Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету русский язык 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету  русский язык 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_nadomn.russk_.yazyk_.docx52.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка по русскому языку в 6 классе (обучение на дому)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащейся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013г.

Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:

  1. учебник «Русский язык» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, Москва, «Просвещение», 2020г.

Изучение русского языка в 6 классе имеет цель развивать речь учащихся как средство общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  

При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:

- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

- исследования (наблюдение, анкетирование);

- изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).

  1. Общая характеристика учебного предмета

 В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа по русскому языку в 6 классе имеет коммуникативную направленность. Особое внимание уделяется предложению и тексту, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи, и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил осуществляется в процессе формирования речевых умений навыков. Большое значение приобретает умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме.

Упражнения в связной письменной речи проводятся на уроках систематически и связаны с содержанием грамматико-орфографического материала урока. Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарем и выполняют разнообразные практические упражнения. Большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи, обеспечивается необходимая систематизация знаний. Программный материал расположен концентрически.

Программа по русскому языку в 6 классе включает следующие разделы:

    1. Звуки и буквы. Текст.

    2. Предложение. Текст

    3. Слово. Текст.

а) состав слова

б) части речи

   5. Повторение пройденного.

Звуки и буквы. В 6 классе продолжается работа над звукобуквенным анализом. Учащиеся овладевают правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных, слов с разделительным мягким знаком, написанием сомнительных согласных.

Предложение. В процессе упражнений при изучении данной темы у школьников формируются навыки построения простого предложения с однородными членами, с обращением. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.  

Слово. Основными темами являются: состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предложение. В процессе выполнения упражнений при изучении данных тем формируются навыки правописания.

Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, подбор родственных слов. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова, имени существительного, имени прилагательного, глагола направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся, формирование навыков грамотного письма.

Деловое письмо. Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся упражняются в оформлении деловых бумаг по образцам; правильно, логично и достаточно кратко учатся излагать свои мысли в письменной форме (при составлении текстов письма товарищу, заметки в стенгазету, поздравительной открытки, объявления и т.д.).

Связная речь. В связи с тем, что у школьников с особыми образовательными потребностями возможности излагать свои мысли в письменной форме весьма ограниченны, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи.

Упражнения по формированию связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

I -        четверть

II -        четверть

III -      четверть

IV -      четверть

За год -      четверть

4. Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

         Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

-формирование интереса к изучению русского языка;

-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

-овладение основами грамотного письма;

-использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный.  Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предполагается, что к концу обучения в 6 классе учащиеся будут иметь:

Минимальный уровень:

-списывать текст целыми словами;

-писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;

-определять границы предложений;

-выделять главные и второстепенные члены предложения с помощью учителя;

-участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

-исправлять текст с помощью учителя;

-подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

-различать части речи по вопросам с помощью учителя;

-пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.

Достаточный уровень:

-списывать текст целыми словами и словосочетаниями;

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);

-делить текст на предложения;

-выделять главные и второстепенные члены предложения;

-выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;

-самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);

-подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);

-доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

-находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;

-пользоваться школьным орфографическим словарем.

Базовые учебные действия.

Личностные учебные действия

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • оказывать помощь сверстникам и взрослым;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

        Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 6 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
  • оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
  • оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
  • оценка «2» - не ставится.

        Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

        В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов (Приложение 1). По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

        Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета

В процессе изучения данного предмета у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

Усвоение элементов письма и развития речи осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

В программе по письму и развитию речи выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

1. Звуки и буквы. Текст.

Повторение. Гласные и согласные. Их дифференциация. Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим - слышим - пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу). Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу). Непроверяемые гласные и согласные в словах.

 Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.

2. Предложение. Текст.

        Повторение. Деление текста на предложения. Нахождение разных по интонации предложений в тексте (в том числе и в диалоге) при отсутствии в нем знаков препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов и без них. Использование в предложении однородных членов предложения.

Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

3. Слово. Текст.

