Поурочное планирование "Русский язык" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кобзарь Елена Владимировна

Уроки русского языка 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_7_klass.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Причастие как часть речи.

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастии; формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;  р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сбор тетрадей с домашним заданием (4 человека)

3. Чтение текста, записанного на доске

Школьная примета

Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.

(Ф. Нестеров)

— Какое настроение навевает текст?

— Какова тема текста?

— Найдите олицетворение?

— Объясните орфограммы в тексте.

4. Новая тема

— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?

— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?

— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка: Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите более удачный вариант.

— Какой частью речи является слово пожелтели?

— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.

— Что обозначает глагол?

— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?

— Каково её значение?

— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?

— От какого слова образовано пожелтевшие?

— На какой вопрос оно отвечает?

— Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях

— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— временный?

— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожел-те, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).

— Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие! (прошедшее время)

— Что же называется причастием? Сделаем вывод.

ПОЖЕЛТЕВШИЕ М— от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ

причастие                                   глагол                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Чтение параграфа на стр. 25.

— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.

5.Закрепление

Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

Задание 2. Игра.

Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.

Например: снег.

чистый                    белеющий                                                                                                                                                                                                                 свежий                    сверкающий                                                                                                                                                                                                             глубокий                 липнущий                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

рыхлый                   сыплющий                                                                                                                                                                                                            

Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолоченный месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного челока. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся

— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?

6. Выводы по уроку

— Что называется причастием?

— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

Запись в тетради

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ признак предмета

ПРИЧАСТИЕ признак действия

ГЛАГОЛ действие предмета

7. Домашнее задание

Выучить правило, упр. 53

ТЕМА: Морфологические признаки глагола у причастия. 

Цель урока: закрепить полученные знания о причастии; выяснить, какие грамматические глагольные признаки есть у причастия; р/р. Составить текст по заданным словам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

3. Новая тема

Запись текста под диктовку учителя.

Небесная стирка

Дождь — это небесная стирка.

Грязно-серые тучи прежде наполняются водой. Отмокают. Воды уже столько, что тучи опускаются низко над землёй. Тогда начинается стирка.

Прилетает ветер. Он надвигает друг на друга тучи, переворачивает их, выжимает. Постепенно тучи становятся серыми, потом молочными. Наконец, на солнечную просушку выплывают белыми облаками. И так до следующей стирки.

(Ф. Нестеров)

- Почему автор сравнивает дождь с небесной стиркой!

—Какие ассоциации возникают у вас при слове дождь?

— Объясните орфограммы.

— Произведите разбор первого предложения, объясните в нём постановку тире.

— Определите вид, возвратность глаголов в тексте.

— От глаголов образуйте причастия. Рядом с каждым образованным причастием напишите возвратность и вид.

— С каким ещё характерным для глагола признаком, свойственным причастию, мы познакомились на предыдущем уроке? (Время)

— Над, каждым причастием надпишите время.

— Какой вывод мы можем сделать, говоря о глагольных признаках у причастия?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Запись в тетрадях

ПРИЧАСТИЕ          ГЛАГОЛ                                                                                                                                                                                                                                                                          1. Вид — совершенный и несовершенный.

2. Возвратное и невозвратное.

3. Время — настоящее и прошедшее.

— Заметьте, что в каждой строчке у нас только по два общих признака; чего здесь, на ваш взгляд, не хватает? (будущего времени).

4.Закрепление

Задание 1. Запишите причастия, выделите в них основы, найдите глаголы, от которых они образованы, определите глагольные признаки у причастия.

Крепнущий, взволнованный, зависимый, развёрнутый, развешанный, порванный, выдающийся, рассеянный, несший, опровергнувший, пронизанный, замечающий, предстоящий, околдованный, глохнущий, действовавший, сберегаемый.

Задание 2. К причастиям из предыдущего задания подберите существительные (устно).

Задание 3. Подберите как можно больше причастий к данным

существительным.

Лес, свет, небо, река, воздух, дорога, птицы.

Задание 4. Придумайте и запишите текст, используя получившиеся словосочетания из задания 3.                                                                                                                                                                              

5. Выводы по уроку

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

6. Домашнее задание

Упр. 57.

ТЕМА: Морфологические признаки прилагательного у причастия.

ЦЕЛЬ УРОКА:  выяснить, какие признаки прилагательного есть у причастия;  закрепить полученные на предыдущем уроке знания о причастии; повторить различные виды орфограмм;  уметь определять главные и зависимые слова в словосочетаниях.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка, морфологический разбор выполняется на доске)

Слово присутствовать из домашнего упражнения выпишите в словарь. Составьте с этим словом словосочетания.

3. Орфографическая диктовка

- Запишите словосочетания под диктовку учителя, объясните все орфограммы.

Извивающаяся тропинка, выросший цветок, расстилающаяся долина, развивающийся ребёнок, заблестевшие глаза, блистающий мир, посвященный памяти друга, дрожащий от холода, заросший колючками, сожжённый солнцем, предполагаемый вопрос, преодолевающий препятствие, помирившийся с братом, умоляющий о помощи, рассчитывающий только на себя.

— Найдите в упражнении местоимение, определите разрядов чём особенность этого местоимения? (себя — возвратное местоимение, не имеющее именительного падежа).

