Урок литературы по кейс-технологии «Россия-это мы» в 11 классе .
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Чарушникова Наталья Израилевна

Суть этой технологии, чтобы каждый ребенок вложил свою крупицу в кейс урока: собственные мысли, знания, исследовательскую работу (в основном она обязательна). И, конечно, должен быть четкий воспитательный момент   и связь урока с современностью. Должна быть вечная проблемная ситуация .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы  по кейс-технологии «Россия-это мы»

в 11 классе .

Суть этой технологии, чтобы каждый ребенок вложил свою крупицу в кейс урока: собственные мысли, знания, исследовательскую работу (в основном она обязательна). И, конечно, должен быть четкий воспитательный момент   и связь урока с современностью. Должна быть вечная проблемная ситуация .

ХОД  УРОКА

"Любите Россию. Нет ничего прекрасней  нашей России.

 Мы это знаем, мы спим на чужбине".  

"Русские, любите Россию всегда,  какой бы она ни была,  

какая есть и какая будет.  Только тогда вы - русские'.

Просмотр клипа «Россия»

- Здравствуйте!  Я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке «Россия - это мы»

- Назовите главное слово в теме.

- У каждого человека существует собственное понимание и отношение к Родине, России. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основание для нашего патриотизма лежит не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Эпиграфами нашего урока я взяла слова из надгробных плит, на которых было начертано: "Любите Россию. Нет ничего прекрасней  нашей России.  Мы это знаем, мы спим на чужбине".  "Русские, любите Россию всегда,  какой сна была,  какая есть и какая будет.  Только тогда вы - русские'.

Тот, кто волею судеб оказался на чужбине, тот  не понаслышке знает, что такое тоска по Родине.

Это вечное слово - Россия –

Словно ангельский свет для меня,

 Словно совести зовы простые,

 Словно вихри снегов и огня.

Не напрасен мой путь, не случаен;

 Там - Россия, там - пламя и лед;

 Но для мудрых, безумных окраин

Серединная жизнь не дойдет.

Надо сердце иметь не такое,

 Надо душу иную иметь,

Надо жить неземною тоскою,

Надо песни нездешние петь.

Глаз  не  видит, и уши не  слышат,

 Запечатаны болью уста;

Там - Россия страдает и ищет,

Ищет  Божьего Сына  - Христа.

- Это своё видение России выразил  Владимир Диксон. А какие ассоциации у вас вызывает тема «Россия – это мы»? (ответы вопроса 1 анкеты на слайде)

- Да, разные ассоциации у вас возникли

- На вопрос «Что для вас Россия?» вы ответили:

  1. Родина
  2. Отечество
  3. Просто Россия
  4. Место, где родился
  5. Дом
  6. Страна
  7. Гостеприимный народ
  8. Великолепная природа
  9. Неграмотная власть

Николай Бердяев писал:  « Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия – противоречива. Душа России не покрывается никакими доктринами. И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по- своему, и каждый находит в полном противоречии бытии России факты для подтверждения своей веры».

Федор Тютчев утверждал, что

 « Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

 В Россию можно только верить».

- Своё видение России в своём творчестве поднимал почти каждый писатель. И их тайны мы сейчас попытаемся разгадать.

- Давайте рассмотрим, какой показали Россию писатели 19 века.

(коллаж и устный ответ )

 

- Давайте посмотрим, поменялось ли видение России в 20 веке и обратимся к писателям этого времени.

(коллаж и устный ответ )

- Какой рисуют Россию писатели-символисты «серебряного века» -  

  • Валерий Яковлевич  Брюсов
  • Константин Бальмонт
  •  Александр Белый

- А какой бы вы её обрисовали в настоящее время?

Составление синквейнов «Современная Россия» - зачитывание

- Да, неодинакова Россия в разное время. Ее каждый видит по - разному и относится к ней по-разному.

-А как вы относитесь к России? Почему?

- Какие проблемы существуют в современной России? - записываю их на доске

- Скажите, а эти проблемы появились только сейчас или они проявлялись и раньше. Свой ответ поясните.

- Скажите, а можем ли мы исправить, искоренить хоть некоторые из этих проблем?

- Зависит ли от нас будущее страны?

-Что вы, молодое поколение 21 века, можете сделать для России, для ее процветания?

- Вы считаете, что в других государствах лучше?  Давайте обратимся к писателям – эмигрантам. Что они писали вдали от Родины?

(презентация и устный ответ )

-Посмотрите, все они не просто тосковали по родным местам, они впадали в депрессию, они жили воспоминаниями. Все для них было чужим. Непросто им было жить по чужим незнакомым обычаям, традициям, неродным языком.

- Не  все государства в мире являются процветающими и свободными, как наша Россия, встречаются и такие, которую вы увидите в видео-фрагменте .

видео-фрагмент «Задумайтесь»

- Иван Андреевич Крылов четко отобразил эту проблему в своей басне «Пчела и мухи», которую я хочу вам рассказать. (читаю басню Крылова)

Две мухи собрались лететь в чужие краи

И стали подзывать с собой туда Пчелу:

Им насказали попугаи

О дальних сторонах большую похвалу.

Притом же им самим казалося обидно,

Что их, на родине своей,

Везде гоняют из гостей;

И даже до чего (как людям то нестыдно,

И что они за чудаки!):

Чтоб поживиться им не дать сластями

За пышными столами,

Придумали от них стеклянны колпаки;

А в хижинах на них злодеи-пауки.