а) Состав слова.

Корень и однокоренные слова. Окончание. Объединение слов в словосочетания с помощью вопроса. Наблюдение за функцией окончания. Приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки. Приставка и предлог. Правописание приставок с- а- и о-. Приставка пере-. Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, от-, под-, над-). Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.

Текст. Деление текста на части по заданному плану.        

б) Части речи.

Существительное, прилагательное, глагол. Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении.

Имя существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда существительных общей темой. Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Обогащение словаря эмоционально окрашенными существительными, называющими предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Род и число существительных. Различение существительных по родам, изменение по числам. Существительные собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Кавычки в названиях книг, газет, журналов, магазинов, кинотеатров. Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания с существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому (существительному) и определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере существительных с ударными и беспроблемными окончаниями). Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор падежной формы существительного после предлога. Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами (по вопросам к тексту).

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных. Распространение предложений прилагательными. Прилагательные, противоположные по значению. Род и число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Наблюдение за родовыми окончаниями. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в разных падежах с предлогами.

Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных (улетел- прилетел) и не однокоренных (встречает - провожает) глаголов, противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению, на заданную тему. Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов, обозначающих однотипные семантические группы. Включение их в текст. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в предложении и тексте глаголов различных временных категорий. Число глаголов. Включение глаголов в текст с опорой на рисунок. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. Употребление глаголов в переносном значении.

Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давным-давно; вдруг, неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.

4. Предложение. Текст.

Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по интонации предложений об одном предмете. Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов «и» с одиночным союзом «и». Интонация перечисления. Знаки препинания при однородных членах. Включение в предложение однородных членов путем замены слова с обобщающим значением словами с конкретными значениями. Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место обращения в предложении. Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.

5. Повторение пройденного.

Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Части речи.

6. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

 часов

Сроки

Словарная работа

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Повторение.

Звуки и буквы. Текст. 

6

1

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Их различие.

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу, самостоятельно;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- работать в группе, в паре;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма».

- различать гласные и согласные, сравнивать гласные и согласные.

- ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные;

- подбирать группы родственных слов;

- проверять написание в корне безударных гласных, согласных путём подбора родственных слов;

- различать парные согласные;

- находить проверочные и проверяемые слова в группе однокоренных слов;

- различать проверяемые и непроверяемые написания гласных и согласных в словах;

2

Ударные и безударные гласные.

1

3

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.

1

4

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

5

Текст. Части текста. Красная строка.

1

6

Непроверяемые гласные и согласные в словах.

1

телеграмма

     

Предложение. Текст.

5

     7

Деление текста на предложения.

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу, самостоятельно;

- выполнять самопроверку,;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- владеть термином «предложение»;

- устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов;

- составлять предложения;

-устанавливать последовательность предложений в тексте;

- практиковаться в делении текста на предложения;

- владеть понятиями «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»;

- разграничивать главные и второстепенные члены предложения;

-отличать текст от предложений;

- разграничивать текст на части;

- определять основную мысль, тему текста;

- списывать текст, соблюдая красную строку;

- подчеркивать в предложении главные и второстепенные члены;

- сравнивать, различать распространенные и нераспространенные предложения;

- чертить схемы предложений;

8

Выделение главных и второстепенных членов предложения.

1

9

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

10

Распространение предложений с помощью рисунков.

1

хозяин

11

Однородные члены предложения.

1

конфета

Состав слова. Текст.

23

12

Корень и однокоренные слова.

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу, самостоятельно;

- выполнять самопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

-  владеть понятиями «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка»; «суффикс», «состав слова», «часть слова»;

- подбирать однокоренные слова;

- составлять предложения, словосочетания с однокоренными словами;

- определять значение окончания в предложении, словосочетании;

- показывать связь слов в предложении с помощью вопросов;

- графически выделять на письме окончания;

- связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний;

- определять значение приставок, суффиксов;

- образовывать слова, подбирая нужную по смыслу приставку;

- практиковаться в выборе пропущенных приставок и суффиксов в словах, опираясь на смысл словосочетания и предложения;

- графически выделять на письме приставку, суффикс;

- образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов;

- образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением;

- разбирать слова по составу, используя таблицу

13

Окончание как изменяемая часть слова.