4. Повторение материала предыдущего урока

Задание 1. В записанных вами словосочетаниях выявите глагольные признаки у причастий.

Задание 2. Определите главные слова в следующих словосочетаниях: развивающийся ребёнок, дрожащий от холода.

— Исходя из этого, какой вывод вы можете сделать?

5. Новая тема

— Запишите под диктовку словосочетания и определите, в каких из них есть прилагательные, а в каких причастия.

Горящие дрова, опущенные ресницы, ранние заморозки, опавшие листья, красный цвет, покрасневший небосклон, зелёная трава, непреклонное желание, отзвеневший звонок, почерневший от копоти снег, голубое небо, зеленеющая озимь, деревянная ложка, голубеющий небосклон, деревенеющие ноги.

— Внимательно приглядитесь к словосочетаниям, что же общего между прилагательными и причастиями?

— Просклоняйте словосочетания: красный цвет, покрасневший небосклон. Что вы заметили?

Запись в тетради

ПРИЧАСТИЕ           ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1. Согласуются в роде, числе и падеже.

2. Имеют полную и краткую форму.

3. В предложении чаще всего являются определениями.

— Какие прилагательные могут иметь полную и краткую формы? (качественные)

— Сравните: лёгкий — легка; написать, написанный написан.

Какое из слов, записанных в краткой форме, является причастием, а какое— прилагательным?

6.Закрепление

Задание 1. Прочитайте текст (текст пред глазами учащихся). Озаглавьте. Определите тип текста. Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят. Над причастиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите глагольные признаки. Выпишите слова с орфограммами, обозначьте условия выбора этих орфограмм (сгруппируйте орфограммы).

Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской прорубью. Такой же загадочной, таинственной, от которой ждёшь небывалого и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядом с луной не было нескольких светящихся звёздочек, внушающих некоторую неуверенность, то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать... страх. (Ф. Нестеров)

— Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как можно точнее передать содержание текста?

—Определите разряды у прилагательных.

— Выполните морфологический разбор слова удивительного.

7. Выводы по уроку

—  Какую новую информацию вы сегодня получили?

—  Что показалось сложным?

8. Домашнее задание

Выучить слово присутствовать; подготовить и записать рассказ о публицистическом стиле.

ТЕМА: Р/р. Публицистический стиль.

ЦЕЛЬ УРОКА: дать представление о публицистическом стиле; формировать умение отличать тексты публицистического стиля от других; повторить сведения о тексте, изученные ранее.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

— Что вы знаете о публицистическом стиле?

3. Новая тема. Составление таблицы

Где используется:

в общественно-политической сфере жизни

(газеты, митинги, радио, телевидение).

Задача стиля:

сообщение информации, воздействие на массы.

Тематика:

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

яркое, страстное, злободневное, высказывание.

Языковые приёмы:

употребление стандартных выражений;

употребление экспрессивных выражений;

совмещение книжной и разговорной лексики;

использование слов в переносном значении;

повторы; обратный порядок слов...

4. Вопросы для повторения

— Что называется текстом?

— Чем отличается текст от простого набора предложений?

— Перечислите типы текста.

— Какие стили речи вам известны; каковы их особенности?

— Назовите части текста.

— Какие способы связи предложений в тексте вам знакомы?

5.Закрепление

Задание 1. Упр. 61.

Задание 2. Игра. Работа в группах. Придумайте и нарисуйте неизвестный науке бытовой прибор, составьте о нём текст в публицистическом стиле, отметьте в своём тексте характерные для данного стиля черты.

3 а д а н и е 3. (устно). Предположите, к какому стилю относятся данные предложения.

Болтаться без дела, когда вокруг тебя работают, неудобно. Мы ещё работаём, братишка. Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей. Решение вышеуказанного вопроса не терпит отлагательства. Автор статьи анализирует ряд важных вопросов. На лужайке кувыркались и играли взапуски мальчишки. Неувядаемой славой покрыли себя моряки Черноморского флота. Владелец выигрышного лотерейного билета может по желанию получить взамен вещевого выигрыша стоимость его наличными деньгами. На дворе теплынь такая, неохота дома сидеть. Мы изложили свою точку зрения по этому вопросу. Автобазе требуются на постоянную работу шофёры и слесари— авторемонтники. И всё же нам здорово повезло, мне и Петьке. Прибор безошибочно определил координаты нашего местонахождения. Каждая пядь твоей земли — героическая быль о подвигах и героях. Особенно донимал нас слесарь Коська, парнишка из ремесленников. Это зрелище произвело на нас неизгладимое впечатление. Этот балагур был известен ещё и своей бесшабашной удалью.

(Арсирий А. Т. «Занимательные материалы» М., «Просвещение, 1995.)

Задание 4. Свободный диктант по упр. 63. Тетради сдать на проверку.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

6. Выводы по уроку

— Назовите характерные черты публицистического стиля.

7. Домашнее задание

Из газет или журналов вырежьте тексты, написанные в публицистическом стиле. Укажите в них черты, характерные для данного стиля.

ТЕМА: Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий; научить определять гласные в окончаниях причастий; повторить признаки прилагательных у причастий; продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков; р/р. Составить предложения с причастиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Дети зачитывают газетные статьи, которые они подобрали, находят признаки, характерные для публицистического стиля.

3. Работа со словарными словами

Гирлянда, отразить, калитка, искриться, колонна.

