отрывком стихотворения «Дороги»)

 Учитель:               …Во все концы бессчетные дороги

                                Расходятся, как ветки от ствола.

                                Свою дорогу выбрать нелегко.

                                Бывает так – один неверный шаг,

                                И нет ее, а ты – в трясине топкой,

                                А иногда и узенькая тропка

                                Тебя выводит прямо на большак…    (Ф.Васильев, «Дороги»)

Дорогие ребята, эти строчки из стихотворения удмуртского поэта Ф.Васильева должны быть для нас на сегодняшнем уроке руководством к действию, потому что от выбранного пути решения проблемы  будет зависеть успех нашего дела. Творчество этого поэта будет всячески содействовать этому. Итак, в добрый путь!

                Мотивационно - целевой этап.

Учитель: (Слайд 2 – отрывки из стихов Ф.Васильева) Ребята, прочитайте внимательно стихотворные строчки и скажите, какой темой они объединены?

1.  Ставни в нашем селе раскрашены,

     Крыши все в узорной резьбе…   («Ставни в нашем селе раскрашены…»)

2. …В краю моем родном

    Светло от созревающих хлебов… («Когда подходит время сентября…»)

3. Недаром тут себя, подобно птице,

    Я окрыленным чувствую всегда… (« Печали забываешь понемногу…»)

- Стихотворные строчки объединены темой родного края.

Учитель: Какое впечатление остается у вас после прочтения этих строчек?

- Ощущение полета, теплоты, покоя, потому что поэт, видимо, с большим трепетом относится к своей малой родине.

Учитель: Теперь посмотрим на эти строчки с точки зрения русского языка. Какими же грамматическими средствами поэт добивается этого ощущения. Выпишите из предложений все имена прилагательные (1 группа), и все глаголы (2 группа)   

- Имена прилагательные: узорный, родимый, родном; глаголы: чувствую.

пыт показывает, что, как обычно, ученики ошибочно к этим частям речи относят и причастия раскрашены, окрыленный, созревающих. Путем определения общего значения, задавая вопросы, должны прийти к выводу, что эти слова не относятся ни к прилагательным, ни к глаголам.)

Учитель: Ребята, у нас проблема. Какая?

 - Мы не можем определить, к каким частям речи относятся эти слова, хотя у них есть признаки имени прилагательного и глагола.

Учитель: Какую цель мы  поставим перед собой?

- По морфологическим признакам научиться определять, к какой части речи относятся данные слова.

Учитель: Забегая вперед, хочу сказать, что это  причастие. Еще одна самостоятельная часть речи, про  которую В.И.Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского словаря», сказал так: «Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. (Слайд 3 – портрет В.И.Даля и его цитата)

Учитель: А как формулируются такие темы?

- Причастие как часть речи. (Запись темы в тетрадях)
               Ориентировочный этап.

Учитель: Прежде чем приступить к работе, договоримся о том, как будет оцениваться ваша работа. Она будет состоять из трех оценок: самооценки, взаимооценки, тестирования. (Лист самооценки – приложение № 4)

Еще у нас будет работать творческая группа, которая в конце урока будет представлять новую часть речи. (Форму презентации учащиеся выбирают самостоятельно, например: объявление, телеграмма, синквейн, схема, кластер и т.д)

Учитель: Ребята, у нас есть проблема, которую нам необходимо решить. Цель определена. Осталось определить алгоритм действий: как мы будем исследовать нашу проблему?

- При изучении всех частей речи мы обращаем внимание на 3 пункта: общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль, значит, и причастие можно рассмотреть с этой точки зрения.

               Поисково – исследовательский этап с применением новых знаний на практике.

Учитель:  План действия принимается. Итак, работая в группах,  определите общее значение причастий: что обозначает, на какие вопросы отвечает . (Исследование проводится на основе стихотворных строчек – слайд 2)

( Ученики 7 класса не могут дать точного  определения общего значения причастия, поэтому мы можем получить примерно следующее: «Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает и признак, и действие предмета и отвечает на вопросы какой? Что сделанный? Что делающий?»)

Учитель: А теперь сравним с тем, что говорит учебник и порадуемся тому, как мы близко подошли к первому нашему научному открытию.

(Сравнение с культурным аналогом (слайд 4). Хотя учебник исключает глагольные вопросы, но на начальном этапе ученикам легче научиться распознавать причастия в тексте благодаря двойным вопросам)

Учитель: А теперь предлагаю игру «Найди меня», которая поможет определить, умеем ли мы находить причастия в предложении. Помогут нам стихотворные строчки Ф. Васильева.

(Работа в парах; каждому участнику дается 5 карточек; происходит взаимопроверка и взаимооценивание: 5 правильных ответов – «5», 4 – «4» и т.д. Это соответствует общепринятым нормам оценивания грамматических заданий: 5 правильных ответов – 100% выполненного материала, 4 задания – 80%, 3 задания – 60% и т.д.)

Учитель: Как вам показалось, о чем говорят стихотворные строчки?

- О красоте родной природы. (Слайд № 4 – пейзаж с цитатой)

Учитель: Помогли ли причастия создать образ величественной природы?

- Да, являясь эпитетами, причастия делают речь яркой, образной.

Учитель: С первой частью справились. Дорога зовет вперед. На пути – морфологические признаки. Причастие как часть речи, «рожденное» от глагола и имени прилагательного, взяло от них некоторые черты характера. Какие? Выясним, проведя анализ языкового материала.

Предлагаю заполнить  таблицу «Верные – неверные утверждения».