1

14

Проверочный диктант.

1

15

Приставка как часть слова.

1

горизонт

16

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

17

Суффикс как часть слова.

1

18

Разбор слова по составу.

1

    19

Написание гласных в корне однокоренных слов.

1

1

20

Проверяемые и проверочные слова.

1

-слушать учителя;

- применять правила правописания   при письме;

- писать под диктовку;

- осуществлять самопроверку;

- выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте;

отрабатывать способы проверки сомнительных согласных в корне слова

- упражняться в проверке написания сомнительных согласных в корне слова

- практиковаться выделять в слове орфограмму, уметь ее обосновать.

- определять значение приставки и предлога;

- сравнивать правописание приставок и предлогов;

- вставлять пропущенные предлоги и приставки;

- различать приставку и предлог;

- правильно писать гласные в приставках;

- работать по памятке.

- образовывать слова с приставками;

- применять правило написания безударных гласных в корне и приставке

- наблюдать за правописанием согласных и гласных в приставках;

- запоминать правила правописания приставок;

- выделять в словах приставки, вставлять пропущенные согласные и гласные в приставках;

- объяснять правописание гласных и согласных в приставках;

- правильно писать слова с разделительным твердым знаком;

- сравнивать написания слов с разделительным твердым знаком (Ъ)и без него;

- образовывать слова с помощью приставок;

- подбирать примеры слов с заданными приставками;

- выполнять упражнения и задания на закрепление знаний по пройденным темам

21

Проверка безударных гласных в корне.

1

22

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

1

23

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

24

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.

1

сейчас

теперь

25

Приставка и предлог.

1

календарь

26

Различение приставки и предлога.

1

комбайн

27

Правописание гласных в приставках.

1

28

Правописание безударных гласных в корне и приставке.

1

29

Контрольный диктант.

1

30

Правописание приставок на согласную.

1

31

Разделительный твердый знак в словах с приставками.

1

32

Различение написаний слов с разделительным твердым знаком (ъ) и без него.

1

33

Состав слова. Закрепление знаний.

1

Части речи. Текст.

2

34

Существительное, прилагательное, глагол.

1

богатство

слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу, самостоятельно;

- выполнять самопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

-  владеть понятием «части речи»;

- находить разные части речи в группе однокоренных слов;

- различать в предложении глаголы, прилагательные и существительные.

35

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.

1

Имя существительное

11

36

Значение существительных в речи.

1

37

Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.

1

38

Существительные, противоположные по значению.

1

39

Различение существительных по родам.

1

прекрасный

- выделять в тексте существительные;

- ставить существительные в начальную форму;

- различать существительные по значению;

- подбирать примеры существительных по значению;

- подбирать существительные, которые называют предмет по-разному, составлять с ними предложения;

- составлять пары существительных, противоположных по значению.

40

Изменение существительных по числам.

1

41

Существительные собственные и нарицательные.

1

42

Большая буква в именах собственных.

1

43

Понятие о склонении.

1

45

Определение падежей существительных по вопросам.

1

46

Понятие о начальной форме.

1

47

Постановка существительных в начальную форму.

1

Имя прилагательное

10

48

Значение прилагательных в речи.

1

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу, самостоятельно;

- выполнять самопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать термином «имя прилагательное»;

- определять значение прилагательных;

- описывать предметы, их качества и свойства с помощью прилагательных;

- распространять предложения прилагательными;

- указывать признаки прилагательных;

- выписывать словосочетания, описывающие явления природы;

- подбирать нужные прилагательные к выделенным существительным;

- находить в тексте и составлять пары прилагательных, противоположных по значению;

- распространять предложения прилагательными, противоположными по значению выделенным прилагательным;

- наблюдать за изменением прилагательных по родам и числам;

- ставить вопросы от существительных к прилагательным;

49

Контрольный диктант.