— Придумайте с этими словами предложения. Преобразуйте глаголы: отражать и искриться в причастия, согласуйте их с существительными; подберите причастия к существительным: калитка, колонна, гирлянда. Запишите составленные словосочетания в тетрадь. Определите у причастий признаки прилагательных. Просклоняйте два словосочетания. Что вы заметили?

4. Новая тема

-  Знакомство с материалом на стр. 29 учебника.

— Как склоняются причастия?

— Просклоняйте данные слова во множественном числе, как они склоняются?

— Какой вывод мы можем сделать?

— Чтение правила на стр. 30.

Запись в тетради с объяснением учителя, определить падеж у причастий.

Огромные птицы уже носились над заснувшими верхушками.      

На снегу вился след, оставленный пугливым зайчонком.

Я смотрю на вырытую дождём дорогу, и какая-то невообразимая тоска охватывает меня.

5.Закрепление

Задание 1. Упр. 64 (письменно).

Задание 2. Запишите словосочетания в форме родительного/' дательного, творительного и предложного падежей. Обозначьте изучаемые орфограммы.

Предполагавшийся поход, строящееся здание, трепещущая рыба, дремлющий старик, лающая собака.

Задание 3. Упр. 65 (письменно).

6. Повторение материала предыдущих уроков

Задание 4. Подберите прилагательные и причастия к данным существительным: рыба, собака, яблоко. Определите их общие признаки.

Задание 5. Образуйте от данных глаголов причастия, определите общие признаки причастий и глаголов: увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Задание б. Упр. 68.

7. Выводы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

— Расскажите о правописании гласных в падежных окончаниях причастий.

8. Домашнее задание

Стр. 30 (правило); упр. 67, 66.

ТЕМА: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; выяснить, что называется определяемым словом и зависимым; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота; повторить окончания причастий; р/р. Формировать навык вдумчивого чтения текста, развивать изобретательность, способность находить нестандартные ходы.

ХОД УРОКА

1. Организационным момент

2. Тетради с домашней работой собрать на проверку

3. Орфографическая диктовка

Сверкающая гирлянда; отражающий свет; движущаяся колонна; созданное мировоззрение; присутствовавший на семинаре; искрящийся снег; ведущая в парк калитка.

— Определите окончания причастий.

—Перечислите (устно) морфологические признаки у данных причастий.

— В каждом словосочетании выделите главное слово. Что называется главным словом?

Запись в тетради

главное слово определяемое слово (от него задаётся вопрос).

зависимое слово — слово, к которому задаётся вопрос.

— Найдите в каждом записанном словосочетании зависимое и определяемое слово.

Образец записи :

3 а д а н и е 1. Запишите словосочетания в два столбика: в первый — причастие + зависимое слово; во второй — главное слово + причастие; выделите окончания причастий.

В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.

— Словосочетание блистающая золотом листва разберите.

4. Новая тема                                                                                                                                                                                               

Листва, блистающая золотом, повеяла чем-то сказочным.

Сравните:

Блистающая золотом листва повеяла чем- то сказочным.

— Запишите предложение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

— Найдите грамматическую основу.

— Какое существительное определяет причастие блистающая?

— Выпишите словосочетания блистающая золотом и  блистающая листва. Найдите в каждом из них определяемые слова.

— Можно ли назвать причастие с зависимым словом смысловым отрезком?

Наблюдение за языковым материалом учебника, стр. 31.

— Назовите причастный оборот в записанном вами предложении.

— Запишите перестроенное предложение.

— Какой вывод по своим наблюдениям вы можете сделать?

5.Закрепление

Задание 1. Упр. 69 (двое выполняют на доске).

Задание 2. Упр. 70 (самостоятельное выполнение с последующей проверкой).

6. Выводы по уроку

— Какую новую информацию о причастии вы получили на сегодняшнем уроке?

 Игра «Мнемоника». Проводится конкурс на лучший мнемонический приём, позволяющий лучше запомнить тему (ребята могут составить таблицы, нарисовать рисунки, сочинить стихи по пройденной теме). Результат такой игры: формирование осознанного отношения к процессу запоминания, способствовавшего выбору оптимального для каждого способа работы с материалом, который надо механически запомнить.

7. Домашнее задание Выучить правило № 6, упр. 71 (в тексте обязательно использовать причастия).

ТЕМА: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

ЦЕЛИ УРОКА: дать понятием причастном обороте; выяснить, что называется определяемым словом и зависимым; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота; повторить окончания причастий; Р/р..Формировать навык вдумчивого чтения текста, развивать изобретательность, способность находить нестандартные ходы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Чтение вслух 2-х — 3-х работ. Во время чтения учащиеся должны на слух выделить причастия.

3. Предложение для синтаксического разбора

До нашего пристанища оставалось ещё километров десять, а огромная туча, неизвестно откуда взявшаяся, двигалась к нам навстречу с неумолимой быстротой.

С наступлением первых холодов над пространствами материков, рек и морей, расположенных в умеренном поясе северного полушария, начинается передвижение воздушных полчищ кочующей птицы, ежегодно отлетающей от мест гнездования на места зимовки.

(И. Соколов-Микитов)

— Объясните орфограммы.

— Выпишите причастия с определяемыми словами.

— В причастиях выделите основы и окончания. Вспомните, что мы говорили о формообразующих суффиксах.

