Сценарий занятия в рамках курса «Практикум по русскому языку»
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Материалы занятия могут быть использованы в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3 КИМ) в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия в рамках курса

«Практикум по русскому языку»  

Учитель: Адашан Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хиславичская СШ»

Класс: 9

Предметная область: русский язык

Тема занятия Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3 КИМ)

Тип: занятие общеметодической направленности.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 9 класса в предметной области «Русский язык».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные:

- объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых при подготовке к написанию сочинения;

- формирование умения извлекать информацию из предложенного текста;

- обобщение и классификация языковых явлений по признакам.

 Регулятивные:

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

- формирование умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные:

- развитие умения работать в группе;

- развитие умения слушать и понимать других;

- оформление своих мыслей в устной форме.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- повторение средств выразительности русского языка;

- орфографический анализ слов;

- синтаксический анализ словосочетаний и предложений;

- пунктуационный анализ сложных предложений (СП);

- отработка способов сжатия текста;

- отработка алгоритма работы над сочинением-рассуждением.

Планируемый результат: уметь использовать алгоритм написания сочинения – рассуждения (С-9.3) при сдаче ОГЭ по русскому языку.

Основные понятия: «изложение», «способы сжатия текста», «сочинение-рассуждение», «сложное предложение», «знаки препинания в СП», «обособленные члены предложения».

Межпредметные связи: литература.

Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная.

  1. Организационный момент.
  1. Вступительное слово учителя: Ребята, перед вами отрывок из повести «Летят мои кони». Автор этой повести – наш земляк, писатель-фронтовик Б. Васильев. Ваша задача – прочитать текст, найти в нем ключевые слова и определить тему нашего занятия. (Приложение № 1):

..Справедливость – это победа добра. И я мечтаю об этой победе. Я мечтаю о ней постоянно, неистово и нетерпеливо и сражаюсь за неё на всех доступных мне фронтах. Добро должно восторжествовать в этом мире, иначе всё бессмысленно. И я верю: оно восторжествует, потому что мои мечты всегда сбывались. (По Б. Васильеву)

О чём же пойдёт речь? (О справедливости, добре и о победе, т.е. о тех нравственных понятиях, которые важны во все времена.)

- Дадим определение этим категориям (работа с Толковым словарём Ожегова – проходит в группах):

1. Справедливость, и, ж. 1. см. справедливый.

2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. • Отдать справедливость кому-чему (книжн.) признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

СПРАВЕДЛИВЫЙ, ая, ое; ив.

1. Действующий беспристрастно; соответствующий истине. С. судья. С. поступок. Справедливое решение. Справедливо (нареч.) оценить.

2. Осуществляемый на законных и честных основаниях. Справедливое требование.

3. Истинный, правильный. Полученные сведения оказались справедливыми. Ваше возмущение вполне справедливо.

ДОБРО а, ср.

1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством).

ПОБЕДА, ы, ж.

1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).

2. Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н.

Один из текстов для изложений в КИМ связан с темой Великой Отечественной войны.

  1. Работа с текстом:
  1. Прослушать текст, определить тему, основную мысль и вычленить микротемы (приложение № 2).

 Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом, – немецким фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем — и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (1) А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (2) И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

Микротемы:

  1. Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя.
  2. Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться.
  3. Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами.

Основная мысль: мы не вправе забывать подвиг людей, подаривших нам жизнь.

Работа с текстом (раздаточный материал) задания выполняются на раздаточном материале:

1. Укажите средства выразительности в первом абзаце (анализ средств выразительности – задание № 7 КИМ)

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом, – немецким фашизмом.

- уходит (война), жива (память) – олицетворения,

- беспримерный (подвиг), невосполнимые (жертвы), коварным и жестоким (врагом) – эпитеты.

2. Орфографический анализ (задание № 5 КИМ):

1) Из 1 абзаца выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного (беспримерный). Найдите слова с данной орфограммой: невосполнимые, рассказать, разговоре.

2) Из первого абзаца выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы н»:

принесённые (жертвы),

От данного причастия образуйте краткую форму: жертвы принесены - в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква н. Найдите в тексте слова с подобной орфограммой: отражены, созданы.

3) В последнем абзаце найдите причастный оборот и объясните написание не с причастием в причастном обороте:

…боль, не покидающая душу народа, .. (не с причастием в причастном обороте пишется раздельно). А с одиночными причастиями? - слитно – непокидающая боль. Найдите слово с подобной орфограммой: невосполнимые жертвы.