1

50

Прилагательные, противоположные по значению

1

51

Изменение  прилагательных по родам.

1

52

Окончания  прилагательных мужского рода.

1

53

Окончания прилагательных женского рода.

1

шоссе

54

Окончания прилагательных среднего рода.

1

55

Изменение прилагательных по числам.

1

интересный

56

Понятие о склонении прилагательных.

1

солдат

57

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.

1

Глагол

4

58

Значение глагола в речи.

1

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать термином «глагол»;

- определять значение глагола;

- находить глаголы, противоположные по значению, составлять из них пары, включать их в предложения;

различать прилагательные, глаголы и существительные;

- определять время глагола;

- задавать вопросы к глаголам;

- подбирать по смыслу пропущенные глаголы;

- различать глаголы по временам и числам;

- изменять глаголы по числам и временам;

- доказывать правильность своих выводов

59

        Глаголы, противоположные по значению.

1

60

Различение глаголов по временам.

1

61

Текст. Связь частей в тексте.

1

Предложение. Текст.

4

62

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

1

апельсин

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- различать разные по интонации предложения;

- дополнять вывод о различиях, характерных для повествовательных,

восклицательных и вопросительных предложений;

- составлять свои примеры разных по интонации предложений;

- владеть определением «однородные члены предложения»;

- выделять интонацией перечисления однородные члены предложения;

- задавать вопросы к однородным членам предложения;

- ставить запятые между однородными членами предложения без союзов и с одиночным союзом и;

- объяснять расстановку запятых между однородными членами предложения;

- подчеркивать однородные члены предложения;

- подбирать и составлять схемы к однородным членам предложения;

63

Контрольный диктант. 

1

64

Однородные члены предложения без союзов и с союзом И.

1

65

Знакомство с обращением.

1

Повторение.

3

66

Состав слова.

1

- владеть понятиями «корень, суффикс, окончание, приставка»;

- соотносить схемы и слова;

- подчеркивать в словах знакомые орфограммы, объяснять их написание;

- различать в тексте имя прилагательное, существительное и глагол.

67

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

68

Существительное, прилагательное, глагол.

1

7. Описание методического и материально -технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебная литература
  • учебник «Русский язык» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, Москва, «Просвещение», 2017г.
  • рабочая тетрадь «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В. Коршунова.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Состав слова» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя прилагательное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Глагол» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  1. Научно-методическая литература
  • Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: (Методические рекомендации)/ Авт.-сост. Б.В.Белявский, Г.С.Купцова. – М., 2013.
  •  «Практическая грамматика на уроках русского языка» (учебно-методическое пособие в 2-х частях)
  • Зикеев, А.Г.. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г..  Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2004.
  • Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://skillopedia.ru/        
  • http://www.videouroki.net/
  1. Литература для учащихся
  • учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская и Н.Г.Галунчикова
  • рабочая тетрадь «Русский язык» Н.Г.Галунчикова и Э.В.Якубовская
  • школьный орфографический словарь
  • Савельева, Л.В., Офицерова, Е.А.. Грамматико-орфографический словарь: Справочное пособие для начальной школы. – СПб.: Виктория плюс, 2011
  • Алабугина, Ю.В.. Орфографический словарь русского языка для школьников. –М.:АСТ: Астрель,2010.
  • Михайлова, О.А.. Орфоэпический словарь русского языка для школьников. - М.: АСТ: Астрель,2010.