— Что называется определяемым словом, что — зависимым?

— Что называется причастным оборотом?

— Как выделяется причастный оборот на письме?                                                                                                                                                                                                                                                    

— Посмотрим, как выделяется причастный оборот графически. На доске рисуется схема причастного оборота.

— Перестройте ваше предложение так, чтобы причастный оборот не выделялся запятыми.

— Как подчёркивается причастный оборот в предложении?

4. Формирование навыков

Задание 1. Упр. 75 (устно).

Задание 2. Упр. 72 (выполняется по цепочке, с выполнением всех заданий, указанных в упражнении).

Слово пакет заносится в словарь.

Задание 3. Тестирование.

1. Найдите причастие с зависимым словом:  

а) расшитый ковёр;    6) захватывающий фильм;        в) опалённый дыханием осени; г) несшийся ветер.                                                                                                                                                

найдите причастие с зависимым словом:

а) похожий на чёрта;    б) рассыпанные ветки;     в) выросший город;      г) заснувшее озеро.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   3.Найдите причастие с определяемым словом:

а) полыхающая печь;      б) певший звонко;    в) пахнувший нефтью;    г) затерявшийся в глуши.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

4.Найдите причастие с определяемым словом:

а) запрещённый государством; б) затерявшийся в снегах; в) возвышавшаяся над водой;  г) вылившаяся туча.

5.Найдите слово с орфографической ошибкой:

а) гирлянда;      б) колона;      в) отразить;        г) пакет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

5.  Выводы по уроку

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Схема предложения с причастным оборотом ещё раз воспроизводится на доске.

6. Домашнее задание

Упр. 74. 73; выучить слово пакет.

ТЕМА: Р/р. Описание внешности человека.

ЦЕЛИ УРОКА: подготовить ребят к написанию сочинения; активизировать словарный запас учащихся; повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности; провести работу по вычленению причастных оборотов в тексте.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Тетради с домашней работой собрать

3. Повторение пройденного (вопросы к классу)

— Какие типы текста мы с вами изучили?

— Как вы понимаете значение сочетания слов: текст-описание? (Прим.: в описании говорится об одновременных признаках).

— Какие виды сочинений-описаний вам знакомы? (Описание места, действия, природы, предмета, человека и т.д.).

4. Новая тема

Задание 1. Упр. 76.

— Что называется словесным портретом?

— Запишите основные виды словесного описания внешности человека.

Задание 2. Определите, кому принадлежат следующие словесные портреты:

1. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать.

(В.Г. Короленко «Дети подземелья)). Портрет Маруси)

 2. Как орёт в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да подмётывает,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё да шелковые,                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Сошка у оратая кленовая,        

Омешки на сошке булатные,

Присошничеку сошки серебряный,

А рогатчик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

(Былина о «Вольге и Микуле». Портрет Микулы)

3. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», как и Настя. Был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как и у сестры, глядел вверх.

(М. Пришвин «Кладовая солнца». Портрет Митраши)

— Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои тексты более образными?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

(В первом тексте автор стремится подчеркнуть, что девочка слаба, не по годам серьёзна. Сравнивает её с цветком, выросшим без солнца. Писатель обращает внимание на бледность и хрупкость героини.

Во втором тексте снаряжение, одежда, и даже лошадь подчёркивают незаурядность и необычность героя. Главные художественные средства здесь— гипербола и эпитеты.                                                                                                                                                                                            

В третьем отрывке автор использует множество определений, характеризующих своего героя. Митрашу писатель называет «мужичком в мешочке», показывая этим его жизненный ум и сметливость, развитые не по годам, и в то же время — очень юный возраст.)

Запись в тетради

1. В текстах-описаниях передаются одновременные признаки.

2. В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения; говорящие детали; эпитеты и гиперболы.

3 а да н и е 3.

Упр. 78. Прочитайте текст. Что примечательного показалось вам во внешности юноши? Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения. Какой способ связи использует автор для связи 1-го, 2-го и 3-го предложений? Объясните слово дёгтем.

3 а д а н и е 4. Подберите эпитеты словам: глаза, волосы, губы, взгляд, друг, головушка. Какие из них можно использовать в текстах-описаниях?

Ответы: ясные, шёлковые, алые, острый, верный, буйная.

3 а д а н и е 5. Подберите сравнения, закончив словосочетания.        

Красивый как ...;

лохматый как ...;

худой как ....;

толстый как ...;

могучий как ...

чистый как ...;

веселым как ...;

длинный .как ...;

ясный как ...;

блестящий как ...;

рыхлый как ...;

стройный как ....

— Для чего в текстах-описаниях используются сравнения?

5. Выводы по уроку

—   Какие   средства   художественной   выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы найти более точное описание внешности своего героя?

— Можем ли мы строить тексты разного типового значения (описание,повествование и рассуждение), когда даём описание внешности человека?                                                                                                                                                                                                             6. Домашнее задание

Упр. 82.

ТЕМА: Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы».

ЦЕЛИ УРОКА: подготовить учеников к написанию сочинения; написать сочинение; продолжить работу по раскрытию творческих способностей и образного мышления.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка; на доске выполняется синтаксический разбор первого предложения.

— Какие средства художественной выразительности используют авторы текстов при описании внешности человека?