«Путь добрый вам, - Пчела на это отвечала, -

А мне

И на моей приятно стороне.

От всех за соты я любовь к себе сыскала –

От поселян и до вельмож.

Но вы летите, куда хотите!

Везде вам будет счастье то ж:

Не будете, друзья, нигде, не быв полезны,

Вы ни почтенны, ни любезны.

А рады пауки лишь будут вам

И там».

Кто с пользою Отечеству трудится,

Тот с ним легко не разлучится;

А кто полезным быть способности лишен,

Чужая сторона тому всегда приятна:

Не бывши гражданин, там мене презрен он,

И никому его там праздность не досадна.

- Педагог- гуманист К.Д.Ушинский писал: «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку  отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, в ней для нас все родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку. Как мать защищает и бережет она нас от всяких врагов… Много есть на  свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная Мать – одна у него и Родина». 

- Ребята, скажите, о чем сказал педагог в своем высказывании.

- Как называется любовь к Родине?

- В чем проявляется патриотизм?

видео-фрагмент «Патриотизм: знак вопроса»

- Александр Сергеевич Пушкин писал: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечества или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

-  Как вы считаете, кого можно отнести к слову МЫ  в нашей теме?

- Взаимосвязаны ли эти слова между собой с лингвистической точки зрения?

Исследовательская работа «Происхождение слов Россия, народ»

- Взаимосвязаны ли эти слова в жизни? Если да, то как?

- Остро сейчас поднимаются проблемы современной России, обсуждаются, разбираются. Вот как прокомментировали нашу тему  люди, которые всем нам известны.

видео «Мы есть Россия»

- С кем из них и с чем вы согласны, а кому можете возразить, и в чем?

- Скажите, зависит ли Россия от нас или мы зависим от России?

- Писатель современности Борис Зайцев сказал:  « Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, ужасов войн, преступлений - немеркнущее ядро русского духа - Родина. Для русского человека есть Россия, душевное существо, мать, святыня, которой мы поклоняемся и которую никому не уступим».

За что - не знаю я, но каждое дыханье.

Мой каждый помысел, все силы бытия

Тебе посвящены, тебе до издыханья!

Любовь моя  и жизнь - твоя, о мать моя!

И чтоб еще хоть раз твой горизонт обширный

мой глаз увидеть мог, твой серый небосвод.

Сосновый бор вдали, сверканье речки мирной,

И нивы скудные, и кроткий твой народ,

За то, чтоб день один мог снова подышать я

Свободою полей и воздухом лесов, -

Я крест готов поднять без стона и проклятья.

Тягчайший из твоих бесчисленных крестов!

В палящий зной, в песке сыпучем по колени,

С котомкой нищего брести глухим путем,

Последним сном заснуть под сломанным плетнем

В жалчайшем из твоих заброшенных селений!..

- Вы видите, что в каждом поколении русского народа приходилось для себя решать вопрос: «Что для меня Россия»?

- И каждый раз убеждаться, что Россия – это мы!!!

продолжение видео «Патриотизм: знак вопроса»

Д/З – написать сочинение- размышление по теме «Россия – это мы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ «РОССИЯ» и «НАРОД»

Слайд 2

« РОССИЯ» 1 . От названия реки Рос (в Украине); 2. Русые(рыжие) варяги, заселявшие славянские земли, отсюда появилось название Русь (затем Киевская Русь). В первых источниках было написано Рус, а не Русь. 3. От имени главного славянского бога Род. Род – Всевышний бог, бог дома и равновесия. Слово «Россия» имеет тоже значение, что и «Мессия». * мессия – спаситель, посланник Бога, освободитель человечества народа.

Слайд 3

«НАРОД» Обратив внимание на корень –РОД- , можно сделать предположение, что он также происходит от имени бога РОД. Если продолжить следующий ряд слов: НАрост, НАледь, вНАхлест, НАковальня и т.д.,то можно предположить, что слово «народ» образовалось как то, что над родом. Рода образуют народ. Однокоренными словами являются: природа, родители, Родина

Слайд 4

РОД( по словарю Ожегова) Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Ряд поколений, происходящих от одного предка; поколение. В систематике: группа, объединяющая близкие виды Постоянное занятие, вид деятельности

Слайд 5

Вывод: От имени главного арийского бога Рода. Рода – бог дома и равновесия. Слово «Россия» имеет тоже значение, что и «Мессия». Обратив внимание на корень –РОД- , можно сделать предположение, что он также происходит от имени бога Род. В обоих случаях мы видим одинаковую версию: Таким образом можно сделать вывод, что слова «Россия» и «народ» могут иметь общее происхождение и являться родственными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в кейс-технологии

Данный урок является уроком открытия новых знаний и ориентирован на развитие коммуникативных, информационных и творческих способностей учащихся. Шаблон урока предполагает вариативность выбора материал...

Конспект урока в кейс технологии.

Урок  в   кейс – технологииУчитель: Студенцова Ю.Ю., Золотарева И.В.Класс: 10Тема:  “Business trip”  Цели  урока: - Развитие навыков анализа и критического мышления;- Фор...

Конспект урока.Применение кейс-технологии

Данная разработка может использоваться при подготовке к ЕГЭ по русскому языку...

Урок по кейс-технологии на тему: "Февральская революция"

Урок по кейс-технологии (групповая работа)....