Материально-техническое обеспечение

  1. Демонстрационные и печатные пособия

-Магнитная доска

-Толковый словарь Ожегова

-Орфографический словарь

- Репродукции картин русской живописи для развития речи

- Демонстрационные карточки со словарными словами  

- Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка

- Демонстрационные таблицы по всем разделам курса русского языка

-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

- Демонстрационная таблица "Алфавит"

- Портреты русских писателей

  1. Технические средства обучения

- МоноблокintelPentium

- Мультимедийный проектор

- Ноутбук


Приложение 1

Мониторинговая карта фиксации достижения предметных результатов обучения по предмету «Русский язык»

в 6 классе 2021 -2022 учебный год

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по чтению уч-ся 6 класса за2021-2022 уч.год

ФИ

Предметные результаты

Списывает текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

Пишет под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм

Делит текст на предложения

Выделяет главные и второстепенные члены предложения

Участвует в обсуждении темы и идеи текста;

Подбирает однокоренные слова  и разбирает слова по составу

Проверяет безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

Доказывает принадлежность слов к определённым частям речи

Учится пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Баллы

уровень

1.

Диагностический инструментарий

Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за I четверть

Забияка.

        Мы высадились на маленький остров около Антарктиды. На острове жили пингвины.

Раз сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины мне в рот смотрят. Очень они любопытные.

За камнем жил пингвин-забияка. Ухватит клювом мой сапог и бьёт крыльями. А я смотрю и смеюсь.

(45 слов)    Слова для справок: Антарктида, забияка.

Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за II четверть:

Глухари.

Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари.

Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности.

(По А. Тамбиеву)

(40 слов)Слова для справок: оглушают.

Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за IIIчетверть:

В тайге зимой.

Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко над горами.

        На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти глухарю от соболя.

(45 слов)   Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился.

Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за год четверть:

Тельняшка.

Белые и синие полоски флотской тельняшки говорят об отваге. Человек в такой майке виден далеко. Синие полоски по тельняшке - это океанские волны. Белый цвет- это штормовые гребни. Море на груди.

Надел матрос тельняшку и сразу расправил плечи. И сразу захотелось совершить трудное дело.

(43 слова)

Слова для справок: флотские тельняшки, отвага, штормовые гребни.

         Описание методического и материально -технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебная литература
  • учебник «Русский язык» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, Москва, «Просвещение», 2017г.
  • рабочая тетрадь «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В. Коршунова.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Состав слова» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя прилагательное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  •  Рабочая тетрадь по русскому языку «Глагол» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
  1. Научно-методическая литература
  • Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: (Методические рекомендации)/ Авт.-сост. Б.В.Белявский, Г.С.Купцова. – М., 2013.
  •  «Практическая грамматика на уроках русского языка» (учебно-методическое пособие в 2-х частях)
  • Зикеев, А.Г.. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г..  Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2004.
  • Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://skillopedia.ru/        
  • http://www.videouroki.net/
  1. Литература для учащегося
  • учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская и Н.Г.Галунчикова
  • рабочая тетрадь «Русский язык» Н.Г.Галунчикова и Э.В.Якубовская
  • школьный орфографический словарь
  • Савельева, Л.В., Офицерова, Е.А.. Грамматико-орфографический словарь: Справочное пособие для начальной школы. – СПб.: Виктория плюс, 2011
  • Алабугина, Ю.В.. Орфографический словарь русского языка для школьников. –М.:АСТ: Астрель,2010.
  • Михайлова, О.А.. Орфоэпический словарь русского языка для школьников. - М.: АСТ: Астрель,2010.

Материально-техническое обеспечение        

  1. Демонстрационные и печатные пособия

-Магнитная доска

-Толковый словарь Ожегова

-Орфографический словарь

- Репродукции картин русской живописи для развития речи

- Демонстрационные карточки со словарными словами  

- Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка

- Демонстрационные таблицы по всем разделам курса русского языка

-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

- Демонстрационная таблица "Алфавит"

- Портреты русских писателей

  1. Технические средства обучения

- Моноблок intel Pentium

- Мультимедийный проектор

- Ноутбук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс

Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и авто...

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного  общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин

Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...

Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»разработана на основе и с учетом федеральных государственныхтребований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в област...

Рабочая программа по информатике 2016 - 2017 учебный год 10 класс

Рабочая программа по информатике 10 класс...