— Для чего нужны причастные обороты в текстах-описаниях?

3. Подготовка к сочинению

Чтение задания к упр. 77.

Рассматривание репродукции картины в учебнике.

— Какой тип текста должен быть у вашего будущего сочинения?

— Сколько частей должно включать в себя сочинение?

— Составьте план своего сочинения, используя задание к упражнению.

— В какой части вы дадите описание внешности Милы?

— В какую часть включите диалог?

— Что называется диалогом? Как он оформляется на письме?

— К какому стилю относится диалог?

— О чём вы расспросите девочку, читающую книгу?

— Составьте диалог.

— Опишите внешность девочки.

Лицо

Глаза (взгляд)

Волосы

Одежда

Поза

— Составьте таблицу определений «внешность Милы», включите в неё художественные средства выразительности.

— Какие краски использует художник?

— Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?

— Опишите комнату, с какой стороны она характеризует девочку?

— На какие детали автор картины обращает наше внимание? Почему рядом с креслом лежат коньки?

— Как вы думаете, о чём книга, которую читает девочка? Почему вы так решили? Интересная ли она?

— Составьте начало текста и концовку.

4. Работа с черновиками

Тема: Повторение по теме "Причастие"

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Упр. 149

1 ученик. Записать текст упражнения, подчеркнуть грамматические основы, указать виды причастий;

2 ученик. Выполнить морфологический разбор причастия (мигающими). Определить тип и стиль текста, обосновать свой ответ.

2. Работа с классом.

1. Беседа:

- Что такое причастие?

- Назовите два вида причастий.

- Чем отличаются действительные и страдательные причастия?

- Запишите суффиксы причастий (2 человека к доске):

д. п. н. в – -ущ- ющ- (от глаголов 1 спр.) ащ – ящ- (от глаголов 2 спр.)

д. п. п. в. – -вш- ш- (перед – вш- сохраняется суффикс неопределённой формы глагола)

с. п. н. в. - -ем-ом-(от глаголов 1 спр.), -им- (от глаголов 2 спр.)

с. п. п. в. – енн- (от гл. на –ить), -нн-(от гл -ать, -ять)

2. Выполнение заданий (см. приложение).

(Все последующие задания выполняются каждым учеником индивидуально в ходе работы на уроке, ответы вписываются в таблицы ).

Задание №1. Перед вами текст. Прочитайте его и выполните указанные задания.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные.

Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.

действительные        страдательные

грохочущие                    придавленные

бьющиеся                    неукрощённое

успокоившиеся        сжатые

бормочущее                    разъярённым

ломающихся                    придавлены

напиравшей                    сжаты

встретившее                    не укрощены

торжествующим        разъярены

         

- Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму. Какую колонку будем дополнять? Почему? (вторую – только страдательные причастия имеет краткую форму)

- В чём состоит разница написания кратких и полных страдательных причастий (с НЕ раздельно, одна буква н)

Задание № 2.

Найдите в тексте предложения, в которых есть причастные обороты. Выпишите номера этих предложений и выполните их пунктуационный разбор.

№ 2(простое предложение, осложнено причастным оборотом)

№ 4 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)

№ 8 (простое предложение, осложнено причастным оборотом, однородными сказуемыми)

№ 9 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)

Задание № 3.

Перестройте 2 и 4 предложение так, чтобы получились сложные предложения. Выполните синтаксический разбор полученных предложений.

№ 2. Набегали грохочущие волны, которые бились о подножие тороса (сложноподчинённое)

№ 4. Смолкли успокоившиеся волны, которые придавила тяжкая груда льда (сложноподчинённое)

Дополнительный вопрос: в записанных предложениях найдите слова, в которых произносится звук ш (успокоившиеся, тяжкая)

Задание № 4.

Выпишите из текста причастия со следующими орфограммами:

Гласные в приставках пре, при.

Чередующиеся гласные в корнях слов.

Не с причастиями.

- Выполните морфемный разбор следующих причастий, дополните каждый ряд причастий словами такой же части речи с указанными орфограммами

(придавленные, напиравшей, неукрощённые)

- Может ли слово неукрощённые писаться с НЕ раздельно?

- При каком условии? (в краткой форме, если есть зависимое слово). Приведите пример (никем не укрощённые).

- Назовите условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

Задание № 5. Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор.

Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

Поэма состоит из (не)завершённых глав.

Нужная книга (не)прочитана.

(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.

(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.

Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

- Задание по вариантам:

1 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется слитно;

2 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется раздельно.

- Какое правило слитного написания НЕ с причастиями не было проиллюстрировано примерами? (без НЕ не употребляются – слитно)

Задание № 6. Замените предложенные слова синонимами без НЕ и объясните написание:

Негодующий -

Неистовствующий -

Недоумевающий -

Ненавидящий –

Задание № 7. В предложениях, над которыми мы работали в задании № 5, в двух словах остались пропущенные буквы. Вставьте их и объясните написание.

Не замешанный в преступлении человек – незамешенное тесто

- От чего зависит написание гласных перед НН? (от суффикса глагола, от которого образовано причастие)

Записать под диктовку, с полным причастием запишите его краткую форму:

Расстрелянные предатели, подстреленная утка, настоянный на травах чай, удостоенный награды, выкачанная из бочки нефть, выкаченная из подвала бочка.