Вспомним написание не- с разными частями речи на примерах из данного текста: не могут, не будут – с глаголами; ни с какими – не (ни) с местоимениями; немало – с наречиями на –о, е.

  1. Объяснить постановку дефиса в слове какой-либо (суффиксы –то, -либо, - нибудь с местоимениями пишутся через дефис).
  1. Синтаксический анализ (задание № 4 КИМ):
  1. Выпишите грамматическую основу  предложения под № 1: А этого нельзя допустить!, охарактеризуйте её: (составное глагольное сказуемое, в роли вспомогательного глагола выступает слово категории состояния нельзя)
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении под № 2:

И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль,(1) не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (3 основы: нет, есть боль, который потерял). Запишем это предложение, составим схему: [ нет ], [ есть боль ], [ который потерял ],  - работа у доски.  

  1. Замените словосочетание «за годы войны», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование (военные годы).
  1. Пунктуационный анализ (задание № 3 КИМ):
  1. объяснить постановку запятой на месте цифры 1 в записанном нами предложении  –  обособление причастного оборота,
  2. объяснить постановку тире:
  • в первом абзаце – выделяется приложение, стоящее после определяемого слова): самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.
  • во втором абзаце:  тире в неполном предложении: ..и из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем — (уходит) и существенное.
  1. Работа в группах. Во всех случаях надо дать объяснение постановки знаков препинания – задания распечатаны на карточках.

 1 группа - Найдите предложения, осложнённые вводными конструкциями: 

Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших. – Значение оценки чего-либо.

Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим. – Значение уточнения.

2 группа - Найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом:

В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом, – немецким фашизмом.

3 группа - Найдите предложение с обособленными одиночными определениями:

Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

 Определим  вид сложных предложений – во всех предложениях выделяются основы предложения, определяется их вид.

 1 группа:  Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. - ССП

   2 группа: Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. - СПП

  3 группа: О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. - БСП

III. Подготовительная работа для написания изложения (повторение, т.к. подобная работа проводится регулярно, то на уроке не занимает много времени. У каждого ученика есть исходный текст, на данном этапе проводится устно)

  1. Работа над сжатием исходного текста:

- Вспомним способы сжатия (Памятка имеется у каждого ученика и используется при проведении подобной работы):

исключение, 

обобщение, 

упрощение. 

1. Исключение: 

исключение повторов;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение: 

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение: 

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Возможный вариант

 Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах людей. Нельзя забыть  беспримерный подвиг,  невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над фашизмом.

Но память человека со временем ослабевает. Всё меньше становится тех, кто  мог бы рассказать о войне. Если в документах и в произведениях искусства не будет отражена  стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны питает литературу и искусство. О человеке на войне сняты фильмы,  созданы произведения литературы. В них  душевная боль народа. Но самым главным  является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. (104 слова) 

3. Работа в группах. С 9.3 сочинение- рассуждение (подготовка)

1. В русской литературе много произведений, в которых поднимается тема Великой Отечественной войны и то, какой ценой была завоёвана победа.

- В каких художественных произведениях эта тема поднимается? – примеры приводят дети. Дополнения учителя:

 Мы возвращаемся к творчеству нашего земляка Б. Васильева, который в семнадцать лет ушёл на фронт добровольцем и внёс свою лепту в победу советского народа в Победу.  В своих произведениях про войну писатель показал ужасную, безжалостную сущность фашизма.

Повесть «А зори здесь тихие…» рассказывает о пяти девушках-зенитчицах и их старшине. У каждой из них своя жизнь, характер, свои тяготы и радости. Но им всем пришлось увидеть войну, увидеть её страшный кровавый лик, полный жестокости и злости. Девушки рисковали собой, своим будущим. Лиза Бричкина, умирая, мечтает о завтрашнем дне… До последнего хочется, чтобы она выжила. Но реальность очень сурова, и от этого больно на душе. Героини не щадили себя, несмотря на страх: они сражались за свое Отечество. Гибель пяти девушек оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может найти этому оправдания. Жаль, что ни одна из них не смогла увидеть Победу. Но их судьба - пример мужества, героизма и настоящей любви к Родине.

В небольшой повести "Неопалимая купина" (1986) Васильев показал женщину после войны, женщину которая "обучена воевать, а не рожать". Но вышло так, что миру после войны были "не нужны командиры рот в юбках". Каково это в свои 23 года после войны окунуться в мир, она не привыкла устраивать свой быт, нравиться мужчинам, козыряя славной, военной судьбой, добиваться благ... Зовут её Антонина Иваньшина. Писатель показал её обычной женщиной, судьбу которой исковеркала война.