(Заполняется только графа «До»  по результатам анализа языкового материала, 1 группа – признаки прилагательного, 2 группа – признаки глагола; материал для наблюдения – карточки для парной работы)

Учитель:  Представить результаты своей работы поможет ПОПС – формула: П-позиция (Мы считаем, что…), О-обоснование (Потому что…), П-пример (Мы можем доказать это на примере..), С-следствие (Исходя из этого, мы делаем вывод, что…).

(Сравнение с культурным аналогом (слайд № 5). Самооценка за работу в группе)

Учитель: Небольшая практическая работа даст возможность понять, умеем ли мы применять новые знания на практике. Каждый индивидуально выполняет тесты.

(5 заданий, оценивание происходит по прежней схеме)

Учитель: Ребята, мы в шаге от победы. Нам осталось выяснить синтаксическую роль причастия. Есть ли какие – нибудь предположения?

- Так как глагол является в предложении сказуемым, а имя прилагательное – определением или сказуемым, возможно, что причастие тоже может выполнять функции сказуемого или определения.

Учитель: Мы не забываем, что богатый материал для наблюдения нам сегодня дает лирика удмуртского поэта Флора Васильева. Еще одна тема волнует поэта – тема войны.  Он не был на войне, но пишет о ней очень проникновенно. Назвать хотя бы такие выражения, и все становится понятно: подкошенный пулей солдат, ушедшие жизни, неизвлеченные осколки, умирающий сын, видевшая войну трава, кровавые дожди, опалены жаром войны и др. (Слайд 6 – картина войны и отрывок из стихотворения. При наличии времени целесообразно прочитать одно из стихотворений о войне: «Здесь заходит солнце», «Монолог без вести пропавшего», «Упал на холодную озимь», «Год спокойной земли» и др. )

Ребята, составьте предложение с одним из этих словосочетаний, подчеркните причастие как часть речи. Возможно, кто – то сможет составить предложение, близкое к оригиналу.

(Прослушивание предложений с выводами о синтаксической роли причастия.  Сравнение с культурным аналогом – слайд 7)

                Рефлексивно – оценочный этап

Учитель: Намеченный план выполнен, пора подводить итоги. Цель достигнута?

- Да.

Учитель: Слово дается творческой группе.

(Выступление творческой группы)

Оценивание.

Учитель: Ребята, выразите фразеологизмом или пословицей ощущение от сегодняшнего урока

- На седьмом небе; заблудился в трех соснах; работал не покладая рук; семь раз отмерь, один раз отрежь; без труда не выловишь и рыбку из пруда и др.

Учитель: И еще. Вслед за поэтом хочется вторить:

…Если кончу трудное дело,

Я счастлив бываю.

Если петь душа захотела,

Я счастлив бываю.

Но бываю я всех счастливей

Изо всех подаренных дней,

Если вижу вокруг счастливыми

Я других, остальных друзей.   (Ф. Васильев. О счастье)

Литература

1. Блинова Е.Р.Индуктивное исследование: от фактов к обобщениям // Новое образование.- 2011.- № 3.- С. 33 – 35.

2. Васильев Ф.И. Дороги. – М.: Советская Россия, 1981.

3. Интернет - ресурсы

Приложение № 1.  Карточки для парной работы

1. Радуюсь, словно ребенок, твоей шелестящей листве.

2. Расправив поблекшее платье,

    Ждет помощи Моя – река.

3. Песне кланяется низко колос налитой.

4. А солнце – солнце между тем в цвет алый выкрасило сосны

   И разбросало по траве звенящий бисер изумруда.

5. И вниз на землю хлынула вода,

    Пугая онемевшую природу.

6. Казалось, не иссякнет никогда

    Могучий дождь, проливший эту воду.

7. Колосья, словно дети, подросшие стоят.

8. И покидают птицы

    Притихший грустный лес.

9. Расцвел шиповник алыми цветами,

    Смущен он лаской теплого дождя.

10. Облака, пронизанные ветром,

      Отрешенно улетают ввысь.

Приложение № 2. Таблица «Верные – неверные утверждения»

Морфологические признаки имени прилагательного

До (+ --)

После (+ --)

Вопрос

Наличие краткой формы

Наличие степеней сравнения

Число

Падеж

Род

Морфологические признаки глагола

           

До (+ --)

После(+ --)

Вопрос

Время

Вид

Возвратность

Наклонение

Спряжение

Лицо

Число

Род

Приложение № 3. Тестирование

1. Найдите причастие в форме  Т.п., ж.р.,ед.ч.        2. Найдите краткое причастие:

    А. веселившегося                                                        А. пойман

    Б. веселившийся                                                          Б. пойманный    

    В. веселившейся                                                          В. поймал

3. Найдите причастие в настоящем времени:         4. Найдите причастие совершенного вида:

    А. уходящий                                                               А. звенящий

    Б. ухоженный                                                             Б. звонивший

    В. уходивший                                                             В. зазвонивший

5. Какое причастие может быть возвратным

    А. поющий

    Б. веселивший

    В. пойманный

Приложение № 4. Лист самооценки

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части»

Урок по теме «Отыскание части от целого и целого по его части» - очередной урок в разделе «Обыкновенные дроби». Данная тема является важной в формировании навыков решения задач на нахождение части от ...

разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс

Разработка урока по теме "Отыскание части от целого и целого по его части" в 5 классе, к учебнику Зубарева И.И....

презентация по русскому языку по теме "Служебные части речи" 7класс

Презентация по теме "Служебные части речи" предназначена для обучающихся 7 класса. Она поможет закрепить полученные знания на уроках....

план урока "Причастие как часть речи" (7класс)

План урока "Причастие как часть речи"...

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" (7класс)

Конспект урока с применением исследовательской технологии . Урок с использованием регионального компонента ....