Задание № 8.

Тест.

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:

люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т

стро..щийся дом, иголки кол..тся

крас..щие вещества, травы стел..тся

пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:

дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья

подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду

та..щий снег, постро..ное здание

выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

подсуше..ое бельё, стари..ые вещи

не выуче..ы уроки, связа..ый свитер

нечая..ый взгляд, кури..ый бульон

ути..ая охота, кова..ая лошадь

4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:

ненавид..щие войну, мы не испорт..м

мягко стел..щий, разделяя..щий людей

та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд

движ..мый ветром, окно занавеш..но

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

1,2

2,3

1,2,3

3,4

Итог урока. Оценки.

Д/З. Выписать из “Песни про купца Калашникова” 10 причастий с определяемым словом, указать их вид

ТЕМА: Одна и две буквы Н в наречиях на О, Е.

Цели урока:  познакомить учеников с написанием н и нн в наречиях на -о и -в;  формировать навык написания оной и двух букв н в наречиях на -о и -е;  повторить написание н и нн в прилагательных и причастиях; р/р. Конструирование предложений с одинаково звучащими причастиями и наречиями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Тетради с домашним заданием собрать 210

3. Орфографическая диктовка

Медленный шаг; искусственный цветок; мороженые овощи; копчёная колбаса; жаренная хозяйкой рыба; скованный цепью; обдуманный поступок; варёная морковь; рассеянная улыбка; путаный ответ; мороженые фрукты; девочка организована; бешеный нрав; сожжённое письмо.

4.  Новая тема

На д о с к е записаны пары слов:

Обдуманный – обдуманно

Восторженный – восторженно

Искусный – искусно

Интересный - интересно

— Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?

—  Каким способом образованы наречия?

—  От чего зависит употребление одной и двух букв н в наречиях на I -о и -е?

Чтение материала на стр. 108.

—  Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

Следует отличать наречия от кратких страдательных причастий

среднего рода.

Запись на д о с к е

Зрители слушали удивленно.                                   Собрание удивлено сообщением.

—  На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложениях?

—   Какими членами предложения являются эти слова?

—  От каких частей речи зависят?

В ы в о д : в первом предложении удивлённо наречие образа действия: вопрос (как?) задаётся от глагола, является обстоятельством; во втором удивлено — краткое причастие: является сказуемым, зависит от существительного.

5. Закрепление темы

Задание 1. Составьте предложения со следующими словами: обоснованно — обосновано; сдержанно — сдержано; сосредоточенно— сосредоточено; обеспеченно — обеспечено.

Задание 2. Упр. 235 (выполняется на доске).

Задание 3. Подберите к наречиям синонимы, которые пишутся с нн или н.

Спокойно, тревожно, невнимательно, быстро, смело, напрасно.

Синонимы: безмятежно, беспокойно, рассеянно, мгновенно, бесстрашно, бесполезно.

Задание 4.   Упр. 234 (самостоятельно).

3 а д а н и е 5. Запишите прилагательные под диктовку. Образуйте наречия на -о и -е отданных слов. Подчеркните изучаемую орфограмму. От каких слов невозможно образовать наречия?

Туманный, юный, деревянный, башенный, серебряный, глиняный, громадный, неожиданный, смущённый, таинственный, машинный, пустынный, медленный, солидарный, объективный.

— Объясните значение последних двух слов. Подберите к ним одно-коренные слова.

6. Выводы по уроку

—  От чего зависит употребление одной и двух букв н в наречиях на -о и -е? — Как отличить краткое причастие в предложении от наречия на -о и -е?

7. Домашнее задание

Выучить правило, упр. 236.

ТЕМА: Одна и две буквы Н в наречиях на О, Е.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с условиями написания букв one после шипящих на конце наречий;  формировать навык написания о и е после шипящих на конце наречий; повторить написание о и е после шипящих в разных частях слова; р/р. Конструирование словосочетаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2.  Проверка домашнего задания

3. Новая тема

Орфографическая диктовка.

Ежовый, галчонок, шов, щёки, вещевой, дешёвый, меньшого, ночёвка, большого, жжёт, дружок, трущоба, свечой, внучонок, ожог руки, плющом, задачей, ожёг руку, шёпот обнаруженный, решётка, хорошего, шофёр.

— Объясните свой выбор букв о и ё после шипящих.

—  Выпишите из упражнения в столбик следующие слова: Ежовый, вещевой

Большого, хорошего Щёки, шов Ожёг руку Обнаруженный

—  Рядом напишите к какой части речи относятся эти слова. Выделите часть слова, в которой встречается орфограмма «о и е после шипящих».

—Вспомните правила написания о и е после шипящих в разных час-I тях речи (в корнях слов, суффиксах и окончаниях), графически выделите орфограммы в словах, переписанных в тетради.

—  Допишите себе в тетрадь следующую пару слов: хорошо блестяще.

—   Поставьте в записанных наречиях ударение; выделите часть слова, в которой находится изучаемая орфограмма; сформулируйте правило о правописании о и е после шипящих на конце наречий.

—  Сравните свой вывод с материалом учебника на стр. 111.

—  Выпишите слово ещё в словарь.

4.Закрепление

3 а д а н и е 1. Упр. 241 (устно).

Задание 2. Упр. 242 (выполняется на доске и в тетрадях).