На войне, среди её ужасов, было даже место любви и зарождающейся жизни, но всё решила пуля: "Пуля разлучила. Убила и любовь её единственную, и все надежды разом".

Не удалось Антонине и после войны устроить своё женское счастье, стать матерью, а потому она выбрала для себя заботу о других... В зарождавшееся мирное время много было невзгод и даже предательств, но было и счастье, пусть в малом, ведь фронт научил ценить Антонину "только абсолютные ценности".

Повесть эта – чтение нелёгкое, да и финал в ней весьма трагический, погибает главная героиня, но так сложились мелочи жизни.

Вообще, трагический финал в произведениях Бориса Васильева далеко не редкость. Сам он, обосновывая такую закономерность, говорил о том, что жизнь сама по себе невесёлая, и что трагедия - наиболее сильный жанр, а потому и более подходящий. Так было и в "Зорях...", по воспоминаниям писателя, политуправление просило его оставить в живых хотя бы одну героиню, но он им отказал, аргументируя тем, что тогда бы получилась совсем другая книга, а "девчонки были обречены, потому что не умели воевать".

Не умели воевать, но победили, и мы об этом должны помнить, потому что память – щит от войны.

IV. Работа над сочинением «Что такое память».

1 группа – дать определение памяти: Вообще, память – это способность помнить и хранить в душе моменты, произошедшие в жизни. А память сердца – это глубокие впечатления от увиденного и пережитого лично тобою. Те воспоминания, которые мы храним в сердце, навсегда остаются живыми.  Воспоминания могут быть как приятными, так и тягостными, о которых больно вспоминать. Приведу примеры, подтверждающие это.

2 группа –   примеры из литературы (творчество Б. Васильева): Великая Отечественная война – время, которое хранят в памяти многие люди.  Б. Васильев в семнадцать лет ушёл на фронт добровольцем. В своих произведениях про войну писатель показал ужасную, безжалостную сущность фашизма для того, чтобы мы помнили о тех, благодаря кому мы живём.

3 группа – пример из жизни:

Сведения о Б. Васильеве - Биография писателя была и остаётся героической.

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье кадрового офицера царской армии Васильева Льва Александровича, мать – Алексеева Елена Николаевна была из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века.

Васильев всегда любил и хорошо знал историю и литературу и говорил, что не понимает тех, кто не знает своей истории. Годы войны – это самое ужасное время в жизни каждого человека. Это время хотят забыть, но не могут это сделать, ведь память хранится в сердце.  Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. С началом войны ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса, после контузии учился в Военной академии бронетанковых и механизированных войск. Окончив её, работал на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. Причиной увольнения стало желание заниматься литературой.

4 группа – вывод: Таким образом, мы доказали, что каждое поколение должно знать и помнить все страшные моменты, которые пережили люди в годы войны.  

V. Зачитывание группами микротем сочинения. В итоге получается сочинение С 9.3.

VI. Вывод.  Прослушивание аудиозаписи стихотворения Н. Замятина «Всё меньше их». (Приложение № 3)

Вывод: Пока мы помним, герои живы.

VII. Д/З к следующему занятию написать сочинение «Что такое память»

Источники

  1. https://gufo.me/search?term=%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B0
  2. https://gufo.me/search?term=%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE
  3. https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9
  4. https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  5. http://vokrugknig.blogspot.com/2019/05/blog-post_21.html
  6. https://rus-ege.sdamgia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум письменной речи (английский язык)"

Программа элективного курса «Практикум письменной речи английского языка» для обучающихся 10,11 классов является авторской педагогической разработкой....

Урок русского языка «Богатство языка» в 9 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»

Урок с использованием материала, связанного с этимологией слов. Задания на умения определять изобразительные средства языка....

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Формирование речевой компетенции школьников в рамках внеклассной работы по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.  Подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствова...

Технологическая карта занятия в рамках курса «Практикум по русскому языку в 9 классе»

Заняти направлено на подготовку к написанию сочинения в рамках итоговой аттестации за курс 9 класса...

Технологическая карта занятия в рамках курса ВУД на английском языке "Part-tme jobs for teenages"

Технологическая карта занятия в рамках курса ВУД на английском языке "Part-tme jobs for teenages" для обучающихся школ с углебленным изучением английского языка создана в соответствии с тема...

Сценарий занятия в рамках учебного предмета ОБЖ

Настоящие методические указания определяют порядок и регламент проведения Мероприятия для 9 класса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», на тему «Пожарная безопасность...