Задание 3. Распределите слова по столбикам: о после шипящих, е после шипящих. Выделите части слов, в которых есть эта орфограмма. Слова зачитывает учитель.  ,

Лужок, верблюжонок, кумачовый, горячо, блестяще, крыжовник, врачом, большой, сожжённый, хорошо, волнующе, уничтожающе, у незнакомцев, ручонка, шалашом, посажёный отец, чёрствый, шорох, лужок, продажей, метражом, блестяще, собачонка, этажом, сокращён, лишён, жжёшь, печём, ключом, завершён, левшой, свежо, ранцем, овражек.

— Подчеркните слова, правописание которых нужно запомнить.

— С наречиями из упражнения составьте словосочетания, обозначьте в каждом определяемое зависимое слова.

Задание 4. В записанных на доске словах подчеркните только те, в которых допущены ошибки.

Инструктажом, пропажой, ношой, неуклюжо, певуче, моржом, блестяще, стужой, свежо, тушонка, печом, горячо, грушой, бережём, медвежёнок, речонка, ещё.

5.  Выводы по уроку

—  Какая гласная пишется на конце наречий после шипящих под ударением?

—  Как проверить гласную после шипящих в корне слова?

6.   Домашнее задание

Выучить правило, упр. 243.

ТЕМА: Буквы 0 и А на конце наречий.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить ребят с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-;  повторить правописание о и е в различных частях речи;   р/р. Провести словарную работу;   повторить различные виды разбора.

ХОД УРОКА 1

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (по цепочке) На д о с к е шапка таблицы.

О и Ё после шипящих

В существительных и прилагательных

В причастиях и глаголах

В наречиях

Исключения

В корне...

В суфффиксе...

В окончании...

В суффиксе

Ребята по очереди выходят к доске и заполняют колонки своими примерами.

Каждому ряду и варианту достаётся одна колонка для заполнения.

4. Синтаксический разбор предложения

Вронский был в высшей степени бережлив и расчётлив. (Л. Толстой.)

- Образуйте от слова бережлив наречие. Каким способом оно образовано:

— Разберите данное наречие по составу.

—  Определите его разряд.

—  Перепишите слова бережливо и конкретно (стр. учебника 108) себе в словари.

—  Подчеркните буквы, в написании которых можно ошибиться.

—  Определите лексические значения данных слов.

—   Подберите синоним к слову бережливо — экономно.

— Подберите антоним к слову конкретно — абстрактно.

—Устно составьте словосочетания с данными словами.

5. Новая тема

На доске схема

В-

-лев-

На-

-прав-

-0

За-

-прост-

Из-

-далек-

До-

-красн-

С-

-начал-

Какие приставки требуют суффикса -а, а какие суффикса -о?

Для проверки конечных букв в таких наречиях можно использовать слово окно: поставьте после приставки, с которой начинается наречие, слово окно. Какой букве будет соответствовать ударная конечная буква в имени существительном, та и будет писаться в наречии

Слова смолоду, сослепу, смалу выписываются в словари.

6. Закрепление

Карточки с заданиями отпечатаны на каждого ученика.

Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Справ.., запрост.., снов.., медленн.., занов.., доходчив.., напевн.., добел.., за-светл.., надолг.., смолод.., изредк.., издавн.., слев.., досух.., напрасн.., вправ...

Задание 2. Составьте словосочетания с данными словами. Наречия разберите по составу.

Добела, напрасно, досуха, набело, смалу.

Задание 3. Упр. 245 (самостоятельно).

7. Тестирование

Найдите четвёртое «лишнее» слово.

1. а) сначал..;

б) напевн..;

в) добел..;

г) докрасн..;

2. а) мягк..;

б) вправ..;

в) запрост..;

г) слев..;

3. а) искос;

б) досыт..;

в) наглух..;

г) дочист.;

4. а) певуч..;

б)испытующ..

в) горяч..;

г)уничтожающ.

5. а) свеж..;    

6) ещ..;

в) хорош..;

г) горяч..;

б. а) стриж..т;

б) ж..лудь;

в) руч..нка;

г) реш..тка;

7. а) сослеп..;

6) смал..;

в) бережлив..;

г) смолод...

8. Выводы по уроку

—Каковы условия выбора букв о или о на конце наречий?

9. Домашнее задание

Выучить правило, составить карточку для своего соседа по парте (20 наречий)с пропусками.

ТЕМА: Буквы о и о на конце наречий.

ЦЕЛИ УРОКА:  познакомить ребят с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-;   повторить правописание о и е в различных частях речи;   р/р. Провести словарную работу;   повторить различные виды разбора.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, обучающая программа  1С русский язык.

ХОД УРОКА 2

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Ребята обмениваются карточками с заданиями, вставляют.пропущенные буквы, обозначая графически орфограммы.

3. На доске записаны словосочетания с пропусками

Ребята по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, графически обозначают орфограммы.

Соб..рать слев..; задолг.. до ра(с,сс) вета; забл..стеть снов..; прот..реть начист..; располагаться справ..; раскалено добел..; нак..рмить досыт..;кричать ярос.н..; посм..треть искос.

—Выполните фонетический разбор слова яростно.

4. Свободный диктант (текст перед глазами учащихся)

—Прочитайте текст.

Скоро вечер, а солнце и не думает о ночлеге, но вот оно вышло из забывчивости и стыдливо покраснело.

Опуская лучи в гущи облаков, мимоходом солнце начало красить весь западный небосклон неба.

Ширь небесная зарделась от улыбки, и далёкие уголки лесного Засурья заиграли красноватым цветом.

А солнце от быстрой ходьбы и работы совсем уже стало огненным. Оно начало заваливаться набок, опускаясь на облачные перины. Слабеющими лучами попробовало было зацепиться за край неба, да дремота и многотрудная работа за день совсем одолели светило. Оно стало опускать лучистые руки и надвигать на себя одеяло из редких мерцающих звёзд.

—Спокойной ночи, Земля!

(Ф. Нестеров)

—  Определите тему текста и озаглавьте его.

— Какие орфограммы встретились вам в тексте?

— Найдите в тексте средства художественной изобразительности.

—Каким синонимом автор заменяет слово солнце?

—  Найдите предложение с обращением.

- Найдите наречия, выпишите с ними словосочетания.

— Определите разряды наречий..

—Каковы микротемы в тексте?

—Прочитаете текст ещё раз.

—Перескажите его письменно, близко к тексту.

5. Выводы по уроку

— Какую роль играют наречия в речи?

6. Домашнее задание

Упр.247.

ТЕМА: Изложение.

ЦЕЛИ УРОКА:  учить писать изложения;  уметь составлять план по тексту;  продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;    

р/р. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Чтение текста изложения учителем

Когда были открыты драгоценные камни

Никто не знает, когда впервые были открыты драгоценные камни, но человек восторгается ими с древних времен. Тысячелетиями драгоценности носили, чтобы уберечься от духов и болезней. Даже сегодня некоторые люди верят в особую силу камней.

Первые упоминания о драгоценных камнях мы находим в Библии. В 28 главе книги Ветхого Завета говорится о нательной пластинке, которую носил высокий церковный служитель Аарон. Пластинка была украшена 12 драгоценными камнями.

Древние египтяне использовали драгоценные камни в орнаментах и украшениях. Они были умелыми в искусстве обработки драгоценных камней, и их узоры на камнях сохранились до сих пор. Египтяне носили амулеты. Это были драгоценные камни, обработанные в форме священного египетского жука скарабея. Считалось, что тот, кто носит скарабея, защищен добрыми духами.

В древние времена драгоценные камни различались по цвету. Название рубин давалось всем драгоценным камням красного оттенка. Все зеленые камни назывались изумрудами, а голубые — сапфирами. Ценность камня зависит от цвета, яркости, редкости, твердости.

Драгоценными называют многие камни. Но в действительности это относится только к четырем самым ценным камням — алмазу, рубину, изумруду, сапфиру.

Алмаз считается сегодня самым драгоценным, так как он обладает самой большой твердостью среди всех камней. Изумруд один из самых мягких среди твердых драгоценных камней.

Существует много легенд об изумрудах. Одна из них говорит о том, что чаша Грааля, из которой пил Христос в последнюю вечерю, была вырезана из огромного изумруда. Считалось, что изумруд имеет лечебную силу. Согласно другой легенде, изумруд наделил своего хозяина даром предсказания будущего. Говорили, что, всматриваясь в зеленую глубину, вы можете увидеть, что произойдет с вами.

(А.Дитрих «Разноцветные истории»)

3. Работа по тексту

—  Определите главную мысль текста.

—  Что нового вы узнали о драгоценных камнях?

—  Какой камень считается самым драгоценным?

— В какой книге впервые говорится о драгоценных камнях?

4. Чтение учителем текста второй раз (по абзацам)

Ребята самостоятельно составляют план текста. Проверка составленного плана.

— Какие пункты плана вы записали?

 -— Сколько микротем в тексте?

5. Работа с орфограммами

На доске записаны слова из текста с пропущенными буквами. Ребята объясняют орфограммы.

Драгоце..ые, тысячелетиями, (не) которые, ..рнамент, и(с,сс)ку (с, сс)тво, |обраб6та(н,нн)ые, свяще(н,нн)ый, це(н,нн)ый.

6. При желании текст читается третий раз.

7. Написание изложения

Слова, записанные на д о с к е .

Чаша Грааля; Христос; жук скарабей; служитель Аарон; Ветхий Завет;  изумруды; сапфиры; алмазы; рубины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Поурочное планирование  „Deutsch“ Klasse 5 (авторы И. Л. Бим, Л. И. Рыжова) 4 год обучения, нашла её в интернете переделывала под себя, переводила, редактировала....

Поурочное планирование 1 класс Новые стандарты.

ПланированиеI, II  четверть, IIIчетверть...

Методическая разработка (поурочное планирование 3 класс )

Методическая разработка. Поурочное планирование уроков информатики в 3 классе....

Поурочные планы 4 класс

Поурочные планы 4 класс...

Поурочные планы ,3 класс,русская подгруппа

Разработки поурочных планов....

Поурочные разработки 8 класс

Ознакомительная версия поурочных разработок по информатике И ИКТ , учебник Угринович Н.Д. ОС Линукс минт Росинка....

Поурочное планирование 8 класс Мордкович 4ч в неделю

Алгебра, 8 класс4 часа в неделю, всего 136 часов Учебник: А.Г.Мордкович, Алгебра 8 Москва, Мнемозина 2012...